Раритетный автомобиль Mercedes Pullman 1937 года выпуска — жемчужина коллекции известного в Казани предпринимателя Камиля Шайдарова — безвозвратно уничтожен. Владелец Чернояровского пассажа на улице Кремлевской, который когда-то открыл первый в СССР частный автосервис, уверен, что ему отомстил сосед, недовольный сносом незаконного гаража. Пока предполагаемого вандала судят, ценителя утешают другие его раритеты. Например, первый в истории Ford Т 1914 года и Lincoln Town Car, на котором он катал Горбачева.
Известный в Казани предприниматель Камиль Шайдаров занимается коллекционированием раритетных автомобилей
«МУЖИК, ТЫ ОПОЗДАЛ! МЫ ВО-О-ОТ ТАКОЙ МЕРС РАЗРЕЗАЛИ БОЛГАРКОЙ»
Жителя Казани Игоря Кудрявцева судят за уничтожение раритетного автомобиля Mercedes Pullman 1937 года выпуска. Как рассказал «БИЗНЕС Online» владелец автомобиля казанский предприниматель Камиль Шайдаров, эта была жемчужина его коллекции: «Их выпускали поштучно для высшего руководства вермахта. В СССР его, скорее всего, привез как трофей по окончании ВОВ какой-нибудь генерал». Грубо говоря, если шестисотый Mercedes без брони удлинить и поставить перегородку, это и есть Pullman», — говорит он. Кстати, бренд дожил до наших дней: флагманский лимузин Mercedes Pullman еще с конца 90-х годов возит первых лиц российского государства, иногда его называют «мечтой диктатора».
Коллекционер говорит, что машину он первый раз увидел в 1987 году. Потом нашел ее случайно в конце 90-х годов и выменял на жигуленок. «Все эти годы мерс стоял у меня в гараже. Я думал: „Вот выйду на пенсию, займусь реставрацией“. Это мое любимое дело», — говорит Камиль Яватович. Однако, как оказалось, мечтам не суждено было сбыться.
По словам хозяина ретроавтомобиля, в конце апреля этого года он услышал, что со двора Чернояровского пассажа на улице Кремлевской в Казани, которым он владеет, доносится грохот. Когда предприниматель пробрался через сугробы и забор, увидел, что два молодых человека разбирают чей-то запорожец, выколачивают стекла. «Говорю: „Что вы делаете? Это же раритет!“. А они: „Да какой раритет? Мы его на металлолом сдадим“. Я попытался их отговорить: „Его же можно продать. Уж тысяч за 50-то точно“. Но они продолжали свое дело: „Да где искать этих покупателей?“», — рассказывает он. В результате он сам предложил купить запорожец. Парни легко согласились: «Давай 10 тысяч и забирай». Предприниматель говорит, что уже было собрался идти к машине за кошельком, когда один из молодых людей сказал: «Мужик, ты опоздал. Мы тут в гараже во-о-от такой (показывает руками) старинный черный мерс разрезали болгаркой и сдали в металлолом».
«У меня внутри все аж оборвалось: я сразу понял, о чем идет речь, — вспоминает Шайдаров. — Хорошо еще, что хватило ума сказать им: „Мужики, сейчас мне некогда. Я деньги приготовлю. Приезжайте завтра утром часам к десяти. Вот мой телефон“».
А сам побежал в полицию писать заявление. Рассказал оперативникам, что вандалы утром придут за деньгами: их можно будет взять с поличным. «Они молодцы, сработали четко», — вспоминает коллекционер.
Следователи раскрутили всю историю, в том числе установили, в какой пункт приема цветмета были сданы «останки» ретроавтомобиля, который распилили на куски по 70–80 сантиметров, но оттуда их уже успели отправить на переплавку.
Предприниматель говорит, что его проверяли на детекторе. «Следователи были поражены: „Почему такая ценная машина хранится просто в гараже?“ — рассказывает Шайдаров. — Говорю: „У меня есть гаражи, которые я 40 лет не открывал. Например, я, еще будучи студентом, купил Оpel P4. Он стоит себе, хлеба не просит“. Автомобиль с каждым годом становится все более ценным для коллекционеров». Во дворе у него тоже стоят машины — менее ценные, те, на которых не хватает гаражей.
МИННИХАНОВ СПРОСИЛ: «А ЧТО ЭТО ИЗ БЕЛОГО КИРПИЧА? РАЗВЕ ПАМЯТНИК?»
Но это не конец истории. Пойманные «деревенские ребятишки», по словам Шайдарова, сразу рассказали, что занялись вандализмом не по собственной инициативе. Якобы их нанял житель соседней пятиэтажки Кудрявцев.
