Впервые за много лет ежегодную итоговую коллегию татарстанского управления ФСИН проводил не Дауфит Хамадишин Впервые за много лет ежегодную итоговую коллегию татарстанского управления ФСИН проводил не Дауфит Хамадишин

КАК ЭДУАРД ХИАЛЕЕВ ПРОВЕЛ СВОЮ ПЕРВУЮ КОЛЛЕГИЮ

Впервые за много лет ежегодную итоговую коллегию татарстанского управления ФСИН проводил не Дауфит Хамадишин. Приказ о его уходе со службы был подписан президентом России еще весной, а в осенью Хамадишин получил новое назначение, которое стало весьма неожиданным: Дауфит Закирович стал помощником премьер-министра РТ по правоохранительной и административной деятельности. Естественно, он не мог пропустить коллегию и пришел вместе со своим непосредственным руководителем – руководство республики представлял глава татарстанского правительства Алексей Песошин. Забавно, что за полчаса до начала заседания кто-то поставил табличку «Хамадишин» рядом с табличкой «Песошин». Однако когда президиум вошел в зал, помощник премьер-министра предложил врио руководителю УФСИН Эдуарду Хиалееву все-таки поменяться местами, и в целом Хамадишин помогал преемнику на протяжении недолгого заседания. Компанию же им составили председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов, главный федеральный инспектор Ренат Тимерзянов и зампрокурора РТ Олег Даминов.

Первым к трибуне вышел Хиалеев. Его доклад не носил программного характера, давил статистикой и почти не содержал оценочных суждений. «В истекшем году не допущено побегов из под охраны, массовых беспорядков и иных резонансных преступлений и происшествий», – начал Хиалеев и добавил, что побегов в Татарстане не было уже 14 лет – достижение. Внушает оптимизм и динамика снижения численности осужденных и арестованных – на 700 с лишним человек до 11,2 тыс. Правда, есть неприятный факт – следственные изоляторы переполнены. Превышение лимита на арестантов достигало 12%. Впрочем, вопросы по растущему числу фигурантов уголовных дел, которых еще до приговора помещают под стражу, стоит задавать следствию и суду, который выносит такие решения. В УФСИН, по словам Хиалеева, проблему пытаются решить, но пока без особых успехов: в проект федеральной целевой программы «Развитие УИС» внесено предложение о строительстве в Казани нового СИЗО – на 930 мест.

Первым к трибуне вышел Хиалеев Первым к трибуне вышел Хиалеев

Что касается осужденных, которые содержатся в исправительных колониях, то превышения лимита они не испытывают. 80% из них осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, каждый четвертый сел из-за наркотиков, 28% – за убийство или причинение тяжкого вреда здоровью. Выросло число преступлений сексуального характера – с 3,8% до 4,5%. Важно отметить, что 70% содержавшихся в ИК осужденных попали туда повторно, потому не удивляет информация о том, что 1 278 преступлений правоохранительные органы раскрыли совместно с УФСИН. Хиалеев не уточнил, в чем суть преступлений, но можно предположить, что они связаны с каналами доставки в колонии и СИЗО запрещенных предметов. Например, за год зафиксировано 47 фактов (2 кг) изъятия наркотиков, которые могли оказаться у осужденных. Кроме того, были попытки передать в места лишения свободы деньги на общую сумму в 42 тыс. рублей. Также изъято 4 тыс. сотовых телефонов

