Этот проект – любопытный пример сочетания высокого художественного мастерства, педагогики и бизнеса. Социологи и маркетологи найдут в этом уникальном для Казани заведении немало интересного материала для научных и практических обобщений… Какое место в музыкальном бизнесе занимают деньги, а какое - вдохновение и настроения в обществе, «БИЗНЕС Online» рассказал владелец гитарного центра «Альгамбра» Юрий Терещенко.

...И ОСТАЛАСЬ ОДНА ГИТАРА

- Юрий Иванович, у вас здесь и школа игры на гитаре, и концертная площадка, и музыкальный магазин, и даже гитарная комиссионка – она-то зачем, ведь, наверное, больше хлопотно, чем прибыльно?

- Раз назвались центром, надо соответствовать. Мы, например, и гитары ремонтируем. Это тоже, вроде, невыгодно, но зачем тогда себя центром называть? Центр это такое место, где оказывают некую помощь за щадящую цену. Тот же принцип и у комиссионки. И «комиссионный товар» вовсе не означает «плохой». Например, вот эта гитара «Альгамбра» - да, с царапинками, но звучит великолепно. И человек, который не может себе позволить новую «Альгамбру», будет наслаждаться тем же звуком, но за меньшие деньги.

- И каков ценовой диапазон продающихся в центре гитар?

- От 2,5 до 40 тысяч рублей.

- Сколько стоит обучение?

- Скажем так, те деньги, которые платятся за обучение, отрабатываются. Наша цель - чтобы человек действительно научился, а не отмусолил сколько-то лет. Я и с него, и с себя, и с других преподавателей требую. Это очень большая ответственность. Если поставить что-то неправильно, то исправлять брак будет очень тяжело. Бывает, приходит человек: лет пять, говорит, занимаюсь. А руки стоят неправильно - скрюченные, надо все переделывать. Поэтому лучше, когда ничего не умеет - не проходит путь переделок. С другой стороны, опыт - это видение музыки, гитары - тоже дорогого стоит.

- Какой гитаре учите вы?

- Классической шестиструнной гитаре. «Классическая» не потому, что классику играть - играть можно что угодно, просто подход классический. Есть преподаватель с уклоном в рок – Артем Кулаков. Саша Кузьминых – джаз блюз, и вообще любую вещь может один в один снять.

- А Ритчи Блэкмора?

– Все что угодно. И на электрогитаре, и на акустике. В Казань приезжали испанские бизнесмены на открытие какой-то фирмы, и вот он играл им фламенко. Те были потрясены. А чтобы удивить испанцев…

- Вы сами как пришли к гитаре?

- Я вырос в селе и даже не думал заниматься музыкой. После армии учился в казанском театральном училище, и на втором курсе вдруг ввели предмет «Гитара». Я как раз в это время сам учился играть, а тут стал быстро прогрессировать. С благодарностью вспоминаю педагога Дмитрия Андреевича Бикчентаева… Театр стал отходить на задний план, и потихоньку гитара его вытеснила. А преподавателем стал случайно. Мысли были, но не рисковал -  слишком большая ответственность. Но в какой-то момент так получилось, что все концы оказались оборванными, и осталась одна гитара. Начал преподавать, и – чудо! - пошло. Занялся исследованием предмета, стал думать, как бы преподавать так, чтобы человек научился играть быстро и качественно. Насколько это у меня получается, судить не мне… Преподавание вытеснило из меня даже «игрока». А ведь хотя сильным исполнителем я так и не стал (поздновато начал учиться), мне нравилось играть.

- Что предпочитаете слушать и играть?

- Народную музыку, которую раньше очень не любил. Видно, время пришло. Наверное, в генах это у каждого сидит, и потихоньку овладевает тобой. Мне очень нравится музыка, на которую опирались русские семиструнники – Михаил Тимофеевич Высотский, Михаил Федорович Циммерман, Семен Николаевич Аксенов. Элегии, этюды, в основном, на русскую тематику. Жаль, что семиструнная гитара сейчас не пользуется спросом.

