Три дня подряд — с 23 по 25 сентября — в филармонии им. Тукая будут проходить концерты, посвященные Хание Фархи. Билеты давно проданы, а желающих выступить бесплатно артистов так много, что всех их как раз и распределили по трем вечерам, на первом из которых побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online», узнав, на что пойдут собранные деньги, почему в зале не оказалось «особо важных персон» и по какой причине в Казань не приехала мама народной любимицы.
Сегодня исполняется 57 дней со дня смерти ушедшей в 57 лет Хании Фархи, скончавшейся через 57 дней после своего дня рождения. Такая вот мистика цифр
«ТО ЛИ ЭТО БУДЕТ КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ, ТО ЛИ РОМАН...»
Придут ли на концерт памяти Хании Фархи два ее земляка — Салават и Элвин Грей (Радик Юльякшин)? До последней минуты накануне у зрителей теплилась такая надежда. Прецедент уже был: на сороковинах знаменитой татарской певицы они присутствовали оба, хотя и сидели за разными столами. Но все-таки первый из трех концертов «Истә калсын» («Пусть останется в памяти») прошел без «сладкой парочки» татаро-башкирской эстрады. Зато других артистов, желающих выступить и вспомнить Фархи, было хоть отбавляй.
Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор Татарской государственной филармонии Кадим Нуруллин, на чьей площадке и проходят эти вечера памяти, сначала планировали ограничиться одним днем — 24 сентября. Ведь именно в воскресенье исполняется 57 дней со дня смерти ушедшей в 57 лет звезды, скончавшейся через 57 дней после своего дня рождения. Такая вот мистика цифр. Но желающих как спеть, так и оказаться в зрительном зале было так много, что решили провести «Истә калсын» трижды. «Все артисты выступают без гонораров, все вырученные средства пойдут прямиком семье, а она в последующем будет распоряжаться ими для установки памятника, а если в этом не будет необходимости, то для выпуска книги. Исходные материалы пока только собираются, в ближайшее время решится, то ли это будет книга воспоминаний, то ли роман про Ханию Фархи», — говорит Нуруллин. Оказывается, для семьи покойной поставить надмогильный камень — это трудная ноша, уж больно памятники сейчас дорогие. Руководитель Татгосфилармонии называет сумму, как раз равную сборам с трех концертов (порядка 1,5 млн рублей), билеты на которые были распроданы полностью. Даже на сайте филармонии красуется надпись: «Билетов нет». «Насчет памятника вопрос пока у нас открытый, потому что есть одна тема, что правительство может само установить», — констатирует Нуруллин.
Неважно, на что потратят деньги, долг каждого исполнителя — прийти и выступить. Так считает заслуженная артистка Татарстана Лилия Муллагалиева. Она, не задумываясь, решила выступить на концерте, не взяв за это ни копейки денег: «Мы должны были так сделать. Куда уйдут деньги — на памятник или книгу, песню или семье — это неважно. Такие концерты должны быть, и мы должны быть двумя руками за. Мы ее любили, будем любить, она останется в душе народа, Хания апа останется в сердце человеком с большой буквы».
Пока люди рассаживались на свои места, в гримерках кипела жизнь
Кстати, на первом из вечеров «Истә калсын» VIP'ы замечены не были. Секрет этого оказался прост: изначально было решено, что на концерты не будут печатать пригласительные, вход только по билетам, только за деньги. А у хозяев жизни не принято платить за то, что, по их мнению, должно доставаться бесплатно. Тем временем зал, рассчитанный на 610 мест, постепенно заполнялся. Действительно намечался аншлаг. Не в первый раз вспомнилось, что Фархи на самом деле была подлинно народной артисткой.
Беседуем со зрителями. Глава Макарьевского сельского поселения Лаишевского района Виктор Кормачев приехал со всей семьей, оставив юбилейные торжества в районном центре: «Неоднократно был на ее концертах. Всей семьей любим ее. Это был очень открытый человек. Очень жаль, что она ушла так рано». У нее не было ни капли звездности, считает пенсионерка Нурания Гильмутдинова, которой посчастливилось даже в свое время выручить Ханию Фархи: «Она выступала Куркачах в Высокогорском районе. Хание было плохо — простудилась, сказали, что нужны лекарства, а аптека в поселке была уже закрыта. У меня были сосательные конфеты для горла. Я в прошла в гримерку и передала их...»
