ТОП-10 ВЛИЯТЕЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ И ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЭКОНОМИКЕ
Новая стратегия экономического развития РФ до 2020 года, которую поручили разрабатывать ректору академии народного хозяйства и госслужбы Владимиру Мау, не предполагает коренной перестройки общественно-политической жизни страны. Экономическая модель, предлагаемая экспертом, опирается на развитие двух макросекторов экономики - это экспорт сырья всех видов и сектор так называемых неторгуемых товаров и услуг, т.е. тех товаров, которые нельзя завезти из-за рубежа.
МАУСИАНСТВО КАК НОВАЯ СИЛА ВЛИЯНИЯ
В том, что главный у нас сегодня на хозяйстве - председатель правительства Владимир Путин, мало кто сомневается. Однако, как у всякого крупного руководителя, у премьера есть круг советчиков как в самом правительстве, так и в экспертном сообществе. Это люди, чье мнение имеет значение для премьера, к чьим советам он прислушивается при принятии важных решений, имеющих доступ к уху премьера, условно можно разделить на две группы, - экономистов-профессионалов, в основном либерального толка, и "силовиков", которые, строго говоря, профессионалами в экономике не являются. Надо ли говорить, что все они советуют разное, даже в группе либеральных экономистов нет единства по многим вопросам. Чья точка зрения в итоге берет верх и к чему это приводит?
Начать стоит с двух персон, которых новичками в экспертном окружении премьер-министра не назовешь, но в последнее время их влияние на экономическую политику резко возросло. Это ректор академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау и ректор высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Именно им поручено возглавить процесс корректировки стратегии экономического развития страны до 2020 года. Оба, безусловно, принадлежат к лагерю либералов. Но является ли это гарантией того, что нас в 2012 году ждут коренные перемены в экономической политике и перестановки в кабинете министров?
В конце февраля премьер-министр встретился с экспертами. Во время беседы, фрагменты которой показали по телевидению, он шутил про "маусианство" и всячески демонстрировал свою заинтересованность в разработке вариантов новой экономической политики. Сегодня сформирована 21 экспертная группа, которые должны до конца года представить свои наработки в правительство. Экспертам поставлены жесткие рамки - они будут ежеквартально отчитываться на заседаниях правительства. А в августе 2011 года должен быть готов итоговый документ. Очевидно, тогда станет яснее, готова ли власть к настоящим реформам хотя бы после выборов.
«РОССИЯ В ТУПИКЕ И НУЖНА НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ»
Мау говорит, что итогом работы не станет какая-то новая экономическая программа. Он полагает, что цель экспертов - дать набор возможных и наиболее реальных, в том числе с политической точки зрения, решений и подходов в области экономической политики. Кузьминов считает, что результатом работы должны стать именно программы, увязанные с ресурсами, которые потребуются для их реализации.
Сегодня у политической элиты зреет убеждение, что правительство находится в тупике и что "так жить нельзя". "Это не предвыборный ход, потому что электорат совершенно равнодушен к разного рода стратегиям и платформам, - уверен политолог Станислав Белковский. - Это осознание того, что Россия зашла в тупик и нужна некая новая экономическая модель". Кризис положил конец череде "тучных" лет, и власть пытается понять, что делать после выборов. Понимание того, что курс надо менять, есть, уверен директор департамента макроэкономического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Но при этом мало кто верит, что в итоге выйдет что-то полезное для страны. "Я не верю в эту затею", - говорит Белковский. Проблема в том, что в основе предложений, которые будут представлены правительству, лежит посыл, что надо сокращать социальные расходы, которые у нас слишком раздуты. А главная проблема не в этом, уверен Белковский. Главной бедой является коррупция. "30% федерального бюджета уходит на взятки, откаты", - говорит он.
Для того чтобы сделать что-то новое, надо вначале признать свои ошибки, подчеркивает Николаев, а с этим у нынешней власти очень трудно. Кроме того, для реформ нужен особый настрой, драйв, горящие глаза, а этого нет ни у власти, ни у экспертного сообщества. "Я уверен, будут какие-то изменения, но ничего радикально нового мы в экономической политике не увидим", - уверен он.
