В дни Шаляпинского фестиваля театр оперы и балета им. Джалиля вполне может лишиться своих узнаваемых афиш, закрывающих часть фасада. Соответствующее решение Арбитражного суда РТ по иску исполкома Казани уже вступило в силу. Как выяснил «БИЗНЕС Online», большинство театров уже приводит свои фасады в соответствие с требованиями правил благоустройства, да и вкуса. Отказались лишь два депутата Госсовета РТ — Рауфаль Мухаметзянов и худрук театра им. Качалова Александр Славутский.
В дни Шаляпинского фестиваля театр оперы и балета им. Джалиля вполне может лишиться своих узнаваемых афиш, закрывающих часть фасада
ПРАВИЛА АФИШ ДЛЯ 7 ТЕАТРОВ
Уже завтра в Казани стартует 36-й по счету Шаляпинский фестиваль, и вряд ли кто-то из горожан или гостей столицы Татарстана, оказавшись в последние недели на площади Свободы, мог не заметить, к примеру, большую афишу премьеры оперы «Набукко» на фасаде театра им. Джалиля, с которой и стартует 1 февраля «Шаляпин-фест». Между тем, как оказалось, вокруг этих самых афиш в тиши чиновничьих кабинетов кипят страсти (пусть и не идущие ни в какое сравнение с библейской историей о страдании евреев, плененных вавилонянами, которую обессмертил гений Джузеппе Верди), но дошедшие до судебных разбирательств.
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», ориентировочно в марте в правила благоустройства Казани планируется внести изменения, касающиеся размещения афишных конструкций. Предварять их будут публичные слушания. Изменения касаются правил размещения на объектах культурного наследия информационных конструкций самих театров.
«Они могут размещаться, как и другие средства наружной информации, с учетом архитектурных особенностей, и не должны перекрывать архитектурные элементы, — объясняет заместитель начальника УАиГ Казани — начальник отдела городского дизайна Жанна Белицкая. — Согласитесь, когда архитектор создавал облик своего объекта, он рассматривал его как архитектурное произведение. Со своими особенностями, восприятием, неповторимым образом. И афиши, информационные конструкции не должны нарушать это восприятие».
Напомним, в 2016 году УАиГ специально для 7 театров в столице РТ были разработаны конкретные предложения (в нескольких вариантах на выбор) по размещению конструкций с афишами. Они одновременно позволяют разместить анонсы, не нарушая архитектуру и не отвлекая от восприятия декоративных элементов. В управлении считают, что принципы архитектурного решения фасада (композиция, ритм элементов, соотношение глухих поверхностей к общему решению фасадов здания) напрямую влияют на размещение средств наружной рекламы и информации.
Вряд ли кто-то из горожан или гостей Казани, оказавшись в последние недели на площади Свободы, мог не заметить большую афишу премьеры оперы «Набукко» на фасаде театра им. Джалиля
«В соответствии и с ПЗО Кремля, и с нашими правилами, в исторической части города, на объектах культурного наследия и просто на зданиях в исторической части Казани запрещается размещать вывески без учета архитектурных особенностей. Если на фасаде есть глухой простенок, это не значит, что он как раз предназначен для баннера или вывески. Потому что взгляд зрителя, по мнению архитектора, именно в этом месте должен отдохнуть, — говорит Белицкая. — До сих пор на объектах культурного наследия можно было размещать только вывески в виде объемных световых букв, малые консольные конструкции с элементами декора и витринные конструкции. Но мы не говорим театрам „нельзя, и все“. Мы предлагали свои варианты, отрабатывали их с министерством культуры Татарстана. Например, на объектах культурного наследия не действуют требования ПЗО Кремля, потому что там свои правила. Мы обсуждали внесение изменений, позволяющих размещать афишные конструкции. И мы сейчас готовим изменения в правила благоустройства — с тем, что эти конструкции можно размещать на объектах культурного наследия».
«НА ФОНЕ ЗАВЕШАННЫХ АФИШАМИ ЗДАНИЙ НЕ БУДУТ ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ»
В управлении отмечают, что часть казанских театров проявила заинтересованность и работа с ними ведется плодотворно.
«Не все афиши театров, которые им хотелось бы разместить, соответствуют указанным правилам. Мы даже подготовили альбом практически по всем театрам с нашими предложениями — как мы видим размещение вывесок, — объяснила главный художник города. И рассказала, с кем удается плодотворно сотрудничать. — Театр кукол „Экият“ согласовал свои новые конструкции, будет интересно. Новые афишные конструкции разработаны автором самого архитектурного проекта Светланой Мамлеевой. А то, что есть сейчас, будет заменено. Паспорт на новые конструкции уже есть. Мы также проработали проект с Казанской филармонией. И я видела, что они уже реализовали этот проект. Раньше там размещались и экраны, и баннеры на шнуровке. К слову, даже торговые центры уже не размещают баннеры на шнуровках, предпочитая декоративные панно». Работа ведется также с театром им. Камала. Предложенное им размещение конструкций уже в работе.
