... Весь проект лесопарка «Лебяжье» стоил 272 млн рублей, теперь остается этап экологической реабилитации, но источник финансирования пока не найден
Фото: Сергей Елагин

ЕДИНАЯ СВЯЗКА ОЗЕР

Заполнение водой Светлого и Большого Лебяжьих озер может завершиться уже к концу ноября, в случае если не будет сильных морозов, выяснилось накануне на совещании о ходе экореабилитации Лебяжьих озер, которое провел мэр Казани Ильсур Метшин. В озера закачали 350 тыс. куб. м воды, так что глубина Большого Лебяжьего озера уже составляет около 3 метров. По словам председателя комитета внешнего благоустройства Игоря Куляжева, уровень воды должен подняться еще примерно на 1 метр. Пока вода не поступает только в Малое Лебяжье — водопропускная труба от Большого озера к нему сейчас закрыта задвижкой, открыть которую планируется весной, после паводка.

Напомним, что «Татмелиорация» на деньги ТАИФа расчистила и углубила каскад озер, вывезя более 900 тыс. кубометров грунта. После укладки водонепроницаемого слоя при участии премьера Алексея Песошина в начале октября открыли задвижки — и водоемы начали заполняться водой из озера Изумрудного, которое связано с Волгой. Весь проект стоил 272 млн рублей, теперь остается этап экологической реабилитации — денег на него надо в 10 раз меньше, но источник финансирования все еще не найден. 

Так или иначе, но завершение первого этапа дает основания предположить, что недалек тот час, когда казанцы окунутся в благословенные воды. И актуальным становится вопрос, как будет выглядеть вся эта территория. Как оказалось, проект уже есть: присутствовавшая на церемонии пуска воды помощник президента РТ Наталия Фишман заметила, что он уже получил «серебро» в конкурсе российского союза архитекторов. Проект, охватывающий территорию в 7–8 км, участвовал в архитектурном фестивале «Зодчество» в Москве.

«БИЗНЕС Online» встретился с одним из авторов. К слову, всего в проекте участвовали 8 архитекторов, возглавляет авторский коллектив Дарья Толовенкова («Архдесант»), дендрологом выступил директор компании «Парк Сервис» Сергей Мурзов, а экологом — профессор КГУ Нафиса Мингазова. Работать над этой территорией молодые архитекторы начали еще несколько лет назад, будучи студентами КГАСУ, рассказала «БИЗНЕС Online» участница «Архдесанта» Лилия Гиззятова. Тогда это скорее было тренировочной разминкой. Территория интересная, с множеством проблем, но того, что она начнет развиваться такими темпами и так скоро, никто не предполагал.


«Потом, в 2015 году, мы работали над ним вместе с компанией „СПНВК“ — проектировали парковочные места. Там появились парковка-дублер и несколько внутренних парковок на 250–300 машино-мест. А потом Наталия Львовна поручила нам продолжать работу над проектом Лебяжьего, и с августа 2016 года, когда заложили камень, мы вернулись к разработке концепции», — объясняет девушка. Главным ограничением, о котором сразу предупредили архитекторов, стал регламент особо охраняемой природной территории (ООПТ) лесопарка. «Еще у нас были заключения Нафисы Мансуровны (Мингазовой прим. ред.) по работе с этой территорией — постараться сделать минимальным ущерб, учитывать те зоны, которыми активно пользуются люди, — предусмотреть там максимальную активность. Плюс у нас появилось дополнительное ограничение по ВСМ».

В рамках работы над проектом архитекторы разбили его на несколько условных очередей. Условных, потому что пока не решен вопрос с финансированием. Все планы по развитию территории носят расплывчатые очертания, что, в общем, и понятно. 

... В озера закачали 350 тыс. куб. м воды, так что глубина Большого Лебяжьего озера уже составляет около 3 метров Фото: metshin.ru

Главная идея разработчиков — соединить все озера в единую систему. Сегодня пространства разрознены: часть отрезала железная дорога, часть оказалась отделена Горьковским шоссе. «Приехав туда, ты должен решить, идти направо в сторону Глубокого или развернуться и идти в сторону Лебяжьего. Большой поток идет на Глубокое, потому что очень сложная транспортная развязка. А мы предлагаем сделать дороги-дублеры с двух сторон Горьковского шоссе, чтобы и тут и там можно было поставить машины и двинуться по любому маршруту», — рассказывает Гиззятова. Проектом предусмотрен дублер в сторону поселка Залесного и несколько парковок: у ж/д станции, у Изумрудного озера, у вокзалов детской железной дороги, в прогулочной зоне возле ж/д станции в сторону Казани и в зоне Сухого озера.

