На днях фонд содействия развитию предпринимательства им. Александра Таркаева начнет сбор предложений о претендентах на Таркаевскую премию. В прошлом году было открытое выдвижение кандидатов и по итогам народного голосования первым победителем стал совладелец и советник гендиректора АО «СМП-Нефтегаз», депутат ГС РТ Фоат Комаров. В канун нового выдвижения «БИЗНЕС Online» дал интервью Васил Каюмов, председатель попечительского совета фонда им. Таркаева.
Васил Каюмов: «В чужой монастырь со своим уставом я лезть не хочу. Я привык — и на ЗМА, и на 22-м заводе — сначала посмотреть, как тут работают. А уже потом думать, как это можно улучшить»
«МОЖЕТ, НАДО БРАТЬ ПЛАТУ ЗА ПРИХОД НА РАБОТУ НА КАМАЗ?»
— Васил Кадымович, вы были лично знакомы с Александром Никитичем Таркаевым?
— Да, мы были хорошо знакомы. В 1998 году, когда я стал генеральным директором ЗМА, завода микролитражных автомобилей КАМАЗа, Александр Никитич был председателем комитета по собственности КАМАЗа и по этой должности вошел в состав совета директоров нашего завода. Вот тогда мы и познакомились. Он оказался одним из тех людей, которые помогали мне идти по непростому жизненному пути, протягивали руку помощи в самые трудные времена. Он принимал очень активное участие в работе совета директоров ЗМА.
Вы знаете, в совете директоров можно работать активно, а можно, мягко говоря, не совсем активно, только от заседания к заседанию. Александр Никитич понимал, что во главе этого завода встал человек довольно молодой и не слишком опытный в руководстве самостоятельно хозяйствующего предприятия. Тем более что на заводе тогда все было сложно: зарплату не выплачивали уже пять месяцев, автомобиль «Ока» продавали все кому не лень, но только не завод, то есть сплошной бартер.
В помощь нам Таркаев привлек талантливых ребят, которые работали у него в фирме «Диалог Инвестментс», — это Пронин Коля. Евдокимов Дима и другие. И мы все вместе, шаг за шагом, начали с нашей командой, с Рашидом Калимуллиным, Равилем Нурутдиновым, Жамилем Тагировым и другими выстраивать действия и ушли-таки от этого бартера. Конечно, в какой-то мере нам августовский дефолт 1998 года помог. Но тем не менее примерно через год, к середине 1999-го, мы доказали совету директоров КАМАЗа, что автомобиль «Ока» имеет право на жизнь в составе корпорации ОАО «КАМАЗ». Тогда один из членов совета директоров КАМАЗа Спенсер Алан сказал, что не стоит это производство продавать, его необходимо пытаться развивать, строить новую окрасочную линию и дальше работать. Вот чего мы тогда добились благодаря Александру Никитичу и его команде, которую он привлек в поддержку завода. Мы все-таки больше с этими ребятами работали, у Таркаева были заботы в комитете по собственности КАМАЗа. Тем более на автогигант тогда пришла как раз татарстанская команда во главе с первым вице-премьером Татарстана Равилем Муратовым. Ей предстояло вновь запустить КАМАЗ.
«Интересно было сравнивать его с другими чиновниками, которые были наделены большой властью, — вот как с ними было трудно, так с Таркаевым (на фото) было легко работать»
— Он ведь стоял тогда?
— В начале 1998 года КАМАЗ встал. И целых 5 месяцев из всех заводов КАМАЗа нормально работал только наш ЗМА. Была дичайшая ситуация, челнинцы были в отчаянии. И все равно, как зомби, ходили на КАМАЗ на работу. Тогда даже анекдот сочинили: может, надо брать плату за приход на работу на КАМАЗ? Правда, когда в 2002 году пришел Сергей Анатольевич Когогин, стало легче: они с Александром Никитичем были «на одной волне».
