КАК МВД И СЛЕДКОМ ВЫШЛИ НА СЛЕД УБИЙЦ КАЗАНСКОГО НУМИЗМАТА

Около двух часов сегодня ждала толпа журналистов появления в стенах Советского райсуда Казани Юрия и Кирилла Гаврилюков, задержанных вчера оперативниками уголовного розыска МВД по РТ по подозрению в резонансном убийстве известного казанского нумизмата Евгения Тарасова. Имена подозреваемых до последнего держались в секрете, равно как и то, каким образом их удалось задержать спустя месяц после убийства.

Однако источники «БИЗНЕС Online», близкие к ходу расследования, рассказали ряд интересных подробностей. Оказалось, что отец и сын Гаврилюки приехали в Казань в 2015 году из Украины после начала военных действий на Юго-Востоке страны. Беженцы поселились в съемной квартире в поселке Юдино. Сын Кирилл имеет среднее образование бухгалтера, однако в Татарстане не смог найти работу по специальности. Его отец Юрий также официально нигде не трудоустроен. В Казани он иногда приторговывал на блошином рынке на улице Тинчурина. Там, как предполагает следствие, он и встретился с Тарасовым, после чего у отца с сыном родился план убийства. 


Еще одна интересная деталь: предполагаемых убийц нашли благодаря современным технологиям. Оказалось, что криминалисты обнаружили на месте преступления поверхностный слой кожи человека. Данные ДНК внесли в массив данных федеральной системы генетической идентификации «Ксенон-2». Система указала на совпадение с ДНК Гаврилюков. Оказалось, что их уже проверяли на совершение какого-то преступления и данные остались в базе.

Когда следственный комитет и МВД получили эти данные, у уголовного розыска не осталось преград для задержания. Отца и сына взяли дома, заодно провели обыск. В гараже нашли пустой магазин от ПСМ (из этого оружия убили Тарасова), а также 150 патронов иностранного производства. Само орудие убийства, к слову, пока не найдено. Там же были обнаружены вещи, похищенные у Тарасова, продать их подозреваемые не успели. 

Юрий Гаврилюк Первым доставили старшего из семьи Гаврилюков — Юрия. Как только он увидел камеры, тут же прикрыл лицо Фото: Артем Кузнецов

«СОВЕРШАЛ ЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ? НЕТ»

Узнать позицию и версию самих подозреваемых в суде не удалось. Еще вчера стало известно, что они воспользовались 51-й статьей Конституции РФ, то есть отказались свидетельствовать против себя. 

Первым в зал федерального судьи Рафаэля Кашапова доставили старшего из семьи Гаврилюков — Юрия. Мужчина шел в сопровождении трех оперативников уголовного розыска и, как только увидел камеры, тут же прикрыл лицо черной тряпкой. В суде с ним попыталась познакомиться адвокат по назначению, но тот отвечал односложно и вновь натягивал на лицо тряпку: уж очень не хотелось ему показываться на камеры. 

– Подозреваемый, встаньте, — попросил его судья Кашапов. — Фамилия, имя, отчество ваши?

– Гаврилюк Юрий Георгиевич, — ответил подозреваемый.

– Родились где?

– Днепропетровская область.

– Гражданство?

– Украинец.

Далее стало известно, что подозреваемый нигде не работает официально и разведен.

Слово предоставили Рустему Хакимзянову, следователю-криминалисту, на время расследования приквартированному к первому отделу по особо важным делам СК по РТ. Хакимзянов, к слову, известен своей ролью в расследовании уголовного дела в отношении нескольких крупных ОПГ республики. 

Гаврилюк-старший воспользовался 51-й статьей Конституции РФ, то есть отказался свидетельствовать против себя Фото: Артем Кузнецов

Представитель следственного комитета зачитал короткое ходатайство: напомнив, что Гаврилюк подозревается в убийстве, просит отправить его под стражу до 19 февраля. «Причастность подтверждается исследованием его ДНК, результатами обыска и другими материалами дела», — обратился следователь к суду. Его ходатайство поддержал и представитель прокуратуры.

– Гаврилюк, согласны вы или не согласны с ходатайством следователя?

