«Слишком знаковый угол! Слишком знаковый!» — так говорил о здании лавок купца Курманаева на пересечении улиц Чернышевского и Профсоюзной мэр Казани Ильсур Метшин. Однако к Универсиаде здание завесили баннерами, а подрядчику ТАИФа Драгону Ристичу пришлось отдать его за долги. И вот попытка №2 — за дело взялся бизнесмен Олег Новосельский. Подробности стартовавшего на днях проекта выяснил «БИЗНЕС Online».
К восстановлению здания лавок купца Курманаева, наиболее известного казанцам под видом бывшего кинотеатра «Спутник», приступила компания ООО «Восток-С» (нажмите, чтобы увеличить)
ЛАВКИ КУПЦА КУРМАНАЕВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАСАД ДОМА НА ЧЕРНЫШЕВСКОГО ПОДНИМУТ К МУНДИАЛЮ
К восстановлению здания лавок купца Курманаева, наиболее известного казанцам под видом бывшего кинотеатра «Спутник», приступила компания ООО «Восток-С». У дома, расположенного на пересечении улиц Чернышевского и Профсоюзной, недавно появился паспорт объекта с указанием сроков. Начало работ — третий квартал 2017 года, окончание — четвертый квартал 2019. Но это, что называется, «осторожные» сроки: фасады здания его владелец — компания «Восток-С» — планирует воссоздать уже к чемпионату мира по футболу, рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор компании Олег Новосельский. При поддержке инвесторов, которых компания искала примерно два года, есть намерения восстановить утраченное здание в первоначальном виде.
Официально памятником здание на Чернышевского, 8 не является, хотя и входит в перечень вновь выявленных объектов с признаками исторического наследия — дом включен в него в 2015 году.
Сегодня это даже не здание, а скорее нечто вроде «гнилого зуба» в центре города, напротив «Сибирских номеров». От дома сохранилась единственная фасадная стена, выходящая на улицу Профсоюзную, и фрагменты боковых стен. При воссоздании планируется сохранить остатки исторической кирпичной кладки.
От дома сохранилась единственная фасадная стена, выходящая на улицу Профсоюзную, и фрагменты боковых стен
«Мы решили делать все как положено, благо опыт реставрации есть, — говорит Новосельский. — Прошли все экспертизы, обсуждали проект и со Светланой Персовой (замминистра культуры РТ — прим. ред.), и с Олесей Балтусовой (помощник президента РТ — прим. ред.). Обратились к профессиональным архитекторам-реставраторам, проект делала студия заслуженного архитектора Светланы Мамлеевой».
Архитекторы выяснили: по следам сохранившихся стен и архивным документам есть возможность восстановить утраченное здание в первоначальном облике — было бы желание. Два года ушло на согласования: проект прошел историко-культурную экспертизу, минкульт РТ выдал ордер на выполнение работ. Единственное, пожалуй, крупное отличие — это парковка на два десятка машино-мест, на которой настояли новые владельцы и которой, по понятным причинам, не было в XIX веке. «Без парковки невозможно эксплуатировать — все-таки центр города», — объясняет Новосельский.
Место строительства купец Курманаев выбрал примечательное: неподалеку от Кремля, у южной стены Гостиного двора
«СЛИШКОМ ЗНАКОВЫЙ УГОЛ»
Архитекторы-реставраторы раскопали в архивах массу документов — от проекта до фотоматериалов. По ним сделали рабочий проект. В итоге инвесторы намереваются возродить практически подлинный облик лавок купца Андрея Курманаева, использовав для кладки фасадов дорогой клинкерный кирпич. «Исторически фасад в лавках Курманаева был из красного кирпича. В таком виде он и будет восстанавливаться», — объясняет Новосельский.
Вид на толкучий рынок и лавки Курманаева, конец ХIХ века. Угол улиц Гостинодворской и Малой Проломной
Проект каменного двухэтажного здания с цокольным этажом и балконом, с обходной металлической галереей на кованых столбах по периметру купец 2-й гильдии Андрей Алексеевич Курманаев представил городской управе в 1872 году, говорится в исследовании проектировщиков. Место строительства примечательное: здесь, неподалеку от Кремля, у южной стены Гостиного двора, в XIX веке кипел толкучий рынок, просуществовавший, кстати, до 30-х годов XX века. По архивным фотографиям удалось установить, что от первоначально предполагавшейся штукатурки купец отказался, оставив стены из кирпича, выделявшиеся на фоне окружавшей его архитектурной среды, выполненной в штукатурной отделке. Все фасады по центру были украшены выступающими ризалитами с треугольными фронтонами, третий этаж был украшен спаренными арочными окнами. Лавки сдавались внаем, здесь можно было купить обувь, одежду и прочие необходимые в быту вещи.
