На панихиду в Дом актера пришло очень много народу — Михаила Козловского хорошо знали и высоко ценили в нашей республике. Он был настоящим профи, гроссмейстером своей профессии, а еще человеком очень доброжелательным, простым, всегда готовым помочь. Многие годы он был личным фотографом первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева и скончался в его день рождения — 20 января. Огромная потеря для родных, близких, коллег, говорили на панихиде. Сам Шаймиев на траурное мероприятие прийти не смог.
«Я СЕБЕ НЕ ПРИНАДЛЕЖУ»
Известный фотохудожник, заслуженный работник культуры Татарстана Михаил Козловский скончался на 64-м году жизни, в расцвете таланта и сил. Он умер ночью 20 января после продолжительной болезни, которую переносил стоически, не жалуясь и работая до последней возможности.
Родился Козловский в 1954 году в Казани. Здесь же закончил техникум, получив специальность механика по ремонту холодильного и компрессорного оборудования, второй диплом — экономиста — ему достался в КФЭИ. Около полутора лет Козловский работал по профессии — заместителем управляющего в управлении сберкасс Кировского района. Потом пошел в армию, а после нее судьба привела в фотожурналистику.
Фотографией Михаил увлекся в детстве, благодаря отцу, который работал собкором по Татарстану, фоторепортером газеты «Советская торговля». Первый снимок Миши Козловского был опубликован, когда юному фотографу-любителю было всего 7 лет, в газете «Пионерская правда» — с соревнований по футболу на приз «Кожаный мяч». В юности Козловского его снимки как внештатника публиковала газета «Советская Татария». И после армии Михаила пригласили в эту редакцию на постоянную работу. Через несколько лет он перешел в «Вечернюю Казань», затем в новую газету «Известия Татарстана». Параллельно публиковал свои фотографии в центральных изданиях — в «Известиях», «Советской России», «Правде».
Снимки Козловского были профессиональными, яркими, интересными, и его пригласили в пресс-центр тогдашнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Михаил стал, по сути, личным фотографом, летописцем первого президента РТ. Козловскому довелось снимать, причем не только в официальной обстановке, многих самых известных людей России и планеты, в том числе президентов многих стран, а также эпохальные события мира, России, Татарстана. Приведем только один пример — именно Михаил был автором того знаменитого фото, где первый президент России Борис Ельцин с завязанными глазами на Сабантуе в Казани разбивает глиняный горшок.
В интервью еженедельнику «Аргументы и Факты» Михаил не без юмора рассказывал, что быть личным фотографом президента РТ отнюдь не синекура: «Я себе не принадлежу. Ежедневно — масса мероприятий, в которых принимают участие президент и премьер-министр РТ. Пресс-служба обязана работать в том же напряженном темпе. Командировки по республике я уж и командировками не считаю. Туда-сюда на самолете, вертолете — обычное дело. Преодолевать пространства и расстояния довелось на всех видах транспорта, за исключением подводной лодки».
Михаил не без юмора рассказывал, что быть личным фотографом президента РТ — отнюдь не синекура: «Я себе не принадлежу»
Превосходным и ярким отчетом о многолетней работе личного фотокора первого президента РТ стал фотоальбом (700 страниц!), выпущенный в прошлом году к 80-летнему юбилею Минтимера Шариповича. А несколькими годами ранее, в 2014-м, Козловский проводил в Казанском кремле свою персональную выставку. Тогда в экспозиции было представлено более 150 снимков, в том числе и медийных персон, которых фотографу удавалось застать врасплох, — Рустам Минниханов в синагоге, муфтий Талгат Таджутдин, оторвавшийся от фуршетного стола, опять же Ельцин на волжском холме, бывший мэр Казани Камиль Исхаков, держащий на руках обезьянку.
Тогда Шаймиев, осмотрев выставку, высоко оценил работы фотохудожника, отметив, что Козловский является мастером не только официальной фотолетописи, но и уникальных портретов и прекрасных пейзажей. В том же году Минтимер Шарипович вручил фотографу государственную награду — медаль РТ «За доблестный труд» — за большой вклад в развитие средств массовой информации, многолетнюю плодотворную работу в органах государственной власти.
