Выдающийся российский баритон Дмитрий Хворостовский не раз был в Казани: совсем молодым он выступал здесь на Шаляпинском фестивале еще в 1985 году, а в 2013-м приезжал на «Казанскую осень» ГСО РТ уже в ранге мировой суперзвезды. «Я имел счастье стоять рядом, и у меня было впечатление, что возле находился колокол», — вспоминает Александр Сладковский. «БИЗНЕС Online» вспоминает вехи пути выдающегося артиста, который не покидал сцену до последнего.
Ушел из жизни один из самых знаменитых в мире российских оперных певцов — Дмитрий Хворостовский
«ПОСЛЕ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ БИТВЫ С РАКОМ МОЗГА ОН УМЕР МИРНЫМ УТРОМ»
«От имени семьи Хворостовских мы с тяжелым сердцем объявляем об уходе Дмитрия Хворостовского — любимого оперного баритона, мужа, отца, сына и друга — в возрасте 55 лет. После двух с половиной лет битвы с раком мозга он умер мирным утром, 22 ноября, в окружении семьи», — такое сообщение сегодня днем появилось в «Фейсбуке» знаменитого артиста. Так ушел из жизни один из самых знаменитых в мире российских оперных певцов.
Уроженец Красноярска и выпускник местного института искусств без малого три десятка лет был одним из самых узнаваемых лиц на отечественной оперной сцене. Известность пришла к молодому солисту Красноярского государственного театра оперы и балета, когда он стал лауреатом всесоюзного конкурса певцов им. Глинки, а затем победил на международном конкурсе в Кардиффе, который проводило BBC. После этого певца ждали ангажементы в лучших оперных театрах мира и слава.
С середины 1990-х Дмитрий Хворостовский обосновался в Лондоне, но продолжал оставаться постпредом российской культуры за границей, рассказывая о своих спорах с западными режиссерами, которые были недостаточно точны в интерпретации отечественных шедевров вроде «Евгения Онегина» или «Пиковой дамы». Кроме того, Хворостовский — прекрасный актер и настоящий секс-символ оперной сцены. Одному из авторов этой статьи посчастливилось в ноябре 2015 года побывать в Санкт-Петербурге на концерте Хворостовского со знаменитой меццо-сопрано из Латвии Элиной Гаранчей. О болезни певца уже было объявлено официально, но это никак не сказалось на качестве выступления и восторженной реакции публики. Артист эффектно представал в образе графа Ди Луна и Риголетто, вальсировал с Гаранчей. А в конце, заполучив из зрительного зала букеты, с неповторимым артистизмом, как шпагу в ножны, вонзив что-то вроде коробки конфет от поклонницы в подаренный здесь же магазинный пакет, во фраке, с полиэтиленовым свертком в руке и гордой осанкой покинул сцену. Публика визжала от восторга.
Пробовал Хворостовский себя и в смежных жанрах. Большим событием стал его проект к 60-летию Победы «Песни военных лет», с которым он объехал всю страну, а с композитором и продюсером Игорем Крутым певец даже записал альбом «Дежавю». «Он был замечательным другом, замечательным человеком, сыном, отцом. Все те разы, когда я был в качестве зрителя на его концертах, меня не покидало чувство гордости за нашу страну, за то, что я его знаю и работал с ним. Я был на его выступления и в „Метрополитен опера“, и на других больших и значимых площадках... Умирал он очень тяжело, но мужественно. Большая несправедливость, что в 55 лет он ушел», — сказал сегодня Крутой в разговоре с «БИЗНЕС Online».
«В СМЕРТЬ ХВОРОСТОВСКОГО ТРУДНО ВЕРИТЬ, ДА И НЕ ХОЧЕТСЯ»
Об оперной карьере и славе Хворостовского мы поговорили с известным оперным критиком Еленой Черемных.
— Елена, какими были ваши эмоции, когда вы узнали о сегодняшнем трагическом известии из Лондона?
— Открыв сегодняшнюю френдленту в «Фейсбуке», увидела, что ее разрывает на тему смерти Хворостовского. Об этом пишут директора оперных театров, руководители вокальных фондов, театральные пресс-секретари, завлиты и, конечно, сами оперные певцы. Всем им болезнь Хворостовского, при ее внезапной кошмарности, все равно оставляла надежду на то, что певец выживет. Удалось же победить онкологию Хосе Каррерасу! Но у меня в эти страшные часы складывается убеждение, что Дмитрию Хворостовскому — как-то очень по-своему — все-таки удалось победить болезнь. Он вообще умел побеждать обстоятельства.