– Я придержусь статьи 51 [Конституции РФ], свое мнение озвучивать не будут, — ответил он.

Судье Кашапову ничего не оставалось, кроме как согласиться со следкомом и отправить подозреваемого под стражу.

Кирилл Гаврилюк Кирилл Гаврилюк в куртке и толстовке с капюшоном не скрывал голову, но лицо все равно отворачивал Фото: Артем Кузнецов

Уже через 10 минут в той же камере оказался сын Юрия Гаврилюка — Кирилл. 26-летний парень, уроженец Херсонской области, в куртке и толстовке с капюшоном не скрывал голову, но лицо все равно отворачивал.

Следователь повторил свое ходатайство, однако попросил приобщить к материалам дела изъятую правоохранительными органами переписку Кирилла Гаврилюка в интернете и справку с изучением данных переписок. Что там содержится — неизвестно.

– Я не согласен с ходатайством следствия. Прошу отказать, — коротко прокомментировал ходатайство Гаврилюк-младший.

Дежурный адвокат Федотов также попросил суд отказать в избрании меры пресечения в виде лишения свободы.

– Вас подозревают в преступлении. Совершали ли вы его? — спросили у Гаврилюка журналисты в перерыве.

– Нет, — лаконично ответил он. Но пояснений давать не стал. А суд отправил его в следственный изолятор.


ВЫСТРЕЛ В НУМИЗМАТА В УПОР ИЗ ПСМ

Напомним, дерзкое убийство одинокого 60-летнего нумизмата Тарасова произошло 18 декабря в собственной квартире жертвы, в доме на улице Столярова, 35/46. Пенсионер впустил преступников к себе в квартиру, после чего они выстрелили ему в голову из редкого пистолета «ПСМ» (пистолет самозарядный малогабаритныйприм. ред.). Тело через день обнаружила тетя убитого, а СКР возбудил уголовное дело по признакам ч.1 ст. 105 УК РФ («Убийство»). Следователи нашли на месте гильзу и пулю калибра 5,45, а также следы рук, обуви и одежды предполагаемых преступников.

Убийства антикваров и нумизматов случаются нечасто, поэтому дерзкое преступление взбудоражило профессиональное сообщество. Вдобавок это убийство стало вторым за сутки преступлением, совершенным с применением ПСМ — в тот же день двое неизвестных в масках в подъезде дома на улице Интернациональной, 33а застрелили 58-летнего Раиса Ахмадуллина и похитили сумку с деньгами. Однако эксперты провели баллистическую экспертизу и пришли к однозначному выводу: два убийства были совершены из разных пистолетов одной модификации, а значит, о серийных убийствах речи не идет.

Тарасов был одинок всю жизнь, и наследников у него не было: отец погиб два года назад под колесами автомобиля через дорогу от дома, а мать умерла еще раньше. Всю жизнь Тарасов проработал учителем английского языка в школе в Аракчино, рядом с которой и приобрел новую квартиру, в которой его застрелили. Друзья характеризовали его как спокойного и тихого человека. «Это был очень положительный, профессиональный человек, все время, что я его знаю, он занимался монетами, по большей части иностранными. В коллекции у него были и серебряные монеты преимущественно европейских государств и США. Он их выкупал и выменивал у других коллекционеров, пользуясь большой советской базой. К нему приезжали иностранцы, коллекционеры из других регионов. А сам он никуда не ездил по состоянию здоровья», — рассказал о нем директор антикварного салона «Ренессанс», член союза антикваров Казани Адель Файзуллин.

Эксперты рынка, знавшие Тарасова, не верят, что его коллекция монет представляла собой большую ценность и могла стать поводом для убийства. «Коллекция иностранных монет, как и сами монеты, не очень дорогие. Есть, конечно, дорогие, но сами по себе это монетки стоят сто, двести, тридцать, пятьдесят рублей. Я не думаю, что целью [убийц] была его коллекция. Коллекцию очень трудно продать, она появится на антикварном рынке, ее легко вычислить», — рассудил совладелец антикварного салона «Лигия», директор казанского филиала Российской международной академии туризма Кирилл Пономарев. Но, похоже, от алчных непрофессионалов не застрахован никто.