30 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Петровича Любимова, знаменитого режиссера, руководителя московского театра на Таганке, самого «неспокойного» в СССР. Летом 1974 года театр во главе с Любимовым 10 дней был с гастролями в Набережных Челнах. Почему после них в городе стало лучше с пивом и что общего у Челнов и Парижа с точки зрения функционеров от театра, «БИЗНЕС Online» предлагает узнать из воспоминаний свидетелей и самих участников этого выездного спектакля.
Владимир Высоцкий
«В ПАРИЖ МЕЧТАЯ И В ЧЕЛНЫ НАМЫЛЯСЬ»
О том, что театр собирается в Челны, его актер Владимир Высоцкий не просто сказал, а даже спел. «На памятном вечере в честь 10-летнего юбилея Таганки, – писал сайт радиостанции „Эхо Москвы“, – в специально написанной к празднику песне есть такие строки:
Ох, мы поездим, ох, поколесим,
В Париж мечтая и в Челны намылясь,
И будет наш театр кочевым
И уличным – к тому мы и стремились.
Париж в песне был упомянут не в качестве фигуры речи. Вениамин Смехов вспоминал, что поездку на гастроли в Челны преподносили как нечто вроде проверки. Мол, если вы сможете показать себя перед рабочим классом, то тогда можно подумать и о больших гастролях – например, в Париж. Таганка к тому моменту не то что в Париже – вообще нигде за границей еще ни разу не гастролировала. А Набережные Челны в качестве проверки подходили как нельзя лучше. Там в те годы развернулась грандиозная коммунистическая стройка. Вся страна возводила крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире заводов по выпуску грузовиков. Строили автозавод, строили массу других производств. И со всего Союза туда ехали рабочие, в основном молодые ребята».
За 10 дней Таганка показала «Павших и живых», «Антимиры», «Доброго человека из Сезуана», «А зори здесь тихие». Но конкретных отзывов о спектаклях фактически не сохранилось. Возможно, потому что основное внимание челнинцев было приковано к Высоцкому. Вениамин Смехов в музыкально-публицистической телепрограмме «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» не без юмора вспоминал, что в автограде в те дни были «слухи таковы: это приехал театр имени Высоцкого, это приехал театр, где главным режиссером Высоцкий, это приехал Высоцкий».
«НАС ПОНИМАЮТ, А ЭТО ГЛАВНОЕ»
Да, его приезд вызвал ажиотаж, который трудно назвать даже фантастическим. Юрий Любимов вспоминал об этом и на похоронах Владимира Семеновича, и через год, в интервью итальянскому телевидению: «Когда мы вышли с вокзала, был выходной, и там, на КАМАЗе, с километр примерно улица, – и на весь километр выставлены были магнитофоны, и ребята включали его песни. И он как Спартак шел через весь город. Какой-то генерал сказал прекрасно: „О, хотел бы я иметь его качества – они необходимы полководцу“. А он имел такие качества».
Известен эпизод, когда Высоцкого буквально вытащили через окно в автобусе, едва он просунул руку, чтобы оставить автограф. А в другой раз народного кумира пришлось спасать от поклонников, которые собирались нести его на руках от кинотеатра «Чулпан» до Дворца культуры. На других площадках люди залезали на строительные леса...
Поездка на КАМАЗ получилась удивительной во многих смыслах. Концертов и выступлений за 10 дней было столько, что даже сегодня не установлено их точное число. Неизгладимое впечатление произвела на Высоцкого поездка на автозавод: «Меня здесь поразила даже не столько грандиозность, сколько чистота труда. Здесь я встретился с очень интересными людьми. Популярность театра подтверждает то, что нас понимают, а это главное».
