Запуск завода автобензинов на ТАНЕКО в 2018 году не улучшит ситуацию с ценами на «горючку», им грозит неизбежный рост в 2018 году из-за повышения акцизов — такие неутешительные прогнозы дал накануне глава управления ТЭР при кабмине РТ Роберт Гилязиев. Он также признал, что «Татнефть-АЗС Центр» и ТАИФ-НК в ноябре повысили розничные цены на дизтопливо без привычного согласования с кабмином. Почему автолюбителям не стоит обольщаться и ждать снижения цен на топливо, узнавал «БИЗНЕС Online».
КУРС НА ПОВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ
Даже если запуск производства автомобильных бензинов на ТАНЕКО состоится летом 2018 года, вряд ли это приведет к падению цен на бензин для татарстанских автомобилистов, сказал руководитель управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов кабмина РТ Роберт Гилязиев на традиционном вторничном брифинге. Гилязиев рассудил, что по законам рынка, конечно, при увеличении выпуска товара его цена должна снижаться, но на практике получается иначе. Он напомнил, что в 2018 году предстоит двухразовое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо — рост составит по 50 копеек в расчете на литр топлива с 1 января и с 1 июля 2018 года.
«В результате двухразового повышения акцизов сбор акцизов в бюджет должно дополнительно поступить 40 миллиардов рублей, об этом [Дмитрий] Медведев заявил. Поэтому сказать, что ввод установок по производству бензинов на ТАНЕКО приведет к снижению цен на бензин, — сегодня гарантировать невозможно, — считает Гилязиев. — Это будет зависеть от многих показателей, что будет происходить в самой России. Если цена бензина на „Лукойле“ и других заводах снижаться не будет, то естественно, и ТАНЕКО не будет снижать свои цены».
На фоне разговоров о предстоящем росте акцизов в обеих столицах нашей родины цены на бензин уже сделали резкий скачок вверх. В ноябре биржевые цены 92 и 95-го бензинов для Москвы за неделю выросли на 1,5–2,2% — до 44,5 и 46,8 тыс. рублей за тонну соответственно. На Санкт-Петербургской бирже оптовые цены выросли до 44,8–46,9 рублей за тонну. Правда, объясняется это объективными причинами — например, в случае с Москвой это временный дефицит топлива на Московском НПЗ. Но, как объяснила «БИЗНЕС Online» Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари», производители уже начали заранее повышать розничные цены, закладывая в них рост своих будущих издержек. (См. подробный комментарий ниже).
Напомним, что акцизы дважды повышались в 2016 году и еще один раз в 2017-м. В итоге, по данным Росстата, в целом по России бензин с начала текущего года подорожал на 5,9 процента, а ДТ — на 7,4%. Цены на бензин в Татарстане растут примерно в том же диапазоне. По данным управления ТЭР, моторное топливо в 2017 году поднималось в цене пять раз: бензин дорожал в феврале, марте, мае и сентябре, а зимнее дизельное топливо преподнесло неприятный сюрприз в ноябре. В итоге, если бензины с января 2017 к сегодняшнему дню подорожали на 5–5,7% (плюс 1,5–2 рубля за литр), то ДТ — на 6,8% (плюс 2,5 рубля). Как считает Гилязиев, это связано с общим положением дел на рынке и ценой, формируемой на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
Гилязиев с особой гордостью отметил и демонстрировал на слайдах, что в Татарстане уровень цен на бензин и ДТ традиционно держится на уровне средних цен в ПФО, а иногда и ниже среднего. Управление ТЭР тщательно отслеживает все колебания на рынке. Для того чтобы повысить цену на АЗС, заправщики должны получить добро от рабочей комиссии при управлении ТЭР под руководством Гилязиева. Но вот последний ценовой демарш двух компаний — ТАИФ-НК и «Татнефти», как выяснилось на брифинге, не был согласован. «Наши субъекты до настоящего времени выполняли рекомендации рабочего органа, однако в ноябре имелись случаи, когда некоторые автозаправочные станции установили на зимнее дизельное топливо цену в 41 рубль — без рассмотрения данного вопроса на заседании рабочей комиссии», — заявил Гилязиев.
