Как общаться с новым поколением пациентов, которым доступна любая информация из сети? Как сделать так, чтобы каждый сотрудник лечебного учреждения ощущал себя членом команды, нацеленной на качественные медицинские услуги и удовлетворенность пациента? Опытом решения этих вопросов в Казани на международной конференции делились эксперты Mayo Clinic — крупнейшего медицинского центра, занимающего первое место в ТОП-5 лучших мировых клиник.
«НУЖДЫ ПАЦИЕНТА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!»
На минувшей неделе в Казани в ГТРК «Корстон» состоялось масштабное событие – международная конференция «Мировой стандарт качества: от идеи до воплощения. Опыт Клиники Мэйо». Организаторами выступили министерство здравоохранения РТ, Образовательный центр высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN при сотрудничестве с Mayo Clinic. Отметим, что это уже четвертая подобная конференция, где представители медицинского сообщества России и сопредельных стран имеют возможность изучить опыт американских коллег по выстраиванию эффективной модели внедрения мировых стандартов качества как в отдельно взятом медучреждении, так и во всей системе здравоохранения в целом. За четыре года интерес к мероприятию значительно вырос: если первая конференция в 2014 году встречала участников из 16 регионов России, то в этом году на мероприятие прибыли более 600 человек из 79 регионов нашей страны и 9 соседних стран: Беларуси, Украины, Латвии, Грузии, Азербайджана, Узбекистана… Помимо этого, в конференции (а она длилась в течение двух дней), в режиме онлайн-трансляции приняли участие специалисты еще из 20 регионов РФ и других стран.
Клиника „ была создана 150 лет назад, и сегодня она занимает лидирующие позиции в ТОП-5 лечебных учреждений мира. Сегодня Мэйо – это крупнейшее в мире объединение многопрофильных общественных клиник, расположенных в трех штатах: Миннесота, Аризона и Флорида. Главное ее преимущество – в командной работе и особом отношении сотрудников к своему делу и пациентам. Не случайно главный девиз клиники: «Нужды пациента превыше всего!»
«Мы проводим четвертую конференцию с Клиникой Мэйо, и мероприятие становится все притягательнее для коллег из регионов и разных стран, – отметил генеральный директор Образовательного центра высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN Леонид Галинский. – И это не удивительно: Клиника Мэйо – одна из ведущих клиник мира, главный секрет ее успеха – пациентоориентированность и командный дух. У Образовательного центра и министерства здравоохранения республики давно сложились партнерские, дружеские отношения с Мэйо, наши доктора неоднократно стажировались у американских коллег, а они, в свою очередь, приезжают делиться своим опытом и в Казань».
Медицинский директор по качеству Клиники Мэйо в Джексонвилле (штат Флорида) Тимоти Давлантес – постоянный эксперт традиционной конференции. Как он отметил, на мероприятии не обсуждаются чисто медицинские вопросы, здесь не преподают медицину: «Как правило, мы больше говорим о культуре взаимодействия с пациентом. Но при этом учитываем не только безопасность пациента, но и обеспечение комфорта и качественных условий для персонала медучреждений. Я побывал во многих медицинских учреждениях Татарстана и главное, что волнует наших коллег здесь, – стандарты в работе с пациентами, а также обеспечение безопасности», – сообщил доктор Давлантес. При этом американский эксперт высказал солидарность с русской поговоркой «слово лечит»: «Я абсолютно согласен с вашей поговоркой! У нас это является одним из постулатов. Именно это мы и продвигаем среди наших коллег: если есть удовлетворенность пациента, если он доверяет врачу, медсестре, то предоставляемые услуги будут иметь большой успех».
Его коллега из Клиники Мэйо в Аризоне – операционный менеджер Дэвид Энс – на конференции выступил с презентацией о командной работе. А на вопрос нашего издания, кто же все-таки главный в команде любой клиники, он, вопреки ожиданиям ответа о том, что это главврач, сказал: «В любой клинике босс – это пациент!»
ТОНКИЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ
Своим мнением о конференции поделились и участники мероприятия.
«Сегодня в здравоохранении Татарстана идет планомерная модернизация. Но очень плохо, когда есть отличная машина, а водитель не знает всех ее возможностей. Поэтому нам важно, чтобы система здравоохранения синхронизировала все возможности персонала клиник, которые задействованы в этом процессе», – высказался главный врач Детской республиканской клинической больницы Рафаэль Шавалиев.