В 1950-е годы его реконструировали под кинотеатр «Спутник» (вид со стороны улицы Чернышевского)
После революции здание попало в собственность республики, а в 1950-е годы его реконструировали под кинотеатр «Спутник». Карнизы и профили срубили, балкон разобрали, галерею — тоже. Объект надстроили и оштукатурили, внутри появился кинозал на 300 мест. В конце XX века популярный в советские годы кинотеатр закрылся. А в 2012 году у здания объявился новый собственник — компания «МД Арх» сербского бизнесмена Драгана Ристича. Компания известна как подрядчик ТАИФа — например, здание главного офиса холдинга и гостиницы «Мираж» возводила именно она. Источники «БИЗНЕС Online» отмечают, что участок изначально принадлежал именно ТАИФу, который затем передал его в собственность компании «МД Арх».
Первоначальный проект предполагал офисную «стекляшку» (здание со стеклянной крышей) с увеличением этажности до трех-четырех этажей — отштукатуренный дом в псевдоисторическом стиле
У прежнего собственника были свои планы на объект. Первоначальный проект предполагал офисную «стекляшку» (здание со стеклянной крышей) с увеличением этажности до трех-четырех этажей. Здание получилось бы, в принципе, таким, как обычно строят: отштукатуренный дом в псевдоисторическом стиле. Инвестор собирался разместить в здании бывшего кинотеатра небольшую гостиницу, французскую пекарню и ресторан. Но намерения нарастить историческое здание в высоту разбились о непреклонность чиновников. Застройщик разработал новый проект административного здания, но за год продвинулся только в ликвидации мешавших работам старых стен. «Слишком знаковый угол, слишком знаковый! Весь поток Профсоюзной, весь поток по Чернышевского в сторону Кремля идет», — поставил акцент в разговоре с представителем собственников мэр Казани Ильсур Метшин зимой 2013 года. Но к Универсиаде оставшиеся от здания полторы стены прикрыли баннером, и на этом процесс остановился.
ПРОЕКТ ЦЕНОЙ 120 МИЛЛИОНОВ
За внешним бездействием скрывались свои причины. Ристич, как выяснилось, не расплатился с ТАИФом за предоставление участка, и последний стал предъявлять на него свои права. Одновременно с этим с иском о взыскании долга в 3,8 млн рублей к ООО «МД Арх» в Арбитражный суд РТ обратилось и ООО «Восток-С». Конец спорам положило утвержденное судом мировое соглашение. ООО «МД Арх» уступил «Восток-С» права на участок и здание. Таким образом ООО «Восток-С» и стало владельцем здания бывшего кинотеатра.
Новосельский признается, что долго искал соинвесторов. Все-таки реконструкция здания (а тем более его восстановление в первоначальном виде) обходится в разы дороже, чем строительство с нуля. Немалых денег требует, в частности, перенос сетей. «Объект получается очень дорогой — столько сетей, трубопроводов, теплотрасса... Ориентировочно — около 120 миллионов. 100 из них уйдет на само строительство, около 20 — вынос сетей», — прогнозирует он. То есть в среднем — примерно 60 - 70 тыс рублей за «квадрат» площади. И это, вероятно, оптимистическая оценка. У известного владельца казанских особняков, миллиардера Алексея Семина, по заявлению его компании, на реновацию уходит по 100 тыс. рублей на метр.
«Золотое место» привлекает внимание потенциальных «жителей» — уже были предложения выкупить первый этаж. Но такой вариант не рассматривается: если здание и будет продаваться, то только целиком. Мотив прост: объект под Кремлем будет памятным, вечным и знаковым. А инвестиций, согласований и усилий тут требуется столько, что расставаться с объектом, доставшимся соленым потом, у владельца желания нет.
В 2012 году у здания объявился новый собственник — компания «МД Арх» сербского бизнесмена Драгана Ристича
«ГАЛЕРЕЯ, ОФИС, РЕСТОРАН...»
В компании не исключают, что впоследствии в здании могут разместить и собственный офис. К слову, пример подобного инвестирования в Казани уже есть. Компания «#СуварСтроит», поучаствовав в восстановлении гостиницы «Казань», в итоге практически там же и обосновалась. Такой подход — восстановить в Казани хотя бы по одному знаковому объекту — для застройщиков, похоже, становится доброй традицией. Под силу это, впрочем, не всем — уж больно кусается цена.
