Марат Сафиуллин сам попросил уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова организовать встречу с бизнесменами

«НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ДЛЯ ВАС, А НЕ ВЫ ДЛЯ НАС!»

Сегодня на базе казанской резиденции креативных индустрий «Штаб» состоялась встреча руководителя управления федеральной налоговой службы по Татарстану Марата Сафиуллина с предпринимателями. Он пояснил, что эту встречу он сам попросил организовать уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова. На «откровенный разговор» с чиновником пришли порядка 100 представителей малого и среднего бизнеса, а изначально пообщаться напрямую с главным налоговиком республики изъявили желание 152 компании. Внушительное количество мест в зале заняли специалисты УФНС по РТ, пришедшие поддержать своего босса. Их в списке было столько, что на каждых четыре предпринимателей приходился один налоговик.


«Мы регулярно проводим встречи, чтобы быть как можно более открытыми для вас, чтобы наши действия были вам понятны. Это наше глубокое убеждение: мы, налоговые органы, работаем сегодня для вас, а не вы для нас!» — отметил Сафиуллин, приветствуя собравшихся предпринимателей. Он особо подчеркнул, что к его ведомству не относится извечная проблема бизнеса с административными проверками. Свои слова налоговик подтвердил статистикой. На сегодня в информационных ресурсах УФНС по РТ числятся данные о 114 тыс. зарегистрированных юридических лиц, 93 тыс. индивидуальных предпринимателей. Из них выездным проверкам налоговиков подвергаются лишь 0,3% юрлиц и 0,15% физлиц. «Если налогоплательщик имеет хорошую налоговую нагрузку, если он имеет добропорядочных контрагентов НДС, если он работает без убытков, то, естественно, мы можем сказать, что никогда налоговый орган не выйдет к нему с проверкой. Мы очень понятны и открыты в своих действиях. Но если налогоплательщик на протяжении долго времени работает с убытками, если у него просрочены контрагенты, если у него нет налоговой нагрузки, если он не платит налог, то, конечно, это повышенный риск по налоговой нагрузке, соответственно, наши действия тоже должны быть адекватными по отношению к данному налогоплательщику», — заметил Сафиуллин.

После этого он хотел было передать слово своим сотрудникам, которые должны были рассказать о нововведениях в системе налогообложения и наперед ответить на самые популярные вопросы среди предпринимателей, но тут вмешался сидящий рядом Нагуманов, которому главный налоговик, по всей видимости, забыл дать слово. Улыбнувшийся этому бизнес-омбудсмен, приветствуя предпринимателей, отметил, что Сафиуллин сам вышел к нему с предложением провести подобную встречу. По этой причине она носила непривычный для его детища — «Бизнес и власть: откровенный разговор» — формат. Прежде всего это касалось продолжительных докладов, с которыми пришли налоговые органы.

«Мы, налоговые органы, работаем сегодня для вас, а не вы для нас!» — отметил Сафиуллин

— Сегодня у нас правит балом Марат Адипович на этой площадке, — подчеркнул бизнес-омбудсмен.

— Позволю с вами не согласиться. Тимур Дмитриевич, балом правит всегда предприниматель! — продолжал гнуть свою линию Сафиуллин, тем не менее приглашая «к трибуне» своих сотрудников.

Так, начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС по РТ Ольга Агафетова провела ликбез на тему достоверности базы данных ЕГРЮЛ и постаралась ответить на самые популярные по этой теме вопросы. Начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС по РТ Эльмира Хамидуллина, в свою очередь, рассказала о правоприменительных практиках в налогообложении, а начальник отдела оперативного контроля УФНС по РТ Андрей Алешин поведал о законодательных новшествах по внедрению онлайн-касс. Все выступления налоговиков заняли около часа. Сафиуллин то и дело махал руками своим подчиненным: мол, заканчивайте. Но для большей части предпринимателей все сказанное было интересным — они тщательно конспектировали доклады и пытались задавать раньше времени уточнения, которые мигом отсекал Нагуманов. Но когда уже настало время «свободного режима», то Тимур Дмитриевич быстро дал бизнесу шанс бросить все накопившиеся вопросы в адрес главы УФНС по РТ.

Ольга Агафетова провела ликбез на тему достоверности ЕГРЮЛ Ольга Агафетова провела ликбез на тему достоверности ЕГРЮЛ

НАЛОГ НА ЧАЕВЫЕ И НЕДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ ЕГРЮЛ

Честь открыть продолжительную сессию вопросов бизнеса чиновникам досталась директору чайханы «Плов» Нурисламу Шарифулину. Предвосхищая свой вопрос, он отметил, что оплата по безналу из года в год растет, что в принципе хорошо, если бы не одно «но». Тенденция такова, что рост безнала влечет за собой снижение объема чаевых для официантов. И Шарифуллин, обеспокоенный положением своих официантов, поинтересовался у Сафиуллина, должен ли он платить налоги с чаевых и в каких объемах. «Нам очень сложно объяснить огромному числу официантов, что 42 процента с чаевых уходит в качестве налога. Мы же не готовы брать на себя нагрузку, потому что это не деньги предприятия, а деньги физлица, которые оставляет другое физлицо. Как нам действовать?» — спросил директора «Плова».