 

 

ПРЕДЕЛЫ МЫШЛЕНИЯ

- Сколько человек проходит через центр, скажем, за год?

- Одновременно на разных курсах занимаются примерно сто человек. Сроки обучения - разные, что, во многом, зависит от преподавателя. Я за три года ставлю курс пяти-шестилетней музыкальной программы. И то, думаю, надо еще усложнять – народ «съедает» курс все быстрее. Уроки концентрированные. Это не значит, что «быстро-быстро, время дорого». Надо, чтобы человек был задействован. Очень важно, чтобы музыкант мыслил, а не был просто исполнителем.

- Есть люди, которых невозможно научить игре на гитаре?

- Нет. Бывают люди, которые не хотят работать. Есть грань, до которой может дойти любой человек, – пройти курс. Есть грань, за которую может шагнуть только всецело поглощенный делом. И, как везде, есть избранные, которые идут к вершинам.

- Когда к вам приходит новичок, вы его спрашиваете, зачем ему гитара?

- Если пришел, значит, надо. Но в процессе учебы, я, конечно, выведу его на ответ. А сразу спрашивать нельзя - зажмется. Именно поэтому у нас нет и практики проверки слуха. И потом, через меня прошло две тысячи учеников, и только у двоих полностью отсутствовал слух. Это мизер! А у остальных, в основном, комплекс. Вот человек слышит, но не может воспроизвести, все, думает, конец, никогда не подойду к инструменту. Но играть можно и вообще без слуха – есть партитура. Хотя человек, который играет только по нотам, не сможет сопереживать музыке, отдаваться ей, будет, как робот.

- И все-таки, чем, в итоге, мотивируют?

- Разным. Да что там говорить высокопарно: молодежь хочет показать себя в компании. У людей взрослых – другие причины, ведь и в 40, и в 50 лет начинают заниматься. Часто это, что называется, из советской ментальности: «не решался», «а вдруг не получится?», «а вдруг меня опозорят, засмеют»? И тут решился! Кстати, это хороший вариант - и мотивация мощная, и опыт жизненный, и сопереживание музыке. Он фору даст многим молодым. Правда, в технике, понятно, на первых порах что-то уйдет на второй план.

- Один из ваших фирменных приемов – работа с учениками прямо в торговом зале. Это зачем?

- Чтобы ученик не комплексовал. Любой посетитель магазина может посмотреть, послушать. Да, поначалу ученика это шокирует. Но потом… Цель какая? Публичное одиночество должно быть у человека. И оно таким образом вырабатывается… Но не думайте, что это так страшно. Во-первых, на уроках человек настолько загружен, что у него нет времени на кого-то реагировать. Во-вторых, у нас не хлебный магазин, и народ сюда валом не валит. Но мы никого не принуждаем - есть и преподавание в кабинете.

- Раньше человек, хоть как-то умеющий играть на гитаре, всегда ценился в любой компании, как думаете, сейчас это так же?

- Мне кажется, немного по-другому. Раньше люди общались больше. А сегодня все по компьютерам, сами с собой. Это, конечно, не очень хорошо.

- В основном, ученики - какой социальный слой?

- Могу ошибиться, но, кажется, люди с достатком. Мы предупреждаем: если хотите гитарой серьезно заниматься, имеется смысл идти к нам, если пару аккордов выучить, - есть места подешевле. У нас не кружок. Это часть твоей жизни. Подумай, хватит ли тебе времени для ежедневных занятий. Час – минимум, а если хочешь серьезно заниматься, - конечно, больше.

- Человек меняется в процессе обучения?

- Дело даже не в том, что он игре учится, он начинает больше копаться в себе. Потому что начинает побеждать. Ведь мы вырабатываем дух победителя. У тебя не получается - трудно, ступор, но ты нашел выход из этой ситуации. Вырабатывается система подходов. Так что игра на гитаре помогает решать разные проблемы в жизни. Как я им говорю? У рук нет предела, есть предел у мышления. Хотя и это не совсем верно - есть твоя оценка: если сказал себе «я больше не могу», кончено - действительно, не сможешь… Любовь к гитаре делает чудеса.