Проектом предполагается восстановление утраченного здания в прежних объемах — два-три этажа (из-за сложного рельефа местности так строил и Курманаев), примерно 2 тыс. кв. метров. В склоне с северной стороны по улице Профсоюзной планируется организовать цокольный пристрой, а под зданием — подвальный этаж с размещением парковки с заездом со стороны Профсоюзной. Фасадные работы, согласно проекту, планируется проводить «аналогично уже выполненным на здании бывшей гостиницы „Казань“». Здание гостиницы, напомним, также восстанавливали в первоначальном виде — на фасаде с улицы Баумана все использованные кирпичи — старые, свои.
Проектом предполагается восстановление утраченного здания в прежних объемах — два-три этажа, примерно 2 тыс. кв. метров
У архитекторов свое видение: в здании они предлагают разместить художественную галерею — с офисными помещениями, магазинами и рестораном. «На первом этаже предлагается разместить ресторан. В летнее время можно использовать балкон и террасу на крыше пристроя, где будут расставлены столики для обслуживания посетителей, как было в старину. На втором этаже располагаются административные и офисные помещения. На мансардном этаже предусмотреть выставочные залы», — отмечается в пояснительной записке к проекту.
Застройщик, впрочем, настроен менее оптимистично. Инвесторов, желающих вкладывать деньги в содержание художественной галереи, в Казани в лучшем случае можно пересчитать по пальцам одной руки.
РЕСТАВРАТОР ТЕАТРА, КРЕМЛЯ И ДК ИМ. ЛЕНИНА
Новосельский и его компания не новички на ниве реставрации. «Восток» упоминается, в частности, в рейтинге крупнейших получателей госзаказов по версии «БИЗНЕС Online». Компания Новосельского участвовала, к примеру, в ремонте фасадов обычных жилых домов, которые обновляли к Универсиаде-2013.
Олег Новосельский (слева) и его компания – не новички на ниве реставрации
Среди знаковых объектов — ремонтно-реставрационные работы в здании театра им. Джалиля на 78,6 млн рублей, капремонт Казанской духовной семинарии на улице Челюскина, 31а на 14,4 млн рублей. Кроме того, в послужном списке — реставрационные работы на объектах Казанского кремля и благоустройство территории на 33,8 млн рублей, а также капремонт базы театра им. Камала на 37,7 млн рублей.
Только за последние 12 месяцев, по данным справочно-информационной системы «Контур.Фокус», объем выигранных конкурсов — 787 млн рублей (в общей сложности 3 млрд рублей), выручка по итогам 2015 года — 701 млн рублей, чистая прибыль — 1,6 миллиона. Один из крупных тендеров — ремонт ДК им. Ленина в Казани (349 млн рублей). Напомним, что в ноябре прошлого года на сессии Госсовета РТ в ответ на интерес главного коммуниста РТ Хафиза Миргалимова президент РТ Рустам Минниханов заявил, что «дворец культуры имени Ленина в Казани будет достойным, как и музей Ленина». А саму реставрацию «вымолили» частушками на открытии парка «Крылья Советов».
«ВИД ФАСАДОВ СТАРОЙ КАЗАНИ ВОЗВРАЩАЕТ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО ГОРОДА»
Оценить воссоздание объекта в исторических фасадах «БИЗНЕС Online» предложил экспертам.
«Моя точка зрения не совпадает с венецианской хартией, когда сохраняют развалины и не дают возможности воссоздавать обратно, — сказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ заслуженный архитектор РТ и РФ Герман Бакулин. — У нас здесь настолько большие утраты исторической среды, и многие здания, которые формировали образ города в центральной части, утеряны. А вид фасадов старой Казани возвращает нам историческое лицо — хотя бы частично».
Конечно, если старые стены, как магнитная пленка, хранят прошлое, то новое здание уже не несет в себе какого-то исторического духа, подчеркнул он, как бы призывая владельца сохранить все, что можно. Но такая практика распространена повсеместно: после войны в Варшаве воссоздавали утраченную архитектуру, строили совершенно новые здания, возвращая городу прежний облик. «Поэтому к желанию вернуть Казани лицо я отношусь положительно: это практика, которая побеждает время», — заключил архитектор.
По мнению завкафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, здание, возможно, не очень ценно с точки зрения архитектурных качеств, но чем больше будет сохранено исторически адаптированной архитектуры, идентичной облику центральной части города, тем лучше. «Я не против новоделов, если они сохраняют идентичность. А вот строительство современных по облику модернистских зданий, которые вносят в центр стилистику второй половины XX века, — это не всегда хорошо. Кстати, когда там размещался кинотеатр „Спутник“, он был сделан именно как архитектура модернистского периода. Это был упрощенный, но модернизм», — заметил он в разговоре с «БИЗНЕС Online». По мнению Дембича, цена работ, заявленная владельцем, соответствует современным реалиям.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.