Заинский районный суд готовится приступить к рассмотрению дела о страшной аварии 2 июля, когда пассажирский автобус «Неоплан» въехал на трассе в два грузовика — MAN и «КАМАЗ». Источники «БИЗНЕС Online», близкие к следствию, помогли в деталях воссоздать события роковой ночи, установленные в том числе и на основе натурного эксперимента. Пока все «стрелки сходятся» на водителе Александре Ижмукове, который, однако, вины не признает.
Пока все «стрелки сходятся» на водителе Александре Ижмукове, который, однако, вины не признает / Фото: «БИЗНЕС Online»
ОЦЕНКА ЭКСПЕРТОВ: АВТОБУС ЕХАЛ СО СКОРОСТЬЮ СВЫШЕ 100 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС
В Заинский районный суд поступило на рассмотрение 13-томное уголовное дело о громком ДТП с участием пассажирского автобуса «Неоплан» и двух грузовиков — MAN и «КАМАЗ». Трагедия произошла 2 июля в 0:40 в 9 км от Заинска. Погибли 14 человек из 29 пассажиров, еще 12 получили повреждения различной степени тяжести, а 3 из них — тяжкий вред здоровью. В деле один обвиняемый — водитель автобуса «Неоплан» Александр Ижмуков.
Пресс-релиз о завершении расследования на прошлой неделе опубликовала Генеральная прокуратура РФ, утвердившая также обвинительное заключение по делу. Ижмуков обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Уголовный кодекс предусматривает за это нарушение наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет. Отметим, расследованием дела, которое вызвало большой общественный резонанс, на начальной стадии занималось ГСУ МВД по РТ, после чего оно было передано в главный следственный департамент МВД России. Тем не менее в следственную группу помимо москвичей вошли 10 сотрудников ГСУ МВД по РТ.
Картину произошедшего в ту роковую ночь корреспонденту «БИЗНЕС Online» помог восстановить источник в правоохранительных органах. Трагическому ДТП предшествовали рядовые события, которые нередко случаются на дороге: у грузовика MAN сгорело сцепление, и водитель-частник вызвал своего приятеля на «КАМАЗе» для отбуксировки до Заинска. Применив жесткую сцепку типа «треугольник», водитель MAN пересел в кабину «КАМАЗа» (правила не запрещали ему при таком типе буксировки покидать свое место — прим. ред.), и грузовики неспешно отправились в путь. На задней части MAN был установлен большой знак аварийной остановки.
За несколько километров до Заинска «КАМАЗ», двигавшийся по крайней правой полосе для движения, внезапно нагнал автобус «Неоплан», принадлежавший «Евразийской корпорации автовокзалов». Следствие предполагает, что находившийся за рулем Ижмуков уснул, — других объяснений тому, что он не заметил движущийся по дороге грузовик с аварийным знаком, нет.
Вдобавок водители большегрузов указали на то, что у MAN горели стоп-сигналы. По данным собеседника нашего издания, поводов для недоверия свидетелям у следователей нет, поскольку все прочие их показания подтверждаются системами спутниковой навигации «ГЛОНАСС».
Согласно показаниям спутниковой навигации, грузовики двигались со скоростью 30–40 километров в час. Внезапно «Неоплан» настиг их и ударил MAN передней правой частью в задний левый борт. По оценке экспертов, скорость автобуса в момент столкновения превышала 100 километров в час. Удар был такой силы, что «Неоплан» придал сразу двум крупнотоннажным грузовикам одномоментное ускорение в 15 километров в час. После столкновения автобус продолжил по касательной таранить MAN, пока кабина грузовика практически не сравнялась с автобусной. В этот момент и произошел взрыв. Поясним: удар пришелся «Неоплану» в ту часть, где находится топливный бак с соляркой; продолжив таран, автобус дошел до второго топливного бака грузовика. От столкновения баки деформировались, и под чудовищным давлением сжатая внутри солярка сдетонировала, превратив автобус и грузовик в два огромных факела.
Расследованием дела, которое вызвало большой общественный резонанс, на начальной стадии занималось ГСУ МВД по РТ, после чего оно было передано в главный следственный департамент МВД России / Фото: Олег Спиридонов
С ВКЛЮЧЕННОЙ «АВАРИЙКОЙ» MAN ЗАМЕТЕН НА РАССТОЯНИИ 900 МЕТРОВ
После столкновения оба грузовика откатились на обочину справа, остановились и продолжили гореть. У «Неоплана» после удара отвалилось переднее правое колесо, он ушел в противоположную сторону — к разделительной полосе и через 80–100 м завалился на правый борт, после чего сгорел практически дотла. Напарник Ижмукова выжил только за счет того, что выпал через люк в спальном отделении в средней части кабины водителей. Пассажиры выбирались из автобуса через люки в потолке. Большинство погибших задохнулось в дыму, поскольку со сна не все смогли разобраться в происходящем и найти выход. Остальные сгорели заживо.
