«С ДЕВУШКОЙ ШУРАЛЕ НЕ ТАК ОБРАЩАЛСЯ»

Прокуратура Вахитовского района Казани занялась проверкой сообщений в СМИ о продаже сувенирных сумок, на которых изображены сексуальные сцены с участием героев татарских сказок — Шурале и Су анасы. Об этом сегодня «БИЗНЕС Online» сообщил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. Как уточнили в ведомстве, первый материал для прокурорского реагирования был опубликован в одном из казанских изданий. Затем появился сюжет на местном телеканале «ВГТРК», после чего новость о фривольной сувенирке вышла на федеральный уровень — о продажах сумок с экзотическим креативом в красках поведали телезрителям в программе «Чрезвычайное происшествие» на НТВ.

Героиней репортажа стала жительница Казани — педагог с 50-летним стажем Зоя Латыпова, которая, по словам репортеров, до сих пор не может оправиться от культурного шока. Домой злополучную сумку принес сын, которому ее, а также блокнот подарили на презентации новой линейки сувениров в магазине сувенирной продукции «Солнце внутри Казани». А женщина надумала было с ней сходить в магазин, но, приглядевшись, поняла, что чуть не выставила себя на посмешище. «С девушкой Шурале не так обращался, как здесь изобразили. Для меня это было дико и удивительно», — поделилась бабушка с репортерами НТВ.

Дабы проверить догадки относительно «дикости» изображенной сцены, тележурналисты канала вышли на улицы Казани, где стали демонстрировать «дивный сказочный» сюжет первым попавшимся молодым людям. «Разврат, обнаженство (видимо, смесь обнаженки с многоженством прим. ред.), — кивают головами перехваченные репортерами казанцы. — Это сказочные персонажи, мы на них с детства воспитывались, а тут они развратом занимаются». «Я бы не купил это, мне было бы стыдно», — со смущенной улыбкой говорит один из двух других респондентов студенческой наружности.

«Прокуратура Вахитовского района Казани в эти дни занята проверкой сообщений в СМИ о продаже сувенирных сумок, на которых изображены сексуальные сцены с участием Шурале и Су Анасы»», — сообщил Руслан Галиев Руслан Галиев: «Прокуратура Вахитовского района Казани в эти дни занята проверкой сообщений в СМИ о продаже сувенирных сумок, на которых изображены сексуальные сцены с участием Шурале и Су анасы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Тихой паникой назвали журналисты состояние сотрудников высшей школы татаристики и тюркологии, носящей имя Габдуллы Тукая. В частности, доцент кафедры татарской литературы Луиза Замалеева, к которой федеральные журналисты обратились за комментарием, предположила, что художники, изобразившие такой сюжет, «не знают творчества Тукая и татарского фольклора вообще». В общем, подытожили репортеры, такое искусство уже граничит с порнографией. Если художники продолжат эксплуатировать облик сказочных персонажей, деятели культуры намерены обратиться с открытым письмом в надзорные ведомства с просьбой оградить всеми любимых героев от чрезмерно смелых авторских интерпретаций.

Заметим, что объектом проверки прокуратуры стала не сама картинка на сумке, а факт продажи ее несовершеннолетнему, поэтому проверка проводится на предмет возможного нарушения закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Не исключено, что скандальную сувенирку представители прессы обнаружили бы еще нескоро, если бы не казанский блогер Нияз Латыпов, обнародовавший свою покупку в блоге 22 сентября. «Зашёл вчера в свой любимый магазинчик казанских сувениров и снова не прогадал. Молодой мастер из Набережных Челнов Данил очень здорово изобразил сцену по мотивам татарской народной сказки „Шурале“ ) Мне нравится это место — не унылые стандартные поделки из Китая, а всегда что-то креативное, что не стыдно дарить друзьям из других городов», — охарактеризовал новинку Латыпов (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.). Изображением, из-за которого разгорелся сыр-бор, желающие по-прежнему могут полюбоваться на его странице.

Такая вольная интерпретация татарского фольклора вызвала у читателей блога смешанные чувства. Одни прямо сказали, что фантазии у автора странные и такого сюжета в сказках точно нет, другие заподозрили, что Шурале на картинках не татарского происхождения (орфография и пунктуация авторов сохраненыприм. ред.): «Смуглый, волосатый, с длинным носом? Это точно Шурале?» «А я чет не уверена, что это шурале....страсть такая может быть только со спартанцем или итальянцем» Третьи стали упражняться в острословии: «А разве в оригинале Шурале девушкой защемило? Там вроде бревно фигурировало. Или это аллегория такая? Девушка-бревно...»

