В дни 80-летнего юбилея барда в подвешенном состоянии оказался музей Владимира Высоцкого в Набережных Челнах, посвященный легендарному концерту автора-исполнителя в июне 1974 года. Здание по соседству с площадью Высоцкого, в котором 10 лет находится экспозиция, «Ак Барс Холдинг» собирается выставить на продажу. Сын артиста Никита Высоцкий понимает, что «бизнес — вещь жестокая», но призывает сохранить эту часть городской истории.
Здание по соседству с площадью Высоцкого, в котором 10 лет находится экспозиция барда, «Ак Барс Холдинг» собирается выставить на продажу
«И ЗДАНИЕ МЭРИИ МАГДЕЕВ ПРОДАСТ, ЕСЛИ БУДЕТ ХОРОШАЯ ЦЕНА»
Слухи о том, что музей могут выселить на улицу, стали циркулировать в Набережных Челнах еще в сентябре прошлого года. Тогда выяснилось, что исполком города расторг договор аренды земли под зданием челнинской дирекции «КамГЭСэнергостроя» из-за наличия у него задолженности по оплате. Новый импульс слухам придали планы компании о продаже своего главного административного здания в Набережных Челнах — об этом мы подробно писали накануне.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» замгендиректора холдинга Рустем Хамидуллин, корпус на площади Владимира Высоцкого, как и другие активы такого типа, стало нецелесообразно содержать из-за отсутствия в городе необходимого объема работ. С одной стороны, в «КамГЭСе» уверяют, что музей остается на своем месте. «Помещение, где расположен музей, можно было бы сдать в аренду и извлекать доход, но мы этого не делаем, — отметил Хамидуллин. — Арендная плата там составляет 300–350 рублей за квадратный метр. Учитывая, что это первый этаж, торец выходит на улицу, вы представляете интерес. Но мы этого не делаем, потому что музей — это музей. У меня нет крайней необходимости сегодня выселить его куда-то для того, чтобы занять его своими производственными структурами. Здание полупустое. Поэтому до тех пор, пока мы есть там, музей там будет».
Как видим, ключевое слово в комментарии топ-менеджера — «пока». Как сложится судьба музея при смене владельца здания?
Теперь же дальнейшая судьба музея выглядит куда более туманно. Тревожные слухи дошли до Валерия Федющенко, одного из основателей центра наследия и создателя коллекции о творчестве Высоцкого, — из его экспонатов была собрана основная часть экспозиции. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он наотрез отказался комментировать ситуацию, в сердцах заявив, что «никакого отношения к музею не имеет».
Сегодня музей Высоцкого стоит закрытым и открывается только по требованию. На входе рядом с вывеской и портретом артиста можно увидеть крупные надписи «Аренда», «Акция», «От 300 рублей»
«ДО МУЗЕЯ НЕ ДОТЯГИВАЕТ»
В своем нынешнем виде музей Высоцкого в Челнах существует с 2008 года, когда часть здания ОАО «КамГЭСэнергострой» была специально перестроена для этих целей под руководством архитектора Владимира Нестеренко. До этого времени экспонаты представляли собой частную коллекцию супругов Федющенко, которая выставлялась в небольшом помещении при русском драматическом театре «Мастеровые».
Сегодня музей Высоцкого стоит закрытым и открывается только по требованию. На входе рядом с вывеской и портретом артиста можно увидеть крупные надписи «Аренда», «Акция», «От 300 рублей». Как заверили в «КамГЭСе», объявления относятся не к помещению музея, а ко всем пустующим площадям в здании.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» убедилась, что просто так взглянуть на экспонаты не получится: двери центра заперты, и для того, чтобы их открыли, нужно обращаться к охраннику на другом конце здания. Охранник, в свою очередь, осведомился, для чего понадобилось пройти в музей, позвонил заведующей хозяйственной части, потом — кому-то еще. Только получив согласие от обоих, он разрешил пройти.
Просто так взглянуть на экспонаты не получится: двери центра заперты, и для того, чтобы их открыли, нужно обращаться к охраннику
«Музей закрыт. Открывается, только когда высокопоставленные гости приезжают», — пояснил он.
Заведующая хозчастью, поинтересовавшись «А что вы хотите в музее?», дала поручение редактору корпоративной газеты провести экскурсию.