ТАК ДАЖЕ ИВАНОВ-КРАМСКОЙ НЕ ИГРАЛ

- Интересно, как в течение трех лет существования центра трансформировалась его изначальная идея?

- Человек планирует одно, а Бог определяет другое. Хотелось, чтобы был такой, образно говоря, гитарный храмик. Но когда начал воплощать идею, многое поменялось. Например, сегодня кое-что кажется наивным.

- Например?

- В начале дела я был более романтичным, что ли? Но есть нюансики. Чтобы сохранить дух Альгамбры, чтобы кто-то творил, необходимо заниматься черновой и финансовой работой - на одном творчестве не выедешь. И преподаватели занимаются творчеством, а я делаю все, чтобы им работалось нормально. Да, может быть, я творческий человек, но если работаю руководителем, то я уже частично номенклатура, другой тип. А творческие люди не должны размениваться на вещи, которые делает руководитель.

- И как прошла трансформация сознания?

- Нормально. Как у тени нет ярко выраженного контура, так и здесь - эволюция.

- Где-то еще есть подобные центры?

- К нам приезжают гитаристы из Москвы, говорят, что мы такие единственные в России. Но я сейчас не буду так громко об этом заявлять – не верится, что никто больше не додумался до такого. Но – мнение со стороны, как говорится, за что купил, за то и продаю.

- То есть в Казани у вас, по сути, конкурентов нет?

- Не люблю этого слова. Люди должны в содружестве работать.

- Насколько сильна Казань с точки зрения гитарного образования?

- Мы пытаемся наладить сотрудничество с преподавателями гитары. Что-то получается, что-то – нет. У Казани особая ментальность. Многие преподаватели не разбираются в инструментах, живут старыми понятиями. Например, в 90-е годы немецкая гитара «Хонер» была выше всех гитар китайских, но сегодня… А преподаватели все еще посылают учеников покупать этот инструмент. А ведь наставник для ученика царь и бог. Многие казанские преподаватели – не гитаристы, а бывшие скрипачи, аккордеонисты, балалаечники – переквалифицировались, потому что сейчас гитара пользуется большим спросом.

Но что-то все равно меняется к лучшему. Музыкальное училище стало больше выпускать специалистов по гитаре. В педагогическом университете тоже есть отделение по классу гитары. Словом, будут выпускаться дипломированные гитаристы. Пройдет пять-семь лет, они заматереют, тогда будет уровень достаточный. А когда мы начинали, почти одни самоучки были – все стихийно происходило.

Кстати, уровень казанских исполнителей, например, тех, кто учится в консерватории, очень высокий. Думаю, и сам Александр Михайлович Иванов-Крамской не играл так, как играют нынешние студенты. Но это – по технике, а вот с артистизмом – не очень. Технари. Пилят-пилят, могут супер сыграть вещь! Но не артисты. Такова, видимо, тенденция нашего времени – о душе некогда думать.

- Что значит – «сейчас гитара пользуется большим спросом»?

- Люди хотят учиться. Но в музыкальных школах есть такая ненормальная практика: человек рвется на гитару, а ему говорят: «Иди лучше на домбру» – потому что там недобор.

ДРУГОЙ ТИП ЛЮДЕЙ

- Как изменилась популярность гитары, скажем, с 80-х годов?

- Гиблое было время. Людей интересовал самый простой аккомпанемент. Наверное, сыграли свою роль и Афганская кампания, и амнистии всякие. Гитара была просто подыгрывающим инструментом и все. А ведь классическая гитара, в отличие от, например, скрипки или флейты, - самодостаточный инструмент: исполнитель выделяет три линии – сольную, аккомпанемент и бас. В этой самодостаточности одна из причин сегодняшней популярности гитары. Сейчас аккомпанемент мало кого интересует - как правило, девять из десяти нацеливаются именно на игру.

- Что за метаморфоза?

