... Две недели назад в Госсовете РТ разгорелись жаркие споры на тему преподавания татарского языка, депутаты заявили тогда, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку Фото: gossov.tatarstan.ru

«КАК НЕ СМОЖЕМ СОХРАНИТЬ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК? РАЗВЕ МЫ ЕГО ПОТЕРЯЛИ?»

Сегодня продолжилось 33-е заседание парламента Татарстана, начавшееся 26 октября. Две недели назад в Госсовете РТ разгорелись жаркие споры на тему преподавания татарского языка, депутаты заявили тогда, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку. Парламентарии потребовали незамедлительных ответов как от министра образования РТ Энгеля Фаттахова, ратующего за сохранение обязательного преподавания татарского языка, так и от прокурора РТ Илдуса Нафикова, который с подачи генпрокурора РФ Юрия Чайки запустил серию проверок образовательных учреждений на предмет «добровольности» изучения татарского языка.

Однако политического решения конфликта у президента РТ Рустама Минниханова на тот момент не было, поэтому сессия была поставлена на паузу. При этом депутатам пообещали, что на второй части «марлезонского балета» к трибуне выйдут главные действующие лица — Фаттахов и Нафиков, чьи выступления 26 октября не прозвучали. Между тем парламентский календарь «наступает» депутатам на пятки: согласно плану работу ГС РТ, 22 ноября запланировано проведение очередной, 34-й сессии.

Если две недели назад депутатов встречали несанкционированной акцией в поддержку татарского языка, то сегодня у стен парламента обошлось без общественной активности. Для порядка у здания, конечно, дежурили сотрудники полиции, на парковке стоял серый «ПАЗ» с людьми в форме. Но ни флешмобов, ни одиночных пикетов замечено не было — слухи о возможном привлечении участников несанкционированных акций, видимо, подействовали.

«Ваши документы. Зачем здесь стоите с камерами?» — обратился к журналистам сотрудник полиции у входа в здание. «А то вдруг вы провокаторы», — проверив документы, улыбнулся полицейский.

Дмитрий Самаренкин Дмитрий Самаренкин: «Мы должны защитить наш родной татарский и чувашский языки» Фото: Сергей Елагин

Глава ВКТ, депутат Госсовета РТ Ринат Закиров не стал отвечать на вопросы об ожиданиях от предстоящей сессии. «Предсказывать — дело неблагородное. Потом, потом. В перерыве», — сказал «БИЗНЕС Online» до начала сессии председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. «Мы должны защитить наш родной татарский и чувашский языки, — уверенно заявил до сессии председатель чувашской национально-культурной автономии РТ, депутат Дмитрий Самаренкин. Его коллега, бывший директор Казанского порохового завода Халил Гиниятов шел на заседание с прекрасным настроением. «Даст Аллах, все будет хорошо, — сказал он. — Как не сможем сохранить татарский язык? Разве мы его потеряли? Кто его потерял?» — недоумевал он в ответ на расспросы журналистов.

Незадолго до начала заседания в холл у большого зала заседаний по лестнице вбежал Нафиков. Ранее сообщалось, что он в отпуске, поэтому его явление вызвало оживление. Забегая вперед, скажем, что прокурор РТ в итоге так и не подошел к микрофону, а после сессии Нафиков не стал комментировать ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online». Вероятно, казанский Кремль решил не будить лихо — доклад прокурора, если бы ему дали слово, был бы, по нашей информации, предельно жестким.

Халил Гиниятов (справа) шел на заседание с прекрасным настроением: «Даст Аллах, все будет хорошо» Халил Гиниятов (справа) шел на заседание с прекрасным настроением: «Даст Аллах, все будет хорошо. Как не сможем сохранить татарский язык? Разве мы его потеряли? Кто его потерял?» Фото: Сергей Елагин

Перед началом заседания, на которое пришли в общей сложности 78 депутатов, в наэлектризованном воздухе сгущалось напряжение, все ждали, какие слова подберут выступающие. 