Свидетель Зайнур Нуриев, показания которого оглашали в минувший понедельник в суде, рассказал, что в начале марта Кудрявцев привел их с приятелем к гаражу, достал ключ и открыл замок (по словам Шайдарова, Кудрявцев срезал его замок и навесил свой). Нуриев сообщил, что крыши у стоящего в гараже автомобиля к тому моменту уже не было. Капот стоял рядом, а от двигателя остались только поршни и блок. Шины на колесах тоже были спущены.
Шайдаров утверждает, что это результат работы Кудрявцева, который еще с осени начал нарезать кузов мерса болгаркой. По словам владельца автомобиля, у него все было на месте: и колеса, и руль, панель, приборы и сиденье в салоне. Автомобиль был не на ходу, но только из-за того, что была разморожена головка блока двигателя. Последний раз коллекционер видел автомобиль в своем гараже в начале января 2017 года...
Так как ребята были лишь исполнителями, им предложили стать свидетелями. Кудрявцева задержали, но он занял позицию: «Ничего не знаю», — и продолжал стоять на своем даже после очной ставки с задержанными парнями.
«За остатки автомобиля, а по весу это примерно 2 тонны, Кудрявцев получил 18 тысяч рублей», — с горечью говорит хозяин утерянного ретроавтомобиля. Впрочем, возможно, для Кудрявцева, мужчины средних лет, который, по некоторым данным, занимается частным извозом, это неплохой приработок.
Само здание Чернояровского пассажа — памятник. В отношении земли тоже есть охранные обязательства. Но еще в конце 90-х годов жители близлежащих домов понастроили во дворе гаражи
Впрочем, материальный мотив не единственный. Шайдаров считает, что ему мстят. Владелец Чернояровского пассажа рассказал «БИЗНЕС Online», что и само здание — памятник, и земля под ним. В отношении нее тоже есть охранные обязательства. Но еще в конце 90-х годов жители близлежащих домов понастроили во дворе гаражи.
Шайдаров рассказывает, что поначалу не видел в них ничего плохого и даже купил две постройки у бывших жильцов. А потом президент Рустам Минниханов во время очередного обхода спросил: «Это что из белого кирпича? Разве памятник?» Предприниматель признался: «Нет, это гаражи, которые пристроили к стенам разрушенного памятника. Тут есть и мои, но я собираюсь их сносить». «А год назад я узнал, что гаражи через суд узаконили. В комитете по земельным и имущественным отношениям мне сказали: „Это что такое? Разбирайтесь!“», — рассказывает он. Сам комитет подал иски в суд, и он по двум гаражам отменил ранее вынесенные решения об узаконении по вновь открывшимся обстоятельствам».
Предприниматель не скрывает, что некоторые соседи были озлоблены. По его словам, две женщины – владелицы гаражей после почти года судов прислали к нему своего парламентера-юриста. Шайдаров был готов выплатить им компенсации. «Это в моих интересах, мне на этом месте надо восстанавливать здание», — объясняет он причину своей щедрости. По его словам, парламентер оказался разумным человеком — он сообщил, что за прошедший с момента узаконения гаражей год одной его владелице начислили 10 тыс. рублей налога, другой — 24 тысячи. Эти налоги им заплатить нечем, они пенсионеры. Шайдаров предложил купить гаражи за эти суммы, чтобы потом иметь возможность спокойно как собственнику их снести. Так и сделали. После переоформления он сравнял с землей не только эти два гаража, но также и два своих.
«Зная, что рано или поздно бульдозер докатится до его гаража, этот человек не придумал ничего лучше, как залезть зимой в гараж с болгаркой и распилить на куски ценнейшую машину»
По словам предпринимателя, еще один гараж, крайний, вообще не имел хозяина. Некогда его построила одна из местных жительниц по фамилии Виноградова, которая давно переехала в Питер. Однако, когда к гаражу подъехал бульдозер, внутри гаража стал кричать мужчина: «Задавите меня, будете отвечать». Снос пришлось остановить.
Этим человеком как раз и оказался житель соседней пятиэтажки Кудрявцев. Он утверждал, что гараж его. Пришлось подавать иск в суд. Разумеется, он принял решение о сносе самовольной постройки, но пришлось ждать три месяца, пока решение вступило в законную силу.
«Зная, что рано или поздно бульдозер докатится до его гаража, этот человек не придумал ничего лучше, как залезть зимой в гараж с болгаркой и распилить на куски ценнейшую машину. Он прекрасно знал, что она из себя представляет. И это не мелкое хулиганство — хищение чужой собственности в особо крупном размере», — говорит предприниматель.
