... Оливье, селедка под шубой, мандарины, шампанское и Путин в телевизоре — эти элементы празднования Нового года превратились уже в традицию
Фото: ©Евгений Епанчинцев, РИА «Новости»

 «МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА И БУТЫЛКА. ВОТ И ВСЕ»

Эдуард Лимонов — писатель, политик:

— Придет, надеюсь, моя подруга. Она в этот раз в Москве. Мужчина, женщина и бутылка. Вот и все.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— У нас уже сложилась традиция — с семьей, близкими, друзьями на Новый год уезжаем из страны. Чтобы и мир посмотреть, и чтобы дать отдохнуть нашим сотрудникам от нас. За целый год они наверняка устали. Куда полетим в этот раз, если честно, не знаю, этими вопросами занимаются наши жены и дети. Но 100 процентов — куда-то далеко, где красиво и тепло. Надо расширять кругозор и, слава богу, что есть возможность. Что касается Нового года, это, пожалуй, самый главный праздник после дня рождения. До сих пор при разговорах о нем я чувствую запах мандаринов. Мы всегда ждем наступающий Новый год, хотим оставить в уходящем году невзгоды и неприятности, планируя и мечтая, что в будущем все будет по-другому, все будет хорошо. Собственно, этого я и желаю нашим татарстанцам, казанцам, в наступающем Новом году.

Андрей Макаревич — лидер группы «Машина времени», народный артист РФ:

— Я будут отмечать Новый год в узком кругу друзей. Этот праздник отличается от других тем, что он самый человеческий и самый домашний. А на столе у нас по-разному бывает. Но вообще я тяготею в этот день к традиции. Это и оливье, и селедка под шубой в том числе.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Отмечать буду дома в Казани, потом на родину нужно будет съездить в Арский район. С детьми будем делать снеговика, кататься на санях, на лыжах. Сейчас я жирное мясо не ем, хотя оно вкусное, но врачи против. Сейчас на столе курятина или индюк. Я купил уже елку, надо будет ее украсить, вторая во дворе стоит. От других праздников Новый год особо не отличается, просто год начинается, принято желания загадывать.

Все это началось с 1666 года с греко-иудейской традиции. С реформой Никона стали ждать чуда, а до этого в старом православии не было принято верить в чудо. Новый год связан с рождеством Христовым, но ведь когда он родился — этого никто не знает. По моим источникам, это было в сентябре. Самый правильный календарь у тенгрианства, там было 13  месяцев. 12 месяцев по 30 дней, а один — 5–6 дней, в это время и праздновали. Оно приходится на конец июня — после 22 июня. Это самое правильное время для праздника. А вот у мусульман очень странно. Когда я приехал в Москву депутатом, мы день рождения пророка Мухаммеда праздновали в феврале, а сейчас в ноябре. Ну как так может быть? Новый год не надо безумно праздновать, надо отдохнуть хорошенько, а потом взяться за труд.

 Артур Егоров — генеральный директор АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»:

— Не буду оригинальным — отмечать будем в семейном кругу. Редкий случай, когда есть несколько выходных, и это шанс провести их с самыми любимыми и дорогими людьми. Да и вообще, по моему мнению, Новый год — это семейный праздник. По поводу блюда какого-то конкретного, которое идет только на новогодний стол, нет. Единственное, что ежегодно готовим — зур бэлэш, а так — оливье, мандарины. Это уже как символы Нового года, еще с советских времен. Новый год, наверное, самый ожидаемый и самый любимый праздник. Как с детства повелось, что в этот день происходят чудеса, сбываются мечты, Дед Мороз со Снегурочкой приходят в гости и дарят подарки, так это и остается на всю жизнь — ожидание чуда, вера в то, что все плохое, какие-то ошибки и разочарования останутся в прошлом. А в Новом году все будет только хорошо. И обязательно удастся сделать все задуманное. И этого я искренне желаю всем вашим читателям.

 «ВО ЧТО СЕЙЧАС ПРЕВРАТИЛИ ПРАЗДНИК — КОРПОРАТИВНЫЙ БЕДЛАМ С ПОЛУГОЛЫМИ СКАЧКАМИ»

Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:

— По сути, для меня это обычный день, хотя елочка у меня уже стоит.  Можно же по-разному отметить Новый год. Сесть, собраться дома у елки — это семейная традиция. А не то, во что сейчас превратили праздник, — корпоративный бедлам с полуголыми скачками. Для православных все-таки главный праздник — это Рождество. До революции было разумно — сначала было Рождество, а потом Новый год. Мое мнение, что ничего от смены календарей в плане точности не выиграли, все время набегают какие-то секунды. Пройдет 300–400 лет, опять нужно будет менять один на другой.