«ЗАКОНОДАТЕЛЬ СУБЪЕКТА ОСТАЕТСЯ В УЗКОМ ПОЛЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Казавшийся поначалу дежурным доклад от вице-спикера ГС РТ Юрия Камалтынова о состоянии регионального законодательства на самом деле был исполнен политического смысла.  В своем обзоре он с сожалением сетовал, что региональному законодателю сегодня приходится нелегко — значительную часть времени отнимает приведение татарстанских законов в соответствие с федеральными. Так, за три последних года в РТ было принято 356 законов, но из них только 92 — это базовые документы, а 264 закона вносят изменения в уже существующие законы РТ. Как правило, это бывает связано только с одним — изменением федерального законодательства.

Практически по всем вопросам общественной, социальной, политической и экономической жизни страны приняты и вступили в силу федеральные законы, сокрушался Камалтынов. «Законодатель субъекта остается в узком поле правового регулирования и вынужден принимать региональные правовые акты, частично или полностью дублируя федеральные нормы или регламентируя только отдельные вопросы, отнесенные к ведению субъекта», — добавил он. Вице-спикер считает, что нужно отказаться от «конвейерного дублирования» федеральных норм в региональном законодательстве, для этого необходимо придумать некую новую концепцию работы над законами РТ.

Не блестящи успехи региональных законодателей и в плане продвижения своих инициатив на федеральное законодательное поле. Но проблема здесь не в том, что проекты законов плохие, в подобной ситуации, когда инициативы снизу не принимаются всерьез в Москве, — оказались все регионы страны. В прошлом году была предпринята попытка сломить ситуацию, был даже создан совет законодателей в ГД, однако по факту большинство инициатив регионов годами пылится на полках. Камалтынов сообщил, что из 14 проектов федеральных законов и двух поправок в действующие ФЗ, внесенных в Госдуму по инициативе ГС РТ, были приняты только две инициативы, и обе они касались темы борьбы с курением. Остальные или отклонены, или еще находятся в работе.

Словом, федеральный центр все одеяло перетянул на себя, а сигналы с мест не слышит.

Энгель Фаттахов в 20-минутной речи как мог дал ответы по обоим поручениям лидера страныФото: gossov.tatarstan.ru

НОУ-ХАУ ОТ ФАТТАХОВА: У ШКОЛЬНИКОВ БУДЕТ ДВА РАЗНЫХ РУССКИХ ЯЗЫКА

Нужно ли говорить, что самым ожидаемым был вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в РТ. В преамбуле своего выступления Фаттахов напомнил, что 28 августа, перед самым началом нового учебного года, президент РФ дал два поручения: проверить состояние изучения и преподавания русского языка, а также оценить добровольность изучения родных и государственных языков республик РФ. Также он отметил, что с 17 по 27 октября в школах республики прошла совместная проверка прокуратуры и Рособрнадзора.

В 20-минутной речи министр как мог дал ответы по обоим поручениям лидера страны. Начал он с русского языка. По его словам, в республике много внимания уделяется вопросам повышения качества преподавания русского языка. Осенью прошлого года в Казани прошел конгресс преподавателей русского языка, который собрал более 800 специалистов со всей страны, а также зарубежных гостей. Он заявил, что лингвистическая школа республики по праву признана одной из лучших в стране, она пользуется уважением в научном и экспертном сообществе.

«В Республике Татарстан нет особых, свойственных только для нашего региона вопросов с изучением русского языка. Уже с детского сада все наши дети изучают русский язык. И приходят подготовленными к школе. Освоению русского языка с малых лет способствует языковая среда, в которой русский язык, несомненно, доминирует.  Наши учащиеся прекрасно усваивают государственный язык Российской Федерации. В 2016 году на ЕГЭ результат наших учеников по русскому языку выше, чем в большинстве регионов РФ. Разница с Москвой составляет всего лишь семь сотых балла», — еще раз подчеркнул Фаттахов общеизвестный факт.

Тот факт, что часов на уроки русского языка при этом в РТ было меньше, чем предписывают федеральные стандарты, был тактично замолчан. Вместо этого Фаттахов не забыл упомянуть, что «в рамках исполнения поручения президента страны по решению республиканской правительственной комиссии, которую возглавил премьер-министр РТ Алексей Песошин, объемы изучения русского языка были доведены до рекомендуемых примерных программ».