Он убежден, что Кудрявцев сделал это назло. Сам подсудимый в ходе следствия отказывался давать показания, воспользовавшись статьей 51 Конституции. Как заметила его адвокат, в связи с оказываемым на него следствием давлением. Она заверила, что в судебном процессе он все же выступит, но позже.
«РАССЧИТЫВАЛ, ЧТО ПРОДАМ АВТОМОБИЛЬ НА АУКЦИОНЕ ЗА 1,5 МИЛЛИОНА ЕВРО»
Один из главных вопросов, который занимает сейчас суд, — это стоимость утраченного ретроавтомобиля. Шайдаров говорит, что рассчитывал вложить в него еще тысяч 200 евро, купить все необходимые детали и после доукомплектации и реставрации продать на аукционе, где он стоит от 1,5 до 2,5 млн евро. По его словам, сейчас на eBау продаются аналогичные машины другой модели. В удовлетворительном состоянии, но требующие ремонта, они оцениваются в сумму от 1,3 до 3,8 млн рублей.
Во время следствия эксперты по-разному оценивали стоимость этой машины: от 1,8 до 2,5 млн рублей. В материалах уголовного дела уже есть отчет о рыночной стоимости старинного мерса. Эксперт – индивидуальный предприниматель оценила его с учетом имевших место технических неисправностей в 1 млн 798 тыс. рублей. Впрочем, по словам судьи, эксперт основывалась исключительно на показаниях потерпевшего Шайдарова (читала их копии, а показаний Нуриева не видела). Кроме того, черпала информацию в интернете, в частности, смотрела, сколько стоит Mercedes-Benz 1937–1938 годов выпуска без конкретной модификации Pullman. При этом на ходу машина или нет, оценивала субъективно, исходя из его цены.
Поэтому Юрий Арсенюк, судья Вахитовского райсуда, где рассматривается это дело, посчитал, что для определения рыночной стоимости ретроавтомобиля необходимо провести судебную экспертизу с тем, чтобы в дальнейшем можно было определить сумму причиненного потерпевшему ущерба и правильно квалифицировать действия подсудимого Кудрявцева, который обвиняется в тяжком преступлении.
В результате в минувший понедельник суд по собственной инициативе назначил автотехническую экспертизу, поручив ее ООО «Центр оценки собственности». В распоряжение экспертов, а их предупредят об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предоставят материалы уголовного дела. Его рассмотрение отложили до получения результатов экспертизы.
«Я не знаю, какое решение примет суд, но машины у меня уже нет. И эти 1,8 миллиона Кудрявцев никогда мне не выплатит. Нет у него этих денег и не будет», — говорит Шайдаров.
Во дворе Шайдарова можно увидеть Lincoln Town Car представительского класса, дом на колесах Fiat Ducato и шайдаромобиль
ОТ FORD – «ТЕЩИНО СЕДЛО» ДО ШАЙДАРОМОБИЛЯ. ПОБЫВАВШЕГО НА ЭЛЬБРУСЕ
По словам предпринимателя, это была самая значимая машина в его коллекции. «Я неделю был в шоке. Говорил жене в отчаяньи: „Распродам все автомобили или сдам в металлолом — и все, больше не буду в гаражи заходить“. Такое было состояние», — рассказывает Шайдаров.
Сейчас, как говорит коллекционер, самым ценным экземпляром в его коллекции остается Ford Т 1914 года выпуска, сошедший с первого в мире конвейера по производству автомобилей в Детройте. Ford стандартной комплектации тогда стоил $420.
Предприниматель рассказывает, что привез этот автомобиль в 2012 году из Америки: «В нем абсолютно все подлинное. Вот газовый фонарь. В ацетиленовый бачок кладешь кусочек карбида, заливаешь стакан воды. Открываешь трубку с газом, спичкой зажигаешь. Свет от этого фонаря такой же, как от трехрублевой зажигалки. И с таким светом люди ездили!» Снабжен этот автомобиль и керосиновыми фонарями. «И колеса у него настоящие каучуковые, а не современная резина из нефти. На фордовских хрониках, где показан заводской конвейер, колеса у этого автомобиля белые. У моего Ford они желтые. А что вы хотите? Автомобилю уже 103 года!» — продолжил для «БИЗНЕС Online» экскурсию Шайдаров.