Ицхак Горелик — главный раввин Казани и РТ:

— Новый год — все-таки религиозный праздник. В этот день у нас выходной, как и у всех, но мы его не отмечаем.  Вообще же, я думаю, новогодний праздник отличается от остальных общей атмосферой в городе. Настроение у людей лучше, чем в другие дни или в другие праздники. Возможно, это предвкушение отдыха, выходных и большого события.

Равиль Нуруллин — председатель совета старейшин мухтасибата Набережных Челнов:

— Мы отмечаем Новый год по-простому, так же, как и новый день. Новый день ведь каждый раз наступает. Люди празднуют этот праздник из-за безбожия. Наша семья в этот день, примерно в 22:30–23:00 собирается лечь спать. Я с супругой, сын со снохой, внук — все. Главное отличие Нового года от других праздников — это языческий праздник.

 «ЧТО КАСАЕТСЯ ФИРМЕННОГО БЛЮДА, ТО ЭТО КОЗИНАКИ»

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Буду предаваться философским размышлениям, но ближе к полуночи остановлюсь. Что будет главным лакомством на столе — это секрет, который знает только супруга, не могу сказать, я в кухонных делах не участвую. Отмечу как положено, но Путина по телевизору смотреть не буду, ни к чему это. Хотя тот вариант праздника, который мы празднуем, имеет отношение к христианству, это вообще-то общечеловеческий праздник, связанный с природным переходом. Это вершина зимы и постепенный переход к другому состоянию. Вполне нормальный праздник, я считаю.

Людмила Нарусова — член Совета Федерации:

— В этот день я будут дома, с семьей, под елкой с внуком. Для меня это семейный, домашний праздник. Я не люблю шумных компаний, общественных мест. Вообще, Новый год отличается от других праздников ожиданием волшебства. Даже не только в детстве. А на столе у нас, конечно, салат оливье. 

Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПО „Завод имени Серго“» (ПОЗиС):

— Как и всегда, встреча Нового года пройдет в кругу семьи. Жена традиционно, уже 40 лет, готовит свои фирменные блюда, правда, какие — не скажу, это наша семейная тайна. Особенный ли это праздник? Новый год есть Новый год. На год мы становимся мудрее, старше, возможно, он проходит веселее, чем другие праздники. Ну а встречать 2018-й мы будем по-боевому — по-другому уже не можем, остается только  работать.  

Майя Ломидзе — исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:

— Я Новый год всегда провожу дома в Москве. Во-первых, мало ли что случится, а во-вторых, у меня такое количество командировок, что я с удовольствием побуду дома неделю и не буду никуда выезжать. Собираемся большой семьей: двоюродные братья с детьми, с друзьями. Что касается фирменного блюда, то это козинаки. Я делаю их, это новогоднее, рождественское блюдо, с детства так повелось. Остальное — это уже понятно: салаты, оливье — банально.

Роберт Нигматулин  научный руководитель института океанологии им. Ширшова РАН, академик РАН:

— Я сейчас ушел в отпуск, Новый год отмечу в санатории под Москвой. Встречу Новый год, наверное, в санатории. У меня сын в Санкт-Петербурге, дочь уезжает отдыхать в другой город, за границу... Обычно, когда празднуем в семейном кругу, на столе стоит новогодний гусь, я люблю гуся и бәлеш, такой большой. В этом году ограничимся общественным питанием. Этот год был для меня тяжелым, было много работы в академии наук, выборы президента и реорганизация. Надеюсь, что в следующем году такая бюрократическо-административная деятельность резко упадет и я буду заниматься больше научной деятельностью. Новый год — это, во-первых, длинные каникулы, во-вторых, его обычно в семейном кругу встречают. Потом, ведь у нас из всех праздников, к которым мы привыкли, остались День Победы и Новый год, а остальные стали какие-то не очень необязательные.

Этот год был проблемным, многие проблемы перейдут и на следующий год. В частности, для Татарстана, я считаю, должны как-то приспособиться к новым условиям для развития нашего языка. К сожалению, решение было принято односторонне. Конечно, язык нужно изучать добровольно, но тем не менее для его сохранения нужны меры. Федеральное правительство должно думать о развитии всех языков, для этого нужно вкладывать средства, а пока оно не понимает, что многоязычие — это дар, и его надо сохранять. Некоторые ошибочно считают, что если нерусские народы забудут свои языки, это будет укреплять единство. Нет, это не так.