В 2018 году предстоит двухразовое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо — рост составит по 50 копеек в расчете на литр топлива с 1 января и с 1 июля 2018 года
ИРЕК СУЛЕЙМАНОВ: «Я, НАОБОРОТ, ГОВОРЮ, ЧТО СДЕРЖИВАТЬ РОЗНИЧНУЮ ЦЕНУ ПЛОХО»
Напомним, что на ситуацию с дизтопливом живо отреагировали в УФАС РТ. Чуть ранее ведомство Груничева получило письмо от ассоциации малых и средних АЗС Татарстана с просьбой разобраться в справедливости ценообразования на рынке ДТ. По итогам первичной проверки ведомство заподозрило «Татнефть-АЗС Центр» и ТАИФ-НК в сговоре в связи с тем, что они установили как оптовую, так и розничную цены на дизельное топливо выше рыночных. Впрочем, административное дело было возбуждено лишь по факту роста розничных цен. После этого обе компании приняли решение переписать ценники в меньшую сторону.
Накануне же глава ассоциации малых и средних АЗС Татарстана Ирек Сулейманов в беседе с «БИЗНЕС Online» пояснил, что оказался удивлен тем фактом, что результатом его обращения в УФАС стали возбуждение дела в отношении «дочек» «Татнефти» и ТАИФа. По его словам, он просил другого — наведения порядка на рынке реализации моторных топлив в стране. Сулейманов считает, что в России сложились неправильные механизмы формирования оптовой цены на моторное топливо. Российский топливный союз и ассоциация малых и средних АЗС Татарстана лишь хотят внести изменения в правила биржевых торгов.
«Мы выступаем за то, чтобы на внутренний рынок отпускалось больше нефтепродуктов, в частности, дизельного топлива, тогда и цена будет дешевле», — считает Сулейманов. Он предлагает увеличить долю продукции, которую НПЗ обязаны выставлять на биржу. Сегодня это 5% ДТ и 10% бензина. «Мы хотим увеличить эту пропорцию, чтобы было не менее 20 процентов дизельного топлива и бензина. Считаем, что в результате этого цена повышаться не должна, а может быть, и упадет, — говорит он. — Биржа — вот чего мы добивались и добиваемся, а никак не наказания „Татнефти“ и ТАИФа за то, что они сделали дорогую цену на заправках. Я, наоборот, говорю, что сдерживать розничную цену плохо».
По его словам, в настоящее время оптовые цены на зимнее дизельное топливо в России продолжают расти, несмотря ни на что. «На Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже цены на дизельное топливо не понижаются», — говорит Сулейманов.
В ЧИСЛЕ НАРУШИТЕЛЕЙ — СПЛОШЬ МЕЛКИЕ АЗС
В плане контроля за качеством, чем традиционно занимается управление Гилязиева, уже давно не слышно крупных разоблачений торговцев моторным топливом. За последние годы управление снизило число тестируемых моторных топлив в два раза — если в 2014 году было отобрано и протестировало более 3,6 тыс. проб бензина и ДТ, то в этом году осталось только 1,8 тыс. проб.
В этом году несоответствия требованиям ГОСТа и техрегламента были выявлены только в 58 пробах, или в 3,2% от общего числа взятых проб, тогда как в 2005 году, например, «браковали» 22%. Сам Гилязиев объясняет это тем, что качество топлива на рынке объективно стало лучше. Если сейчас заправщиков бичуют за превышение содержания серы в бензине 100–150 мг/кг, то ранее этот показатель мог доходить до нескольких тысяч миллиграммов на килограмм. По его словам, такое содержание серы уже не может привести к немедленной поломке двигателя авто, зато влияет на окружающую среду вредными выхлопами.
«К сожалению, пока владельцы АЗС не очень ответственно относятся к соблюдению этого требования (по содержанию серы в топливе — прим. ред.), хотя все неплохо знают, что это экология, а экология есть здоровье людей», — отечески наставлял Гилязиев представителей небольших АЗС, которых больше всего среди нарушителей.
Бросается в глаза при этом, что уже несколько лет на заправках ТАИФ-НК и «Татнефть» практически не фиксируется никаких нарушений качества бензина или ДТ. К примеру, по итогам традиционного «месячника по качеству», который в этом году прошел с 23 октября по 23 ноября, из 23 выявленных нарушений 21 было обнаружено на мелких АЗС, 1 — на ведомственной заправке и 1 — на заправке «Лукойл». В управлении ТЭР это объясняют тем, что крупные компании лучше следят за качеством своего бензина.
«В настоящее время все заводы выпускают дизельное топливо и бензины пятого класса. Содержание серы может появиться, когда к нормальному топливу что-то подмешают, — уверен глава управления ТЭР. — Не станет крупный завод-производитель делать продукт, подмешивая в него нестандартную продукцию, не будет он портить свой авторитет. Он же заключает договора на огромное количество своих товаров!»