Когда он только появился в позднесоветском телевизоре — а это случилось в результате его победы на конкурсе имен Глинки, затем на конкурсе в Кардиффе, — было ощущение, что этот красноярский красавец с не по возрасту глубоким и объемным баритоном до известной степени опровергает расхожую формулу «Россия — родина басов», обязанную своим происхождением искусству Федора Ивановича Шаляпина. То, что Шаляпин сделал в начале ХХ века, подняв оперный имидж страны в глазах всего мира, Хворостовский сделал в последнее десятилетие того же ХХ века, представ эталонным исполнителем баритоновых партий в операх Чайковского и Верди, Моцарта и Доницетти.
— Как складывалась его мировая оперная карьера?
— У него был опыт спокойного, а не торопливого движения в оперном репертуаре: к каждой очередной вершине он подбирался, понимая, чему конкретно сейчас ему как певцу важно научиться, освоить и воплотить. От русских опер Чайковского к итальянским операм Верди он наращивал мастерство и умение, артистично отталкиваясь от них в дальнейшем пути к более ранним стилям. Когда он пришел к Моцарту, исполнив партию Дон Жуана в ряде европейских постановок, именно в этом моцартовском образе он предстал в постановке Луки Ронкони на главном оперном фестивале мира — в Зальцбурге.
Я была на этих зальцбургских показах в 1999-м и 2000 годах. Хворостовский играл соблазнителя всех времен и народов с неотразимым шармом сложно устроенного современного человека. Казалось, ему не надо было дистанцироваться от своего героя, чтобы представить Дон Жуана именно тем, кем он и выведен в опере Моцарта — гордым одиночкой, избирательно следующим собственным желаниям вразрез тем или иным общественным условностям. Таким же он был и в жизни. Выступая на главных мировых оперных сценах — в лондонском Ковент-Гарден, Париже, Вене. Нью-Йорке, — он никогда особо не селекционировал в себе звездный статус.
— А российская сцена?
— В Москве едва ли не первым его выходом в опере — уже в чине европейского любимца — был Риголетто на сцене «Новой оперы». Поверить в то, что этот обожающий Джильду хромой горбун и есть самый обольстительный Дон Жуан современности, было невозможно. Джильду пела тогда только начинавшая свою мировую карьеру Екатерина Сюрина. Надо было видеть, с какой партнерской бережностью обходился с нею — тогда еще студенткой ГИТИСа — видавший виды оперный баритон. Именно Хворостовский позволил запомнить тот спектакль на всю жизнь. Впрочем, и другие его выступления никаким ластиком не стереть из памяти.
Например, концерт — под рояль Михаила Аркадьева — в Большом зале консерватории, где целиком прозвучал малоисполняемый цикл романсов Свиридова на стихи Блока «Петербург». Это было во второй половине 1990-х, и в исполнении лондонского гостя Хворостовского музыка последнего мэтра советской музыки воспринималась далеко за чертой привычных для заезжих звезд форматов: Чайковский — Рахманинов, Рахманинов — Чайковский. Точно так же — проникновенно и умно — Хворостовский выступал и на сцене Кремлевского дворца съездов с «Песнями военных лет» в сопровождении оркестра Константина Орбеляна. Ни у одного самого строгого критика тогда не возникло подозрений не дай Бог в конъюнктурности этого репертуарного «поворота»: безупречный вкус и оперная дисциплина Хворостовского сделали самые «запетые» шедевры военной лирики чем-то исключительно важным и сокровенным. Неудивительно, что среди его записей наряду с «Военными песнями» стоят «Неаполитанские песни», — для этой программы его вторая жена, итальянка, подтолкнула Хворостовского не только к изучению итальянского языка, но и некоторых его диалектов. А учиться Хворостовский умел и любил.
После венского классика Моцарта у него в дальнейших творческих планах мелькал намек на изучение барочного генделевского репертуара. Болезнь, диагностированная в 2015 году, помешала осуществлению многого, на что был способен этот певец и замечательный человек, проделавший свой путь из Сибири в Европу затем, чтобы стать символом оперной стати и того невероятного достоинства, за которое его так любят коллеги, партнеры и поклонники.