Отметим, детальному восстановлению картины происшествия мешает практически полное отсутствие прямых очевидцев аварии. Выжившие в автобусе не заметили момент ДТП и ничего не помнят. В материалах дела есть показания еще одного водителя грузовика, которого дважды обогнал автобус, — первый раз на трассе и второй раз после того, как тот высадил пассажиров на остановке, но сам момент столкновения он не разглядел.
Вместе с тем эксперты-криминалисты подчеркивают, что на момент ДТП автобус был полностью исправен: двигатель, рулевое управление, приборы освещения в темное время суток — все это позволяло контролировать его движение, и, если бы водитель своевременно обнаружил опасность, столкновения можно было бы избежать. Следствие предполагает, что водители соблюдали режим смен по регламенту. Вопрос же в том, как использовал Ижмуков отмеренное время отдыха: спал или занимался другими делами? Это доподлинно неизвестно.
По описаниям самого водителя автобуса, события развивались по другому сценарию. Ижмуков заявил следователям, что он двигался со скоростью 90 км/ч (ПДД разрешают междугородним автобусам за городом ехать именно с такой скоростью — прим. ред.). В этот момент, утверждает водитель автобуса, неожиданно с обочины на полосу для движения выехали грузовики без включенных стоп-сигналов, спровоцировав аварию. Однако механические повреждения, угол столкновения, а также показания спутниковой навигации, на которые указывает следствие, не подтверждают показания водителя — буксирующий MAN «КАМАЗ» двигался по своей полосе. Собеседник издания также подчеркивает, что грузовики в момент ДТП не достигли участка, где две полосы для движения сходятся в одну, и, вопреки расхожей версии, не проводили маневр «перестроение». Ранее сообщалось, что ДТП было совершено в зоне действия знака «Ограничение 70 км/ч», но и эта информация не подтвердилась: на указанном участке ограничений в скорости для транспортного потока не было.
Чтобы окончательно убедиться в выводах, сотрудники ГИБДД перекрыли участок дороги протяженностью 2 км, на котором произошло ДТП. К месту трагедии пригнали из Самары автобус точно такого же типа, «КАМАЗ» и MAN. В полной темноте при ближнем свете фар аварийный знак на буксируемом грузовике оказался заметен на расстоянии 200 метров. А с включенными стоп-сигналами грузовики были заметны с 900 метров. Даже при скорости в 90 км/ч «Неоплану» потребовалось бы меньше 100 м для того, чтобы остановиться.
«Я ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮ, РАДИ ЧЕГО Я ТЕПЕРЬ НА СЕВЕРЕ РАБОТАЮ. НИ ПАЦАНОВ, НИ ЖЕНЫ — РАЗОМ ВСЮ СЕМЬЮ УБИЛ...»
Предположительно, рассматривать громкое уголовное дело будет председатель Заинского районного суда Рустем Хакимов. «У нас есть большой зал, который позволяет принять всех участников этого судебного процесса, — заверил корреспондента издания Хакимов. — По специализации для этого дела подхожу я и еще один судья, которого, к сожалению, сейчас нет на месте. У нас две недели на принятие решения о назначении даты судебного разбирательства». Председатель районного суда отметил, что торопиться в рассмотрении дела не собирается. «Наша задача — все доводы и аргументы проверить и вынести обоснованное решение», — заключил Хакимов.
Потерпевшими по делу признаны несколько десятков человек — пассажиры автобуса и родственники погибших. Свидетелями в суде выступят и два водителя большегрузов (их имена по-прежнему не раскрываются), сотрудники МЧС, прибывшие на место аварии, и понятые, допрошенные после происшествия.
У Ижмукова на стадии предварительного следствия было три адвоката. Один — из Самары, был нанят фирмой-работодателем, второй — из Москвы, третий — защитник из Татарстана. Отметим, работодатель предлагал суду за своего сотрудника залог в 3 млн рублей только чтобы выпустить его из СИЗО. Правда, неясно, что двигало компанией: забота о сотруднике или желание выработать общую линию защиты, которая наверняка также понадобится фирме, чей директор обвиняется в нарушении требований ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие смерть двух и более лиц»).