Далее министр перешел к сути конфликта. Поскольку ФГОС не предполагает изучения татарского языка как государственного, то для выполнения требований республиканского законодательства по изучению государственных языков в республике пользовались собственными учебными планами. Они были разработаны в ведомстве Фаттахова в качестве методических рекомендаций.

Ну а то, что русского языка в них оказалось на два часа меньше рекомендованного, министр объяснил тем, что недостаток преподавания этого предмета в школах РТ компенсировался за счет вариативной части. «Мы констатируем, что 75 процентов вариативной части учебных планов школ отводится на изучение русского языка. Более 200 школ республики пользуются учебными планами с углубленным изучением русского языка и литературы», — уверял министр.

Со второй четверти этого учебного года родителям школьников дали возможность выбора родного русского языка, сообщил Фаттахов далее: «Школьники республики, чьи родители выбрали родной русский язык, а таких у нас 30 процентов, в рамках школьного воспитания будут изучать два самостоятельных предмета: русский как государственный и русский как родной. Общее количество занятий по русскому языку и литературе в школьном расписании может достигать 11 часов в неделю».

И дальше Фаттахов сделал неожиданный вывод: преподавание русского как родного и как государственного — это две большие разницы. При этом по русскому как родному нет ни примерных рабочих программ, ни учебников. «В таком случае мы будем их наполнять сами. Это будут комбинации курсов риторики, мировой художественной литературы, культуры, углубленного изучения русского языка и литературы», — сообщил Фаттахов. Понятно, что это делается для того, чтобы те, кто выбрал в качестве родного татарский, не чувствовали себя ущемленными. Но понравится ли такой подход русскоязычным родителям?

С учебниками в стране вообще напряженка. По статистике министерства образования и науки РФ в школах страны как учебный предмет изучаются 73 родных языка, на 24 родных языках организовано обучение. «При этом за последние годы в федеральный перечень были включены учебники только по 10 родным языкам.  По татарскому языку в федеральном перечне 64 учебника. А по остальным 9 родным языкам всего 39. При этом учебников для обучения [всем предметам] на родных языках в национальных школах в федеральном перечне нет вообще», — сокрушался министр. Сейчас используются учебники из федерального перечня, переведенные на татарский язык.


ДВА ЧАСА В НЕДЕЛЮ ТАТАРСКОГО: КОМПРОМИСС С ВАСИЛЬЕВОЙ ДОСТИГНУТ?

Наконец, министр перешел к судьбе татарского. «Сегодня мы особенно отмечаем, что сохранение и развитие родных языков требует государственной поддержки на федеральном и региональном уровне. Необходима дальнейшая модернизация региональной и федеральной нормативно-правовой базы, которая не будет допускать различной трактовки вопроса и при этом будет отвечать требованиям времени и потребностям обучающихся», — заявил министр.

Однако в федеральных государственных образовательных стандартах и примерных программах не до конца определены механизмы изучения татарского как государственного языка Республики Татарстан. «В стандартах и примерных программах изучение государственных языков республик РФ декларируется, но ни соответствующей предметной области, ни соответствующего учебного предмета нет. Среди учебных программ нет учебного предмета „государственный язык республик Российской Федерации“», — отметил Энгель Навапович.

«Официальная позиция минобрнауки России заключалась в том, что изучение государственных языков республик РФ может быть организовано в рамках предметной области „родной язык“ и „родная литература“. В принципе, учитывая тот факт, что государственный язык республики и есть родной язык, получивший особый правовой статус на определенной территории, то данный подход, согласованный с федеральным министерством, никогда не вызывал вопросов», — намекнул на неожиданность претензий к своему министерству и Татарстану Фаттахов. Тем не менее консультация с министерством образования и науки РФ продолжается. Так, разработаны варианты учебных планов для начального и основного общего образования, в которых обязательна часть учебного плана в рамках предметной области «родной язык» и «родная литература». Помимо этого, будет возможность выбора родного языка — русского, татарского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и других в объеме двух-трех часов.

«В то же время будет изучаться государственный татарский язык в объеме двух часов всеми обучающимися. В 10–11 кассах изучение татарского языка как государственного предполагается организовать на добровольной основе. В сложившейся ситуации мы считаем, что данный подход мог бы стать компромиссным решением, которое позволит довести объемы изучения русского языка до рекомендуемых минобрнауки России, обеспечить выбор родного языка по заявлению родителя в рамках предметной области „родной язык“, „родная литература“, сохранить возможность изучения татарского языка как государственного языка в обязательной части программы, но с наименьшими объемами, обеспечить добровольность изучения государственного татарского языка в старшем звене», — наметил суть нового учебного плана Энгель Навапович.