В октябре 1974 года в Гатчине Высоцкий рассказывал на одном из концертов, что строительство КАМАЗа даже стало поводом для нового спектакля Таганки: «Сейчас мы приступили к репетициям над одной пьесой, которую написали писатель Бакланов (Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман; 1923 - 2009) – русский советский писатель и сценарист, один из представителей „лейтенантской прозы“ – прим. ред.) в содружестве с Юрием Любимовым, нашим главным режиссером. Пьеса о КАМАЗе, вернее, не о КАМАЗе, а о том, как Любимов и Бакланов пишут пьесу о КАМАЗе. Там, значит, участвуют режиссер, писатель, начальник строительства. Пьеса странная, она происходит в самолете вся. Самолет летит, и с самого начала пьесы мы знаем, что самолет разобьется. Так что все очень обострено. Все, что делают люди, – это в последний раз, потому что через час они все погибнут. Ну а значит, я там должен был играть режиссера – вот не знаю, буду или нет, я одно время перестал репетировать в связи со всякими своими делами. Но Любимов... Это трудная у меня задача – потому что он говорит: „Ты можешь, конечно, играть кого-нибудь другого, а можешь и меня, в общем...“ Ну я говорю: „Я – вас, вас обязательно!“ При живом Любимове его играть – это довольно сложно. Он скажет: „Не похоже“. А еще мы съездили на гастроли в КАМАЗ, были там целый месяц в мае... В мае – начале июня, и возникло очень много новых проблем в связи с тем, что строительство кончается, и они еще месяц эту пьесу переделывали, ну вот мы должны ее очень быстро выпустить сейчас».
Спектакль этот состоялся и шел потом на сцене Таганки под названием «Пристегните ремни». А премьера прошла ровно через год после поездки в Челны, в июле 1975-го.
НИЖНЕКАМСКУ УДАЛОСЬ «УКРАСТЬ» ПОЭТА НА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ
Через много лет, 23 января 1988 года, челнинская городская газета «Знамя коммунизма» сообщила некоторые подробности тех гастролей. Труппа «Таганки» прилетела в город 19 июня. Высоцкого с ними не было, он приехал через пять дней, прямо к началу гастролей. Спектакли проходили во Дворце культуры «Энергетик», причем сцена и зрительный зал были капитально переоборудованы, чтобы москвичи играли в условиях, максимально приближенных к тем, к которым они привыкли в своем театре. О самих спектаклях не прозвучало ни слова, зато немало говорится в статье о концертах московских актеров... При сверхпопулярности Высоцкого выступления таганских актеров могли проходить лишь по одному сценарию: сначала выступали артисты театра, потом Высоцкий. Таких выступлений было довольно много... В ДК «Автозаводец», на открытой площадке «Металлургстроя», на ремонтно-строительном заводе, других импровизированных сценах, и даже соседнему Нижнекамску удалось «украсть» поэта на несколько часов.
О любопытном случае рассказала журналу «Вагант-Москва» гример театра Галина Альферавичуте, который приводит сайт v-vysotsky: «Там на КАМАЗе пиво продавали прямо в целлофановые мешки, стаканов не было. Володя тут же сочинил песню и спел ее вечером в „Антимирах“, вклинил между номерами. А на спектакле были люди с магнитофонами, песню записали, и на следующий день она уже всюду звучала. Это был такой скандал!.. Но через два дня появились и стаканы, и бокалы».
«Я ХОТЕЛ БЫ НАПИСАТЬ О ВАС» «ЧТО Ж, ЛОВИТЕ МЕНЯ!»
В те дни корреспондент «Комсомольца Татарии» Николай Тиунов взял у Высоцкого интервью, фрагменты из которого мы и приводим: «Вечером я вновь был в ДК „Энергетик“. Спектакль – „Антимиры“. До начала оставалось полчаса. Я курил в левом боковом фойе перед входом в гримерные и на сцену. Вдруг – открываются двери. Входит много людей. Наверно, весь мужской состав театра. Шум, говор, смех. Хмельницкий, Золотухин, Фарада, Граббе, еще кто-то, кого я не знаю, а в центре всей группы – ниже всех ростом, прямой и чуть насмешливый – Высоцкий. На нем коричневая рубашка, узкие и потертые брюки, темные туфли – это отпечатывается в глазах, а все остальные становятся просто разноцветным фоном. Я бросаюсь к нему. Он задерживается, а другие актеры проходят к двери на сцену. Высоцкий смотрит на меня немного снизу вверх, спокойно, без улыбки. Я выпаливаю разом: „Добрый вечер, извините, пожалуйста, я из молодежной газеты, хотел бы написать о вас“ „Что ж, ловите меня“, – говорит он и направляется к двери... Спектакль закончился в двенадцатом часу. На поклоне Высоцкий стоял на авансцене крайним справа. Зал долго не отпускал его. Ему дарили цветы, а какие были овации! И я, возбужденный безрассудной нетерпеливостью, снова подошел к нему у выхода из ДК: „Можно я провожу вас до гостиницы, по дороге поговорим“. Он поднял голову и уже по-дружески просто сказал: „Ты знаешь, честное слово, я страшно устал. Не спал две ночи, а потом – спектакль... Давай до завтра. Как, договорились?“...