«ОН БЫЛ ДОБРЫМ, И ЭТО ЧЕТКО ПРОЯВЛЯЛОСЬ В ЕГО СНИМКАХ»
Панихида проходила в Доме актера. В фойе можно было увидеть небольшую выставку книг и фотоальбомов Козловского, а в траурном зале все стены были увешаны лучшими его фотоработами. Вот Шаймиев в соломенной шляпе и черных очках, вот он со своей супругой, вот смеется среди смеющихся детей, держа в руках крошечную собственную статуэтку. Каждый снимок — как одна из бесчисленных граней бриллианта яркого таланта фотохудожника.
Проститься пришли сотни людей, среди которых было много коллег — фотокорреспондентов и журналистов. Да начала траурной церемонии они поделились с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своими воспоминаниями. «С Мишей я познакомился где-то в 1983-м году, когда начал сотрудничать с „Вечерней Казанью“ и постоянно приходил на нижний этаж издательства на Декабристов, 2, где были фотолаборатории, — рассказал известный фотограф Казани Илья Шалман. — Миша всегда отличался большой дисциплиной, строго относился к фотопроцессу, очень уважал технику. Когда мы с ним снимали Булгары, я с удивлением увидел, что кроме репортажной камеры он снимает и старой немецкой профессиональной камерой Rolleiflex, 6 на 6, это формат для журналов. Когда он стал президентским фотографом, ему выделили машину — „каблучок“, и Миша в багажном отсеке оборудовал экспресс-лабораторию, где мог сразу проявить пленку и напечатать карточки. Работа в пресс-центре президента у него была сверхнапряженная. Мне довелось это почувствовать самому, когда однажды в августе 2005-го подменил Мишу из-за его сверхзагрузки перед 1000-летием Казани, на открытии ресторана „Парус“, где были Минтимер Шарипович и певица Ирина Аллегрова. В общем, когда я увидел однажды, что Миша курит, то ахнул: «Ты же на дух даже запаха сигарет не переносил!» А он мрачно вздохнул: «С этой работой закуришь...»
«Мы постоянно встречались с Михаилом Козловским на статусных мероприятиях, — говорит Татьяна Токарева, собкор федерального еженедельника с международным статусом „Поиск“ (Москва). — И он меня очень выручил, когда в Казань приезжала Хилари Клинтон. Мне для своего издания срочно потребовались фотографии. Я дозвонилась до Михаила, он огорошил: „Я не в Казани, на мероприятии с президентом“. Но тут же сказал: „Сейчас позвоню сыну и попрошу помочь“. И вскоре я получила флешку с отличными фото американской гостьи. Он вообще был человеком очень отзывчивым, добрым, интеллигентным, многим помогал...»
«Мы много лет проработали вместе, у наших фотолабораторий в издательстве была общая стенка, — рассказал известный фотомастер Рамиль Галеев (в агентстве „Татар-информ“ постоянно публикуются его снимки под псевдонимом Рамиль Гали). — У нас с ним были общие мужские секреты, он охотно делился со мной и с другими коллегами опытом. Папа у Миши был профессиональный фотограф, поэтому он прекрасно разбирался в фотоделе, мы у него учились. Он был очень талантливый человек и при этом очень скромный. Он и ругаться-то не умел, никогда ни на кого не повышал голоса. Даже когда в одну зиму получилось так, что мы с ними три раза улетели в кюветы... Мне повезло много ездить с Михаилом Борисовичем в командировки, видеть, как он работает, перенимать его опыт».
«Мишу я знаю с начала 80-х как фоторепортера, — сказал его коллега по „Вечерней Казани“ Владимир Музыченко. — Мы с ним не раз ездили на задания, кстати, на его машине и на его бензине. Так что многие мои репортажи были с его отличными снимками. Он был парень очень порядочный, очень добрый, простой. Мы с ним были еще и коллегами по даче, и вся его семейная жизнь проходила на моих глазах: жена появилась, очень симпатичная девчонка, два сына родились — Леня и Эмиль — подрастали. Семья у них была очень дружная и почти родная для моей семьи...»