Айрат Гимадутдинов — генеральный директор ЗАО «Аудиторско-консалтинговая компания „Аудэкс“»:

— Новый год отмечаю традиционно, с семьей, за городом, на даче. Приготовление праздничных лакомств, думаю, распределим между членами семьи, каждый приготовит лучшее блюдо. На столе гусь будет, скорее всего. Этот праздник отличается тем, что все наряжается, приукрашивается и город, и дома для встречи Нового года. Разноцветными огнями все переливается, елка ставится, все дарят друг другу подарки. Праздник символизирует определенный рубеж планирования, подведения итогов. 

«НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ ТЕ ЖУТКИЕ МАЛЕНЬКИЕ КИСЛЫЕ МАНДАРИНЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАЛИ В НОВОГОДНИХ ПОДАРКАХ, КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИМ»

Иосиф Пригожин — музыкальный продюсер:

— Ну во-первых, мы становимся старше на целый год. Во-вторых, в этот день традиционно собирается семья, приходят друзья, на столе стоит салат оливье, а в сердцах — надежда на будущее. Мы всегда, когда провожаем старый год, вспоминаем что-то хорошее и рассчитываем на что-то хорошее в новом. У меня, например, грандиозные, далеко идущие планы в должности руководителя автомобильного телеканала. Я возглавил телеканал «Автоплюс». Мы будем популяризировать автоспорт в нашей стране. И я надеюсь, что в скором времени вы узнаете выдающихся спортсменов в этой части. Такая интересная роль. Новый год — это самый настоящий праздник. Это не просто день рождения. В этот день весь мир получает общий заряд позитива и надежды. Это еще один шаг в будущее. 

Борис Грачевский — директор киножурнала «Ералаш»:

— Я ненавижу холод и стараюсь в этот праздник уезжать в тепло. Но сам Новый год отмечу в Доме литераторов со своими коллегами и друзьями. У нас там есть клуб «Театр плюс кино». Потом побуду несколько дней со своей маленькой дочкой и уеду в Таиланд. Я очень люблю эту веселую страну. Этот Новый год для меня знаменателен еще тем, что я вместе со своей женой сделал новогодний клип. Записали очень веселую песенку, в которой снималась вся команда «Ералаша». Моя жена играла Снегурочку, а я — Деда Мороза. На Первом канале выйдет подборка наших новогодних сюжетов. У нас их много.

Вообще, Новый год для меня — это колоссальный праздник. Главнее, добрее, теплее, веселее праздника его для меня никогда не было. С самого детства. Я никогда не забуду те жуткие маленькие кислые мандарины, которые лежали в новогодних подарках, когда я был маленький. Запах мандаринов, запах елки. У меня папа сам работал на елках. Это было послевоенное время. Тогда после войны даже бутылка лимонада была каким-то чудом.

Ильсия Бадретдинова — певица:

— У меня все банально: встречать Новый год будем с друзьями за городом. Я все эти дни работаю, но на 31 декабря специально не взяла заказы, а так и 30, и 1 января выступаю. Лакомство весьма банальное — фаршированный гусь, сама готовлю с яблоком, черносливом, гречкой. Я люблю экспериментировать, но гусь — это гусь. Новый год — это отклики детства, люди живут с мечтой. Окончание чего-то, начало чего-то — это всегда будоражит. Ждем ведь чего-то хорошего, для меня лично 2017 год был тяжелым, были потери, поэтому я бы всем пожелала, чтобы в 2018-м стало все хорошо.

Миляуша Айтуганова — директор «ТатарКино»:

— Отметим в семейном кругу, я испеку борай бәлеше — это мой фирменный пирог из полбы. Каждый год мы празднуем по-разному, дети на выдумку хитры: то квест организуют, то соревнование. У нас ведь семья большая, в ней есть и молодежь, и пожилые люди, и среднее поколение придумывают на Новый год разные игры. Поэтому сказать трудно, что в этом году придумают. В том году играли сказку, каждому досталась своя роль. Бабка за дедку, дедка за репку, кошка, мышка — все там были. А один год был квест — искали клады, у нас вот так проходит. Новый год отличается от других праздников тем, что ждешь чуда какого-то, а чуда не происходит. И так каждый год.

Наталья Белохвостикова — киноактриса, народная артистка РСФСР:

— Для меня Новый год — это прежде всего семейный, домашний праздник. И когда я была маленькая, и теперь, когда выросли дети, мы отмечаем Новый год только в кругу семьи. Мы всегда собираемся все вместе и ждем этого дня, потому что он удивительный, теплый, нежный. И сколько бы ни было человеку лет, он верит, что все самое лучшее случится в будущем году. А на столе у нас всегда с моего дипломатического детства индейка с брусничным вареньем.