Мидхат Фарукшин Мидхат Фарукшин размышляет о том, как Николай Меркушкин стал жертвой старания Москвы обеспечить прозрачные выборы-2018 Фото: «БИЗНЕC Online»

«ТЕХНОКРАТЫ» БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ

Причин для осеннего «губернаторопада» масса. Где-то у власти нет уверенности, что руководители на местах обеспечат достойный результат на президентских выборах в марте будущего года. Кремль, по-видимому, хочет, чтобы губернаторы на местах не использовали в большом масштабе административный ресурс, как это нередко случалось раньше, хочет, чтобы власть была более легитимной и проценты проголосовавших были ненарисованные. К примеру, в эту новую парадигму не вписывается Николай Меркушкин, у которого всегда на выборах были высокие, часто запредельные для нормальной практики показатели, будь то во времена руководства Мордовией или в бытность руководителем Самарской области. Другой причиной может быть то, что сами руководители стали неавторитетными в своем регионе. Может экономическая ситуация не очень хорошая, и власть боится, что это также может повлиять на результаты выборов, хотя и при экономически хорошем состоянии региона могут найтись причины для недоверия региональному руководителю. Где-то есть внутриэлитный конфликт, а когда такое происходит, это негативно влияет на управление, что не может нравиться центру. В каких-то случаях дополнительным фактором явился возраст старожила. Мне кажется, каждый случай нужно рассматривать отдельно, а для этого хорошо знать ситуацию в регионе.

Общим же является, на мой взгляд, во-первых, курс на омоложение, что должно придать динамизма управленческой деятельности в регионах; во-вторых, линия на привлечение к руководству «технократов», которые должны обеспечить эффективность управления. Это, как правило, люди без особо ярких биографий и больших политических притязаний. Таков, мне кажется, общий тренд нынешней российской политической жизни, по крайней мере, тренд в региональной кадровой политике. Конечно, учитываются успехи и достижения кандидатов в управленческой деятельности. По-видимому, все они хорошие хозяйственники. Например, «наследник» Меркушкина Дмитрий Азаров раньше руководил крупным городом — Самарой, какое-то время поработал в Совете Федерации, преемник Шанцева Глеб Никитин был первым замминистра промышленности и торговли РФ — тоже подходящая работа для будущего губернаторства.

В новую парадигму не вписывается Николай Меркушкин, у которого всегда на выборах были высокие, часто запредельные для нормальной практики показатели «В новую парадигму не вписывается Николай Меркушкин, у которого всегда на выборах были высокие, часто запредельные для нормальной практики показатели» Фото: kremlin.ru

Есть назначенцы, которые не имели тесных связей с регионами, которые они возглавили. Но мне кажется, что не во всех регионах можно назначать варягов. Скажем, в том же Дагестане должен учитываться этнический фактор. Наверное, назначить туда человека, не принадлежащего ни к одной коренной нации в республике, наверное, было бы большим риском. Некоторые скажут, что в Удмуртию пришел новый человек — Александр Бречалов, однако в каждой национальной республике ситуация разная: скажем, в Дагестане она совершенно отличается от удмуртской, в северокавказской республике возможны протесты и массовые выступления — все причины возможных волнений нужно учитывать.

«НЕ ВСЕ СМОГУТ ВЕРНУТЬСЯ НА ПРЕЖДЕ ЗАНИМАЕМЫЕ МЕСТА»

Рустаму Минниханову на фоне этого осеннего явления российской политической жизни со сменой губернаторов во многих регионах, мне кажется, ничего не угрожает, учитывая относительно высокие экономические показатели по сравнению с другими регионами и общероссийскими данными. У нас рост экономики составляет 4% за 2016 год, и в этом году динамика сохраняется. Я думаю¸ что тут нет оснований для смены руководителя республики, хотя, как я уже сказал, и при хороших экономических показателях, если захотят, найдут причину недоверия. Но и другие причины для смены отсутствуют. Мы выполняем все требования и пожелания центральной власти. Хотели продлить договор — нам сказали нет.  В ответ мы заявили: договор — это только форма, а важны сами федеративные отношения. Что-то похожее на сюжет из басни дедушки Крылова «Лиса и виноград». То, что собственно федеративные отношения уходят в небытие, это мало кого волнует. Нам больше всех надо, что ли?! Так что волноваться за судьбу Рустама Нургалиевича, думаю, нет оснований. Тем более что у него впереди еще почти три года, в 2020 году будут новые выборы. Тогда картина прояснится.  

Рустаму Минниханову ничего не угрожает, учитывая относительно высокие экономические показатели по сравнению с другими регионами и общероссийскими данными «Рустаму Минниханову ничего не угрожает, учитывая относительно высокие экономические показатели по сравнению с другими регионами и общероссийскими данными» Фото: «БИЗНЕC Online»

Тем временем президент РФ Владимир Путин объявил министру транспорта Максиму Соколову выговор о неполном служебном соответствии из-за ситуации с «ВИМ-Авиа». Также он выразил недовольство работой в этом направлении вице-премьера Аркадия Дворковича, и в прессе стали появляться мнения, что министерский корпус в ближайшее время ожидает то же, что и губернаторский и даже премьер-министр Дмитрий Медведев может не усидеть на своем посту до выборов 2018 года. Но я думаю, что, конечно, возможны какие-то единичные отставки и среди министров, однако это не будет носить столь массовый характер, как с губернаторами. Слухи о том, что премьер-министр скоро может лишиться своего поста, ходят уже два с половиной года. Если снять с должности Медведева, то вслед за ним уходит и все правительство. Разве есть сегодня время у президентской администрации заниматься правительством, когда впереди президентская предвыборная гонка, а также заявление о том, будет ли Путин участвовать в ней или нет (хотя у меня, как и у многих, нет сомнения в том, что будет).

Но изменения в правительстве грядут, это однозначно, но только после президентских выборов, в процессе формирования нового правительства. Правда, пока сложно сказать, в каком масштабе. Ведь в связи избранием (переизбранием) президента РФ правительство должно уйти в отставку.  Это по закону, никаких субъективных соображений тут нет. А это значит, что не все смогут вернуться на прежде занимаемые места. Многое будет зависеть от того, какую кандидатуру на пост премьер-министра предложит новоизбранный президент.

Мидхат Фарукшин