Таркаеву надо было разобраться с огромной собственностью КАМАЗа. Естественно, это занимало его максимально. Тем не менее он находил время, работал вместе с дирекцией и командой завода микролитражных автомобилей, выслушивал наши мнения о том, как выходить из той или иной ситуации, высказывал свои идеи. У него была очень активная позиция, и не только как члена нашего совета директоров. Это была позиция человека, который пришел в бизнес продаж легковых автомобилей не как специалист именно в этом деле, а просто с общим пониманием правильного рынка, правильного бизнеса — того, который должен быть. Ему было интересно поставить вместе с нами бизнес не только по производству автомобилей «Ока», но и по их продаже. И мы этого добились.
Таркаевская премия является ежегодной. Слоган гражданской премии: «Бизнес и честь совместимы. Честь и политика совместимы!»
«НО ОН ВСЕГДА САМ ОТКРЫВАЛ КАЛИТКУ, ДЕРЖАЛ ЕЕ В ОБЩЕНИИ ОТКРЫТОЙ»
— А каким, по вашему мнению, он был человеком? Трудно ли вам с ним было общаться?
— Я знаю немало людей с высоким интеллектуальным уровнем. Но, так скажу, наверное из них только небольшой процент — 10–15 — умеют себя не возносить, а общаются на равных с тобой. И ты при этом не чувствуешь себя униженным, а наоборот, как-то приподнятым на тот уровень, на котором этот человек находится. Александр Никитич был именно таким в общении, с ним было легко. Безусловно, мы, конечно, понимали, кто перед нами, насколько авторитетен этот человек. Но он всегда сам открывал калитку, держал ее в общении открытой. Интересно было сравнивать его с другими чиновниками, которые были наделены большой властью, — вот как с ними было трудно, так с Таркаевым было легко работать. Конечно, он не говорил на производственном языке, как мы, но расспрашивал у нас нюансы, вникал в них. И нам было приятно, что у нас тоже есть, что сказать ему о нашем деле.
Знаете, напряженная работа давалась ему нелегко. Несколько раз у меня в кабинете он просил водички — запить лекарство. Но никогда свои болезни не афишировал. И я ни разу не был свидетелем каких-либо серьезных его недомоганий, которые были бы прилюдно им проявлены. Наверное, о них знали только близкие. Я рад, что попал в его ближний круг, и он не стеснялся меня, мог при мне принять лекарство.
«В некоторых комментариях к материалам о Таркаевской премии я почувствовал холодок: „да ладно, выдвигаются только уже известные предприниматели, нам делать там нечего“. Надо показать: нет, ребята, пожалуйста, у вас есть шансы»
Он же казанский человек был, а мы, челнинцы, все-таки попроще. В Челнах же достаточно разношерстный народ, собравшийся со всех окраин нашей большой родины, которая, когда строился КАМАЗ, называлась Советский Союз. У Александра Никитича чувствовалась школа, чувствовалась родословная, если выражаться языком начала XX века. Тогда были революционеры, матросы Железняки с корабля, и была элита, интеллигенция. Вот он — такой, он голубых кровей, но при этом никогда этого не демонстрировал...
«ИМЯ АЛЕКСАНДРА ТАРКАЕВА ДЛЯ МЕНЯ СВЯТОЕ»
— Насколько неожиданным было для вас приглашение возглавить попечительский совет фонда имени Таркаева?
— Неожиданным оно было настолько, насколько вообще может быть неожиданным! Я дословно повторю то, что ответил одному из организаторов фонда имени Таркаева: «Имя Александра Таркаева для меня святое, и если понадобились мои силы во имя продолжения того, что делал Александр Никитич, я готов». Но, конечно, я должен был узнать, как все остальные члены совета на это смотрят. Там же все очень уважаемые и известные люди, которые знали Таркаева намного дольше и гораздо лучше, чем я. Переговорил я и с его вдовой Ольгой Петровной, мы давно знакомы, дочерей Таркаева Наташу и Катю я тоже знаю. Сказал — вот, неожиданно получил такое предложение, как вы к этому относитесь? Она меня поддержала: «Если попечительский совет возглавите вы, я буду рада».
Со своей семьей, к слову, меня познакомил сам Александр Никитич, уже давно-давно, еще до 2000 года. Как-то я был в Казани, и он пригласил: «А поехали ко мне домой, увидишь, где я живу, пообедаем».