Вечером со слабой надеждой я поднялся в гримерные комнаты ДК „Энергетик“. В одной из них я увидел ту же компанию. Высоцкий сидел на столе в белых плавках. Говорили о чемпионате мира по футболу, и он предрекал победу голландцам. Заметив меня, кивнул и сказал: „Подожди немного, я сейчас“.
После общего выхода на сцену Высоцкий поднялся наверх, и мы прошли в пустую гримерную. Он сел в угол к стене слева от входной двери. Я – напротив. Между нами – журнальный столик. Он положил на него пачку „Уинстона“ и зажигалку. Я достал из кармана куртки записную книжку и спросил: „Вы не против?“ „Пожалуйста, пожалуйста“, – согласился Высоцкий.
Дверь открылась. Вошла Мария Полицеймако с таблеткой и стаканом воды. Он, играя или серьезно, придирчиво спросил: „Вода кипяченая?“ „Да, да, Володя, кипяченая“. Выпил, поблагодарил. И – повернулся ко мне...
«ТАГАНКА – ЭТО САМОЕ СВЕТЛОЕ МЕСТО В МОСКВЕ»
– Почему театр не привез «Пугачева», «Гамлета»?
– В этих спектаклях очень сложное оборудование, а у нас выезд был срочный.
– Почему в «Антимиры» не включаются новые стихи Вознесенского?
– «Антимиры» – это целая, неразрывная линия. Мы стараемся его обновлять. Над этим работает Золотухин, я, Хмельницкий. Но в последних стихах Вознесенского нет резко выраженной женской темы. Андрей был ушиблен ею несколько лет назад, а нам очень нужны читабельные стихи для наших женщин-актрис.
– Музыка на стихи «Антимиров» ваша?
– Вообще чужих песен я не пою. У Андрея я только музыкально ритмизовал стихи. Это не чисто песни. Певцом я себя не считаю. Да и музыкальная сторона хромает. Некоторые композиторы усматривают в моих песнях однообразность строя, манеры. Другие называют это четким выражением индивидуального стиля...
– Не считаете ли вы, что ваш театр уже обрел законченные формы выражения и приостановится в своем развитии?
– Нет, не считаю. Да что вы, это же самое светлое место в Москве. Последние работы, наоборот, говорят о росте театра: «Товарищ, верь...», «Гамлет», «Деревянные кони».
– Как пополняется актерский состав вашего театра?
– Мы работаем в прежнем составе. Новым актерам у нас приходится очень трудно. Надо принимать все правила игры сразу. Здесь и пантомима, и акробатика, и пение, и др. Наш театр, повторяю, растет, и нужны актеры с широким диапазоном, а не типовые. Театральная школа пока таких не готовит. Сложно работать у нас. Нужен разносторонний актер, а главное – нужна полная открытость. Но все же появляются интересные ребята».
ПРОВЕРКА ПРОЛЕТАРСКИМ ГОРОДОМ ПРОШЛА УСПЕШНО
1 июля группа таганских актеров на катере отправилась в Елабугу, на могилу Марины Цветаевой. По словам актрисы театра Аллы Демидовой, «всю дорогу Высоцкий пел – „отрабатывал“ катер». 4 июля труппа Таганки вернулась в Москву.
В Набережных Челнах в честь той памятной поездки есть единственная в мире площадь Высоцкого и частный музей. Но гостиница «Кама», где жил Владимир Семенович, уже перестала быть гостиницей, в 1997 году она была отдана под станцию переливания крови. Мемориальную доску сняли... К сожалению, не сохранилось и никаких записей выступлений. Зато остался киножурнал («На Волге широкой» №22, Казанская студия документальных фильмов, август 1974 года – прим. ред.) – и это тем более удивительно, ведь Таганку крайне редко официально снимали и показывали.
Театр на Таганке успешно прошел проверку пролетарским городом Набережные Челны в 1974 году. Но в Париж с гастролями труппа поехала только через три года. А в октябре 2017 года исполняется 40 лет феерическим гастролям Высоцкого уже в Казани, когда за неделю артист дал более двух десятков концертов. Но это уже другая история...
Подготовил Михаил Бирин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.