Хворостовский 30 августа 2013 года участвовал в фестивале «Казанская осень» ГСО РТ. Тогда не повезло с погодой, но сибиряку погодные катаклизмы были нипочем
«МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ НЕОПИСУЕМ, ТАКИХ ЕДИНИЦЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ»
Хворостовский не раз приезжал в Казань. Знатоки оперы из нашего города вспоминают, что молодой баритон выступал на Шаляпинском фестивале еще в 1985 году — это был концерт молодых солистов 12 оперных театров СССР. Пел он и на 1000-летии Казани, и на открытии Универсиады, а 30 августа 2013 года участвовал в фестивале «Казанская осень» ГСО РТ. Тогда не повезло с погодой, и Альбина Шагимуратова, также заявленная в качестве солистки, не вышла на сцену перед зрителями у Дворца земледельцев. Однако сибиряку Хворостовскому погодные катаклизмы были нипочем — он пел арии из «Тангейзера», «Пиковой дамы», «Демона», а также русские романсы.
«Масштаб личности неописуем, таких единицы в музыкальной истории, — вспоминал сегодня работу с великим баритоном в разговоре с „БИЗНЕС Online“ художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский. — Это был человек уровня Паваротти, Шаляпина без всякого преувеличения. Во-первых, его тембрально нельзя было ни с кем спутать вообще. Когда пел Хворостовский, было понятно, что это он, — голос его был настолько уникальным. Я имел счастье стоять рядом, и у меня было впечатление, что возле находился колокол. Невероятный, масштабный, насыщенный обертонами, ощущение от его голоса у меня было незабываемое — это останется со мной на всю жизнь. Я понимаю восторг и любовь его почитателей и зрителей, слушателей».
Сладковский запомнил Хворостовского доброжелательным, но требовательным человеком — настоящим профи: «Он обожал жизнь и хотел жадно ее проживать, это был широкого полета человек. Может, он предчувствовал, что ему, к сожалению, не так много осталось, человек это чувствует, жадно жил, очень красиво, у него остались красивые дети». Худрук ГСО РТ сожалеет только об одном: он работал с певцом не так часто. «Это было, по-моему, два концерта в Казани, потом мы с ним выступали в Перми на юбилее Победы, это было в 2015 году. Да, мне посчастливилось с ним поработать тесно и пообщаться в разных ситуациях, он был лидером настоящим, красивым, невероятно одаренным человеком, который, если где появлялся, то все преображал вокруг себя», — заключает Сладковский.
«Это выдающийся баритон современности, многие ему подражали, он отличался музыкальностью, природа его таким грандиозным голосом одарила, большой музыкант, у него всегда было свое прочтение в музыке. Это большая утрата для России, это гениальный оперный певец, актер. А как он пел военные песни! Во время концерта на Красной площади просто всех завораживал», — вспоминает многолетняя прима казанской оперы профессор Зиля Сунгатуллина. «Само имя Хворостовского в мире считается синонимом словосочетания „великий певец“. Тяжело говорить сейчас, что он „был“. Лично я с ним не был знаком, только на одном совместном концерте пересекались, на уровне здравствуйте-здравствуйте. Это было как раз в Казани в „Корстоне“, где проходило какое-то правительственное мероприятие. Он запомнился как красавец-мужчина, прекрасный актер, светлый человек», — добавляет солист уфимской оперы Ильгам Валиев.
«Я ДОЛЖЕН БЫЛ ВЕРНУТЬСЯ! ВЕРНУТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО Я ВАС ЛЮБЛЮ...»
О том, что у Хворостовского рак мозга, стало известно еще в середине 2015 года. Оперные звезды не раз устраивали флешмобы в поддержку певца в соцсетях, а поклонники по всему миру ждали информации о ходе лечения. При этом артист не прекратил концертную деятельность. В своих выступлениях в оперных спектаклях он сделал паузу только в нынешнем сезоне, а участвовал в концертах еще этим летом. Аида Гарифуллина в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминала один из таких: «В замке Графенегг недалеко от Вены на знаменитом музыкальном фестивале на открытом воздухе состоялись два незабываемых концерта с Дмитрием Хворостовским. Его жизнелюбие и очень высокое отношение к профессии всегда поражает меня и заставляет выкладываться по максимуму».
Но особняком здесь стоял концерт в родном Красноярске, состоявшийся 2 июня. Видео оттуда нельзя смотреть без слез. Артист, очевидно, понимая, что уходит, испытывая проблемы с речью и движением, тем не менее вернулся туда, где начинал. Хворостовский сказал зрителям: «Что я могу сказать. Спасибо вам за такую награду, за уважение, за любовь. Я должен был вернуться! Вернуться, потому что я вас люблю, потому что это мой родной город... И мои выступления заставляют меня двигаться дальше, двигаться вперед». Артист улыбался и показывал публике знак победы.
Завтра будет определено место, где всемирно известный оперный певец обретет вечный покой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 143
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.