- Говорят: нынешняя молодежь не хочет учиться. Неправда! Уровень намного выше нашего. Пятилетней курс (плюс испанская и латиноамериканская темы, которые в музыкалке не дают) ученик «съедает» года за полтора-два. И темпы все ускоряются, потому что поколение очень сильное, намного сильнее прошлых.

- Чем объясните, раскованностью мышления?

- В том числе. Потому что наши комплексы из советского времени за нами все тянутся. Я не могу сказать о себе, что я человек закомплексованный, но файл этот находится во мне и, видимо, так и уйдет вместе со мной. Это ментальность. Сейчас поколение другое совершенно. Они запросто могут сказать: «А чего это я так мало получаю?!» Чтобы я такое сказал!.. Они более настырные в работе. Хотя есть и другая крайность: мало времени, хочу быстро научиться.

- Гитара – «мужской» или «женский» инструмент?

- Раньше пропорции были такими: восемь-девять мальчиков или мужчин, одна-две девочки, женщины. Сейчас - поровну. Девочки очень интересные попадаются – думающие, мыслящие. Раньше о таких как говорили? «Зубрилка!» А сейчас - ничего подобного. Мыслят так, что многим ребятам дадут фору. Да, у парней получается быстрее идти, но часто мешает лень. А у женщин она встречается очень редко!

- Часто привозите гитарных знаменитостей?

- Нет. Пригласить артиста, скажем, из Москвы довольно хлопотно с организационной точки зрения, и это при том, что гитаристы-«классики» много за концерт не берут - это не те музыканты, которые выступают на сцене в шоу, другой тип людей. Часто бывает как? Он ехал, например, в Тольятти и завернул сюда к друзьям. Мы его «вылавливаем», ищем моменты, просим провести мастер-класс. И концерты проводятся не с целью заработать. Главное – популяризация. Площадка, если так можно назвать, - прямо здесь, в торговом зале. Гитары убираются, делается сцена… Похожая практика есть в московском магазине «Аккорд», но там на год все расписано.

- Кто из знаменитостей у вас был?

- Александр Винницкий – известный джазмен, бывший преподаватель Гнесинки. На его мастер-класс преподавателей пришло не так  много, зато наших учеников – море! Обстановка была непринужденная, он и сам по себе интересный человек.

Дважды был Владимир Маркушевич – ведущий гитарист-семиструнник страны. Он и концерт дал, и мастер-класс провел, и фильм показал, и о семиструнной гитаре много говорил. Жаль, что она умирает… Были бывшие эмигранты из Америки и Германии.

- Кого мечтаете пригласить?

- Нет такого напряженного размышления: надо вот того привезти, этого - все происходит естественным путем.

- Но все-таки, если загадать желание?

- Я бы с удовольствием Виктора Зинчука послушал… Кстати, в марте будет концерт нашего Александра Кузьминых – программа очень интересная.

- После всего вышесказанного не поворачивается язык спросить, но все же: ваш центр – дело доходное?

- Очень хороший вопрос. Буду долго думать, как ответить… Музыкальным бизнесом занимаются энтузиасты. Как обычно происходит с предприятием? Делаются бизнес-план, вложения, требуется отдача. Гитарный центр – другое. Поэтому у меня есть параллельный, немузыкальный бизнес. Но нравится мне именно гитарное дело, и я все выстраиваю вокруг него - чтобы оно процветало.

Тимур Латыпов
Фото и видео Ильи Лавриненко

Визитная карточка компании

Гитарный центр «Альгамбра», создан в апреле 2007 года.

Центр предлагает всё, что касается непосредственно гитар, - инструменты, аксессуары, товары, сопутствующие занятиям гитарой и музицированию, литературу. Проводятся концерты и мастер-классы исполнителей и преподавателей. Желающим пройти курс обучения игре на гитаре или поднять свой уровень предлагается помощь в преподавании. В центр можно зайти просто так - посмотреть и послушать гитары, понаблюдать, как идут занятия.

Визитная карточка руководителя

Терещенко Юрий Иванович – основатель и владелец гитарного центра «Альгамбра». Родился в 1965 году в Краснодарском крае. Окончил Казанское театральное училище. Увлекается спортивной статистикой.