«Все номинанты были очень достойные. Уверен, так будет и в этом году»
Еще я позвонил, конечно, председателю Торгово-промышленной палаты РТ Шамилю Рахимовичу Агееву. Мы с ним много общаемся, знаем мнение друг друга о разных событиях, об отношении к каким-то вещам. Мне импонирует его позиция, он в чем-то согласен с мной. Он тоже много помогал мне, и когда я был на ЗМА, и потом, когда тяжелая доля выпала здесь, в Казани, на авиационном заводе. О приглашении возглавить попечительский совет Шамиль Рахимович сказал: «Ну ты не робей, мы тебя поддержим!» Думаю, люди в попечительском совете под стать Александру Никитичу, это сильная команда. Я со всеми знаком, кроме Яна Арта — Артема Карапетяна. Его пока знаю только по его статьям, по его интервью, в том числе с Александром Никитичем, по книге о Таркаеве «Жизнь интересна...»
— Какой видите работу фонда?
— В чужой монастырь со своим уставом я лезть не хочу. Я привык — и на ЗМА, и на 22-м заводе — сначала посмотреть, как тут работают, кто работает, какие традиции. А уже потом думать, как это можно улучшить. Я изучил все документы фонда имени Таркаева. Основной принцип, по которому сегодня фонд работает, я считаю, абсолютно правильный — когда победитель и лауреаты избираются публичным голосованием. Я и Шамилю Рахимовичу сказал, что сам Александр Никитич наверняка выбрал бы именно такую форму. Сегодня в нашем государстве вертикаль власти становится все крепче и крепче, тем более надо строить гражданское общество. Вот ваша газета тоже стремится к этому, освещает любое событие с разных сторон, представляет разные, порой прямо противоположные мнения. Такая позиция импонирует. И я считаю, при определении лауреата Таркаевской премии должна быть именно выборность. Я посмотрел материалы в «БИЗНЕС Online», которые были опубликованы в прошлом году, когда голосовали за первого лауреата Таркаевской премии, почитал комментарии. Видно, что материалы нашли у ваших читателей живой отклик: кто-то поддержал конкурс, кто-то отнесся к нему достаточно критично. Таким людям можно посоветовать лучше узнать о том, кто такой Таркаев. Все номинанты были очень достойные, уверен, так будет и в этом году.
«О приглашении возглавить попечительский совет Шамиль Рахимович (Агеев - на фото) сказал: «Ну ты не робей, мы тебя поддержим!» Думаю, люди в попечительском совете под стать Александру Никитичу, это сильная команда»
«МЕНЯ НИ ЕГО ЗАРПЛАТА, НИ ДЕНЬГИ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ, Я СЫНА ОТДАЮ ВАМ ВО СОЛДАТЫ»
— В этом году Таркаевскую премию будут вручать уже во второй раз. Кого бы вы пригласили стать претендентами?
— Хотелось бы, чтобы молодежь активнее участвовала в конкурсе, те предприниматели, которые стараются что-то делать, и у них уже есть первые успехи. Напомню, у нас в положении о премии записано, что ее задачами являются поощрение социальной активности и социальной ответственности предпринимателей, стимулирование предпринимательской деятельности в социально значимых областях российской экономики, информационная и материальная поддержка предпринимателей... В бизнесе есть сыновья, племянники олигархов, у которых имеются ресурсы. А нам надо дать возможность начать свое дело и помочь с ресурсами тем ребятам, которые пытаются сами встать на ноги, занимают активную позицию в жизни. Возможно, в будущем можно сделать две номинации, одну специально для молодых. Так сказать, дать им удочку... В некоторых комментариях к материалам о Таркаевской премии я почувствовал холодок: «да ладно, выдвигаются только уже известные предприниматели, нам делать там нечего». Надо показать: нет, ребята, пожалуйста, у вас есть шансы. Тем более что Александр Никитич прекрасно работал с молодежью, столько отличных ребят воспитал! Я ведь Таркаева попросил взять к нему на работу моего сына, который в Казани учился. Говорю: «Меня ни его зарплата, ни деньги не интересуют, я сына отдаю вам во солдаты». Потому что я был уверен — у Александра Никитича он пройдет великолепную школу, у его воспитанников интеллект повышался, даже мировоззрение менялось... Школа Таркаева!