«Я ЗАЛОЖИЛ НЕКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАНДАЛЬНОСТИ»

Автор рисунков — челнинский художник Данил Ахметшин — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что создал серию изображений с Шурале и Су анасы еще два года назад, после чего опубликовал их у себя на странице в социальной сети «ВКонтакте». Полтора года спустя владелица магазина «Солнце внутри» Юлия Ахметзянова предложила ему создать линейку сувенирной продукции с этими иллюстрациями. По словам Ахметшина, тема — пройденный этап в его творчестве, и проверка прокуратуры стала для него полной неожиданностью.

«Отвечая на вопрос, почему я это нарисовал, я ухожу в творческую, теоретическую область, — сказал Ахметшин. — У меня нет ответа типа „у меня были такие фантазии“. Два года назад у меня был интерес к такого рода экспериментам. Я взял что-то традиционное, набившее оскомину, привычное и хотел придать этому неожиданный поворот. Какие-то татарские персонажи, которые всем уже надоели... На день цветов по городу везде эти скульптуры стоят — они все одинаковые. Шурале с зажатой рукой в бревне, рядом с ним обязательно богатырь. Су анасы — это всегда длинноволосая девушка с гребнем. Я попытался привнести неожиданный поворот во все это. В какой-то момент пришла идея о том, что у них может быть любовная история. Скучное, примитивное, заезженное я хотел соединить с чем-то новым. Необязательно всегда рисовать Иванушку-дурачка, сидящим на печи. Можно нарисовать, что у печи есть крылья или колеса. Надо свободнее работать с этими образами. С Шурале и Су анасы тоже был творческий эксперимент — он вылился в серию открыток и рисунков. У меня нет другого ответа. Я никогда не видел это во сне, никогда не наряжался, галлюцинаций у меня не было. Я не особо иду на контакт с журналистами — им всем хочется перчинку, изюминку. А тут получается, что я искусственно создал всю сенсацию. Популярным это стало, только когда из рисунка сделали вещь. На моей странице „ВКонтакте“ это не пользовалось особой популярностью — посмотрели 10 человек, нажали лайки и забыли».

Ахметшин отметил, что согласился на тиражирование изображений отчасти по-дружески, а отчасти потому, что хотел получить отклик. «Два года назад, когда я их создавал, я ждал какого-то отклика, но его не было, — сказал он. — Я подумал, что, может быть, через сувениры возникнет какой-то ответ. Я заложил определенный потенциал скандальности в эти изображения, когда создавал их. Но сразу не сработало. Потом над этим поработала Юля [Ахметзянова], а потом и блогер — он еще немножко раздул. Это подхватили журналисты. А если отмотать назад, то получается, что я просто ради интереса, ради эксперимента нарисовал несколько работ. Говорить, что я серьезно этим занимаюсь, развиваю эту тему, нельзя».

У челнинского художника также есть группа «ВКонтакте», где он продает сувенирную продукцию со своими рисунками. Но это проект скорее творческий, чем коммерческий: сейчас со страницы проданы всего одна футболка и два набора наклеек. Ахметшин признался, что попросил учредителя «Солнце внутри» прекратить продажу сувенирной продукции с изображениями героев татарских сказок. «Я сказал Юле, что не нужно больше все это печатать, — сказал художник. — Я растерялся, не ожидал такой реакции. Теоретически предполагал, что могут быть какое-то неприятие, шумиха. Но предполагать можно все что угодно. Раньше никому это особо было не нужно. Сейчас есть какой-то интерес, причем деформированный. Подчеркивается сексуальная часть изображений, она выпячивается на первый план, но она не является главной в этих работах. Однако вопросы всегда задаются, связанные с этим, — интерес связан с этим. Дело приняло неконтролируемый оборот. Поэтому я решил пока остановиться, тем более что это не является для меня топовым творческим проектом. Я делаю такие рисунки в свободное время. Если посмотреть на эти изображения, то можно увидеть, что там нет совсем уж шокирующих деталей. Это не является настоящим порнографическим рисунком. Персонажи голые потому, что я, например, не представляю Шурале или Су анасы в одежде. Это мифические персонажи, фольклорные, они в одежде не ходят».

