ПОЧТИ ПЯТАЯ ЧАСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - УЧАСТНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАХОДИТСЯ В «ПОДПОЛЬЕ»
В декабре 2010 года в Татарстане стартовала экономическая перепись. Или, как ее прозвали в народе, бизнес-перепись. Обследование завершится 1 апреля, однако, многие предприниматели не торопятся раскрывать для Татарстанстата сведения о своем бизнесе. В редакцию БИЗНЕС Online обратились представители этой госструктуры и попросили с помощью нашего издания довести до бизнеса свои аргументы. О них в своем интервью рассказал глава Татарстанстата Валерий Кандилов.
БЫЛА ПРОБЛЕМА С ИЗУЧЕНИЕМ ЧАСТНИКОВ
– Валерий Петрович, помнится, подобная перепись уже проводилась в 2001 году. Какие особенности у переписи-2011?
– Да, в 2001 году такая попытка уже была, статистики обследовали деятельность малых предприятий. Но тогда не было соответственного настроя и опыта. И, признаюсь, то обследование получилось недостаточно корректным, охват - неполным. Сегодня ситуация иная. Во-первых, и на уровне правительства России, и на уровне властей республики этот вопрос ставится очень серьезно: государство определяет задачу - подробнейшим образом изучить этот важный сегмент экономики. Во-вторых, кампания-2011 – это не выборочное исследование, как было ранее, а по всем направлениям малого и среднего бизнеса, включая индивидуальные частные предприятия без образования юридического лица. У нас всегда существовала проблема с изучением частного бизнеса. Если малые предприятия мы обследуем на 70-80 процентов, и, я считаю, тут мы владеем ситуацией, то с частниками все сложнее – их охват не более 5-7 процентов. Представьте, сколько это будет в количественном выражении от 130 тысяч ИП?! И, наконец, участие в переписи является обязательным, за отказ от него предусмотрена административная ответственность.
– На каком этапе в настоящее время процесс обследования?
– В нашем статрегистре числится 180 тысяч юридических и физических лиц. В декабре где-то порядка 60-ти процентам частным предпринимателям мы отправили опросные листы по почте. Ответы получили от 17 процентов частных предпринимателей и около 10 процентов ответов – с малых предприятий. Для статистики важно получить результаты деятельности за 2010 год и тех, кто в этот период не работал. У налоговиков есть такой порядок: в течение двух лет предприятие не снимается с учета, даже если оно не работает. В малом бизнесе ведь ситуация какая: вот он замер на год, а дальше – у него появились новые условия, которые дают ему возможность работать. Поэтому мы должны получить и сведения по нулевым отчетностям. Пока в основном ответы получили так называемым нарочным способом опроса. В отношении предприятий мы не форсировали события: стараемся сделать так, чтобы совместить наш опрос с периодом отчетности по итогам года в налоговых органах, Пенсионном фонде, фонде социального страхования. А те предприятия, где серьезные производства, мы намеренно не торопим: чтобы не было расхождения в сведениях по балансам, когда они анализируют итоги деятельности, а это происходит в марте, – тут важно, чтобы совпали сведения по балансам и наша отчетность.
СЛОЖНОСТЬ – В ПОДВИЖНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
– С какими сложностями столкнулись статистики в процессе сбора данных?
– Если сравнить с переписью населения, то, я считаю, экономическая сложнее. Почему? При переписи населения мы знали – куда идти: вот дом, квартира. В данном случае сложность заключается в огромной подвижности малого бизнеса: в налоговой на учете он стоит по одному адресу, адрес его деятельности – другой, а где он существует – вообще третий. Перед нами стоит задача – найти этот малый бизнес, вручить ему опросный лист. Но куда его направлять, если мы четко осознаем, что адреса недостоверны! Сегодня у нас уже где-то 17 процентов возврата опросных листов из-за отсутствия адресатов. Мы вынуждены идти на допрасходы для их поиска. Приходим в торговые и бизнес-центры, ищем предпринимателей. Но проблема и в том, что там работают наемные сотрудники, которые по определению не могут заполнить опросную форму по итогам деятельности предприятия за год. Поэтому приходится привлекать дополнительные силы, здесь мы плотно взаимодействуем с главами районов, где-то в помощь нам привлекают студентов, центры занятости идут навстречу, помогают предприятия, вокруг которых живет и растет малый бизнес. К поиску подключены энергетики, без услуг которых предприниматели не могут обойтись, жилищные компании, арендные системы.
– Предположим, что все предприятия и частники законопослушно заполнили опросные листы. Но кто может поручиться за достоверность представленной информации? Ведь в опросе необходимо указать выручку от реализации товаров и услуг, количество персонала, фонд оплаты, характеристики основного капитала… Нарисовать-то можно любые цифры!
– Есть такая проблема – достоверность данных. Мы конфиденциально ознакомились с некоторыми ответами, посмотрели, как заполняются листы. И если видим, что кое-где возникли фантазии, говорим: извини, давай сядем, посмотрим достоверность. Поля ложной информации не трудно отследить, методы отработаны.
ИНФОРМАЦИЯ НА СТОРОНУ НЕ УЙДЕТ
– Валерий Петрович, некоторые опасаются, что информация, полученная в ходе переписи, может быть использована в качестве рычага давления на малый бизнес. Другие недоумевают: а зачем она вообще нужна, и какой прок от нее самому бизнесу…
–Когда мы готовились к переписи 2001 года, мне сложно было участвовать в диалоге с населением, я не знал, в какой степени будут использованы сведения. Но сегодня не 2001 год. Я достаточно много общаюсь с главами районов, с представителями малого бизнеса, и не чувствовал, чтобы были какие-то опасения в части того, что перепись будет во вред бизнесу. Мы никогда не давали повода для упрека в том, что информация, поступающая к нам, уходит на сторону. Заявляю: фискальные органы эти данные не получат!
Что касается самой необходимости переписи. Главный пользователь наших исследований – это государство. И так принято во всем мире, к примеру, в Германии, подобные исследования проводятся регулярно, и бизнес активно в них участвует. Государству важно знать, какие сегменты малого бизнеса требуют поддержки, куда направить более пристальное внимание, какие отрасли требуют помощи, развития. Потому что малый бизнес – это основной вектор общества, и власть понимает, необходимо поднять этот сектор, чтобы он в свою очередь поднял экономику. Результаты переписи, а они будут доступны всем, помогут и бизнесу. Например, для составления бизнес-планов, для оценки конкурентного рынка.
– Когда мы сможем ознакомиться с итогами переписи?
– Предварительные итоги будут подведены в конце года. Отмечу, что мы не обрабатываем информацию, мы только занимаемся сбором данных. Все анкеты в таком виде, что мы получаем от респондентов, мы направим в Росстат.
Елена Фадеева
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.