ЭКСПОРТ СЫРЬЯ КАК ОСНОВА НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Программ и реформ было написано немало, напоминает Алексей Макаркин из центра политических технологий, но реализованы они были лишь частично, поскольку увязли в сопротивлении госаппарата. Была иллюзия, что можно провести авторитарную модернизацию, опираясь на небольшую группу людей. Сейчас власть понимает, что такой сценарий не пройдет, но насколько она готова к политическим изменениям, пока непонятно. Предыдущие программы правительства писали такие же либералы, как и нынешние, но из этого ничего не вышло, говорит глава института проблем глобализации Михаил Делягин. В нынешнем всплеске активности он видит кампанию по укреплению административного влияния авторов идеи модернизации "Стратегии-2020". "Я не исключаю, например, что Мау может в итоге стать новым министром экономического развития", - говорит Делягин.
В пользу этой версии говорит тот факт, что Мау предложил самый проработанный на сегодня вариант нового курса, который при этом не предполагает коренной перестройки общественно-политической жизни страны. Экономическая модель, предлагаемая Мау, опирается на развитие двух макросекторов экономики, которые могут быть конкурентоспособными, - это экспорт сырья всех видов и сектор так называемых неторгуемых товаров и услуг (то есть того, что невозможно ввезти из-за рубежа). В отношении первого сектора выбор состоит в том, чтобы стать "развитым" поставщиком ресурсов на мировой рынок (такими как Канада, Норвегия и Австралия). "Суть этого выбора заключается в том, что вполне можно обеспечить устойчивое развитие экономики, ее выход в мировые лидеры по уровню жизни, даже опираясь на сырьевой сектор. Для этого необходимо прежде всего оптимизировать налогообложение сырьевого сектора и повысить его инвестиционную привлекательность", - говорится в материалах экспертной группы №1 "Стратегии-2020". Очевидно, что при всех сложностях и трудностях такой путь выглядит гораздо более реалистичным, чем, например, идея Евгения Ясина и Евсея Гурвича о глубокой институциональной модернизации, охватывающей не только технологию, но и всю экономику, а также социальные и политические институты. Кроме того, известно, что идея "великой энергетической державы" очень нравится Путину.
КУДРИН КАК №1
Впрочем, пока говорить о перестановках в кабинете министров преждевременно. Если что-то и произойдет, то только ближе к выборам. Сегодня Путина окружают маститые либеральные чиновники и экономисты - министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, вице-премьер Игорь Шувалов. Есть также влиятельные чиновники-экономисты и в президентском окружении, это прежде всего помощник президента Аркадий Дворкович, мнение которого также имеет значение для Путина. Все эти люди работают в правительстве, властных и околовластных структурах уже много лет и так или иначе причастны почти ко всем реформам последнего десятилетия - выстраиванию бюджетной вертикали, изменениям в налоговой сфере, реформам здравоохранения, социального обеспечения, пенсионной системы, монетизации льгот, развитию финансовых институтов и рынков. Они в той или иной степени участвовали в реализации программы либеральных реформ Германа Грефа.
Главным и наиболее влиятельным чиновником-экономистом уже много лет остается министр финансов Кудрин, которого Николаев называет самым профессиональным человеком в правительстве. "Кудрин пользуется высочайшим авторитетом в глазах Путина. Многие считают, что, если бы не Кудрин, настоявший на создании стабфонда, Россия так легко не пережила бы этот кризис", - говорит Белковский. Кудрин выстроил жесткую бюджетную вертикаль, где основные финансовые потоки концентрируются в федеральном центре, а регионы получают дотации и трансферты. Руководитель фонда эффективной политики Глеб Павловский недавно назвал Кудрина одним из главных создателей нынешней экономической модели, в основе которой лежит желание не дать потратить бюджетные деньги. Однако вопрос о том, является ли такая финансовая централизация благом, активно дискутируется. При нынешней системе регионы вынуждены все время ходить в центр с протянутой рукой. Таким образом, кудринская система представляет собой финансовую основу всевластия федеральной бюрократии. Может, еще и поэтому Кудрин благополучно пережил нескольких премьеров?
