ВОЗМОЖНО, ЧТО У БАШКИРСКОЙ КОМПАНИИ ПОЯВИТСЯ ИНОСТРАННЫЙ АКЦИОНЕР
Башкирская нефтянка, доставшаяся АФК «Система» на фоне отстранения Муртазы Рахимова от власти, принесла в 2010 году новым владельцам $1 млрд. прибыли вместе с другим нефтяным активом – «Русснефтехимом». Президент «Системы» Леонид Меламед рассказывает о том, какие перемены ожидают башкирскую компанию в рамках холдинга, который скоро собирается произвести большие организационные изменения.
ЭТО НЕ САМОЦЕЛЬ
— Источники "Ъ" рассказывают, что в ближайшие месяцы в организационной структуре АФК произойдут значительные изменения. Это так?
— Изменения организационной структуры действительно ожидаются, но это один из инструментов достижения цели, а не самоцель. В сентябре 2008 года, как вы помните, совет директоров и основной акционер АФК Владимир Евтушенков поставили перед нами задачу, чтобы через пять лет возврат на инвестированный капитал (ROIC) по группе достиг 25%. Задача сложная сама по себе, кроме того, мы должны прийти к этой цели не любыми методами, а только теми, которые обеспечивают максимальную доходность при разумном риске и социальной ответственности.
Получив такую вводную, АФК вместе со всей страной вошла в кризис. Так, к нашим целям добавилась еще и необходимость пройти эту турбулентность. Через полтора года "Система" фактически удвоилась в масштабе, активно зашла в две новые индустрии — нефть и электроэнергетику (см. справку). И сейчас по консолидированной выручке группы (около $20,423 млрд за девять месяцев 2010 года.— "Ъ") мы занимаем 7-е место среди всех российских компаний. Капитализация "Системы" за прошлый год выросла более чем на 40%. ROIC тоже вырос — с 13% до 16% по итогам 2009 года, в 2010-м мы ожидаем его на уровне 14%. Это хорошая доходность, но не 25%!
Возникает вопрос, каким образом за оставшиеся два года мы сможем ее нарастить? Очевидно, что, занимаясь только органическим развитием своих активов, мы таких целей не достигнем. Мы можем иметь хорошую доходность и в телекомах, и в нефти, и в энергетике, но максимальные индустриальные величины находятся на уровне 12-13%, если повезет и цены на нефть будут очень высокие — 14%, но не более.
— Действительно, возникает вопрос...
— Мы понимаем, что пришло время следующих шагов в развитии организационной модели корпорации, которые позволят нам повысить доходность бизнеса. В период с 2008 по начало 2010 года мы уже совершили первый шаг в этом направлении, создав четыре бизнес-единицы — "телекоммуникационные активы", "потребительские активы", "высокие технологии и промышленность", "топливно-энергетический комплекс". Согласно классификации McKinsey, наша сегодняшняя модель — "стратегический архитектор". Ее суть в том, что АФК не столько выполняет роль инвестора, сколько помогает выстраивать бизнес своим "дочкам": в разработке идеологии, создании бизнес-стратегий, подборе персонала, вплоть до вопросов безопасности. Это было необходимо, потому что только МТС из более чем десятка наших активов осенью 2008 года фактически не находилась в стадии старапа. Остальные же бизнесы требовали нашего пристального внимания. Сейчас активы "зреют", и эта миссия "Системы" подходит к завершению. Теперь мы должны сосредоточиться не на "управлении компаниями", а на "управлении инвестициями". К концу 2011 года 90% компаний, формирующих портфель АФК, должны стать от нас абсолютно независимыми с точки зрения процессов управления. На их развитии — прежде всего в индустриальной плоскости — сконцентрируются соответствующие советы директоров, в которых "Система" имеет самые серьезные позиции, а сама "Система" сосредоточится на управлении инвестициями. Мы должны думать о том, куда правильно вкладывать деньги, когда нужно развивать проект, а когда уместно из него выйти. Будущая организационная модель АФК — это модель инвестиционного холдинга.
МЫ ОЧЕНЬ САМОУВЕРЕННЫЕ РЕБЯТА
— Что еще можно отнести к базовым активам в том виде, в каком вы их описали, кроме МТС и "Башнефти"?
— В процессе структурной реорганизации мы рассчитываем классифицировать бизнесы не по компаниям, а по индустриям. Нефтяная отрасль, в которой нам принадлежит "Башнефть" и доля в "Русснефти", для "Системы" одна из наиболее доходных. В прошлом году прибыль от нефтяных активов составила порядка $1 млрд. И несмотря на то, что, например, доходность "Башнефти" и "Русснефти" разная, в целом эта отрасль для нас является базовой. К базовым мы относим также и электроэнергетику: она приносит нам дивиденды, а "Башкирэнерго" — одно из крупнейших предприятий в отрасли.
— Будете ли вы нанимать консультантов для создания новой модели?
— Нет, мы очень самоуверенные ребята, думаю, что справимся.
— Телекоммуникации и ТЭК возглавляют два сильных топ-менеджера — Рон Зоммер и Александр Корсик. Если вместо двух останется одна бизнес-единица, кто ее возглавит?
— Это некорректный вопрос.
— Но такие глобальные изменения не могут обойтись без кадровых перестановок. Скажите тогда, насколько будет сокращен штат самой АФК "Система" и куда пойдут работать топ-менеджеры из бизнес-единиц, которые перестанут существовать?
