Евгений Минченко: «Из-под палки заставить человека выучить язык невозможно! Это только создать у человека травму, чтобы он ненавидел этот татарский язык с детства, потому что ему втюхивали язык, заставляли...»

РЕШЕНИЕ О НЕПРОДЛЕНИИ ДОГОВОРА В 2017 ГОДУ БЫЛО ПРИНЯТО ЗАРАНЕЕ И НЕ МИННИХАНОВЫМ

На вчерашней интернет-конференции «БИЗНЕС Online» гостем был ведущий российский политтехнолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Немало вопросов ему от читателей было посвящено Татарстану: конечно же, были затронуты и крах ТФБ, и неподписанный договор Москвы и Казани, и языковая проблема.

Отвечая, Минченко поделился инсайдерской информацией: «Есть некий стратегический процесс, который был запущен в 2000 году в соответствии с договоренностями Владимира Путина с Минтимером Шаймиевым. Связан он был с тем, что в период безвластия, это начало 90-х годов, когда только что распался Советский Союз, Россия была на грани распада, был принят ряд решений, скажем так, рискованных для будущего России как единого государства. Эти договоренности были достигнуты, они системно реализуются — связаны с изменением доли налогов, перераспределяемых в сторону федерального центра... Потому что Татарстан находился в крайне привилегированном положении в 90-е годы и это перераспределение произошло. 

Дальше была достигнута договоренность о том, что один раз договор о разграничении полномочий будет продлен, — тогда, при Шаймиеве. Но речи о том, что он будет продлеваться каждые 10 лет, не было. Поэтому решение о непродлении договора в 2017 году было принято заранее и не Миннихановым... Связано это было с тем, что, когда Путин пришел на свой первый срок, было принято стратегическое решение, затем реализованное (в том числе для этого были созданы аппараты полномочных представителей президента и федеральные округа), — по приведению в соответствие с федеральным законодательством законодательства регионов. И то, с чем мы сегодня сталкиваемся, что кто-то называет понижением статуса татарского языка и так далее, на самом деле это процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Еще раз — это тот процесс, который был запущен в начале 2000-х годов при активном участии бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, кстати говоря, и при активном участии тогда полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко. Ну и сейчас этот процесс просто пришел к некоему своему логическому завершению».

«Есть некий стратегический процесс, который был запущен в 2000 году в соответствии с договоренностями Владимира Путина с Минтимером Шаймиевым»Фото: kremlin.ru

Ранее, в июле этого года, то же самое Минченко заявил газете «Ведомости»: «Шаймиеву было тогда (в 2007 году прим. ред.) сказано, что это последнее продление договора». При этом он сослался на «тех, кто готовил договор».

На «языковую проблему» у политтехнолога собственная точка зрения: «Из-под палки заставить человека выучить язык невозможно! Это только создать у человека травму, чтобы он ненавидел этот татарский язык с детства, потому что ему втюхивали язык, заставляли... Мне кажется, это не самый правильный путь. Поэтому, на мой взгляд, учитывая тот факт, что образовательная программа предполагает возможность выбирать татарский язык всем, кто его хочет, и в качестве дополнительного языка, и в качестве родного, ну сделайте вы нормальную программу пропаганды татарского языка! Объясните, какие могут быть дополнительные выгоды от него — что это одно из окон в мир, что тюркская семья народов — это один из развивающихся рынков, та же самая Турция — один из наших партнеров. Объясните, что это возможность себя обогатить...»

Впрочем, именно об этом часто пишет «БИЗНЕС Online», именно так говорили и многие участники наших круглых столов по «языковой проблеме». С этим согласился и Шаймиев в день сессии Госсовета РТ, на которой были единогласно одобрены подходы федерального центра. 

И НИКАКИХ ВАМ «ТРАМП ПРИДЕТ, ПОРЯДОК НАВЕДЕТ»

Читатели попросили Минченко подвести политические итоги (пора — Новый год совсем близко) уходящего года...

«Помните, как было у Ильфа и Петрова? Вышел начальник цеха, чтобы рассказать о том, как они трамваи строят, но начал, понятное дело, с международного положения. Вот я начну тоже с международного положения, — пошутил Евгений Николаевич, — потому как считаю, что это во многом определяет внутриполитический климат».

«То есть внешняя повестка для России важнее, чем внутренняя?» — немного удивленно спросили журналисты.

«Она не то что важнее, она просто оказывает очень большое влияние на внутреннюю повестку, — уточнил Минченко. — Итак, первое — не удалось улучшить отношения с Соединенными Штатами Америки, с новой администрацией. Надежды тех людей, которые говорили, что „Трамп придет, порядок наведет“, что все будет гораздо лучше, чем при Обаме, не оправдались — этого не произошло. Собственно, я был среди тех скептиков, которые говорили, что американская система — это машина, что один человек, даже если он хочет что-то изменить, вряд ли это сможет сделать. Собственно, мы это и получили. По сути дела, на американском треке у нас ситуация не улучшилась, а ухудшилась по сравнению с тем, что было при Обаме».

