Накануне глава ДУМ РТ собрал журналистов, пишущих на темы ислама, как было сказано, «просто так, без всякого повода». Он рассказал об открытии бесплатных курсов татарского в мечетях, а также порассуждал, почему татарам нельзя есть «варенье», как за чашкой чая можно решить языковой вопрос и почему современная молодежь «превратилась в курицу». О том, что волнует лидера татарстанских мусульман, узнал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Встреча Камиля Самигуллина с журналистами, пишущими на темы ислама, стала подведением итогов уходящего года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ДЕСЯТИ МЕЧЕТЯХ
Встреча муфтия Татарстана с журналистами с подведением итогов года прошла накануне в одном из учебных классов Галеевской мечети. Выбор именно учебной аудитории был, видимо, не случайным. Дело в том, что здесь, возможно, сразу по окончании празднования Нового года, начнется необычный эксперимент ДУМ РТ. В то время, как из школ «изгнали» обязательный татарский язык, в ряде мечетей республики откроются бесплатные курсы по его изучению — на абсолютно добровольной основе. Это следовало из ответа на первый вопрос, который был задан Камилю Самигуллину. Руководитель ДУМ рассказал о проекте «Без татарлар» («Мы — татары»): «Идея в том, чтобы семейная пара или человек, который не говорит по-татарски, но хочет научиться, имели возможность прийти. Пока мы в десяти мечетях это проводим. Уроки будут состоять из двух частей: во-первых, разговорный татарский язык, потому что нет цели сделать из ученика филолога — нужно, чтобы человек мог вести простой диалог на татарском языке; во-вторых, будут изучаться основы ислама».
Собственно, вторую дисциплину будет преподавать имам мечети, а татарский язык — его знатоки. Один из журналистов в ответ горько пошутил: «Это, наверное, будут сокращенные учителя татарского языка...» Но, очевидно, не все — пока понадобятся лишь 10 специалистов. Если в тестовом режиме все пройдет хорошо, то опыт должны подхватить и остальные мечети, коих в Татарстане более полутора тысяч. В ДУМ РТ решили эти курсы сделать трехмесячными, ведь не каждый сможет регулярно заниматься в течение, скажем, года. «Для того, чтобы говорить, достаточно знать 100 слов. Пусть по одному слову в день, за три месяца это 90, практически 100 слов», — сказал лидер татарстанских мусульман.
Следующий год республиканский муфтият планирует объявить годом Шигабутдина Марджани — великого просветителя, богослова мирового уровня, ярого поборника всего татарского, сказал председатель ДУМ РТ: «Марджани не запрещал изучать русский язык, но не любил, когда в татарскую речь вставляли русские слова. Он говорил: „Мин рус тугел, миңа татарча сөйләгез“ („Я — не русский, говорите мне по-татарски“)». Говорят, был такой случай, когда человек предложил Шигабутдину хазрату отведать варенье, на что получил отповедь: мол, надо говорить «мурабба» или «кайнатма», то есть использовать татарские слова. Марджани также ругался, если в магазинах не было табличек на татарском языке или они висели незаметно внизу, в татарских фамилиях он никогда не использовал окончаний «-ин», «-ов», использовал только мусульманское летоисчисление по хиджре...
Возвращаясь к сегодняшнему дню, муфтия Татарстана спросили о том, что же теперь будет с татарским языком в школах. «Подождем, посмотрим, время показало, что у нас живут разумные люди, которые могут договариваться. Любой вопрос можно решить за чашкой чая», — таков был ответ хозяина встречи. Есть такая пословица, что нет худа без добра. По мнению Самигуллина, ситуация вокруг изучения родного языка была «волшебным пинком, чтобы начать говорить на татарском». Из дальнего края овального стола раздался по-татарски вопрос: «После нападок на татарский язык не начнется ли атака на ислам?» Глава ДУМ РТ поспешил успокоить журналистов, пишущих на темы ислама, дескать, Аллах сам хранит свою религию так же, как он сохранил священный Коран. Между тем к «языковой проблеме» в дальнейшем участники встречи возвращались еще не раз...
На вопрос о судьбе татарского языка муфтий ответил: «Подождем, посмотрим, время показало, что у нас живут разумные люди, которые могут договариваться. Любой вопрос можно решить за чашкой чая»
«ТО МЯСО, КОТОРОЕ ЕСТ ЧЕЛОВЕК, ВЛИЯЕТ НА ЕГО ХАРАКТЕР»
Кстати, на столе у журналистов стояли тарелки с символами татарской кухни: эчпочмак, чак-чак, кош теле (или на русский манер «хворост»). Что также было весьма символично, ведь человек есть то, что он ест. Такую черту подмечают даже арабы. Как поведал журналистам Камиль хазрат, с одним из таких шейхов он разговаривал, будучи в хадже, и тот ему сказал буквально следующее: «То мясо, которое ест человек, влияет на его характер. Татары любят конину и барана, баран дает мягкость, а лошадь — достоинство. А наша молодежь превратилась в курицу, потому что курицу в основном и ест».