— Кадровый вопрос чрезвычайно деликатен, и давать комментарии по конкретным позициям было бы неправильно. Скажу только, что мы очень бережно относимся к нашим людям. Кадры — это и главная ценность "Системы", и основной ресурс для создания стоимости. Да, с изменением структуры в АФК должны появиться новые люди, будет усиливаться менеджмент и советы директоров дочерних компаний — в том числе за счет нынешних менеджеров "Системы". В наших "дочках" многие люди из АФК были бы очень полезны: они смогут значительно поднять стоимость дочерних компаний. Сама же "Система" сократится в размерах, так как новые задачи требуют не столько большого штата, сколько сконцентрированного интеллекта. Сократится существенно — как численно, так и с точки зрения расходов.
— В мае заканчивается ваш трехлетний контракт на посту президента АФК, будет ли он продлен?
— В начале апреля совет директоров АФК примет решение в отношении моего контракта, корпорация всегда обсуждает такие вопросы за месяц. А пока это не приоритет ни для меня, ни для Владимира Петровича (Евтушенкова.— "Ъ"). Я на 125% поглощен решением задач корпорации. И эти задачи важны и очень интересны.
— Источники "Ъ" внутри АФК уже обсуждают ваших возможных преемников, чаще всего звучит имя сына господина Евтушенкова Феликса...
— Еще один некорректный вопрос.
— Насколько, с вашей точки зрения, акции АФК недооценены? Что вам даст изменение оргструктуры кроме повышения ROIC?
— Мы считаем, что ROIC — это как раз тот самый синтетический показатель, который и отражает ценность бизнеса. Если он высокий, это означает, что стоимость чистых активов росла, дивиденды выплачивались высокие, а значит, и на капитализации это обязательно отразится. Именно поэтому "королем" нашей стратегии и является ROIC, именно поэтому все, что мы делаем внутри компании, ориентировано на его рост. Покрывающие нас инвестбанки в среднем считают, что компания должна стоить около $35-37 за GDR, мы стоим примерно на $8-10 дешевле, вот это и есть потенциал роста. Мнение менеджмента таково, что даже эти оценки консервативны, но на них проще опираться.
БАШНЕФТЬ ИНТЕРЕСУЮТ АКТИВЫ В РОССИИ
— На прошлой неделе за "Башнефтью" наконец было законодательно закреплено право на разработку месторождений имени Требса и Титова. Кого вы рассматриваете в качестве партнера в этом проекте?
— Партнер желателен, но совсем не обязателен. Мы сможем решить эту задачу и самостоятельно. Но бизнес-план, конечно, будет напрямую зависеть от того, будет ли партнерство и какую форму сотрудничества мы выберем. У нас есть целый ряд предложений, но каких и от кого именно я не хотел бы комментировать.
— ONGC интересуется покупкой доли в "Башнефти". О пакете какого размера идет речь? Может ли АФК в рамках этой сделки приобрести 5% ONGC, которые индийское правительство собирается приватизировать?
— Долей в "Башнефти" интересуется не только ONGC, но я бы сказал, что с индийской компанией наши переговоры находятся в наиболее продвинутой стадии. Мы думаем над самыми разными сценариями взаимодействия. Существуют и такие варианты, при которых возникает целесообразность слияния "Башнефти" и "Русснефти". Но даже после того, как в конце прошлого года "Русснефть" смогла реструктурировать свою задолженность (годовая процентная ставка снижена с 12% до 9% , а срок выплат продлен до 2020 года.— "Ъ"), это вопрос пока довольно отдаленной перспективы. Что касается 5-процентного пакета в ONGC, для "Системы" он не очень интересен, поскольку пакет такого размера не позволяет влиять на развитие бизнеса.
— Рассматривает ли "Система" возможность дальнейшего развития бизнес-единицы ТЭК через приобретение новых нефтегазовых активов?
— В принципе — да, но сейчас у нас на столе нет ни одной сделки, которая могла бы быть нам интересна. А вот у "Башнефти" и "Русснефти" такие варианты есть. При этом "Башнефть" интересуют активы прежде всего в России, а "Русснефть" традиционно смотрит шире и рассматривает возможности в том числе и международного развития.
— Федеральная антимонопольная служба (ФАС) впервые высказала претензии к "Башнефти" по поводу завышения стоимости нефтепродуктов. Как компания собирается на них реагировать?
— Этот вопрос находится в ведении прежде всего самой "Башнефти", и все решения по нему принимаются менеджментом компании. Конечно, мы тоже хорошо осведомлены о возможных рисках, связанных с претензиями ФАС, и со своей стороны будем помогать их минимизировать.
— Уже в марте может начать действовать новая налоговая система "60-66", которая предполагает рост экспортной пошлины на нефтепродукты и снижение ее для нефти. "Башнефть" ориентирована на переработку. Как нововведение может отразиться на деятельности компании?
— Стране нужна высококачественная переработка нефти, а это сейчас является основой бизнеса "Башнефти". Но предлагаемая налоговая система может существенно снизить прибыль в этом сегменте и лишить его перспектив развития. Мы находимся в конструктивном диалоге с регулятором по этому вопросу, приводим свои аргументы. В любом случае предстоящие изменения весьма чувствительны для "Башнефти" и наверняка скажутся на размере капитальных затрат в нефтепереработку как в нашей компании, так и в отрасли в целом.
Коммерсант (в сокращении)
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.