Фаттахов отметил, что в последнее время руководство Татарстана находилось в активном диалоге с администрацией президента РФ по поводу принятия данного варианта изучения татарского. «В ходе очередной встречи с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой вчера она подтвердила готовность согласовать данное компромиссное решение. Соответствующее письмо со стороны министерства мы ожидаем получить на следующей неделе», — пообещал министр. По его мнению, представителям регионов необходимо и дальше работать совместно с федеральным министерством по внесению изменений в ФГОС. «Вчера в школах республики началась вторая четверть, по требованию надзорного органа школы поменяли учебные планы, с их изменением меняется и учебная нагрузка учителей. В настоящее время нашей основной задачей является недопущение сокращения учителей татарского языка и литературы в середине учебного года. На прошлой неделе с каждым муниципальным районом министерство проводило индивидуальное собеседование. Мы просили и просим каждый муниципалитет, каждого директора максимально внимательно подойти к своим учителям. В случае сокращения должны быть предложены иные вакантные должности, для части учителей будет организована переподготовка», — заявил Фаттахов.

По его данным, сейчас под угрозой сокращения находятся порядка 220 учителей. Однако министерство делает все, чтобы уменьшить их количество. Кроме того, даже при уменьшении учебной нагрузки учителя продолжат в течение двух месяцев получать назначенную им в начале учебного года заработную плату.

Принятие нового учебного плана повлечет за собой, по словам Энгеля Наваповича, увеличение нагрузки для учителей русского языка, а следовательно, и востребованность специалистов. «Общая потребность в учителях русского языка составляет около 219 человек», — обозначил точное количество министр образования. То есть почти точь-в-точь с количеством «подвисших» учителей татарского.

Разиль Валеев: «Достигнуты договоренности по вопросу о преподавании государственных и родных  языков. Но необходимо провести дальнейшие согласительные процедуры на федеральном уровне для принятия окончательного решения»Фото: Сергей Елагин

РЕФОРМА В ПРЕПОДАВАНИИ ЯЗЫКОВ: НЕТ «КОМПАНЕЙЩИНЕ» И ФОРМАЛЬНОМУ ПОДХОДУ

Завершающая часть выступления Фаттахова в Госсовете была посвящена тому, что республика приложила немало усилий для модернизации технологии преподавания татарского. «Да, нужно признать, что методика преподавания татарского языка далека от совершенства», — повинился спикер.

Заговорив о проблемной стороне преподавания, Фаттахов назвал недостаточную методическую подготовку и потерю коммуникации как основополагающей сути языкового образования при составлении программы и учебников. «В сложившейся ситуации мы начали работать в двух направлениях: повышение профессионального качества педагогов, подготовка программ для учебников нового поколения», — рассказал Фаттахов. Второй год идет сертификация учителей татарского языка и литературы по коммуникативным, деловым, игровым технологиям обучения языка в начальной школе. Также готовятся учебники нового поколения для русскоязычных детей во 2-м, 3-м и 4-м классах. Те, что прошли апробацию, уже получили положительные отзывы родителей.

Высказался Фаттахов и по поводу еще одного раздражителя — единого республиканского тестирования. «Будут пересмотрены мероприятия по татарскому языку в рамках республиканской системы оценки качества образования. В приоритете изменения в тестировании девятиклассников», — также заявил министр, не поясняя суть планируемых нововведений. Хотя для многих родителей это принципиальный вопрос — не будь обязательного экзамена после 9-го класса по татарскому языку, гораздо большее число родителей дало бы свой согласие на преподавание татарского языка их детям.

Но при этом министр отметил, что быстро все сделать не получится. Он рекомендовал лишь не превращать все намеченные реформы в «компанейщину», мол, работа  не должна носить «формальный характер», для галочки. «Мы попытаемся поэтапно и правомерно внедрять новые подходы обучения татарскому в школах Татарстана с упором на раннее языковое образование», — описал новый вектор обучения Фаттахов.