Адвокат Ижмукова от Татарстана Александр Ваулин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подчеркнул, что его клиент стоит на непризнании своей вины в произошедшем. «К сожалению, пока неясно, кто из адвокатов будет продолжать защиту в ходе судебного рассмотрения дела, поэтому изложить подробно позицию защиты нашего клиента я не могу», — заметил он.
Несколько пассажиров (не все) подали гражданские иски о возмещении причиненного вреда. Однако, скорее всего, им сначала придется дождаться решения суда, после чего будут рассмотрены их требования. Потерпевшие намерены пристально следить за процессом.
Жительница Заинска Регина Галимова, мама погибшей выпускницы медуниверситета Марии Галимовой, рассказала БИЗНЕС Online, что в самом начале следственных мероприятий она знакомилась с материалами дела очень бегло. «Меня, конечно, больше интересовало то, от чего умерла моя дочь. А что да как там со всем остальным... А потом уже состав следственной группы поменялся. И после этого я отказ написала, потому что надо было в Казань ездить, а потом вообще сказали, что надо ездить в Москву. Они отправили мне образец заявления. Я написала и через WhatsApp им отправила. С другими потерпевшими я тоже общалась. Вот мужчина из Самары, у которого жена и двое детей там погибли, сказал, что у него тоже нет возможности в Москву летать и что он тоже написал отказ», — объяснила женщина.
Самарец Валерий Мельников, потерявший в этом ДТП всю семью (жену и двух сыновей — 15-летнего и годовалого), работает в Новом Уренгое водителем автобуса-вахты. Во время ДТП мужчина был на работе, на Севере. За всем ходом следствия он пристально наблюдает по информации из интернета. «Тут действительно оставят водителя крайним, к бабке ходить не надо, — полагает Мельников. — И я, как профессиональный водитель, больше 20 лет за рулем, считаю, что здесь только халатность водителя. Я был на месте аварии, все машины, участвовавшие в ДТП, видел. Тут даже гадать не надо. Раз колесо оторвалось — это какая сила нужна, чтобы оторвать железо. Я вижу, как на трассах себя ведут водители междугородных рейсов. Отвратительно все это происходит. И тахограф там должен быть, и вся эта информация в следственном комитете тоже должна быть — сколько он ехал, с какой скоростью. Без превышения скоростного режима там не обошлось — это однозначно. И никаких оправданий тут быть не может — устал или не устал. Ослепило его якобы — это уже полный бред».
Мужчина заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что обязательно приедет на судебный процесс. «Я этому дяденьке лично хочу в глаза посмотреть, — сказал Мельников. — Не как там он интервью дает, что он не знает, как это произошло. Как это — он не знает? На нем даже ни одной царапины не было – видел я его за решеткой в ролике в интернете».
Собеседник издания намерен подавать исковое заявление о возмещении ущерба в суд после начала процесса. «Когда на слушания приеду, там и составим исковое заявление, чтобы судья это видел и зафиксировал, — отметил он. — И тогда оно уже никуда не уйдет. Моральный ущерб? Мне без разницы, какие там цифры будут. Куда я эти деньги дену? Я даже не понимаю, ради чего я тут теперь на Севере работаю. Ни пацанов, ни жены — разом всю семью убил...»
На момент ДТП автобус был полностью исправен: двигатель, рулевое управление, приборы освещения в темное время суток — все это позволяло контролировать его движение / Фото: МЧС по РТ
«МЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ ЛИЦА, СЛЕДСТВИЕ СЧИТАЕТ НАШЕГО ГЕНДИРЕКТОРА И СОТРУДНИКА ВИНОВНЫМИ»
Итогом трагедии стало возбуждение двух уголовных дел. И если ГСУ МВД разбиралось с причинами ДТП, то второе дело, возбужденное следственным управлением СКР по РТ в день трагедии по признакам ч. 3 ст. 238 УК РФ, ставило вопросы перед компанией-перевозчиком. В деле одна подозреваемая — генеральный директор АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Оксана Никитина, оказывающая услуги пассажирских перевозок. Никитина была задержана правоохранителями в день трагедии, она вместе с главным акционером АО Фэнией Хакимовой самостоятельно прибыла на место аварии. Позже в следкоме решили не избирать в отношении Никитиной меры пресечения, отпустив ее под обязательство о явке. Сегодня из СМИ стало известно, что директор компании-перевозчика покинула свой пост.