Что касается самих заключенных, то, по словам Хиалеева, за год вырос уровень их бытового содержания. Например, растет качество медицинских услуг – заключенные стали на 5,5% реже заболевать. «В целом показатель смертности среди контингента снизился на 20 процентов», – добавил Хиалеев. И СИЗО, и ИК оснащаются камерами видеонаблюдения. В этом году было установлено 180 дополнительных камер, всего их порядка 2,5 тысяч. Осужденные и находящиеся в местах лишения свободы имеют возможность работать: за 2017 год они произвели продукции на 896 млн рублей, что на 220 млн больше, чем три года назад. Кроме того, спецконтингент, как называют в УФСИН заключенных, получает образование, прежде всего средне-специальное. Таковых за год появилось почти 2,5 тысяч. Есть и те, кто получает высшее образование, таких значительно меньше – 37. Вопрос «служебной дисциплины и профилактики законности» был поднят Хиалеевым в конце доклада. «Традиционно приоритетным направлением работы с личным составом является предупреждение коррупционных проявлений», – сказал он и напомнил о 17 бывших подчиненных, на которых при содействии собственной службы безопасности были возбуждены уголовные дела.

Доклад оставил чувство недосказанности. Пожалуй, главный вопрос: какие оргвыводы были сделаны после проверки из федерального ФСИН (о ее болезненных итогах рассказывали наши источники)?

Песошин свое выступление начал с констатации того, что определенные положительные показатели сотрудниками УФСИН в минувшему году достигнуты Песошин свое выступление начал с констатации того, что определенные положительные показатели сотрудниками УФСИН в минувшему году достигнуты

«У НАС ЕЩЕ ЕСТЬ НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ КАДРОВЫХ СЛУЖБ»

Песошин свое выступление начал с констатации того, что определенные положительные показатели сотрудниками УФСИН в минувшему году достигнуты. В первую очередь этому способствовало усиление контроля над оперативной деятельностью учреждений. Затем премьер-министр напомнил, что республика оказывает всестороннюю поддержку УФСИН. Так, республиканский бюджет помог в реконструкции плотины и оросительной системы в колонии-поселении №17 и в приобретении сельхозудобрений. Песошин добавил, что ряд министерств способствовал увеличению объема производимой в местах лишения свободы продукции — с предприятиями УФСИН были заключены договоры на 101 млн рублей (+31 млн по сравнению с 2016-м). «Останавливаться на этом нельзя. Планы мы ставили более высокие – порядка 490 миллионов рублей, и их выполнение чуть более чем на 20 процентов – не те цифры, которыми стоит гордиться», – прокомментировал этот факт Песошин и намекнул руководителям министерств, которые пришли на коллегию, что взаимодействовать надо активнее.

Отметил премьер и бытовые условия в учреждениях УФСИН: «Сегодня все осужденные и почти все следственно-арестованные содержатся в соответствии с нормами». Отметил он и то, что более 4 тыс. сидельцев имеют возможность работать и получать зарплату, которая, правда, пока составляет лишь треть от МРОТ. «Важнейшей задачей исполнительных учреждений остается возвращение в общество человека, вставшего на путь исправления, его обучение и трудовая адаптация, восстановление родственных связей», – акцентировал внимание премьер-министр и подчеркнул, что более 2 тыс. осужденных в минувшем году получили образование. «Перед учреждениями стоит задача помочь социально и психологически реабилитироваться осужденным, получить рабочие профессии, которые востребованы на свободе. Необходимо уходить от практики, когда профессиональное обучение производится в интересах исправительного учреждения без учета возможности будущего трудоустройства», – добавил он и предложил минтруду и УФСИН совместно проработать варианты обучения заключенных, например маркетингу или юриспруденции.

Далее премьер напомнил, что растет число преступлений, связанных с наркотиками и совершенных под воздействием алкоголя, – соответственно, нужно вводить антинаркотическую и антиалкогольную пропаганду.

В завершение своего 10-минутного выступления Песошин перешел к не самой приятной для руководителя ведомства теме – об уголовных делах на его подчиненных: в 2017 году уголовные дела возбуждались в отношении 17 сотрудников. «Это говорит о том, что у нас еще есть недостатки в работе кадровых служб при приеме на работу, а также в той деятельности, которая проводится с личным составом учреждения, – констатировал премьер. – Я считаю, в связи с этим необходимо правильно организовать профилактическую работу с сотрудниками, провести правовое просвещение личного состава для недопущения подобных случаев».