«Он подкупил нас тем, что сказал, что не будет ставить на должности своих родственников, не будет воровать. Он тогда сказал: «У меня все есть» «Он подкупил нас тем, что сказал, что не будет ставить на должности своих родственников, не будет воровать. Он тогда сказал: «У меня все есть» Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРИДЕТ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ, СКАЖЕТ: «ФАУЗИЯ БАЙРАМОВА, РАЗИЛЬ ВАЛЕЕВ ОСТАВИЛИ НАС БЕЗ ЯЗЫКА»

Собрание татарстанских писателей, посвященное итогам литературного года, прошедшее в минувшие выходные в Казани, вполне ожидаемо превратилось в площадку для дискуссий и даже политических лозунгов. Такое стало возможным после того, как в июне 2016 года союз писателей Татарстана возглавил драматург Данил Салихов. «Он подкупил нас тем, что сказал, что не будет ставить на должности своих родственников, не будет воровать. Он тогда сказал: „У меня все есть“. До этого ни один председатель не был так свободен в своих суждениях. И когда такой председатель говорит от имени всех писателей, не стыдно. А то раньше как было: председатель что-нибудь скажет, а тебе стыдно», — поделился еще до начала заседания с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из литераторов.

А известный общественный деятель писатель Фаузия Байрамова в беседе с «БИЗНЕС Online» выразила надежду, что и сегодняшнее собрание также пройдет в демократическом русле, а писатели обязательно поднимут наболевший вопрос сохранения татарского языка. «Я сегодня приехала сюда не для того, чтобы выслушать отчет. Наш народ находится в таком сложном положении, я приехала сюда, чтобы посоветоваться, чтобы мы вместе нашли путь выхода из кризисной ситуации. Но это будет после обеда, после того как все выступят с отчетами. Боюсь, что к этому времени наши ряды поредеют», — сообщила она. Подводя итоги года, Байрамова отметила, что для нее как для писателя он был успешным, ведь она издала новую книгу — роман «Һиҗрәт юлы» (в переводе с татарского — «переселение», «эмиграция»). К слову, книгу эту впоследствии назовут событием года в татарской литературе.

Салават Юзеев: «Единственная проблема, которая нас волновала в этом году, это, конечно, проблема языка» Салават Юзеев: «Единственная проблема, которая нас волновала в этом году, — это, конечно, проблема языка»

«А вот что касается нашего народа, год был тяжелым. Наш народ находится перед угрозой больших потерь. На наше поколение писателей тех, кто умеет читать и писать по-татарски, еще хватит: ни в советское время, ни во времена перестройки преподавание татарского языка не прекращалось. Но если татарский язык в школах остается всего два часа в неделю, а научить за два часа и правильно писать, и тысячелетней татарской литературе, и истории с культурой татар невозможно, то через два поколения не останется тех, кто будет уметь читать и писать по-татарски. Не останется тех, кто сможет читать наши книги. И это поколение, которое придет через 20 лет, будет обвинять в этом именно нас, они скажут: „Фаузия Байрамова, Разиль Валеев оставили нас без языка, не боролись за язык“. Поэтому я считаю, что сегодня должен произойти очень серьезный разговор», — добавила она.

О том, что на съезде обязательно поднимут вопрос изучения татарского языка, высказался и режиссер Салават Юзеев. «Единственная проблема, которая нас волновала в этом году, — это, конечно, проблема языка. В первую очередь она нервно, очень бурно отзывается на писателях. И я думаю, сегодня союз писателей будет кипеть именно по этой проблеме, потому что выхода, где бы спускался пар от этой проблемы, публично еще не было. Я надеюсь, что сегодня это будет, потому что писатели — народ живой, горячий. „Языковая проблема“ — это одна из видимых составляющих постепенного ухода от федерализма», — сказал он в беседе корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Председатель Союза писателей РТ подвел итоги 2017-го, перечислив все важные мероприятия, произошедшие в мире татарской литературы Председатель союза писателей РТ подвел итоги 2017-го, перечислив все важные мероприятия, произошедшие в мире татарской литературы

«И ТЕАТРУ ТАТАРСКОМУ ТАМ МЕСТА НЕТ. УДИВЛЯЕТ ОТНОШЕНИЕ К ТАТАРАМ В ЧЕЛНАХ, УДИВЛЯЕТ»

Само собрание началось с утверждения президиума, место в котором заняли заместитель министра культуры Эльвира Камалова, депутаты Госсовета РТ Разиль Валеев, Роберт Миннуллин, сам Салихов, Рабит Батулла и другие. А модератор встречи, народный поэт Татарстана Равиль Файзуллин, отметил, что «мы сегодня собрались не для того, чтобы переливать из пустого в порожнее, поскольку год для нашего народа выдался нелегким. Это по-своему маленький съезд».