... Одна из важных составляющая проекта — пешеходный променад, состоящий из двух частей: грунтовой дороги, объединяющей все леса, и дороги-дублера в виде деревянного настила

АРТ-ПАРК НА СУХОМ ОЗЕРЕ И ВЕРХНИЙ ПРОГУЛОЧНЫЙ МАРШРУТ

Так что одна из важных составляющая проекта — пешеходный променад, состоящий из двух частей: грунтовой дороги, объединяющей все леса, и дороги-дублера в виде деревянного настила. «Где-то они будут сходиться, где-то расходиться. Но это нужно, чтобы здесь можно было, к примеру, просто погулять с колясками», — добавляет Гиззятова. Деревянная дорожка возле площадки «Сабантуй» уходит к Сухому озеру и к площадке для «Сабантуя», где уже запроектирован фестивальный арт-парк — по типу парка «Никола-Ленивец» в Калужской области. Здесь предлагается установить мобильную сцену, организовать зоны для посетителей и установить арт-объекты, призванные «по-новому» запустить территорию.


Архитекторы также предусмотрели верхний прогулочный маршрут, о желании проложить который — по примеру Горкинско-Ометьевского леса — уже заявляла на публике и Фишман. «Это наша мечта, которую мы хотим попробовать реализовать. Мы хотим сформировать сеть смотровых башен, соединенных мостами, чтобы человек мог не только пройти над кронами деревьев, но и, возможно, ощутить себя как на заповедной территории — что ты не вредишь, не соприкасаешься с ландшафтом», — отмечает наша собеседница. Маршрут предложено сформировать вдоль Большого и Светлого озер. Не менее значимый, но более долгосрочный вопрос — организация пешеходных связей: путепроводы через Горьковское шоссе и ж/д пути, мосты через озера. Транзитный веломаршрут от Казани до Зеленодольска также пройдет вдоль Горьковского шоссе.

Для каждого из озер архитекторы разработали отдельные концепции. На Малом Лебяжьем, к примеру, предлагается организовать площадь со сценой для проведения мероприятий, спортивную площадку, амфитеатр, беседки и террасы для отдыха, детские игровые зоны, кафе и киоски, зимой — каток; на Большом Лебяжьем — открыть лодочную станцию и проложить образовательный маршрут (экопарк-заповедник). На Светлом запроектированы веревочный парк и экстрим-зона. У Сухого — площадка для мероприятий, еще один амфитеатр, пешеходный променад, сезонные фуд-траки и кафе.

«По условиям ООПТ мы не можем делать капитальное строительство, поэтому на летние и зимние сезоны здесь запроектированы ларьки, фуд-траки в зонах парковок — и это позволит обеспечить людей едой, напитками. Обязательно в этих же зонах поставить туалеты. Киоски мы думали размещать там, где это возможно, — на Малом и на Большом Лебяжьем в зоне пляжа», — комментирует Гиззятова.

... Архитекторы также предусмотрели верхний прогулочный маршрут

«ПЕРВЫМ ЭТАПОМ ХОТИМ ОСВЕТИТЬ СПОРТИВНЫЕ ТРАССЫ»

Однако зоны активностей предусмотрены не везде. Часть территорий предлагается сохранить в существующем виде. Например, тихую зону между озерами, где размещаются детские оздоровительные лагеря. «Раньше весь водосбор начинался с Зеленодольского лесничества и по оврагам должен был попадать в эти озера, поэтому здесь уникальный рельеф, ландшафт, мы его сохраняем как заповедную часть, где можно устраивать прогулки. Люди там гуляют, собирают грибы — то есть это наша дикая зона», — рассказывает архитектор.

Предвидят участники «Архдесанта» и ряд проблем, связанных с данной территорией. К примеру, уже этой зимой в рамках проекта благоустройства планируется организовать освещение лыжных трасс. На лыжной базе «Динамо», несмотря на аварийное состояние здания, кипит жизнь: здесь занимаются спортсмены, проходят соревнования. «Мы подумали, что люди не пойдут кататься в темноте, потому что у них нет такой потребности, а у спортсменов — режим, поэтому хотели первым этапом осветить именно спортивные трассы. Но это должна быть не одна и та же тропа, а именно дорожка для спортсменов, иначе неизбежны конфликты между любителями и профессионалами, ведь примерно так ситуация развивается в Горкинско-Ометьевском лесу. Поэтому будем думать, как развести эти потоки», — объясняет Гиззятова. Еще одна проблема — парковочные зоны. «У нас везде сформированы жуткие стихийные парковки. Мы понимаем, что нужно будет их формировать где-то на входных узлах, а дальше блокировать, потому что машины будут ставиться, вероятнее всего, там, где сейчас идут просеки. Сто процентов, что люди будут заезжать на машинах, подъезжать прямо к реке и ставить мангалы», — отметила она. К слову, шашлычные зоны — это тоже проблема. Из-за статуса ООПТ делать это легально нельзя — любая искра может угрожать лесу.

