УЩЕРБ В 77 МИЛЛИОНОВ, УМНОЖЕННЫЙ НА ДВА ИЛИ НА ТРИ

Центробанк накануне обвинил бывшего трейдера «АК БАРС» Банка Артема Люлинского в манипуляциях с акциями, которыми он якобы занимался с марта 2011 по декабрь 2016 года. Материалы, как сообщает пресс-служба регулятора, уже переданы в правоохранительные органы.

«Схема была следующей: трейдер был уполномоченным ИК „Ак Барс Финанс“ и параллельно имел свой личный счет как физическое лицо у брокера. Люлинский покупал на свой личный счет ценные бумаги по рыночным ценам, после чего он выставлял как физическое лицо заявку на продажу по цене, которая на 2,5 - 4 процента превышала цену покупки. Далее сотрудник совершал покупку этих бумаг через „стакан“ со стороны работодателя, получая таким образом прибыль», — цитирует РБК  директора департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерия Ляха, который дал накануне целую пресс-конференцию на эту тему.

По его словам, трейдер совершал сделки быстро — обычно в течение нескольких минут, при этом объем мог быть различным  — от 10 млн рублей до нескольких десятков миллионов. При этом подавляющее большинство сделок имели положительный для трейдера результат: всего было выявлено 494 случая манипулирования, из них лишь 17 сделок не принесли ему прибыли.

Лях утверждает, что всего экс-трейдер Люлинский заработал таким путем 77 млн рублей. «Размер незаконного дохода [...] в соответствии с Уголовным кодексом РФ классифицируется как особо крупный», — уточняется в информации ЦБ. По его словам, бывший работник АББ умело играл бумагами 31 эмитента, в основном голубых фишек. Но ущерб банка не эквивалентен заработку трейдера, как правило, убыток работодателя в подобных случаях в два-три раза выше — нужно ведь и следы заметать, а не только у самого себя покупать. Деньги Люлинский якобы выводил через четыре банка, примерно по 300 тысяч рублей за один раз, и тратил на себя, уточняет Лях.

В ЦБ утверждают, что именно они первыми обратили внимание на странное поведение трейдера, но «Ак БАРС Банк» за подобную невнимательность к своим сотрудникам они не винят В ЦБ утверждают, что именно они первыми обратили внимание на странное поведение трейдера, но «АК БАРС» Банк за подобную невнимательность к своим сотрудникам они не винят Фото: «БИЗНЕС Online»

В ЦБ утверждают, что именно они первыми обратили внимание на странное поведение трейдера, но «АК БАРС» Банк за подобную невнимательность к своим сотрудникам они не винят. «Для „АК БАРСа“ данный трейдер не был ключевым, и, возможно, из-за этого его операции в банке не замечали. Во всяком случае, такие случаи может устанавливать только ЦБ, потому что он видит всех контрагентов», — поясняет Лях позицию руководства.

При этом работник Центробанка поясняет, что регулятор может привлечь Люлинского к административной ответственности только за последний год с момент выявления манипулированием рынком. Не исключено, впрочем, что трейдер и вовсе отделается легким испугом, поскольку законы в РФ считают манипулированием рынком именно «существенное» отклонение цены бумаги. Однако Люлинский не жадничал, много не хапал, зарабатывая на скромных спредах в 2,5 - 4%. То есть отклонение цены было незначительным, но вот прибыль по меркам одного человека шла хорошая благодаря эффекту масштаба.

Пока скандалы такого рода на российском рынке редки — мало кого удавалось поймать за руку. Однако есть свежий пример: точь-в-точь такую же схему, как Люлинскому, ЦБ в декабре 2016 года инкриминировал трейдеру Deutsche Bank Юрию Хилову, который в 2013 - 2015 годах якобы наварил 255 млн рублей. Но, как считает один из собеседников «БИЗНЕС Online» на фондовом рынке, таких историй будет вскрываться все больше и больше, так как ЦБ отладил специальный программный комплекс, который позволяет вылавливать такого рода схемы. «Для рынка это секрет Полишинеля за семью печатями», — говорит наш источник.

«Я НЕ ПОНИМАЮ, О ЧЕМ РЕЧЬ, ВЫ МЕНЯ ОГОРОШИЛИ ЭТИМ СООБЩЕНИЕМ»

Сам Люлинский, до которого дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», сообщил, что не знает ни про какую информацию Центробанка на его счет, сообщения в СМИ (на момент интервью) он тоже не видел. «Да, это все какой-то бред!» — оказалось его первой реакцией. А когда корреспондент издания зачитал ему отрывок из сообщения ЦБ по телефону, долго удивлялся: «Я не понимаю, о чем речь, вы меня огорошили этим сообщением».