Он считает, что качество моторных топлив портится на этапе доставки от производителя до АЗС и попадания в бак автомашины. «Бензовоз едет с базы, заезжает на посредническую базу, и там могут происходить любые манипуляции. Также качество моторного топлива может портиться при перевозке, если в бензовоз заливают сначала топливо одного вида, а потом — другого», — рассуждает Гилязиев.
75% РЫНКА В РУКАХ «БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ» ЗАПРАВЩИКОВ
Гилязиев сделал и свежий срез по рынку заправщиков, который, напомним, еще с прошлого года сильно изменился после укрупнения игроков, когда ТАИФ приобрел сеть заправок «Татнефтепродукта» и «Автодорстроя». За год доля трех крупнейших игроков рынка выросла несильно. Если в 2016 году ТАИФ-НК, «Татнефть» и «Лукойл» концентрировали в своих руках 42% заправок и 74,5% рынка реализации моторного топлива, то в этом году они слегка укрепили свои позиции: 45% заправок и 75,8% реализации. У «Татнефти» зафиксировано 162 АЗС, у ТАИФа — 204 АЗС, у «Лукойла» — 35 АЗС. Несмотря на то, что по числу заправок ТАИФ сделал внушительный скачок вперед, то по объемам реализации соперники идут практически ноздря в ноздрю: 29,8% рынка моторного топлива РТ за ТАИФом и 29,2% — за «Татнефтью», у «Лукойла» — 16,8%.
Уже несколько лет на заправках ТАИФ-НК и «Татнефти» практически не фиксируется никаких нарушений качества бензина или ДТ
Заправщики, входящие в ассоциацию малых и средних АЗС Татарстана, контролируют всего 10% рынка РТ, оставшиеся 14% — за независимыми игроками. Нужно отметить, что доля рынка, которую контролируют «малыши», постоянно снижается. Им принадлежит 502 заправки, но по объемам продаж контролируют они менее четверти бензинового рынка в РТ.
Рынок потребления моторных топлив за год не претерпел видимых изменений. Автомобили в республике по-прежнему «едят» в год по 2,5 млн т топлива: 1,3 млн тонн ДТ, 1,1 млн тонн бензина и 100 тыс. тонн сжиженного газа. При этом если по дизтопливу республика не только обеспечивает свои потребности с лихвой, но и продает в другие регионы, то своего бензина по-прежнему не хватает. Так, татарстанские НПЗ производят в год 4 млн ДТ и 610 тыс. т бензина. Еще 500 тыс. т завозится из других городов — Уфы, Самары, Перми, Нижнего Новгорода.
«Ожидается, что в 2018 году на заводе ТАНЕКО начнется производство бензинов. Будем надеяться, что тогда потребность нашей республики будет полностью обеспечена бензином собственного производства», — сказал Гилязиев. Внимательные читатели помнят, что ровно год назад на аналогичном брифинге также озвучивались планы по запуску бензиновых мощностей в 2017 году, но теперь сроки пуска вновь откладываются, на этот раз, как обещают в самой компании, до лета 2018 года. Планируемый объем производства автомобильного бензина на ТАНЕКО в 2018 году составит 875,4 тыс. тонн.
Автомобили в республике по-прежнему «едят» в год по 2,5 млн т топлива: 1,3 млн т ДТ, 1,1 млн т бензина и 100 тыс. т сжиженного газа
«ПРОИЗВОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ПОВЫШАТЬ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ, ЗАКЛАДЫВАЯ В НИХ РОСТ БУДУЩИХ ИЗДЕРЖЕК»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов сделать прогноз стоимости бензина и дизтоплива в России в 2018 году.
Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
— По данным Росстата, за неделю с 20 по 26 ноября розничные цены на автомобильный бензин выросли на 0,3 процента, хотя в течение двух предыдущих недель они повышались только на 0,1 процента в неделю, а в течение пяти предшествующих недель были стабильными. В Москве за период с 20 по 26 ноября бензин подорожал несколько меньше, чем в среднем по России (на 0,2 процента). Однако в некоторых регионах рост цен на бензин оказался куда более существенным — от 1 процента до почти 3 процентов. При этом инфляция потребительских цен за весь ноябрь ожидается на уровне около 0,4 процента.