«Когда Михаил попал к Шаймиеву персональным фотографом, оказалось, что это прямо-таки его место. Он знал, что надо делать, когда, какие требуется соблюсти правила»
«Миша был сыном своего отца, который тоже работал фотокором, — вспоминает еще один коллега по „Вечерке“ Алексей Солопов. — И когда Михаил попал к Шаймиеву персональным фотографом, оказалось, что это прямо-таки его место Он знал, что надо делать, когда, какие требуется соблюсти правила. Я часто пользовался его работами для своего автомобильного журнала. Вообще, сначала в „Вечерке“ он был единственным, кто сам водил машину. И однажды мы с ним сумели убрать два запретительных знака у старого загса, поскольку знаки-то были, а автомобили, наплевав на них, там все равно ездили. Миша сфотографировал оба знака, я сделал текст, и в редакцию приехал начальник городского ГАИ... И знаки убрали».
«Михаил принес свои первые снимки в редакцию „Советской Татарии“, когда я там работал замответсекретаря, — рассказал Юрий Алаев, советник ректора КФУ. — Снимки были школярские, мы парнишку обругали и думали, что больше не увидим. Но он пришел еще. Мы дали ему задание снять елочки и украшения под Новый год для ДК Химиков. Быстро выяснилось, что он обучаемый и хочет учиться. И в какой-то момент у него вдруг пошли качественно другие снимки, очень профессиональные, с хорошо выстроенной композицией. Оказалось, что он стал изучать фотожурналы. Потом он в 1992 году работал в нашей новой газете „Известия Татарстана“, а уже отсюда ушел в пресс-службу президента. Все знают, что он фотолетописец Шаймиева, но у Михаила и помимо этих снимков очень много отличных работ, которые публиковались в федеральных изданиях... Говорят, короля играет свита, и это в полной мере относится к любому президенту. Каким он предстанет, зависит и от того, как его представят, как его снимет фотограф. Минтимер Шарипович воспринимается как человек очень живой, артистичный. Естественно, это присущие ему качества, но это сумел раскрыть и показать Михаил Козловский. Вспомним только знаменитый кадр, где Шаймиев сидит на куче сена и заливается смехом... Миша показывал президента как нормального живого человека. Он и других так же показывал. Мишка был добрым, и это четко проявлялось в его снимках».
Траурную церемонию открыл и вел руководитель пресс-центра президента РТ Эдуард Хайруллин
САМЫЕ ТЕПЛЫЕ СЛОВА ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА «О БЛИЗКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ДОЛГИЕ ГОДЫ БЫЛ ВСЕГДА РЯДОМ»
Траурную церемонию открыл и вел руководитель пресс-центра президента РТ Эдуард Хайруллин. Он высказал соболезнования супруге и сыновьям Михаила Козловского, его близким, его коллегам, сравнил известного фотографа со студийным светом, «который светит долго, мягко и тепло».
Далее к микрофону подошел первый замруководителя аппарата президента РТ Марат Муратов. Из его слов стало понятно, почему панихида, начало которой было назначено на 11:00, немного задержалась — ждали Шаймиева. К сожалению, как сообщил Муратов, Минтимер Шарипович «по объективным причинам, как только что стало известно, подъехать не сможет», но он передает самые теплые слова и воспоминания «о близком ему человеке, который долгие годы был практически всегда рядом».
Муратов назвал Козловского летописцем новейшей истории Татарстана, Художником с большой буквы. И добавил, перепутав настоящее и прошедшее время (такую ошибку на панихиде делали многие — не верится и очень горько, что Михаила уже нет): «Он не просто летописец, он еще и удивительно добрый, чуткий и отзывчивый человек».
Марат Муратов (на фото слева) назвал Козловского летописцем новейшей истории Татарстана, Художником с большой буквы
«У меня есть поручение президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, который находится сегодня в служебной командировке (на экономическом форуме в Давосе — прим. ред.), передать слова глубочайшей скорби и соболезнования вам, уважаемые родные и близкие...» — сказал Муратов.
Вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова сообщила: «Сегодня утреннее заседание в Госсовете Фарид Хайруллович Мухаметшин начал со слов о том, что видел Михаила Борисовича после последней сессии в декабре, и Миша сказал: „Фарид Хайруллович, я завершаю свой творческий жизненный путь...“ Конечно, Михаил Борисович знал, он боролся с болезнью, которую невозможно сегодня победить...»
Римма Атласовна передала глубокие соболезнования от имени депутатов Госсовета и, как председатель союза журналистов Татарстана, от журналистского сообщества: «О Мише говорили только добрые слова, что он высочайшей квалификации профессионал, великолепный мастер...»
Римма Ратникова: «О Мише говорили только добрые слова, что он высочайшей квалификации профессионал, великолепный мастер...»
Выступили на траурной церемонии главный раввин Казани и Татарстана Ицхак Горелик, а также Гусман хазрат Исхаков, который рассказал, что Михаил был первым, кто остановился возле машины хазрата, попавшей в аварию, перевернувшейся: «Он вытащил нас из машины, он дал нам воду, он дал нам возможность немножко прийти в себя и позвонил в скорую помощь... Клянусь Всевышним, я это никогда не забуду...»
Заместитель генерального директора ТАИФа Руслан Шигабутдинов говорил о том, что благодаря Козловскому и его фотографиям самые важные моменты жизни республики, ее руководителей, компании ТАИФ остались в истории: «Мы всегда можем к ним обратиться; и молодое, юное поколение может черпать вдохновение в этих фотографиях с тем, чтобы сделать нашу жизнь еще лучше».
В этот момент в зале появился руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров, который, как в начале предупредили организаторы, был на совещании, но обещал обязательно приехать. Асгат Ахметович сразу прошел к супруге и сыновьям Михаила Козловского, чтобы обнять и лично высказать соболезнования. А подойдя к микрофону, рассказал: «К сожалению, болезнь доконала его. И операция была проведена, и он воспрял к жизни, и вроде бы все шло к лучшему, но, к сожалению... Сегодня его уже с нами нет. Но он остается в наших сердцах... Своей скромностью, интеллигентностью, профессионализмом он завоевал всеобщее доверие... Прекрасную оставил о себе память...»
Асгат Сафаров: «Своей скромностью, интеллигентностью, профессионализмом он завоевал всеобщее доверие... Прекрасную оставил о себе память...»
От журналистского сообщества соболезнования высказал известный кино- и телеоператор Юрий Гвоздь: «Михаил очень интеллигентный и образованный человек. И это в фотографиях сказывается...» Он также сказал: «Михаил Борисович уникальный фотограф. Потому что у него сочетались, с одной стороны, репортажность, а с другой, художественность. Это бывает очень редко. И он не просто останавливал мгновение своим фотоаппаратом, но с помощью выбора точки зрения, ракурса, композиции кадра у него почти каждая фотография была произведением искусства...» Юрий Гвоздь сказал, что дело отца продолжает его сын Леонид, очень профессиональный фотограф.
Выступил на панихиде также советник ректора КФУ Алаев. От имени семьи собравшихся поблагодарили сыновья Михаила Козловского — Леонид и Эмиль.
Похоронен знаменитый фотолетописец новейшей истории Татарстана на кладбище в Дербышках.
Михаил Борисович Козловский
Родился в 1954 году в Казани. Окончил техникум по специальности «механик по ремонту холодильного и компрессорного оборудования», а также КФЭИ, получив диплом экономиста. Около полутора лет работал заместителем управляющего в управлении сберкасс Кировского района. Отслужил в армии. Затем 12 лет проработал в печатных СМИ РТ.
В 1992 году был приглашен на работу в пресс-центр президента РТ. Выпустил свыше 10 книг и фотоальбомов, посвященных Минтимеру Шаймиеву, принял участие в более чем 50 таких изданий. Провел несколько персональных выставок в России и за границей.
Имел хобби — автомобилизм и футбол, был фанатом «Рубина».
Член союза художников России, заслуженный работник культуры РТ, лауреат и дипломант многих конкурсов, в том числе международных.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.