Впрочем, Люлинский согласился ответить на некоторые вопросы, касающиеся его жизни и работы. Ему 36 лет, он окончил физфак КГУ. В свое время работал в «Ак Барс Капитале», после чего устроился в банк. «С 2011 по 2016 годы я был трейдером по акциям», — говорит он. В банке занимался «аналитикой, изучением новостей, изучением факторов, влияющих на акции, поиском инвестиционных идей». На вопрос корреспондента о том, действительно ли он приобретал на свой брокерский счет акции, а затем продавал их банку по более дорогой цене, Люлинский отвечает отрицательно: «Не было ничего такого!»

По словам бывшего трейдера, он уволился из АББ в феврале этого года, потому что «решил пойти своим путем». «У меня свой бизнес, он давно уже начинался, мне интересно стало не сидеть в офисе с утра до вечера, а иметь более свободный график», — объясняет он. По данным «Контур.Фокуса», Люлинский числится в учредителях только одного действующего предприятия — ООО «Спортивный клуб „Прайд“», где ему принадлежат 33% доли. Судя по сайту, клуб организует занятия карате и аэробикой в разных районах Казани.  

Сейчас Люлинский находится в Татарстане, и в ответ на вопрос о том, не планирует ли он уезжать из страны, предпочитает отшучиваться: «Побег? Это бред какой-то. Не планирую выезд за рубеж». Бывший трейдер утверждает, что представители правоохранительных органов к нему еще не приходили. «Вы всех опередили, вы первые, кто мне позвонил на этот счет», — замечает он как бы вскользь.

Напомним, что главный финансовый регулятор страны не в первый раз посвящает бывшему сотруднику АББ персональные пресс-релизы. В июле ЦБ обвинил Люлинского в инсайдерской торговле акциями «Нижнекамскнефтехима». Эту историю он и вовсе называет „высосанной из пальца» и говорит, что года полтора назад его допрашивали на этот счет, но дело, как считает Люлинский, развалилось. «Я все свои решения объяснил. Конечно, со стороны этот все выглядит очень подозрительно. Там была очень узкая инвестиционная декларация, бумага была очень привлекательной на тот момент, тренд был нисходящий... Я все эти разъяснения дал», — говорит Люлинский.

Экс-трейдер заявляет, что статьи про ту историю стали для него как гром среди ясного неба. Интересно, что объяснение этой своей неожиданной популярности он находит в плоскости политики: «Понятно, что банк расшатывают, кто-то пользуется каждой закорючкой, может быть, и с помощью меня решили усилить свои позиции», — рассуждает Люлинский. На вопрос о том, кто эти «они», бывший сотрудник АББ отвечает пространно: «Кто у нас враги? Москвичи!» Но тут же спохватывается и добавляет, что не хочет лезть в политику. «Мне так кажется, внешние силы воздействуют и цепляются за все подряд», — уточняет он.

Банк России обвинил Люлинского в инсайдерской торговле акциями «Нижнекамскнефтехима» Банк России обвинил Люлинского в инсайдерской торговле акциями «Нижнекамскнефтехима» Фото: prav.tatarstan.ru

 «АК БАРС» БАНК: НАРУШЕНИЯ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ В ХОДЕ ВНУТРЕННЕЙ ПРОВЕРКИ!

В пресс-службе «АК БАРС» Банка на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что «при совершении сделок с ценными бумагами Люлинским А.Х., бывшим на тот
момент сотрудником «АК БАРС» Банка, не были соблюдены требования в области защиты интересов банка как инвестора».

«Нарушения были выявлены в ходе внутренней проверки, о результатах которой «АК БАРС» Банк уведомил Центральный банк и обратился в правоохранительные органы. Сразу после выявления банком указанных нарушений к Люлинскому было применено административное воздействие в виде расторжения трудовых отношений», — сообщили в АББ.

В связи с тем, что сделки Люлинского заключались на невыгодных для банка условиях, финансовому учреждению был причинен ущерб, размер которого сейчас уточняется, пояснили в пресс-службе банка. «Вместе с тем данный ущерб и соответствующий доход, полученный Люлинским А.Х., представляются достаточными для оценки его действий в рамках уголовного законодательства», — добавили в «АК БАРСе».

«ЭТИ СУММЫ СМОТРЯТСЯ НЕСЕРЬЕЗНО НА ФОНЕ ДЕНЕГ, УКРАДЕННЫХ ИНОСТРАНЦАМИ»

«БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, насколько часто встречаются подобные «манипуляторы», легко ли их выявить и привлечь их к ответственности.