Получив доступ в заветную комнату с экспонатами, можно узнать, что центр творческого наследия Высоцкого появился в Набережных Челнах не случайно — певец приезжал в автоград в июне 1974 года в качестве актера московского театра на Таганке. Режиссер Юрий Любимов позже вспоминал об этом в интервью итальянскому телевидению: «Когда мы вышли с вокзала, был выходной, и там, на КАМАЗе, с километр примерно улица, — и на весь километр выставлены были магнитофоны, и ребята включали его песни. И он как Спартак шел через весь город. Какой-то генерал сказал прекрасно: „О, хотел бы я иметь его качества — они необходимы полководцу“. А он имел такие качества».
Юрий Любимов вспоминал: «Когда мы вышли с вокзала, был выходной, и там, на КАМАЗе, с километр примерно улица, — и на весь километр выставлены были магнитофоны, и ребята включали его песни. И он как Спартак шел через весь город»
Труппа прилетела в город 19 июня, но Высоцкого с ними не было — он приехал через пять дней, прямо к началу гастролей. Спектакли проходили во дворце культуры «Энергетик», причем сцена и зрительный зал были капитально переоборудованы, чтобы москвичи играли в условиях, максимально приближенных к тем, к которым они привыкли в своем театре. При сверхпопулярности Высоцкого представления таганских актеров могли проходить лишь по одному сценарию: сначала выступали артисты театра, потом — сам бард. Таких выступлений было довольно много: в ДК «Автозаводец», на открытой площадке «Металлургстроя», на ремонтно-строительном заводе, других импровизированных сценах, и даже Нижнекамску удалось «украсть» поэта на несколько часов.
Известен эпизод, когда Высоцкого буквально вытащили через окно в автобусе, едва он просунул руку, чтобы оставить автограф, а в другой раз певца пришлось спасать от поклонников, которые собирались нести его на руках от кинотеатра «Чулпан» до Дворца культуры.
«Я тоже задавалось вопросом, почему именно к Высоцкому в Челнах такое отношение, — поделилась с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ проводившая экскурсию сотрудница „КамГЭСа“. — Видимо, все-таки потому, что он бард, потому, что много песен было посвящено строителям, первопроходцам. Здесь же была комсомольская молодежная стройка, дух энтузиазма. Тут Высоцкого очень полюбили, хотя я знаю, что были люди, которые выступали против того, чтобы здесь появился его памятник».
Собеседница нашего издания отметила, что больше всего народа в центре творческого наследия собирается в день рождения и день памяти поэта. Раньше группы на экскурсии набирались за счет подшефных школ «КамГЭСэнергостроя», но сейчас их нет.
«Я не согласна с тем, что это называют музеем, — сказала она. — Это не музей, это центр творческого наследия. Он не дотягивает до музея».
Больше всего народу в центре творческого наследия Высоцкого собирается в день рождения и день памяти поэта
«НИКТО НА УЛИЦУ ВЫКИДЫВАТЬ ЭКСПОНАТЫ НЕ БУДЕТ»
С момента создания центра Высоцкого шефство над ним на общественных началах ведет историко-краеведческий музей города. Когда в музей поступает заявка от иногородних делегаций, которые хотят посетить центр (а случается это не чаще двух-трех раз в год), сотрудники выходят на администрацию «КамГЭСа», которая дает распоряжение охране открыть двери экспозиции. Такие визиты в центр творческого наследия из-за своей редкости проходят бесплатно. Кроме них, поводом для открытия музея Высоцкого служат день рождения и день памяти поэта, а также приуроченные в ним мероприятия с участием местных бардов.
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментарием к директору музея истории города Юлии Капитовой.
«Единственное, что мы можем как музей, — это разместить экспонаты, — сказала она. — Мы не в компетенции решать, куда этот центр переберется. Работа в данном направлении ведется. Никакой конкретики относительно судьбы этого помещения нет, поэтому рано начинать такие разговоры. Я не могу ответить, закроют музей или перенесут в другое место. В любом случае его судьба будет решена в положительную сторону. Никто на улицу выкидывать экспонаты не будет».
Юрий Петрушин (в центре): «В зависимости от того, кто будет хозяином здания, станем договариваться, чтобы музей сохранить»
Председатель ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье» Юрий Петрушин сообщил «БИЗНЕС Online», что, судя по настроениям «в верхах», музей собираются оставить. «В зависимости от того, кто будет хозяином здания, станем договариваться, чтобы музей сохранить, — сказал он. — Другого [выхода] я не вижу. Я встречался с некоторыми руководителями — настроения такие, чтобы музей оставить. Как дальше будут развиваться события, трудно сказать».