Завершить выступление министр решил все-таки позитивно, заявив, что татарстанская система образования эффективна. Подтверждают это как результаты школьников на олимпиадах, так и директоров, завучей и учителей на конкурсах. Так, лучшим директором школы в России стал Ренат Хайбуллин из казанской школы №85. «Уверен, что совместными усилиями мы продолжим поступательное развитие нашей системы образования», — обратился к депутатам Фаттахов и поблагодарил за внимание.

После речи Фаттахова, казалось, добавлять что-либо было уже излишним. Но некую черту выше сказанному все-таки требовалось подвести. Глава комитета по образованию Разиль Валеев порадовался тому, что очередная встреча Фаттахова с министром образования РФ Васильевой прошла на позитиве. «Достигнуты договоренности по вопросу о преподавании государственных и родных  языков. Но необходимо провести дальнейшие согласительные процедуры на федеральном уровне для принятия окончательного решения», — сообщил Валеев. Он предложил и на этот раз не закрывать 33-ю сессию парламента ГС РТ. Продолжить рассмотрение языкового вопроса было предложено «позднее».


«НИ ОДИН ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НЕ БУДЕТ УВОЛЕН»

Ожидаемо слово взял Минниханов, который 26 октября обещал депутатам провести переговоры в Москве. «Мы большой путь прошли. Много изменений, эмоций, много ошибок, много высказываний в адрес друг друга. Конечно, это не улучшает ту ситуацию, которая есть. Тем не менее мы подготовили вариант, который учитывает все нормы федерального законодательства и законы республики. Он согласован предварительно со специалистами минобра РФ. Этот документ (видимо, имеется ввиду измененный ФГОСприм. ред.) внесен. Вчера наш министр встретился с Ольгой Юрьевной, подтверждение есть», — сообщил Минниханов.

Далее президент обратился к школьным учителям, которые сегодня также переживают непростые времена.

«Учебная четверть начата. И мы заверяем, что нами принято решение, что ни один преподаватель не будет уволен. Мы предпримем все необходимые меры для достаточного количества преподавателей русского языка. И в то же время ни один учитель татарского языка в период учебного года не будет уволен. У нас есть уже дорожные карты персонально по каждой школе — будет предложена переподготовка или что-то еще. В школах должно быть спокойствие. Никаких противоправных, противозаконных шагов с нашей стороны не будет», — заверил глава республики.

Он вновь пояснил, что сейчас ожидается принятие новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС), «где государственный язык республики будет преподаваться два часа в неделю». «Уверен, что эту работу мы доведем. Я также с администрацией (видимо, имеется ввиду администрация президента РФприм. ред.) вел переговоры по этому вопросу, понимание есть. Очень надеюсь, что в ближайшее время эту тему мы разрулим», — сообщил Минниханов.

Следующее послание было адресовано уже Нафикову. «Я хочу обратиться в адрес Ильдуса Саидовича, прокурора республики. Много эмоций как с той, так и с этой стороны — татары и русские. Вот эти национальные чувства не надо трогать. Любые высказывания имеют тяжелые последствия. Кто бы ни был, если это не соответствует той ситуации, которая у нас, то вы должны оперативно реагировать. В целом, думаю, что понимание у нас есть с комитетом Госсовета РТ, с минобром РФ, администрацией. Уверен, что в ближайшее время мы эту тему должны завершить, чтобы дальше уже в созидательном плане работать», — вновь и вновь успокаивал собравшихся Минниханов.

Минниханов Нафикофу (справа): «Много эмоций как с той, так и с этой стороны – татары и русские. Вот эти национальные чувства не надо трогать. Кто бы ни был, если это не соответствует той ситуации, которая у нас, то вы должны оперативно реагировать» Минниханов — Нафикову (справа): «Вот эти национальные чувства не надо трогать. Кто бы ни был, если это не соответствует той ситуации, которая у нас, то вы должны оперативно реагировать» Фото: Сергей Елагин

«У НАС ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ПРОБЕЛЫ ПО УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

«Согласен с Энгелем Наваповичем. Это наша недоработка по методике преподавания, в том числе татарского языка. Как мы видим сегодня, у нас очень большие пробелы по учебной программе русского языка. Все эти вопросы будут наработаны, согласованы. Считаю, что к системе образования РТ никаких вопросов быть не должно. Мы должны четко соответствовать Конституции РФ, РТ, законам и нормативным актам, которые издает минобразования РФ. Вот этот путь надо пройти».