Особняком стоит вопрос зимней инфраструктуры. «Квадроциклы — это тоже бич леса. Объективно там нельзя кататься на квадроциклах, но людей сложно остановить», — отмечает наша собеседница. Остается лишь надеяться, что многочисленные пункты проката перетянут интерес посетителей на себя. Их планируется организовать в нескольких точках: у Малого, Сухого, Глубокого и Изумрудного озер. У Малого и Большого озер предлагается расположить две лодочные станции.

Что касается сроков проекта и сумм на его реализацию, тут вопрос, как говорится, открытый. Сама Фишман лишь отмечает, что проект будет реализовываться не один год и может стоить несколько миллиардов рублей. К проведению работ планируется привлечь также федеральные средства в рамках программы создания комфортной городской среды, заявила она во время торжественной церемонии наполнения водой Лебяжьих озер.

Гиззятова признается, что приблизительные сметы архитекторы уже составили и речь действительно идет об очень больших суммах. «Когда ты работаешь в особо охраняемой природной территории, там, где ты мог все сделать техникой, тебе приходится копать вручную. Ответственность тут выше, поэтому могут быть выше затраты», — отмечает архитектор. По всем территориям обязательно будут проведены публичные слушания, так что казанцы еще смогут высказать свое мнение относительно нововведений, полагает она.

... Зоны активностей предусмотрены не везде. Часть территорий предлагается сохранить в существующем виде

«БЛАГОУСТРОЙСТВО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛЮДИ МЕНЬШЕ СХОДИЛИ С ТРОП»

Оценить проект «Архдесанта» мы попросили экспертов, принимавших участие в его разработке. 

«Это ведь особо охраняемая природная территория, и здесь в любом случае есть некий конфликт — он заложен в самой постановке вопроса, что в пределах ООПТ должна быть достаточно высокая активность», — заметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Мурзов. Тем не менее проект команды Фишман, по его словам, лучшее, что можно было придумать на данном этапе. «Проект очень продуманный, его неоднократно обсуждали с разными специалистами. Не просто три архитектора посидели, порисовали и вынесли — он родился как результат многолетних работ. Проект сделан таким образом, что людей будет манить прибрежная территория: набережная, пляжи, лодочные маршруты, прогулочные места. Далеко в лес большого смысла ходить не будет, и это очень правильно. Если его реализовать, будет чудо», — отмечает наш собеседник.

Нафиса Мингазова Нафиса Мингазова: «Обязательно надо пользоваться результатами изысканий экологов — чтобы были конкретно указаны ценные природные территории, что для них нужно, какие рекомендации» Фото: kpfu.ru

Главная хранительница лесопарка «Лебяжье» Нафиса Мингазова говорит, что поучаствовала в проекте лишь на начальной стадии — с итоговой разработкой она не знакома, это наводит эколога на тревожные опасения. «Такие проекты должны делаться не только архитекторами. Нельзя проектировать просто сидя в воркшопе с космоснимками, обязательно надо пользоваться результатами изысканий экологов — чтобы были конкретно указаны ценные природные территории, что для них нужно, какие рекомендации», — объясняет завкафедрой оптимизации водных экосистем КФУ. Проект должен быть внимательно изучен специалистами на момент каких-то спорных моментов — пункты питания, к примеру, следует организовывать таким образом, чтобы они могли быть принесены и унесены, как это происходит во всех национальных парках мира, отмечает Мингазова.

... На то, чтобы водная и околоводная растительность появилась вновь, понадобятся долгие годы Фото: metshin.ru

В целом же она согласна с коллегой — благоустройство необходимо хотя бы для того, чтобы люди меньше сходили с троп.  «У нас ведь любят отдыхать по-разному — некоторым нравится дикая среда, а некоторые любят хоть небольшой, но комфорт. Деревянные беседки, скамейки, сходы, настилы, дорожки из камня — все это способствует тому, чтобы лес не вытаптывали — по крайней мере, в других местах. Но если начинаются бетонирование, асфальтирование, то это, конечно, уже вмешательство», — резюмирует эколог.

При этом обоих экспертов волнует, как будет проходить реабилитация биотехническая. Без этих мероприятий озера будут просто бассейном, напоминает Мингазова. Мурзов настроен чуть более оптимистично — все-таки воду для заполнения озер брали из природного водоема, в котором уже есть своя сложившаяся экосистема, и это вселяет надежду, что озера не зацветут. «А вот то, что нет прибрежной растительности, конечно, плохо. Весь плодородный грунт со дна сняли, оставили только по береговой линии, а это же бывший корнеобитаемый слой. Там и какие-то стадии беспозвоночных и простейших организмов, и семена растений, и остатки корневищ», — объясняет он. На то, чтобы водная и околоводная растительность появилась вновь, понадобятся долгие годы, отмечает дендролог. В первое время водоем с точки зрения прибрежной растительности будет достаточно пустым.