ДОСТУП К УХУ
Создание Стабилизационного фонда стало апофеозом этой политики и одним из самых дискутируемых решений, которое продавил министр финансов. И тогда, и сейчас оппоненты пеняли Кудрину, что деньги лучше потратить на инвестиции в экономику, а не складывать их в кубышку. Но министр четко следовал либеральной теории и усердно стерилизовал "избыточную" денежную массу. Кризис превратил "Кудрина-скупердяя" в "Кудрина-пророка". При этом глава минфина системный человек, который никогда не вступает в открытые конфликты и если позволяет себе критические высказывания (например, недавние заявления о необходимости честных выборов), то только в рамках дозволенного. Немаловажным фактом в биографии Алексея Кудрина является то, что он работал в мэрии Санкт-Петербурга с 1990 по 1996 год, где трудился и нынешний премьер-министр.
По степени влияния с министром финансов сегодня могут соперничать лишь несколько человек. Это Игорь Шувалов, которому, кстати, и поручена координация работы экспертов по модернизации "Стратегии-2020". Шувалова бросают на сложные и проблемные участки, доверяют новые проекты, он часто представляет российское правительство за рубежом.
Первый вице-премьер курирует в правительстве вопросы инвестиций, поэтому именно он возглавлял (после отъезда Дмитрия Медведева) российскую делегацию на последнем форуме в Давосе, где активно агитировал иностранцев вкладывать деньги в Россию. Главное отличие Игоря Шувалова от Алексея Кудрина в том, что первый выполняет в правительстве функцию проектного и кризисного менеджера, а второй имеет четко очерченный участок работы и контролирует главный ресурс страны - федеральный бюджет, говорят эксперты.
МИНРЕГИОН КАК ПРОТИВЕС МИНФИНУ
Противовесом Алексею Кудрину и минфину служит министерство экономического развития (МЭР). При Германе Грефе оно имело больше влияния, чем сейчас, при Эльвире Набиуллиной его роль намного слабее. "Фундаментально эти два ведомства не расходятся. И те, и другие исходят из того, что российская экономика была, есть и будет сырьевой. Вопрос только в том, как перераспределять доходы от нефти и газа. У Кудрина одни представления об этом, у Набиуллиной другие", - резюмирует Белковский. Эльвира Набиуллина - один из старожилов реформаторского крыла правительства. Она начала работать в департаменте экономической реформы Министерства экономики еще в 1994 году, дважды была заместителем министра, а также руководила фондом "Центр стратегических разработок". Из-под пера сотрудников ЦСР вышло немало реформ и программ, в том числе и положения концепции долгосрочного развития страны, которые сейчас будут подвергнуты корректировке. А еще Эльвира Набиуллина руководила экспертным советом по реализации позабытых ныне нацпроектов, когда их в бытность вице-премьером правительства курировал Дмитрий Медведев. Она категорически не приемлет методов госрегулирования экономики. МЭР даже в период резкого взлета цен на отдельные виды продовольствия во время прошлогодней засухи не стал вмешиваться в ситуацию, хотя закон это позволяет.
Реальным влиянием пользуются еще два видных экономиста - директор департамента экономики и финансов правительства Андрей Белоусов и помощник президента Аркадий Дворкович. Оба в свое время работали заместителями министра экономического развития (Дворкович у Грефа, Белоусов у Набиуллиной), а сегодня они формируют вокруг себя альтернативные МЭР экспертные группы внутри власти. И не всегда их идеи и взгляды вызывают восторг в ведомстве Эльвиры Набиуллиной. Дворкович вообще сегодня является неким символом свободомыслия во властных структурах. Он не боится говорить про "дело ЮКОСа", ругать инвестклимат в стране, предлагать отменить стипендии студентам.
Вот и получается, что ни одного закоренелого "государственника" в правительстве не было со времен Евгения Примакова. Даже экс-премьера Михаила Фрадкова таковым можно назвать лишь с большой натяжкой. И разработку новой "Стратегии-2020" поручили все тем же "правым". Но весь этот либерализм нивелируется отсутствием консенсуса среди самих либералов и наличием во власти весьма влиятельных персон, которые под лозунгом защиты государственных интересов выстраивают вертикаль власти, создают госкорпорации, накручивают оборонный бюджет и занимаются перераспределением наиболее привлекательных активов.