Причины роста могут быть разными, однако главной причиной, скорее всего, является недавнее заявление правительства о повышении акциза на бензин с 1 января 2018 года на 50 копеек, следующее же повышение акциза ожидается летом 2018 года также на 50 копеек. Однако некоторые производители начинают повышать розничные цены, вероятно, уже закладывая в них рост своих будущих издержек. Интересно, что в декабре 2016 года, когда уже было объявлено о повышении акцизов в 2017 году, розничные цены на бензин выросли только на 0,3 процента за весь декабрь. Скорее всего, в декабре 2016 года цены на бензин росли медленно, потому что их рост сдерживался все еще слабым потребительским спросом. Но с начала 2017 года цены на бензин АИ-92 и АИ-93 поднялись на 5,9% процента. Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович признал, что по итогам текущего года рост цен на бензин обгонит инфляцию.
Перед правительством в начале 2018 года будет стоять сложная задача: с одной стороны, пополнить региональные бюджеты, где проблема дефицита более острая, чем дефицит федерального бюджета, с другой — не допустить социальной нестабильности перед президентскими выборами. Поэтому можно ожидать, что после подорожания бензина в декабре, в январе цены тоже могут продолжить повышение, но оно будет уже более медленным — по крайней мере, до президентских выборов.
Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора ООО «НААНС-МЕДИА»:
— Розничный рынок моторных топлив характеризуется отсутствием корреляции по отношению к изменению мировых индексов цен на нефть и нефтепродукты. При этом на протяжении последнего десятилетия на внутреннем рынке России наблюдается ежегодный прирост стоимости топлива на заправках. Начиная с января 2017 года средняя цена на бензин Регуляр-92 и Премиум-95 повысилась более чем на 5 процентов, а дизельного топлива — более чем на 6 процентов.
Увеличение ставки акциза на дизельное топливо и бензин, начиная с 1 января 2018 года, соответственно, на 12,7 процента (с 6800 до 7665 рублей за тонну) и 10,7% процента (с 10130 до 11213 рублей за тонну) к текущему году, разумеется, не может не отразиться на повышении цен на нефтепродукты в следующем году. Такое повышение особенно актуально для обеспечения рентабельности переработки на фоне повышения цен закупки нефтяного сырья. Так, повышение цен на нефть за последний месяц превысило отметку 3 тысячи рублей за тонну.
Поскольку при реализации партий нефтепродуктов на внутреннем рынке участники ориентируются на котировки соответствующего нефтепродукта на экспортном рынке, стоимости транспортировки, перевалки, фрахта и хранения, а также таможенной пошлины, валютного курса и налогов, включая акциз, то, разумеется, при прочих равных условиях повышение акциза при повлияет на цены оптовых закупок.
При реализации моторного топлива на розничном рынке цены реализации должны определяться исходя из стоимости приобретенных нефтепродуктов, затрат на реализацию, в том числе на хранение и транспортировку, а также необходимости получения экономически обоснованной прибыли и могут отличаться от цен, сформированных для оптовых партий.
В то же время на рынке моторных топлив РФ цены ретейла контролируются подразделениями федеральной антимонопольной службы и запущен функционал сдерживания розничных цен на нефтепродукты. Результатом политики являются формируемые убытки в сегменте ретейла, сокращение числа мелких операторов.
При всей сложности внутреннего рынка моторного топлива, в следующем году сложно будет избежать повышения цен на розничном рынке. Даже на фоне сохранения ставки акциза на бензины в 2017 году на уровне предыдущего года не удалось обеспечить индексы стабильных цен. Что же говорить о годе грядущем!
Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:
— Планируемое повышение акцизов в 2018 году может способствовать росту розничной цены на моторное топливо примерно на 4 процента. Однако увеличение акцизов не всегда прямо влияет на цену. Так, несмотря на дважды проведенное значительное повышение ставок акцизов в 2016 году, цены на топливо росли темпом ниже инфляции. Пока производители могли перераспределять издержки между добычей нефти, ее переработкой и продажей топлива, они сдерживали рост розничных цен, не подкрепляемый ростом спроса.
В этом году все было не так. Вот уже год розничные цены на бензин и ДТ растут значительно быстрее инфляции, а оптовые растут еще быстрее, ликвидируя отставание прошлого года. Совокупность факторов: кроме акцизов это подорожание сырья, рост экспорта нефти и нефтепродуктов за счет внутреннего рынка, а также сокращение объемов производства из-за ремонта и модернизации крупных НПЗ, все это давит на рынок.
Тем не менее, понимая, что опережающий рост стоимости топлива «размазывается» по всей экономике за счет удорожания транспортных издержек, вряд ли правительство допустит его продолжение. Ведь это поставит под вопрос возможность дальнейшего сдерживания инфляции в плановых рамках. Поэтому, я думаю, динамика цен на моторное топливо в следующем году будет более пологой, а темп их роста ненамного превысит официальную инфляцию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.