Ахметзянова рассказала «БИЗНЕС Online», что всего сумок с откровенными изображениями было 10 и продавались они в течение полугода. Когда Латыпов выложил в блоге фотографии — в этот же день все остатки продукции раскупили. Сколько стоил выпуск сувенирной линейки с Шурале и Су анасы, владелица магазина говорить отказалась, сославшись на коммерческую тайну и нежелание развивать сценарий «Матильды по-татарски». Однако «БИЗНЕС Online» узнал, что каждая сумка стоила 500 рублей.

«Мы сделали сувенирный набор — блокноты, футболки, свитшоты, сумки, — сказала Ахметзянова. — Блогеру досталась только сумка, поэтому он ее и выложил. На самом деле было много всего. Продавалось полгода, и никто ничего не говорил по этому поводу. Никто не сказал нам — ни татары, ни русские, что это омерзительно, что это „низовая культура“, как одна искусствовед выразилась. Мы в шоке от того, как все это дело перевернулось». По словам Ахметзяновой, на сувенирах с рисунками Ахметшина стоял значок «18+». О том, что товар был продан несовершеннолетнему, ей ничего не известно — в магазин никто с жалобами не обращался. «Я всем, кто обращается ко мне с вопросами по поводу этих сувениров, рекомендую прочитать Каюма Насыри „Мифология казанских татар“, — сказала Ахметзянова. — Там он подробно описывает все образы, которые возникали в татарском этносе. Это серьезное, глубокое исследование. Я бы всем искусствоведам подарила, чтобы они развивались и выходили на новый уровень восприятия татарской культуры».

Отметим, что магазин «Солнце внутри» открылся в Казани на Баумана год назад. До этого он располагался в Набережных Челнах, но не пользовался большой популярностью. «Солнце внутри» делает акцент на развитии сувенирного направления с привлечением республиканских мастеров. Так, здесь может появиться куртка, плащ или сумка с аппликацией на основе картины татарстанского художника. Сейчас магазин работает более чем с 60 мастерами. Днем в понедельник из покупателей в отделе никого нет, лишь продавец расставляет товары. Корреспондент «БИЗНЕС Online» скандальных товаров, вызвавших подозрение у прокуратуры, на месте на нашел. На полке осталось лишь две открытки авторства челнинского художника. На них изображены черепашка-ниндзя и девушка с короной на голове. Кто она — Царевна-лягушка, Су анасы или Ариэль? Остается гадать, но в объятиях героя американских комиксов она явно счастлива. Причем настолько, что на второй открытке их уже трое — черепашка, девушка и их ребенок. Малыш уродился с зеленой головой и красной повязкой на глазах. Туловище и корону он, видимо, унаследовал от мамы. На вопрос, где же сумки, продавец отвечает: «Раскупили!» По ее словам, товары были безумно популярны еще до проверки прокуратуры. «Уже и столько раз звонили, спрашивали!» — рассказывает девушка. Ничего предосудительного в иллюстрациях Ахметшина она не видит. «Мы как работали с ним, так и будем. Мы же никому не втюхиваем эти сумки. Раз кому-то не нравится, значит, это просто не для него магазин», — говорит она. В отделе продавались не только сумки с рисунками челнинца, но и другие товары, которые особенно нравились иностранцам. Интересовалась продукцией с оригинальной трактовкой сказочных сюжетов аудитория разного возраста. При этом в магазине есть товары с пометкой «18+» — на картонных подвешивающихся карточках целующиеся и обнимающиеся в разных позах мужчина и женщина. Если верить написанному на татарском «Безнең зур мәхәббәт», у них большая любовь. Помимо работ Ахметшина, по словам продавца, очень популярен стенд с открытками на татарском языке. В ассортименте есть джемперы и футболки с надписью «Сөялмәскә» («Не прислоняться»). Есть и более традиционные сувениры — чак-чак, украшения, авоськи и пальто с татарским национальным орнаментом.

Скандальных товаров, вызвавших подозрение у прокуратуры, в магазине уже нет. На полке осталось лишь две открытки авторства челнинского художника
Фото: Ангелина Головатая

«РЕБЯТА РЕШИЛИ СОРИГИНАЛЬНИЧАТЬ, А МОЖЕТ, ПОСТЕБАТЬСЯ»

Римзиль Валеев — публицист:

— Я не советчик прокуратуре, не могу сказать, что им делать. Пусть они действуют по закону. По-моему, тут нанесен моральный ущерб не только детям, но и взрослым... Всему духовному наследию нашего народа. Глумятся над этим. Поэтому вне зависимости от прокуратуры, суда должно быть общественное порицание и объяснение того, что такое хорошо и что такое плохо. В данном случае это плохо.