Сначала никто из налоговиков не понял, почему речь идет именно о 42 процентах, а не о стандартном НДФЛ в 13%. Нагуманов пояснил, что этот процент складывается из налога на прибыль предприятия, отгрузки в фонд соцстраха и налога на выплату зарплаты сотруднику. «Согласно Налоговому кодексу, если человек получил вознаграждение, то это является его доходом, соответственно, он должен обложить его налогом на доход физлица, — высказал свою позицию главный налоговик Татарстана. — Если официант получил чаевые, то он должен их декларировать». Но пока что этот вопрос законодателем до конца не урегулирован, уточнил Сафиуллин, поэтому тут больше вся ответственность ложится на плечи руководства заведения. Напомнил он и действенном механизме, с которым лично встречался в Москве, когда чаевые заранее прописаны в кассовом чеке.

Руфина Пугачева катком прошлась по ведомству и конкретному отделению, которое кошмарит ее бизнес Руфина Пугачева катком прошлась по ведомству и конкретному отделению, которое кошмарит ее бизнес

Разобравшись с чаевыми, продолжили разговор: из зала донесся второй вопрос — от директора ООО «Уникма» Руфины Пугачевой. Та критически прошлась по ведомству и конкретному отделению ФНС, которое кошмарит ее бизнес, обвиняя компанию в недостоверности ЕГРЮЛ, хотя проверки не так давно продемонстрировали обратное. Решить вопрос полюбовно ей не удалось — якобы руководитель ИФНС-4 Алексей Путин не желает встречаться с предпринимателем. Собственно, решить свой вопрос Пугачева пришла на встречу с начальником Путина. Главный налоговик республики сказал, что обязательно разберется с ним и выяснит, почему тот игнорирует предпринимателя. Он извинился за своего подчиненного, но по поводу недостоверности ЕГРЮЛ настаивал на своем. «Вы нас тоже должны понять... Если вы попали в наши информресурсы как адрес с массовой регистрацией, то для этого были определенные основания», — отметил Сафиуллин. 

По его словам, сегодня в некоторых офисах зарегистрировано так много компаний, что порой на одну фирму приходится 7 квадратных сантиметров. Как осуществлять предпринимательскую деятельность на таком пространстве, налоговики не понимают и из-за этих сомнений вносят соответствующие представления. Выход же из сложной ситуации прост — направить форму об уточнении своего местоположения в налоговую.

К слову, аналогичный вопрос о множестве компаний, зарегистрированных по одному адресу, сегодня неоднократно звучал на встрече. «Куда написать? Я послушала, как с этим надо обращаться. Вот это налоговая... Я не знаю, в какую дверь тыркаться, по какому адресу идти», — вопрошала одна из бизнесвумен, на что ей и всем остальным настоятельно рекомендовали открыть личный кабинет на сайте УФНС по РТ и пользоваться почтой для отправки своих вопросов и обращений.

Тимур Нагуманов Когда настало время «свободного режима», Тимур Нагуманов (на фото) быстро дал бизнесу шанс бросить все накопившиеся вопросы в адрес главы УФНС по РТ

ОНЛАЙН-КАССЫ И ДОНОСЫ НА ПАРИКМАХЕРОВ «НА ДОМУ»

Самым же злободневным, пожалуй, вопросом стала тема онлайн-касс. Напомним, в июле прошлого года была проведена крупнейшая за последние 10 лет реформа в ретейле — с июля-2017 все кассовые аппараты должны передавать электронные копии чеков в налоговую в режиме онлайн. Но новые правила использования контрольно-кассовой техники вызывают вопросы у предпринимателей, которые раз за разом поднимают эту тему практически на всех встречах Нагуманова.

Сегодня предприниматели поинтересовались у Сафиуллина, как применять эти пресловутые онлайн-кассы, если клиент оплачивает товар юрлицу по безналу, а точнее, куда нужно потом отправлять чек и какую дату ставить в нем, если товар передается позже. Алешин как специалист в данной области попытался разъяснить это предпринимателям. По его словам, необходимость отправки таких чеков возникнет только с июля 2018 года, когда новшества начнут действовать для ретейлеров, раньше не работавших с контрольно-кассовой техникой, так называемых ЕНВДшников и ПСНщиков. Этот комментарий удовлетворил лишь одного предпринимателя. Остальные также подхватили эту тему и стали закидывать эксперта вопросами.