«Второе — закончилось победное шествие правопопулистской волны в демократиях Запада, — отметил наш гость. — Мы видим, что Запад нашел технологические противоядия против популистов... У меня терминология такая, несколько базовых технологий. Первая — обрезать дракону когти, вторая — вырастить своего дракона, третья — создать много маленьких дракончиков, четвертая — самому стать драконом. Если говорить о Германии, то там была комбинация элементов: с одной стороны, самому стать драконом и перехватить часть повестки у оппозиции, с другой — вырастить какое-то количество дракончиков плюс обрезать им когти, создавая проблемы оппонентам. Во Франции ключевая технология — вырастить нового дракона. Это новое популистское движение Макрона (Эмманюэль Жан-Мишель Фредерик Макрон — президент Франции с 14 мая 2017 годаприм. ред.), по сути дела, представителя того же самого истеблишмента за кулисами, но образ как будто бы новой политической силы...»

«На самом деле котенком он оказался через полгода?» — предположили журналисты. 

«Да, именно так, — согласился Минченко. — А как дышал, как дышал, если вспомнить известный анекдот... Думаю, это тоже интересная история, потому что опять же многие связывали надежды на изменения отношений с Западом с тем, что вот придут эти правые популисты и у нас с ними выстроится какая-то новая модель отношений. Не получается. Пока не работает. Мы видим, что элиты Запада находят инструменты для того, чтобы эти проекты ограничить и не дать возможности действительно кардинально поменять политику. А там, где на самом деле приходят те, кто якобы нам близок по ментальности, например партия „Право и справедливость“ в Польше, это как раз победа правоконсервативных ценностей — ну так они победили под антироссийскими лозунгами, и с ними мы каши не сварим», — уверен политолог.

«Третье — это возвращение России на Ближний Восток, и здесь один из немногих успешных секторов внешней политики, — заметил Минченко. — Во-первых, победа над ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), запрещенной в Российской Федерации. Во-вторых, превращение России в активного игрока на Ближнем Востоке после долгого перерыва. И в-третьих, сделка с ОПЕК — понятно, что главный победитель здесь Путин, но я бы отметил еще и очень эффективную работу специального переговорщика со стороны России министра Александра Новака».

Эксперт также добавил: «На украинском направлении у нас какого-то прогресса нет, вся надежда на то, что там внутри все расстроится. И пока украинские так называемые элиты оправдывают эту надежду, то есть мы видим, что и уровень управления, и уровень политического менеджмента там крайне низкие».

«Евгений Николаевич, есть еще одно внешнее событие, которое вы не упомянули, а оно колоссальное негативное воздействие оказало...» — отметили журналисты.

«Олимпиада! — подтвердил Минченко — Тут было понятно еще в 2014 году, к чему все идет». Он тут же упомянул возможность для РФ потерять и чемпионат мира по футболу 2018 года: «На мой взгляд, это непринципиально... Тут нам надо понять одну простую вещь — что мы вступили в новую холодную войну, которая быстро не закончится... Конфронтация с Западом — это надолго, к сожалению...»

МАСШТАБНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРСКОГО КОРПУСА И СТАВКА НА ТАК НАЗЫВАЕМЫХ МОЛОДЫХ ТЕХНОКРАТОВ

Говоря о главных событиях 2017 года внутри России, Минченко заметил: «Вот эта новая холодная война является определяющим фактором для внутренней политики, потому что очень многие вещи начинают рассматривать через призму безопасности. Я могу привести пример. Недавно присутствовал на публичных дебатах Алексея Кудрина и Сергея Собянина. И меня удивило, что Собянин, который всегда себя позиционировал в качестве чистого хозяйственника, когда начал говорить о концепции территориального устройства России, заявил, что с точки зрения безопасности военно-политической нам необходимо делать то-то и то-то. То есть вот эта „рамка безопасности“ становится теперь ключевой при принятии очень большого количества решений. И соответственно, когда идет речь о борьбе внутрироссийских элит, мы видим, что какие-то силы выигрывают, в том числе за счет того, что используют вот эту риторику осажденной крепости. В частности, можно в этой связи посмотреть на то, как проходит экспансия Игоря Сечина, который пытается объяснять все свои шаги тем, что я-то это делаю в интересах государства, а „манагеры“ не пойми какие о кармане своем беспокоятся... По крайней мере, мы видим, что пока у Сечина получается, при том что он получает достаточно большое количество критики с точки зрения эффективности принимаемых решений... Так, эффективность „Роснефти“ как бизнеса была поставлена под сомнение аналитиками Сбербанка...»