Сейчас самым ценным экземпляром в его коллекции остается Ford Т 1914 года выпуска, сошедший с первого в мире конвейера по производству автомобилей в Детройте
По его словам, продюсер фильма «Хождение по мукам» предлагал привезти этот автомобиль в Москву для съемок. Но казанский коллекционер отказался это сделать даже за деньги: «Не хочется трепать такую вещь. В результате они купили аналогичный где-то в Америке. Только заметно, что у него впереди фанера новая».
Показал Камиль Яватович и другой экземпляр своей коллекции — Ford А1929 года выпуска: бюджетный двухместный автомобиль, который выпускался специально для работников конвейера. Впрочем, он стоит прямо во дворе Чернояровского пассажа. «В Детройте зимой тоже выпадает снег. А эта машина маленькая, разогревается очень быстро», — говорит он. Если же летом семья собиралась куда-нибудь на пикник на берег озера, можно было открыть багажник, где тоже есть сиденье. Тещу с корзинками сажали туда. Поэтому американцы в шутку и называли этот автомобиль «тещино седло».
Ford А1929 года выпуска — бюджетный двухместный автомобиль, который выпускался специально для работников конвейера, — стоит прямо во дворе Чернояровского пассажа
Во дворе Чернояровского пассажа мы увидели еще несколько примечательных автомобилей.
Например, Lincoln Town Car представительского класса. «Году в 1996-м, когда Михаил Горбачев первый и последний раз участвовал в выборах президента России, он вместе с Раисой Максимовной приезжал в Казань. Официально его встретить не захотели. Те, кто ему помогал, организовали встречу, и я их на этом Lincoln катал», — говорит коллекционер. Такой же автомобиль, по его словам, в те годы стоял в гараже президента Минтимера Шаймиева.
На белом Fiat Ducato Шайдаровы ездили вокруг света. По словам владельца, это автодом на колесах. Там все есть: душ, туалет, холодильник, газовая плита и 6 спальных мест.
«А оранжевый шайдаромобиль моей собственной конструкции. В нем всего 460 килограмм веса. На нем мы взбирались на Эльбрус», — гордится коллекционер.
«А оранжевый шайдаромобиль — моей собственной конструкции. В нем всего 460 килограмм веса. На нем мы взбирались на Эльбрус»
ОТКРЫЛ ПЕРВЫЙ В СССР ЧАСТНЫЙ АВТОСЕРВИС
Напомним, Шайдаров — предприниматель первой волны. Свой бизнес он открыл в Казани еще в конце 80-х годов, будучи аспирантом. Это был первый в СССР автосервис. Затем организовал таксопарк.
Был первым председателем союза кооператоров и первым президентом союза предпринимателей РТ. Участвовал в создании татарстанского банка «Континент». В 90-е годы возглавлял Демократическую партию народов Татарстана.
Затем занялся операциями с коммерческой недвижимостью: выкупал здания на аукционах для последующей их сдачи в аренду, в том числе стал частным владельцем памятника культуры — здания Чернояровского пассажа, построенного на улице Кремлевской в начале XX века. Называет себя рантье, активно инвестирует в недвижимость, а также коллекционирует раритетные автомобили.
Неформальный республиканский список главных ценителей раритетных автомобилей возглавляет Фарид Мухаметшин
К слову, в Татарстане его любовь к старинным авто разделяют и некоторые VIP-персоны. Неформальный республиканский список главных ценителей раритетных автомобилей возглавляют председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин и Ильсур Метшин, в студенческие годы подрабатывавший извозом. В гараже градоначальника в прошлом году, согласно его декларации о доходах, были «ГАЗ-69», «М-21» и «ВАЗ-21011». Глава Госсовета же мог похвастаться «Победой» 1954 года выпуска и, как у Путина, автомобилем «ГАЗ-21» 1963 года.
Вообще история ретродвижения в Татарстане началась в 1983 году, когда был создан клуб «Автомотоветеран». Впрочем, в 90-е годы оно сошло на нет. И именно спикер татарстанского парламента с группой единомышленников, как рассказывают, в 2006 году организовал новый «Авторетроклуб „ГАЗ-21“», объединивший владельцев как отечественной автомототехники, так и иномарок.
Кто-то привозит редкие машины, сошедшие с конвейера в прошлом веке, из-за рубежа, другие находят раритеты на просторах необъятной родины. По некоторым данным, приверженцев старинной автотехники в нашей республике больше 100 человек. И в Казани насчитывается около 110 ретроавтомобилей. Клуб несколько раз в год проводит автопробеги с участием старинных автомобилей.
В июне прошлого года участники клуба поучаствовали и в международном автопробеге Пекин — Париж, который прошел через Казань. Кроме того, ежегодно в августе организуют международный фестиваль любителей старинной техники.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.