В детском здравоохранении своя, отличная от взрослой, специфика: «Мы обсуждали с нашими коллегами из Клиники Мэйо, как выстраивать работу, так как качество медпомощи зависит не только от нас: у детских врачей есть особенность – мы работаем через посредника, представителя ребенка. Нужно уметь выстраивать систему мотивации родственников, чтобы репутационные риски, риски с оказанием медицинской помощи и риски с ответственностью родителей были управляемы и максимально сведены к нулю, – уверен главврач ДРКБ. – Главная компетенция сегодня – умение коммуницировать, выстраивать эмпатии, нужен конструктивный диалог между доктором и представителем ребенка. Это тонкие моменты, но их очень важно учитывать. Просто сказать „будьте вежливыми“ уже недостаточно, мы должны углубляться во внутренние переживания родителей больного ребенка».
Главный врач психиатрической клиники из города Лиепая (Латвия) Эвия Силиня призналась, что Россию посетила впервые после развала Советского Союза и ее поразила Казань: «Я давно не была в России, но сегодня смотрю – да у вас тут Европа! Все чисто, красиво!» Что касается форума, то госпожа Силиня сообщила, что намерена получить исключительно практические знания: «Мне важно получить прикладные знания – как вести стандарты качества в медицинской организации, тем более что в Латвии сейчас идут изменения в законодательстве как раз в связи с качеством в здравоохранении. Конечно, все процессы расписаны, но как это реализовать, как мотивировать коллег-медиков, как им объяснить, для чего это нужно? А у многих есть сопротивление новому, ведь люди не всегда готовы к переменам. А я считаю, что необходимо облегчить процесс в работе медицинского учреждения и при этом уменьшить бюрократию».
СЛЫШАТЬ УШАМИ ПАЦИЕНТА, ВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ ПАЦИЕНТА, ЧУВСТВОВАТЬ СЕРДЦЕМ ПАЦИЕНТА
Министр здравоохранения РТ Адель Вафин, приветствуя участников форума на официальном открытии, поблагодарил экспертов Клиники Мэйо за партнерскую помощь в освоении лучших мировых практик и отметил, что и в Татарстане есть все возможности для создания своей, такой же великой клиники, как у американских коллег: «Можем ли мы у нас создать такую же клинику, как Мэйо? Думаю, да, у нас действительно высокий потенциал. Но, чтобы создать подобную клинику, нужно пройти большой путь. И здесь важно, чтобы каждый сотрудник был вовлечен в развитие клиники. Конечно, созданию великой клиники можно посвятить свою жизнь, потому что клиника будет спасать многие жизни, клиника будет давать новые жизни».
Подробнее о партнерских отношениях с Клиникой Мэйо и внедрении стандартов качества в татарстанских медицинских учреждениях, Адель Вафин рассказал в своем интервью.
– Что означает для министерства сотрудничество с американской клиникой?
– Это уникальный опыт для России, ни в одной зарубежной клинике мы не получаем столь подробной информации. И у нас уже есть результаты нашего сотрудничества: БСМП в Набережных Челнах прошла аккредитацию по американской системе качества и безопасности медицинской помощи. В России всего четыре клиники имеют такую аккредитацию, причем наша БСМП – единственная государственная клиника из этих четырех. Помимо этого, у нас 10 клиник прошли сертификацию по европейскому стандарту качества.
Самое главное – создать среду, настоящую комфортную среду, чтобы люди не испытывали стресс от похода в клинику, а приходили и с профилактической целью, были вовлечены в контроль над сохранением своего здоровья. Как сказал один из экспертов: «Мы должны слышать ушами пациента, видеть глазами пациента, чувствовать сердцем пациента для того, чтобы уметь помочь». Задача непростая. Но я верю в потенциал нашей отрасли.
– Внедряются ли принципы Клиники Мэйо в наши медицинские учреждения?
– Принципы Мэйо уже внедрены в те клиники, которые прошли аккредитацию по европейской и американской системам качества. Расскажу, как это выглядело на практике на примере БСМП. Итак, эксперт приезжает ночью с секундомером, ожидает, когда привезут больного с острым коронарным синдромом. Секундомер включается, как только каталка с больным въехала в больницу и до того момента, как ему раскроют сосуд в операционной. На все дается не более 45 минут – это стандарт. Но уже сегодня в БСМП время на данный этап оказания медпомощи значительно сокращено – всего 30 минут. От этого зависит эффективность и качество медицинской помощи. Но главное – должна быть вовлеченность в процесс всего персонала, от санитарки до главного врача. Поэтому мы и говорим на конференции о том, насколько и для нас важны ценности Клиники Мэйо, а они выражаются так: «Мы заботимся о каждом пациенте, о каждом родственнике пациента и о каждом коллеге».
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
18+
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.