«Что можно сказать по внутренней политике по итогам этого года? — сам себе задал вопрос Минченко. — Масштабное обновление губернаторского корпуса, начавшееся в прошлом году и продолжившееся в этом. Ставка на так называемых молодых технократов... Кадровая революция, которая сегодня произошла... Все идет к тому, что Путин в 2024 году в президенты выдвигаться не будет, требования Конституции будут соблюдены. И с 2021 года — это выборы в следующую Госдуму, по 2024-й — это время транзита. Когда будет сформирована команда, которая будет управлять страной после 2024 года. Почему сейчас ставка и делается на молодых людей, на тех, которые просто физически смогут войти вот в эту команду. То есть там у них точка отсечения 1970 год — это те люди, которым в 2024-м будет меньше 54 лет. Впереди у них, грубо говоря, минимум 10 лет активного политического долголетия, а может быть, и больше...»   


«ВЕРНИТЕ НАМ НАШИХ ЧУДЕСНЫХ ОЛИГАРХОВ 90-Х ГОДОВ — ОНИ ВСЕ ТАКИЕ ДУШКИ...»

«Что будет после президентских выборов в России? К чему готовиться?» — спросили у Минченко читатели нашей газеты.

«Тут есть несколько составляющих, — ответил он. — Составляющая первая — независимая внешняя политика и поиск новых партнеров, поскольку с Западом не получается стратегического партнерства. Второе — это экономические реформы. Собственно, сейчас идет конкуренция по поводу того, каким должно быть содержание этих экономических реформ. И третье — это кадровое обновление. Три кита путинской политики следующего срока... Подготовка транзита власти...»

«Но в области экономических реформ не видно содержательных дискуссий, — не без сожаления констатировали журналисты „БИЗНЕС Online“. — Всерьез рассматривать кудринские разработки — извините...»

«А мы не знаем кудринских разработок! — заявил Минченко. — Ему же поставили условия, что они в паблик это все не выводят, единственный потребитель — это Путин. Поэтому деталей того, что именно Кудрин предлагает, мы не знаем...»

Впрочем, Евгений Николаевич рассказал, что идет конкуренция между несколькими подходами: «Подход номер один — это возврат модели опоры на крупные олигархические структуры. Я думаю, что это маловероятно, поэтому считаю малоперспективным политический проект „Ксения Собчак“, которая, собственно, и является выразителем этой идеологии. „Верните нам наших чудесных олигархов 90-х годов — они все такие душки, они такие меценаты, они любят балет, у них очень много денег...“ Концепция вторая, которая сейчас по факту является лидирующей, — это государственная корпорация „Национальные чемпионы“, то есть создание крупных игроков, доминирующих в отдельных секторах экономики, интересам которых подчиняется, в общем-то, все остальное: политика, силовые структуры и так далее. Номер один — „Ростех“ Чемезова, номер два — „Роснефть“ Сечина, дальше пошли „Газпром“, „Росатом“... Третья концепция — давайте не зацикливаться на крупных госкорпорациях, тем более что есть вопросы по их эффективности, а давайте сделаем ставки на инфраструктурные проекты, будем строить дороги, мосты, газопровод, нефтепровод и так далее. Это линия бизнесменов из окружения президента — это Ротенберг, Сечин, Ковальчуки и так далее. Концепция четвертая — бюрократически-распределительная, концепция рациональной бюрократии: мы разберемся, создадим планы и четко по этим планам все переделаем для людей. Это то, что делают Собянин в Москве и, кстати говоря, Минниханов в Татарстане. Это идеология правящей бюрократии — в хорошем смысле этого слова, рациональной бюрократии, которая берет на себя функцию экономического планирования. Ну и концепция пятая — под лозунгом типа „Главное — это чтобы государь был доволен“. Это служивое дворянство новое, силовое, причем не только силовое, которое позиционирует себя с точки зрения верности первому лицу: ребята, неважно, какую политику мы реализуем, главное, чтобы государь был на месте, тогда все будет хорошо».

Как сказал Минченко, эти 5 подходов практически нигде публично не заявлены политически: «Если бы было 5 партий или хотя бы 4, которые соответствовали бы этим подходам, они бы между собой как-то конкурировали за избирателя...»

Прогноз политолога: «Пока все идет к тому, что будет комбинация модели госкорпорации национальных чемпионов и инфраструктурной...»

В ходе интернет-конференции Минченко также рассказал, что в ближайшие десятилетия Запад решит проблему бедности, но встанет проблема занятости. Объяснил, почему санкции очень сильно дисциплинируют элиты и почему российские олигархи не могут стать ровней для западного правящего класса. Спрогнозировал, кого из кандидатов не зарегистрируют на президентских выборах и кто не сможет собрать 100 тыс. подписей. И заявил, что 2018-й будет поворотным годом.

Полная стенограмма интернет-конференции будет опубликована на нашем сайте.