Минниханов призвал не искать виноватого в ситуации. Он пояснил, что отсутствие возможности преподавать татарский язык как государственный в рамках ФГОС породило такие шаги, что его начали преподавать в школах РТ за счет часов родного языка. «Все эти вопросы сегодня сбалансированы. Это подтвердят и специалисты, думаю, и прокуратура подтвердит, что все эти стандарты соответствуют требованиям. Уважаемые депутаты, давайте пусть наши коллеги отработают всю эту процедуру с минобром РФ, после чего мы доложим в окончательной форме парламенту о проделанной работе», — попросил президент РТ новой отсрочки у депутатов ГС РТ.

В итоге было решено не переходить к прениям, и сессия вновь была приостановлена до лучших времен. После окончания встречи Валеев так и не назвал конкретную дату, когда депутаты вернутся к обсуждению.

«Мы продолжим работу сессии после того, как будет внесена ясность в решение этой проблемы, когда будут найдены пути ее решения. Мы снова соберем сессию и доведем результаты и до депутатов, и до народа. Когда это будет? Это зависит не от нас, от Москвы, но думаю, что недолго», — обещал Валеев, добавив, что «золотая середина» в решении конфликта уже найдена.

Он считает, что согласование всех моментов с Москвой будет завершено в течение месяца. «Я думаю, что недолго, потому что вопрос очень горячий, тянуть с ним нельзя», — рассуждал глава комитета по образованию ГС РТ.

Он пояснил, что если изменения во ФГОС будут внесены, то это коснется не только татарского языка, а всех госязыков субъектов РФ. «Это фактически открывает дорогу для изучения национальных языков во всех национальных республиках. 24 октября я выступал на совещании в Махачкале по этому вопросу и там все национальные республики поддержали предложение Татарстана. Они тоже действуют, не только мы работаем. Например, Якутия очень активно работает в этой области, обращается, также Чувашия. И многие национальные республики этим вопросом озабочены, они тоже обращаются. Но мы идем, как всегда, в авангарде», — заявил Валеев.

На вопрос о том, что делать школам, которые под давлением прокуратуры и родителей уже поменяли свои учебные планы, сделав татарский добровольным, Валеев ответил в том смысле, что им придется приводить свои учебные планы в соответствие с федеральными нормами.

.... «БИЗНЕС Online» направил запрос в министерство образования и науки РФ для разъяснения позиции федерального ведомства об изменении ФГОС, однако ответ пока не поступил
Фото: gossov.tatarstan.ru

ПЕСКОВ: «ПУТИН ВСЕГДА ГОВОРИЛ О ДОБРОВОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ»

Елейный итог сессии, однако, пока что несколько портит отсутствие каких-либо позитивных сигналов непосредственно от Москвы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя вопрос «Интерфаксу», сказал надвое. С одной стороны, он отметил, что вопрос изучения национального языка остается «на усмотрение властей Татарстана». С другой, напомнил, о словах своего шефа. «У нас многонациональная, многоконфессиональная страна, при этом страна единая — это Российская Федерация, и президент Владимир Путин всегда говорил о добровольном изучении национальных языков, — заявил Песков. — Все необходимые поручения президентом даны. Теперь, наверное, это вопрос образовательных учреждений и проверяющих органов. В данном случае президент неоднократно говорил о своей позиции, она достаточно четкая и последовательная».

«БИЗНЕС Online» направил запрос в министерство образования и науки РФ для разъяснения позиции федерального ведомства об изменении ФГОС, однако ответ пока не поступил. В пресс-службе минобраза РФ подтвердили получение запроса нашего издания, однако сроки ответа пока не ясны. «Как только наши специалисты дадут информацию, мы направим вам ответ. Сейчас сказать не готов», — ответил сотрудник пресс-службы ведомства. Никаких примирительных сигналов, судя по вынесенному в начале недели протесту против методических рекомендаций минобраза РТ, нет и по линии прокуратуры.