Председатель союза писателей РТ тем временем подвел итоги 2017-го, перечислив все важные мероприятия, произошедшие в мире татарской литературы: презентации новых книг, литературные вечера, 130-летие Галимжана Ибрагимова, «Моабитские чтения Мусы Джалиля», открытие памятника Хади Такташу в Казани и Габдулле Тукаю в Актаныше, презентация книги Аяза Гилязова в Венгрии, подписание соглашения между союзом писателей и КФУ, между союзами писателей Татарстана и Башкортостана, а также встреча молодых писателей РТ и РБ на границе двух республик — в Актанышском районе. На последнем Салихов остановился более подробно, призвав литераторов двух братских республик забыть былые обиды и объединиться. «Пора уже объединяться. У нас язык, религия, литература, цели одни. Мустай Карим, Сибгат Хаким, Хасан Туфан ездили друг к другу в гости, вы тоже в будущем должны так же дружно жить. Хватит! Нужно радоваться успехам друг друга», — призвал он.

Переходя к делам более насущным, Салихов обрадовал своих коллег тем, что благодаря Рустаму Минниханову надбавка к пенсии для членов союза писателей, которая составляет 1 тысячу рублей, возрастет. Увеличится и заработная плата литераторов, работающих в аппарате союза писателей, которая, по словам председателя организации, не менялась с 2008 года. На цифрах остановилась и Камалова, которая сообщила, что из бюджета министерства культуры республики на деятельность союза писателей было выделено 16 млн рублей, которые ушли на санаторные путевки, проводы в последний путь, премии юбилярам, творческие вечера, перевод и издание новых книг. Свое выступление замминистра культуры завершила цитатой немецкого философа Фейербаха о том, что настоящий писатель — это совесть человечества. «Роль писателей в любом обществе переоценить невозможно», — пожелала удачи татарским литераторам она.

А писатели тем временем требовали, чтобы выступающие наконец подняли главный вопрос — о судьбе татарского языка. Файзуллин же ответил, что все идет по плану, председатель обязан был отчитаться о проделанной работе за год. «Настало время нести ответственность за каждое сказанное слово — перед народом, перед обществом. Поэтому, думаю, серьезные заявления еще впереди», — добавил он.

Ответственный секретарь союза писателей Набережных Челнов Факил Сафин пожаловался собравшимся на отсутствие внимания к татарской культуре во втором по значимости городе Татарстана. «Нам тоже, как в Казани, хочется проводить литературные вечера в красивых залах. Когда мы хотим провести чей-либо творческий вечер, нам говорят: „Пусть Казань даст вам денег“. У нас нет своего здания, транспорта нет. Если союз писателей с минкультуры и могут договориться о выделении нам здания, то коммунальные платежи никто отменить не может, нам их никто не компенсирует. Кое-как нашли деньги на проведение юбилейного вечера Айдара Халима», — жаловался на местные власти Сафин. Позже в беседе с писателями из Челнов корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, что челнинские писатели собираются в небольшой комнате в центральной библиотеке города. «И театру татарскому там места нет. Удивляет отношение к татарам в Челнах, удивляет», — сокрушались инженеры человеческих душ.

«Мы уже написали письмо правительству страны по поводу татарского языка, обратились к русским писателям, в «ПЕН-клуб» — пять татарстанских писателей входят в его ряды. А вот к своему народу все еще не обратились. В XXI веке так жить нельзя», — в завершение первой части заседания наконец выразил чаяния всех собравшихся писатель и историк Нурулла Гариф.

Рабит Батулла: «Наши соседи подают такой прекрасный пример! Почему мы не берем с них пример?» Рабит Батулла: «Наши соседи подают такой прекрасный пример! Почему мы его с них не берем?»

«МЫ ЛЮБИМ РУГАТЬ АМЕРИКУ, А В МОСКВЕ ЕСТЬ ХОТЬ ОДНА ПЕРЕДАЧА НА ЧУВАШСКОМ ИЛИ ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ?!»

Несмотря на то что после обеда ряды писателей действительно заметно поредели, самое бурное и эмоциональное обсуждение началось, как и предполагала Байрамова, именно в это время. «Почему половина ушла?» — звучал в воздухе вопрос. «Это вопрос не ко мне. Вот такое у них отношение», — сказал Салихов. «Те, кто ушел, не писатели!» — бросил в сердцах известный общественный деятель и писатель Рабит Батулла.

Первым на трибуну и поднялся Батулла. «В Финляндии живет народ саами — родственник эскимосов, его численность всего 10 тысяч человек, они рассеяны по 8 деревням. Государство способствует тому, чтобы они получали начальное образование на своем родном языке. Их школы оборудованы по последнему слову техники. Наши соседи подают такой прекрасный пример! Почему мы его с них не берем? Шведов в Финляндии 300 тысяч человек, шведский язык там государственный. У них все коммуникации происходят на своем родном языке, они в каждом госучреждении могут получить ответ на шведском языке. Вот что значит государственный язык! — начал свою эмоциональную речь писатель. — В США многочисленные диаспоры — турки, французы и т. д. — имеют свои телеканалы, которые ведут круглосуточное вещание на этих языках. Что это за страна такая? Мы любим ругать Америку, а в Москве есть ли хоть одна передача на чувашском языке? На татарском есть?» «Нет», — послышалось из зала. «Нет», — подтвердил Батулла, добавив, что и не будет, если мы будем продолжать молчать. «Какой урок мы должны вынести из этой ситуации? Мы в таком страшном положении. Над нашим родным языком занесен топор! Татарскую литературу, имеющую тысячелетнюю историю, запрещают преподавать! И в российской Конституции, и в татарстанской написано, что все языки равны», — разволновался аксакал. Выступление писателя было настолько эмоциональным, что, заняв свое место в президиуме, перенесший несколько операций на сердце Батулла, был вынужден принять пару пилюль.  