Эльвира Ногманова: «Двигать центр куда-либо нет смысла, потому что площадь Высоцкого рядом»
Начальник управления культуры исполкома города Эльвира Ногманова рассказала, что о планах продажи здания «КамГЭСа» вместе с помещением музея ей стало известно еще в конце ноября. Она заверила, что центр творческого наследия Высоцкого точно останется на прежнем месте — вне зависимости от смены собственника здания. «Двигать центр куда-либо нет смысла, потому что площадь Высоцкого рядом, — сказала она. — Мы приложим все усилия, чтобы сохранить музей там, где он сейчас находится. Ведутся переговоры. Покупатель пока не определен. Но центр точно останется на том месте, где он есть».
Иными словами, пока все за сохранение музея, но никто не готов озвучить какие-либо конкретные планы.
Пока все за сохранение музея, но никто не готов озвучить какие-либо конкретные планы
«БИЗНЕС — ВЕЩЬ ЖЕСТОКАЯ: ДЕНЬГИ НУЖНЫ — НАДО ПРОДАТЬ, ЕСТЬ ДЕНЬГИ — НАДО КУПИТЬ»
Музеи, посвященные Владимиру Высоцкому, существуют по всей России и за ее пределами, у каждого из них своя судьба. Так, например, в Самаре центр-музей создавался друзьями и соратниками артиста уже после его смерти в условиях секретности — лишь в 1992 году он был легализован. Директором учреждения стал Всеволод Ханчин — друг Высоцкого, который организовывал в городе его первые концерты.
Другой «народный» музей Высоцкого — в польском Кошалине — открыла в своей квартире энтузиастка Марлена Зимна. Основой для экспозиции послужила коллекция Марлены, которую она собирала с 1984 года, — первоначальный фонд составил 500 экспонатов. Сейчас в музее собрано более 15 тыс. предметов из самых разных стран, а в 2014 году при нем был создан Институт Владимира Высоцкого.
Еще один музей, посвященный поэту, расположился в Екатеринбурге на втором этаже небоскреба с одноименным названием — «Высоцкий». Семья артиста официально разрешила присвоить башне эту фамилию. В музее представлен ряд уникальных предметов — легендарный Mercedes 350 W116, принадлежавший Высоцкому с 1976 года, восковая фигура музыканта и самый ценный экспонат — последнее стихотворение, которое он написал за полтора месяца до смерти и посвятил своей жене Марине Влади.
Память о барде чтят и в Казани. Сегодня возле молодежного центра состоится торжественное открытие памятной доски поэту и барду. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил продюсер и коллекционер Владимир Урецкий.
Никита Высоцкий: «Нужно понимать, что этот музей — важная часть городской истории, память жителей. Это не менее серьезно, чем какие-то коммерческие интересы»
Однако самым известным музеем, дающим полное представление о жизни и творчестве народного кумира, по-прежнему остается «Дом Высоцкого на Таганке». Центр включает в себя постоянную экспозицию, концертный зал на 130 мест, библиотеку, читальный зал, а также книжную лавку. С 1996 года и по сегодняшний день директором является сын поэта Никита Высоцкий. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он выразил надежду, что вопрос с музеем в Челнах удастся решить, не нарушив ничьих интересов.
«Зная людей, которые имеют отношение к музею, которые его создавали, которые помнят, я уверен, что музей в Челнах останется, — сказал он. — Бизнес — вещь жестокая: деньги нужны — надо продать, есть деньги — надо купить. Да, предприятие решило продать — наверное, есть причина. Но нужно понимать, что этот музей — важная часть городской истории, память жителей. Это не менее серьезно, чем какие-то коммерческие интересы. Есть люди, для которых это очень важно, и просто так махнуть на них рукой и сказать „Собирайтесь на кухне“ — это неправильно. Все можно решать, я уверен. И время наверняка еще есть.... Причем решать этот вопрос надо не в ущерб бизнесу, но и не в ущерб людям, которые создавали данный музей. Я уверен, что в Челнах это понимают. Высоцкий достоин любви, уважения и доброй памяти. И необходимо, на мой взгляд, чтобы он присутствовал и в сегодняшнем дне. Ему 80 — его поколение уходит, во всяком случае, от активной жизни. А это значит, что имеет смысл поделиться с молодыми людьми — музей для этого и нужен в том числе. То, что любишь, надо хранить. И то, что в Челнах Высоцкого любят и память о нем хранится, — это правильно и справедливо».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.