«КОГДА Я НАЧИНАЛ ГОРЯЧО ГОВОРИТЬ О ТАРКАЕВЕ С ЧИНОВНИКАМИ, НАТАЛКИВАЛСЯ СЛОВНО НА ХОЛОДНЫЕ БЕРЕГА»
— Какой поддержки фонду имени Таркаева и попечительскому совета ждете от предпринимателей и, наверное, не только от них?
— Со стороны прогосударственных структур поддержки ждать, наверное, сложновато. Хотя Александр Таркаев был настоящим Государственником, с большой буквы, человеком, который понимал интересы своей страны, своей республики, народа. Но когда я начинал горячо говорить о нем с чиновниками, все время наталкивался словно на холодные берега, мол, да, конечно, Таркаев, но... Это была какая-то ревность, что ли: человек не занимает высоких постов, а пользуется таким уважением. Так что вряд ли от чиновников будет поддержка... Скорее уж от тех предпринимателей, которые сами себя сделали в бизнесе. Но тут надо больше об Александре Никитиче рассказывать, о его методах. Знаю, что хорошо разошлась та самая книга о нем «Жизнь интересна...». Может, стоит ее переиздать? Я сам после того, как получил предложение возглавить попечительский совет фонда имени Таркаева, достал эту книгу и снова ее перечитал от корки до корки. На многое смотрел уже с позиций сегодняшнего дня и удивлялся, насколько актуально то, о чем Александр Никитич говорил еще тогда! Он умел смотреть вперед, предвидеть развитие событий...
Таркаевская премия
Учреждена в память о выдающемся российском общественном деятеле и предпринимателе Александре Никитиче Таркаеве (1947–2009) и является формой признания достижений предпринимателей и общественных деятелей в области разработки и реализации социально значимых проектов. Учредителем премии является фонд содействия развитию предпринимательства им. Таркаева. Премия учреждена при организационной поддержке Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан и информационной поддержке деловой электронной газеты Татарстана «БИЗНЕС Online». Целью премии является содействие социально-экономическому развитию Республики Татарстан. Задачами премии являются: поощрение социальной активности и социальной ответственности предпринимателей; стимулирование предпринимательской деятельности в социально значимых областях российской экономики; информационная и материальная поддержка предпринимателей, работающих в социально значимых областях экономики и общественных деятелей, своим трудом способствующих развитию этих отраслей. Премия является ежегодной. Слоган гражданской премии: «Бизнес и честь совместимы. Честь и политика совместимы!»
Пожертвования в фонд содействия развитию предпринимательства им. Таркаева:
Назначение платежа — «Добровольное пожертвование на уставную деятельность Фонда А.Таркаева. НДС не облагается».
Получатель: Фонд имени Александра Таркаева
ИНН клиента: 1655259503
КПП клиента: 165501001
Расчетный счет: 40703810529070000055
Название Банка: ФИЛИАЛ «НИЖЕГОРОДСКИЙ» АО «АЛЬФА-БАНК»
Кор. счет: 30101810200000000824
БИК банка: 042202824
ОГРН 1141600002037 от 09.06.2014 года
Юридический адрес: 420021, город Казань, улица Николая Столбова, дом 2, офис 205
Все пожертвования, до копейки, уходят только на премию — все сотрудники фонда работают на общественных началах.
Движение денежных средств за 2016 год
Фонда Александра Таркаева
ПРИХОД:
- Добровольные пожертвования 2015–2016 — 792.000
РАСХОД:
- Телекоммуникационная сдача отчетности — 3.450
- Изготовление 5 медалей с футлярами — 65.000
- Изготовление и дизайн дипломов — 12.600
- Премия лауреату 2016 года — 100.000
- НДФЛ с премии и платежи в бюджет — 14.943
- Банковское обслуживание — 2.752
ВСЕГО: 198.745
ИТОГО: Остаток на конец 2016 года — 593.255
Директор Фонда С. Салимзянов
Главный бухгалтер Е. Гилева
Александр Никитич Таркаев
Родился 8 июля 1947 года в Казани.
Трудовой путь начал в 1966 году электромехаником в казанском телецентре министерства связи СССР.