«Я, оказывается, соскучился по таким съездам, с 2012 года такого не было», — поддержал предыдущего оратора, как оказалось, уже экс главный редактор главного литературного журнала республики «Казан утлары» («Огни Казани») Ильфак Ибрагимов. «Новый, январский, номер журнала уже сверстан, но если мы сегодня примем какое-то обращение, я готов главную статью журнала заменить на это обращение. Я еще не уволен, работаю до 15 января», — пообещал он. О том, что Ибрагимова заменил на должности главного редактора молодой писатель Рустам Галиуллин, литераторы узнали только на собрании и тут же подняли вопрос о том, почему назначение на должность главного редактора журнала «Казан утлары» происходит без совета с писателями.   

Тут же литераторы выразили желание быть более активными и в политической повестке дня. «При комитете, который возглавляет Валеев, должна быть рабочая группа из числа татарских писателей, которая будет давать им рекомендации, разрабатывать концепцию развития татарского народа. И не только писатели, но и ученые. У нас Марат Лотфуллин есть. Мы должны собраться и решить, куда мы движемся, что будет с нами через 5 лет, через 10 и что нам делать в этих условиях, как развиваться», — обратился к своим коллегам писатель Лябиб Лерон. Правда, сам глава комитета по культуре Госсовета РТ Валеев, покинувший после обеда заседание, это предложение не услышал.

«Единственного человека, который до последнего боролся за татарский язык, выкинули на обочину республики, чтобы задобрить Москву» «Единственного человека, который до последнего боролся за татарский язык, выкинули на обочину республики, чтобы задобрить Москву»

«ЧЕРЕЗ ГОД МЫ И ВОВСЕ МОЖЕМ ОСТАТЬСЯ БЕЗ РЕСПУБЛИКИ»

«Сегодня мы должны найти ответ на два вопроса: почему мы оказались в таком тяжелом положении и как провести свой народ без больших потерь через мост над адом? На этот вопрос нам не ответит ни Путин, ни Минниханов. Мы — писатели — должны найти ответ. Через год мы и вовсе можем остаться без республики. Не будет республики, не будет и союза писателей, не будет никаких структур — останемся ни с чем. Мы за 25 лет не смогли сделать татарский язык государственным, не смогли открыть татарские школы в каждом квартале и в каждом районном центре. Правительство должно извиниться, покаяться перед своим народом... Позор для тех депутатов, которые проголосовали за два часа добровольного татарского — никто не выступил против, никому даже на мгновение не стало стыдно», — сокрушалась с трибуны Байрамова. 

«Единственного человека, который до последнего боролся за татарский язык, выкинули на обочину республики, чтобы задобрить Москву», — напомнила она об отставке министра образования РТ Энгеля Фаттахова. «Об них вытерли ноги. И вытрут еще раз, если Татарстан на предстоящих выборах даст 80 процентов. В „языковом вопросе“ правительство должно было посоветоваться с татарскими писателями. Посоветовались? Нет! Это означает, что вас они ни в грош не ставят!» — продолжила стучать кулаком по кафедре она. Тут же Байрамова обратилась к Салахову с предложением превратить союз писателей в стратегический центр борьбы за татарский язык. «От конгресса татар ждать нечего, от „Милли шура“ тоже, ТОЦ запретили — кто остался? Эстрадные певцы вышли однажды на улицу, спели — и все. Только писатели! Испокон веков татарские писатели были совестью народа — и при Тукае так было, и при Исхаки. Сейчас этого нет. Возможно, мы справимся», — завершила свою призывную речь она.

Несмотря на то что демократичный председатель союза писателей дал высказаться всем желающим, после выступления Байрамовой он отметил, что следующим спикерам добавить что-то еще будет сложно. Но тут на трибуну поднялся лауреат Тукаевской премии писатель Вахит Имамов и затронул еще один важный вопрос — о сохранении наследия. «Музей Гаяза Исхаки в Кутлушкино находится в плачевном состоянии: забор покосился, бюст расколот. Сравните с музеем Пастернака! Рядом не стоят! Вот такое у нас к татарам отношение. Сначала Шайхразиев пообещал, что к 140-летию 15 февраля 2018 года музей отремонтируют. Но на прошлой неделе мне позвонили и сказали, что ремонта не будет, решено перенести музей в Чистополь. Музей Тукая два года закрыт на ремонт», — отметил он. 

«Все ваши претензии уместны, уместны», — соглашался со спикерами Салихов. Завершилось заседание принятием резолюции, куда вошли все предложения, прозвучавшие в этот день, прежде всего о создании стратегического центра по языковой теме при союзе писателей.