По данным базы данных «Контур.Фокус», до 2015 года компанию-правопреемницу «Куйбышевского ПОА и ПА», считавшуюся монополистом на рынке регулярных автобусных перевозок области, возглавляла Хакимова. Она же, по данным последнего опубликованного 30 июня 2016 года списка аффилированных лиц, владела 51% доли акций. Согласно годовому отчету компании за 2015 год, ее оборот составил 338 млн рублей, она перевезла свыше 1 млн пассажиров, а численность сотрудников составляла 688 человек. После ДТП в компании были проведены обыски, а министр транспорта РФ Максим Соколов поручил Ространснадзору провести внеплановую проверку предприятия. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя СУ СК по РТ Андрей Шептицкий, расследование уголовного дела продолжается, в деле все так же один фигурант — Никитина.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» учредитель АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Хакимова отказалась говорить о ходе расследования. «Вы же понимаете, мы на стадии следствия, нам закон запрещает об этом распространяться, — отметила предпринимательница. — Мы подозреваемые лица, следствие считает нашего гендиректора и сотрудника виновными».
ТРАГЕДИЯ НА ПУТИ ИЗ САМАРЫ В ИЖЕВСК
Напомним, сразу после громкой аварии Ижмуков некоторое время находился в реанимации, но уже тогда правоохранители не стали скрывать, на кого пали их подозрения. Водителя автобуса в заочной форме арестовали на 72 часа. С его же сменщика Геннадия Качкина и водителя «КАМАЗа» взяли обязательства о явке и отпустили на свободу. Несмотря на то, что в суде Ижмуков извинился перед родственниками погибших, вину свою он не признал. На суде по избранию меры пресечения он рассказывал, как после автокатастрофы бросился вытаскивать пассажиров из полыхающего транспорта и спас четырех человек, причем следователь в суде этот факт подтвердил. Версии о непричастности водителя придерживаются и его родные — брат Михаил, сын Евгений, жена Людмила Григорьева. Они полагают, что из Ижмукова в этом ЧП пытаются сделать крайнего. Так, по словам Григорьевой, она звонила мужу — тогда он не был за рулем — и на вопрос, отдохнул ли он, тот ответил утвердительно: «Поспал». Родственники Ижмукова полагают, что виновным может быть водитель «КАМАЗА».
«Откуда в темноте этот „КАМАЗ“ с бензином появился? Транспортировка на жесткой сцепке запрещена по закону. Мой брат знает маршрут наизусть, знает, что там идет сужение дороги. Поэтому он сразу перестроился и пошел на обгон. А этот „КАМАЗ“... Ему либо в кювет, либо ударить автобус», — делился с журналистами своим видением той ситуации Михаил Ижмуков.
Стеной за водителя встала и акционер «Евразийской корпорации автовокзалов» Хакимова. Предпринимательница спустя два дня после трагедии со ссылкой на ГЛОНАСС указывала, что автобус двигался со скоростью 65 км/ч, и отмела все подозрения — как относительно водителя, так и состояния автобуса. Хакимова уверенно заявила о смене водителей в Нурлате.
Вразрез со словами Хакимовой и родных водителя идет мнение экспертов. Напомним, 4 июля правительственная комиссия из Москвы обнародовала первые причины смертоносного столкновения. Участок трассы в ту роковую ночь не освещался, но главной причиной ДТП тогда эксперты назвали утомленность того, кто находился за рулем автобуса. Смены водителей, по словам самих пассажиров, все же не было. «Они утверждают в один голос, что водитель, который находился за рулем в Тольятти, также находился за рулем и во время ДТП. У нас в 90 процентов ДТП с автобусами виноват водитель», — заявил тогда замначальника ГУОБДД МВД России Сергей Добряков. Замруководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов после совещания также отметил, что нарушение режима труда и отдыха является самым серьезным.
Массовая гибель людей приведет к изменениям улично-дорожной сети на участке, где произошло ДТП. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов, инспекция планирует установить там барьерное ограждение, разделяющее противоположные транспортные потоки. «По состоянию улично-дорожной сети у нас вопросов нет, вопросы к самому водителю автобуса», — отметил начальник ГИБДД по РТ.
Вместе с тем авария спровоцировала проверки пассажирских автобусов в Татарстане. «Мы сделали упор на проверку самих автобусов в части режима труда и отдыха водителей, на техническое состояние транспортных средств, — подчеркнул Габдурахманов. — По ее итогам 25 автобусов были поставлены на стоянку по причине технических неисправностей».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.