Эмиль Гатауллин — адвокат:

— Я самих этих картинок не видел, чтобы какую-то предварительную юридическую оценку им дать. А в части полномочий прокуратуры — у нее находится общий надзор. Наверное, прокуратура вправе проверить, если ей кажется, что нарушен закон. Это не то что ее право, это ее обязанность. В этом ничего необычного я не вижу. Но хотелось бы, чтобы это не превратилось в какой-то вид цензуры, в цензурирование творчества этого художника, ведь в основе изображения всегда лежит какой-то творческий акт.

Ильгизар Хасанов — основатель центра современной культуры «Смена», член союза художников России, художник:

— Сами эти истории достаточно архетипические, все время на них будут создавать аранжировки. Это такая профанация, и мне просто жалко времени судей и всех остальных. Это скорее не низовая культура, это конъюнктура в области бытовой культуры, когда есть желание продать какой-то продукт. Это не имеет отношения ни к самой культуре, ни к Шурале. Это работа современного изобразительного медиума. Что сегодня продать татарского? Сегодня же все требуют татарских сувениров, потому что туристы к нам едут, а у нас таких личностных сувениров мало. Идет игра с теми персонажами, которые есть. Ну ребята решили соригинальничать, а может, и постебаться.

Даниил Fay — художник:

— Я не художественный критик, не искусствовед. Я художник, который что-то рисует. Мне кажется, с точки зрения автора такое произведение имеет право на существование как какое-то высказывание, фантазия, демонстрация близости. Зачем за это цепляться? Я не знаю, потому что изображение подобных сцен в истории человеческой цивилизации было всегда. Как появились первые картинки, так до сих пор они существуют. Во всех культурах, на всех континентах они были во все времена. Вопрос не в картинке, не в ее художественной выразительности, не в стилистике, не в содержании, а в том, как и где эту картинку дальше используют. Сам блокнот никому вреда не нанесет ни с каким изображением. Другое дело, если этими блокнотами, сумками пользуются десятилетние дети или их к этому принуждают. Но есть же специализированные магазины для взрослых, где продаются различные товары: если эти блокноты будут продаваться там — окей. Взрослые люди вправе такое покупать, это из категории фильмов, книг для взрослых.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— В принципе, прокуратура имеет право проверить ту или иную деятельность. И здесь надо четко разграничить закон о защите прав потребителей и непосредственно те законодательные и нормативные акты, которые ограждают наших детей от той или иной негативной информации, в том числе и вот такой направленности. Я так думаю, что здесь в первую очередь нужно проверить, действительно ли рисунок, который изображен на этих сумках, является изображением того или иного негативного акта. И здесь есть одно «но». Прокуратура может предпринять определенные действия (привлечь к административной ответственности, к уголовной) только тогда, когда докажет, что это является таким-то или таким-то нарушением. Должен быть вывод экспертизы. И я вам сразу хочу сказать, что это процесс не одного дня. Так что прокуратура имеет право заниматься этим вопросом. Другой вопрос, какое решение она вынесет, на чем это решение будет основываться и будет ли оно законным.

Яна Цой — директор японского центра Seiko:

— В Японии подобные «картинки» разрешены, поскольку японский менталитет отличается от нашего. Многие века Япония увлекается мангой — это комиксы с изображениями людей. Бывает, что эти комиксы носят фривольный характер... Но для их культуры это нормально. Японцы воспринимают такую информацию по-другому, их общество уже привыкло.

Японцы — люди достаточно закрытые, у них не принято выносить на обсуждение свои мысли, желания, фантазии и эмоции. Но они такие же люди, у них такая же физиология, им необходимо получать эту информацию и выплескивать свою энергию. Они в основном это делают с помощью комиксов манги, которые продаются в обыкновенных супермаркетах. Но опять же они не выставляются на всеобщее обозрение, надо подойти и открыть. А вот вся остальная продукция сексуального характера — фигурки обнаженных женщин, брелки и т. п. — продается только в специализированных магазинах.

У нас же общество другое — и подобные фривольные изображения стоит рассматривать уже в контексте русской и татарской культуры. Наша культура совершенно иная, у нас это неприемлемо. Тем более что мы живем в Татарстане, где значительная часть жителей исповедуют ислам.