Речь зашла о нестыковках в законе касательно темы оформления возврата. По сегодняшним инструкциям, если возврат осуществляется день в день, то он должен оформляться определенными видами документов. И тут возникает вопрос: как оформлять возврат, используя онлайн-кассы? «Если у вас возврат товара в день покупки, то также приходит человек, вы его товар по кассе пробиваете. Если не в день покупки он приходит, то вы оформляете чек возврата. В данном случае если у вас деньги на месте позволяют выдать эту сумму, то никаких приходно-расходных кассовых ордеров оформлять не надо. Если у вас денег нет там и вам надо возвращать из кассы самого предприятия, то нужен приходно-расходный кассовый ордер», — разъяснил Алешин. Но это лишь один из вопросов относительно онлайн-касс. На встрече звучали и другие вопросы по этой теме, но каждый из них был слишком узконаправленным и конкретным, касающимся деятельности отдельного предприятия с онлайн-кассами. По каждому такому вопросу налоговики дали исчерпывающие вопросы, а для самых непонятливых согласились провести индивидуальные ликбезы.

Еще одна немаловажная тема, которую подняли предприниматели на встрече с налоговиками, касалась уже недобросовестной конкуренции. Так, учредитель ООО «Торговая группа „Ваш быт“» Фарид Сафин пожаловался на «горе-бизнесменов», которые не платят налоги, оказывают услуги населению на дому, тем самым мешая честным налогоплательщикам, отбивая их клиентов. Имелись в виду частные парикмахеры, мастера маникюра и прочие профессии. Сафиуллин, к которому предприниматели обратились за справедливостью, заявил, что все должны быть в равных условиях.

«В данной ситуации он не зарегистрирован как предприниматель, он не платит никаких налогов. Что тут можно сказать? Это зависит от социальной и гражданской позиции. Если вы говорите, что на дому... Но вы же знаете, что в такой-то квартире предоставляют такие-то услуги. Можно же сообщить нам, что физлицо такое-то оказывает такие-то услуги. В подобной ситуации мы это физлицо обязательно пригласим в налоговый орган. В соответствии с КоАП, данное лицо будет подвержено административному штрафу, — выразил свою позицию Сафиуллин. — Но нужны соответствующие показания, чтобы суд смог вынести такое решение».

Оказалось, что озвученная проблема недобросовестной конкуренции относится не только к тем подпольщикам, которые работают на дому. Представители турбизнеса также пожаловались на уличных «любителей-экскурсоводов», отбивающих клиентов у профессиональных туристических компаний и не выписывающих никаких чеков за свои услуги. «Это тоже зависит от гражданской позиции. О таких вещах нам надо сообщать», — пояснял глава УФНС по РТ.

Фарид Сафин (справа) пожаловался на тех „горе-бизнесменов“, которые не платят налоги, оказывают услуги населению на дому, тем самым мешая честным налогоплательщикам, отбивая их клиентов Фарид Сафин (справа) пожаловался на тех «горе-бизнесменов», которые не платят налоги, оказывают услуги населению на дому, тем самым мешая честным налогоплательщикам, отбивая их клиентов

«ВЫ ПОЙМИТЕ, МЫ РАБОТАЕМ СТРОГО В РАМКАХ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА...»

Еще одна тема, по которой было задано несколько вопросов, — это приходящие от налоговой платежки на «0,02 рубля неуплаченных налогов». На это пожаловался, например, владелец небольшого маркетингового агентства, который никак не может оплатить эту задолженность, потому что никто просто не принимает такую смехотворную сумму. Как назло, еще и бухгалтер у него уволился, из-за чего предприниматель не мог три месяца погасить долг. Как результат — счета компании арестовываются. Сафиуллина попросили с пониманием относиться к бизнесу и не включать принцип, когда речь, по сути, идет о копейках.

«Вы поймите: мы работаем строго в рамках Налогового кодекса. Вот представитель прокуратуры сидит. Мы обязаны, независимо от суммы задолженности — 10 копеек или 10 миллионов, выдавать требования по погашению этой задолженности. Это у нас вообще делает программный продукт. Если вы считаете, что кредитное учреждение не проводит вам 10 рублей, то заплатите тогда 100 рублей. Пусть у вас будет переплата, чтобы в следующий раз никаких задолженностей не было», — ответил Сафиуллин.

Сессия вопросов продолжалась около 1,5 часов, и ни один предприниматель не остался неуслышанным. Многие бизнесмены, задав свои конкретные вопросы по частным случаям работы с налоговой, практически сразу уходили по своим делам. К концу мероприятия осталось чуть меньше половины собравшихся. Спросили у Сафиуллина и о том, как платить налоги по международным контрактам, надо ли удерживать НДФЛ со своих сотрудников за карты питания, нужно ли платить недоимки за ликвидированное ИП, про механизм социальных вычетов, про повторное снятие налогов со счетов и пр. Почти на каждый из частных вопросов рекомендовалось завести свой личный кабинет, чтобы всегда быть в курсе своих налогов. УФНС по РТ имеет замечательный сайт с удобным интерфейсом, подмечал главный налоговик республики.