«Я НЕ ХОЧУ ВЫХОДИТЬ НА СЦЕНУ ДОЧЕРЬЮ ХАНИИ ФАРХИ»
Пока люди рассаживались на свои места, в гримерках кипела жизнь. К выходу на сцену готовились ребята из ансамбля «Байрам». На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», продолжат ли они гастрольную деятельность, но уже без своей главной солистки, они ответили молчанием. Между тем сидевшая в женской гримерной дочь Фархи Алия Гараева однозначно заявила, что профессиональной певицей она точно не будет. «Я не буду певицей, во-первых, потому, что я не певица. Если ты делаешь свое дело, то должен делать его хорошо. Лучше мамы спеть никогда не смогу. Я не хочу выходить на сцену дочерью Хании Фархи. Если бы хотела быть певицей, вышла бы как певица со своим именем. Но у меня другая профессия. И меня нет данных для того, потому что певица — это певица с большой буквы. Я еще должна быть и актрисой, не только певицей. Должна чувствовать зрителя. А еще у меня не такой характер, хочу другой жизни. Я хочу утром идти на работу, вечером приходить к семье. Я хочу жить нормальной земной жизнью....» Но, учитывая желание зрителей, которые, по признанию Гараевой, шлют ей «тысячу сообщений» и хотят видеть ее на сцене, она для концерта памяти сделала исключение: «Сегодня я сочла своим долгом выйти на сцену, спеть, как бы это мне тяжело ни было».
За сценой готовился читать стихи и директор Буинского театра Раиль Садриев. С мамой Алии в последний раз он виделся 13 апреля на поэтической программе, причем в момент, когда вышла на сцену Фархи, он разговаривал с ней о смерти. «Я знал, что Хания, наверное, уйдет. У татар есть такое выражение „нур югала“, то есть лицо уже не сияло. Говорят же, что за полгода до смерти человек начинает видеть свой кончик носа, значит, все идет к закату. Он уже не здесь, она также была не здесь. Как бы присутствует, но все разговоры какие-то другие, другого характера, другого плана». На том вечере Хания, не вдаваясь в подробности, рассказала зрителям о споре с Раилем. Если проиграет он, то принесет ящик коньяка, если она, то Фархи должна будет ящик духов. В результате Садриев вчера принес на сцену коробку с зеленым змием.
Бóльшая часть женской части публики не смогла сдержать слез
«МАМА НЕ СМОГЛА ПРИЕХАТЬ, ВСЕ-ТАКИ ВОЗРАСТ — 87 ЛЕТ»
Начался концерт с нарезки из клипов звезды татарской эстрады, после чего на сцену вышел ее ансамбль «Байрам» и начал подпевать появившейся на экране Фархи, исполнявшей песню «Онытырмын димә» («Не говори, что забуду»). Бóльшая часть женской части публики в это время зарыдала. Ведущая, режиссер и автор сценария концерта Замира Ражапова, которая, кстати, так же как и Фархи, родилась в Башкортостане, рассказывала о жизненном пути народной артистки РТ и РБ, все это сопровождалось видеорядом и архивными фотографиями. В первом отделении выступали Ильхам Шариф, трио «Зуляйля», Муллагалиева... А в зрительном зале особо выделялась женщина, внешне похожая на покойную: типаж, прическа, манеры.
Во время антракта мы решились подойти к даме и полюбопытствовать, а не родственница ли она Фархи. Оказалась, что даже близкая. Это родная сестренка Хании Фируза Ибатуллина: «Нас было шестеро детей, я самая маленькая в семье. Хания была третьей, я — шестая. Сейчас мы остались вдвоем с братом Салаватом. Живем вместе с мамой в селе Верхние Татышлы, райцентре. Мама не смогла приехать, все-таки возраст — 87 лет. Сестра ни на секунду не выходит из памяти. Ощущения, что она уйдет от нас, не было, она же так любила жизнь, до сих пор не верится. Очень больно...»
Следующий вечер памяти запланирован на 30 мая — в день рождения легенды обещали прийти и Салават с Радиком Юльякшиным
Фируза приехала на концерт вместе с дочерью Галией, двоюродная сестра которой, Алия, выступила на пятничном вечере памяти последней — во втором отделении после Гульнары Габидуллиной и получившего недавно звание «Народный артист Татарстана» ИлСафа. Большое впечатление на публику произвело исполнение Гараевой самого известного хита ее мамы «Әлдермешкә кайтам әле». Зал и вышедшие на сцену артисты подпевали гимну деревни Альдермыш. Любопытна одна деталь: в клипе, который показывали на экране, можно было видеть заказчика песни — экс-олигарха республиканского масштаба Маннафа Сагдиева. Завершился «Истә калсын» речью и выступлением самой Фархи с ее 57-летия.
Сегодня и завтра на концерте должны выступить уже другие артисты, а следующий вечер памяти запланирован на 30 мая — в день рождения легенды в Татгосфилармонию обещали прийти и Салават с Радиком Юльякшиным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.