В 1971 году закончил с отличием физический факультет Казанского государственного университета.
В 1971–73 годах работал в КГУ инженером.
В 1973–76 годах — аспирант КГУ.
В 1976–92 годах — заведующий отделом информатики и вычислительной техники КГУ. Кандидат технических наук по специальности «Техническая кибернетика и системный анализ». Лауреат премии совета министров СССР в области науки и техники.
В 1989 году работал исследователем в группе по моделированию экосистем в Дартмутском колледже (США).
В 1992 году читал лекции в университете Мак Мастер в Канаде.
В 1992 году ушел с должности директора центра информатики и вычислительной техники КГУ в частный бизнес. Совместно с Владимиром Нитенко создал компанию «Форт Диалог», заместителем директора которой являлся. Был создателем инвестиционного фонда «Диалог-инвест».
В 1992 году совместно с Султаном Салимзяновым и Артемом Карапетяном создал первую в Казани частную радиостанцию «Пассаж», в том же году поддержал создание первого в городе частного театра «99».
В 1992 году Таркаев стал одним из инициаторов создания Торгово-промышленной палаты Татарстана. До конца жизни оставался бессменным председателем административного совета Торгово-промышленной палаты, которую всегда считал одним из главных детищ в своей жизни.
В 1990-х годах участвовал в разработке двух программ экономического развития Республики Татарстан — программы перехода к рыночным отношениям и программы «Жизнь после нефти». Работал в составе правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера РТ Равиля Муратова.
В 1997 году по просьбе правительства Татарстана вошел в состав «спасательной команды», сформированной для реформирования КАМАЗа. Занимал пост председателя комитета по собственности и был членом совета директоров КАМАЗа.
С 2001 года — председатель совета директоров основанной им фирмы ОАО «Диалог-Инвестментс» (управленческое консультирование крупных промышленных предприятий), председатель ее административного совета.
С 17 апреля 2004 года — председатель татарстанского регионального отделения партии «Союз правых сил».
С 12 декабря 2008 года — председатель политсовета регионального отделения партии «Правое дело». Был избран членом федерального политсовета партии «Правое дело».
16 октября 2005 года был избран в Госсовет РТ по Чистопольскому одномандатному избирательному округу №34.
В марте 2009 года был в очередной раз избран в Госсовет Татарстана по Чистопольскому одномандатному избирательному округу №34.
Таркаев скончался в Казани после сердечного приступа 20 июля 2009 года, ему было 62 года.
Каюмов Васил Кадымович
Родился 10 декабря 1958 года в поселке Нижний Уфалей Верхнеуфалейского района Челябинской области
Образование: Карагандинский политехнический институт, специальность «Инженер-механик автомобильного транспорта» (1981), Высшая школа финансового менеджмента Академии народного хозяйства (Москва, 2003)
1981–1983 — мастер, начальник участка производственного управления запчастей КАМАЗа.
1983–1988 — начальник участка, начальник отдела экспортных поставок управления запчастей производственной фирмы «КАМАЗавтоцентр».
1988–1991 — помощник начальника управления, заместитель начальника УЗЧ, первый заместитель директора по производству центра по переработке запчастей ПФ «КАМАЗавтоцентр».
1991–1995 — заместитель начальника по планированию производственного управления.
1995–1996 — заместитель исполнительного директора по работе с потребителем, заместитель директора по планированию и обеспечению автомобильного завода.
1996–1998 — директор центра продаж автомобилей департамента ресурсов, заместитель генерального директора завода микролитражных автомобилей.
1998–2005 — генеральный директор ОАО «Завод микролитражных автомобилей».
2005–2007 — первый заместитель генерального директора — исполнительный директор ОАО «КАМАЗ».
С октября 2007 года по март 2013 года — генеральный директор ОАО «КАПО им. Горбунова».
С 2013 года до марта 2014 года — советник президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
С марта 2014 года — исполнительный директор ОАО «Ак Барс Аэро».
С июля 2015 года по сентябрь 2017 года — заместитель генерального директора по производству ОАО «КМПО».
В октябре 2017 года членами попечительского совета фонда им. Таркаева был единогласно избран председателем попечительского совета.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.