ИГОРЬ СЕЧИН И СЕРГЕЙ ИВАНОВ КАК ЭКОНОМИСТЫ
Наряду в целом с либеральным экономическим крылом в кабинете министров есть группа, которую сложно назвать не только либералами, но и экономистами. Это прежде всего вице-премьеры Игорь Сечин и Сергей Иванов. Оба работали в системе госбезопасности СССР, оба лично знакомы с Владимиром Путиным. И во многом именно они сформировали тот вектор развития, который привел Россию в экономический тупик. Усиление роли в экономике государства и отдельных аффилированных с властью финансово-промышленных групп - так мягко можно охарактеризовать то, с чем обычно ассоциируют этих двух вице-премьеров.
Игорь Сечин накрепко связан в глазах общественности с "делом ЮКОСа" и перераспределением его активов в пользу госкомпании "Роснефть", совет директоров которой он и возглавляет сегодня. Иванова и Сечина называют отцами-основателями госкорпораций, в которых были консолидированы огромные активы. Сейчас Игорь Сечин возглавляет совет Объединенной судостроительной корпорации, а Сергей Иванов председательствует в Объединенной авиастроительной корпорации. Совет другой госкорпорации, "Ростехнологии", возглавляет министр обороны Анатолий Сердюков.
Стоит также напомнить, что модернизация Вооруженных сил и гособоронзаказ, которым ведает Сергей Иванов, станут одними из самых затратных статей бюджета - на эти цели планируется выделить около 20 трлн. рублей до 2020 года. "Мне даже страшно произносить эту цифру", - сказал по этому поводу Владимир Путин.
Проблема правительственных либералов в том, что они всегда уступают и соглашаются с жестким нажимом лоббистов, говорит Игорь Николаев. Видимо, срабатывает инстинкт самосохранения, отмечает он. Даже Алексей Кудрин вынужден регулярно прогибаться под поставленные партией и правительством задачи, идя на раздувание бюджетных расходов, что привело к наличию дефицита бюджета при ценах на нефть в районе $100 за баррель. Однако в результате ливийской революции конъюнктура теперь такова, что дефицит может быть легко преодолен. Для поддержки предвыборной экономполитики это, конечно, большая тактическая удача и еще один аргумент в пользу того, что до выборов никаких резких движений не будет. Что будет после выборов, опять же во многом зависит от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Если цены удержатся на высоком уровне, у российской элиты снова появятся средства на "подкуп" значительных слоев населения - пенсионеров, военных и иных бюджетников. Строительство "великой энергетической державы" продолжится, а планы реформ опять будут положены под сукно. Если же наступят голодные времена, то реформ не избежать, и тогда потребуются новые гайдары-камикадзе. Выбор либералов для проведения непопулярных преобразований, как выясняется, не так уж мал.
«Профиль»
ТОП-10 ВЛИЯТЕЛЬНЫХ "СОВЕТНИКОВ" ПО ЭКОНОМИКЕ
- Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финансов.
- Игорь Сечин, вице-премьер.
- Игорь Шувалов, первый вице-премьер.
- Сергей Иванов, вице-премьер.
- Эльвира Набиуллина, министр экономического развития и торговли.
- Аркадий Дворкович, помощник президента России.
- Андрей Белоусов, директор департамента экономики и финансов правительства РФ.
- Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ.
- Ярослав Кузьминов, ректор ГУ - Высшей школы экономики.
- Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок.
ТОП-10 ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП
1. Академия народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ (ректор - Владимир Мау).
2. ГУ - Высшая школа экономики (ректор - Ярослав Кузьминов, научный руководитель - Евгений Ясин, директор по макроэкономическим исследованиям - Сергей Алексашенко).
3. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (руководитель направления - Дмитрий Белоусов).
4. Институт экономической политики им. Е. Гайдара (научный руководитель - Сергей Синельников-Мурылев).
5. Экономическая экспертная группа (руководитель - Евсей Гурвич).
6. Институт современного развития (председатель правления - Игорь Юргенс).
7. Центр стратегических разработок (президент - Михаил Дмитриев).
8. Российский союз промышленников и предпринимателей (президент - Александр Шохин).
9. Общественная организация "Деловая Россия" (председатель - Борис Титов).
10. Институты Российской академии наук (Институт экономики, Институт народнохозяйственного прогнозирования и др.).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.