Тимур Нигматуллин — аналитик АО «Открытие Брокер»:

— Обычно это происходит, с одной стороны, достаточно часто. Подобные истории часто имеют место и на других рынках, в частности, в США было много подобных случаев. Очевидно, что выявляются далеко не все. Я не исключаю, что в данном случае могла иметь место жалоба со стороны участников рынка, которые пострадали от этих действий, то есть видели на рынке заявку на определенный объем, которая вела себя каким-то странным образом.

Вторым по популярности способом выявления обычно выступает программное обеспечение. У нас ЦБ поглотил службу по контролю над финансовыми рынками, но в других странах регуляторы, которые не являются частью Центробанка, это отдельные регуляторы рынка, используют специальное программное обеспечение, чтобы посмотреть, как ведут себя заявки по инструментам, смотрят на объем торгов, динамику котировок. Специальные алгоритмы выявляют, есть ли признаки манипулирования рынком. Так что основные источники информации — жалобы и специальное программное обеспечение.

Я думаю, что нельзя исключать, что подобные случаи будут выявляться все чаще, потому что ЦБ имеет теперь достаточно эффективный инструментарий их выявления. Работа по жалобам не очень эффективна. Например, когда «Роснефть» начинала судиться с АФК «Система», она пожаловалась на то, что в СМИ появился вброс, что они отзывают иск из первой инстанции, и акции АФК «Система» выросли. Кажется, они подавали жалобу на манипулирование рынком. Такие жалобы не очень эффективны, потому что они выявляют только совсем явные случаи манипулирования. Программное обеспечение позволяет выявлять, но там не такой простой алгоритм. Скорее всего, там происходит выявление на основе ряда сделок за длительный период времени. Алгоритм выявляет подозрительную активность, она совершается каким-то трейдером, который оперирует сделками — им уделяется особое внимание. Если сделки с признаками манипулирования совершаются раз за разом, то очевидно, что это систематическое нарушение. Поскольку каждая заявка имеет свой номер, привязана к конкретному трейдеру, то все легко выявляется.

Максим Осадчий — начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (БКФ):

— Подобных случаев мошенничества много как в российской, так и международной практике. Как правило, банки не выносят сор из избы, ведь деньги любят тишину. Но иногда такие факты все же всплывают на поверхность.

В российской практике наибольшую известность приобрело дело Джорджа Урумова, который украл более 150 миллионов долларов у финансовой группы «Открытие». В частности, он и его подельник Владимир Герсамиа купили аргентинские варранты на 63 миллиона долларов, указав, что они стоили 213 миллионов долларов. Мошенники утверждали, что варранты торговались в долларах, когда на самом деле они торговались в аргентинских песо.

Но, разумеется, эти суммы смотрятся несерьезно на фоне денег, украденных иностранцами. Например, Квеки Адоболи, трейдер швейцарского банка UBS, украл 2 миллиарда долларов у своего банка. Эффективно бороться со случаями такого мошенничества позволяют автоматизированные системы антифрода.

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Раньше это было довольно распространенное явление, особенно в 1990-е годы на фьючерсной бирже были такие распространены перекидки. Но я думаю, что это уже далеко в прошлом, сейчас так просто это делать нельзя. Лично я много поработал в подразделениях банков, это говорит о том, что система контроля в структуре очень слабая, по идее человек, связанный с управлением активами или торговлей, не имел права торговать на свой собственный счет. Это должно было изначально контролироваться.

Я не знаю, как в ЦБ все устроено, но логично предположить, что если в течение определенного периода времени пары контрагентов повторяются (это несложно установить), то уже есть повод для подозрений и привлечения внимания, это несложно. Хотя, конечно, то, что он использовал это на ликвидном рынке, где происходит большое количество сделок, где они были не целевыми, а в рынок, он, конечно, замаскировал как мог.

Наталья Мильчакова — замдиректора аналитического департамента «Альпари»:

— Обычно регулятор вычисляет манипуляторов, получая информацию о подозрительных сделках напрямую с биржи и из депозитария биржи. Но для этого сначала надо отследить периодический характер таких сомнительных сделок. Поэтому, как правило, манипуляторов раскрывают только с течением времени, возможно, через несколько месяцев после того, как манипуляция произошла, а за это время мошенники вполне могут покинуть Россию и жить себе в удовольствие за рубежом на полученный профит. Если для выявления мошенников будет использоваться искусственный интеллект, это поможет раскрывать такие сделки гораздо раньше. О массовом отлове говорить рано, потому что случаи такого мошенничества достаточно редки, да и на уровне самих профессиональных участников рынка к трейдерам и управляющим активами сейчас предъявляются достаточно строгие требования, в том числе и по их деловой репутации.