Надо есть не только конину и баранину, но и брать пример с двоюродных братьев арабов — евреев, считает муфтий Татарстана. Иудеев главный мусульманин республики привел всем в пример — они возродили свой язык (иврит), который был потерян в течение многих веков: «Один раввин начал сначала разговаривать со своей семьей, потом этот язык стал государственным языком государства Израиль». Хазрату часто приходится бывать в Израиле и, встречая там бывших российских граждан, которые сейчас не только разговаривают, но и думают на иврите, он сделал вывод, что освоить татарский может любой. Все зависит от наличия желания.
Самигуллин повторил недавний тезис президента Татарстана Рустама Минниханова о том, что нужно разговаривать на родном языке и не стесняться этого, даже если произносишь что-то с ошибками. А те, кто слушает, не должны смеяться над желающим вернуть в свою жизнь родную речь. Печально вздохнув, муфтий призвал брать пример с чеченцев: «Если в автобусе едет 40 человек, а 38 из них чеченцы, они, не стесняясь, будут говорить на своем языке. А татары при таком же количестве людей непременно перейдут на русский, мол, те двое ведь не понимают». Сам Камиль хазрат в детстве родной речью практически не владел, говорил на татарском лишь на каникулах во время общения с бабушкой и дедушкой, в школе изучал марийский, сейчас же, кроме родного, восстановить который было ох как нелегко, разговаривает по-арабски и по-турецки. Закругляясь с темой языка, муфтий вспомнил свою последнюю встречу с генеральным консулом Турции в Казани Турханом Дильмачем, выучившего, между прочим, язык Тукая. Тот успокоил мусульманского деятеля, заверив, что татарский язык не исчезнет. «Но татарин, который не знает родного языка, теряет свою национальную идентичность», — заметил Дильмач, то есть это трагедия для самого человека. «Нация существовала вместе с религией. Ни от одного слова мы не откажемся», — заключил лидер мусульман Татарстана.
«БИТКОИН НЕ МОЖЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ»
На встрече прозвучала и обеспокоенность отставкой министра образования и науки Татарстана Энгеля Фаттахова, которого за принципиальную позицию по отношению к татарскому языку называли «Энгель-хранитель». Ведь кроме любви к родной речи Фаттахов был и противником запрета на платки в школах. Именно благодаря ему в республике не повторились в татарских селах события наподобие Белозерья в Мордовии, где представители местного минобра рьяно боролись с хиджабами учителей и учеников. Самигуллин считает, что уход «Энгеля-хранителя» со своего поста не станет причиной борьбы с «национальной одеждой женщин». Муфтий произнес полную тайного смысла фразу: «Иншалла, не запретят, у нас ведь еще Чечня есть». Платки и длинные платья можно будет надевать по крайней мере в новой татарской школе, об открытии которой мечтают в ДУМ РТ, — возможно, она будет располагаться в здании бывшего медресе «Музафария» в Казани. Ее площадь в 800 кв. м позволит попасть туда всем желающим.
Спросили Самигуллина об исламских финансах, и муфтий высказал свою позицию по биткоинам: исламские ученые еще не делали заявлений по поводу криптовалюты, но с позиции шариата биткоин нельзя считать деньгами. «Он не может называться деньгами, так как ничем не подкреплен», — заметил хозяин встречи. Попросили Камиля Искандеровича прокомментировать и запрет участия сборной России на зимних Олимпийских играх – 2018. Муфтий, сам не чурающийся занятий спортом, был этому весьма огорчен: «Обидно за спортсменов. Кто-то же готовился к этому четыре года, кто-то всю жизнь. И для них это событие. Вот мы видим, что снова политика вмешалась и в спорт». На вопрос можно ли нашим участвовать под нейтральным флагом, председатель ДУМ РТ дипломатично ответил, что выходить под нейтральным флагом или нет — дело каждого.
...Пишущая братия все сыпала и сыпала вопросами даже после того, как ведущая встречи, пресс-секретарь муфтията Резеда Закирова, объявила о ее завершении. «Спас» председателя духовного управления мусульман Татарстана азан — призыв на молитву, Камиль хазрат ушел совершать вечерний намаз.
Фото: dumrt.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.