В 2016 году специально для 7 театров были разработаны конкретные предложения по размещению конструкций с афишами, позволяющими разместить анонсы, не нарушая архитектуру и не отвлекая от восприятия декоративных элементов
Кто-то в силу разных причин не хочет приводить вид своих зданий в эстетический вид, но и с ними УАиГ ведет диалог. «Отрабатываем вопрос с театром оперы и балеты имени Мусы Джалиля. У них есть свои причины, чтобы размещать конструкции определенным образом. Хотя размещать конструкции для афиш — как для оперного театра, так и для других объектов культурного назначения — можно и по существующим правилам благоустройства и даже ПЗО, например отдельно стоящие конструкции. Мы даже обсуждали лазерные проекции на время проведения каких-либо мероприятий», — рассказала Белицкая.
Сложнее с ТЮЗом: на здании много деталировки, земельный участок перед зданием отсутствует. Конструкции у них размещаются поверх окон — есть предложение сделать их витринными. Единственное — чтобы они были за стеклом, и отражение стекла все-таки имитировало окна. И здесь также стоит вопрос финансирования, однако театр намерен вносить изменения. В БКЗ им. Сайдашева есть видение размещения афиш на отдельно стоящих конструкциях в арках.
Самое любопытное — обращают внимание в исполкоме — сами театры, фотографируя облик своих зданий, выбирают момент, когда здание не завешано разномастными гигантскими баннерами. Примерно так же поступают и туристы: они не стремятся фотографироваться на фоне закрытых афишами зданий. Для дополнительного размещения анонсов есть и сайты, и электронные справочники, так что попытки регламентировать эту сферу идут в струе общемировых тенденций: Европа стремится устанавливать афишные конструкции соразмерно среде. Есть они и в Италии, и в Англии, но такого, чтобы «обернуть» баннерами чуть ли не весь театр, главному художнику встречать не приходилось.
Александр Славутский и Рауфаль Мухаметзянов — депутаты Государственного совета РТ от «Единой России», то есть, по сути, законодатели. Но закон, получается, не для всех?
А МУХАМЕТЗЯНОВ И СЛАВУТСКИЙ ПРОТИВ
А что говорят представители самих театров? В театре им. Качалова нам заявили: «К сожалению, ничего не можем сказать по этому поводу». Впрочем, о претензиях со стороны управления архитектуры им наверняка известно. Помимо афишных конструкций после реконструкции на входе в здание появился большой экран, на котором идет информация о постановках. На вопрос, могут ли театры размещать свои афиши на экранах, Белицкая отвечает отрицательно. «Информационные конструкции — это информация о собственной деятельности, поэтому размещение экранов не допускается. Дело в том, что экран позволяет демонстрировать не только информацию о себе, но можно этим пренебречь, и разместить рекламную. Около каждой конструкции часового не поставить, и это не отследить. Кроме того, в большинстве случаев театралы размещают афиши за счет спонсорской помощи или, по крайней мере, указаны спонсоры. Но и это уже считается рекламой», — объяснила она. Подвижек по театре им. Качалова она не видит, хотя учреждению были предложены афишные вертикальные, а также витринные конструкции.
Помимо афишных конструкций после реконструкции на входе в здание появился большой экран, на котором идет информация о постановках
В театре оперы и балета сослались на то, что директор Рауфаль Мухаметзянов находится за границей, поэтому комментарий на эту тему дать никто не уполномочен. Между тем афиши театра оперы и балета на фасаде уже сейчас висят вопреки закону и решению суда, то есть, по идее, их в любой момент могут снять судебные приставы. Еще в апреле прошлого года инспектор УАТИ выписал на имя замдиректора театра протокол об административном правонарушении. Поводом послужила «эксплуатация средств наружной информации без паспорта, согласованного с уполномоченным органом» на театральном фасаде. Постановление административной комиссии, основанное на муниципальных правилах благоустройства, не было обжаловано и вступило в законную силу. Повторный протокол был составлен в июне. Затем исполком направил театру досудебную претензию — и снова ноль реакции. Тогда в конце июля городские власти обратились с иском в суд, который 31 октября полностью удовлетворил требования. Причем театр даже не представил на иск письменных возражений. Позже театр попытался подать апелляционную жалобу, но пропустил срок исковой давности и заявление отклонили. В итоге решение о демонтаже конструкций вступило в законную силу. Тем не менее они висят до сих пор как ни в чем не бывало.
Примечательно, что директор театра Мухаметзянов и худрук Качаловского Александр Славутский — депутаты Госсовета РТ от «Единой России», то есть, по сути, законодатели. Но закон, получается, не для всех?
В большинстве случаев театралы размещают афиши за счет спонсорской помощи, или, по крайней мере, указаны спонсоры. Но и это уже считается рекламой
«ЧТО НАМ, РОСТОВЫЕ ФИГУРЫ ИЛИ КОСТЮМИРОВАННЫХ ЛЮДЕЙ ВЫВОДИТЬ НА УЛИЦУ»?
Директор ТЮЗа Айгуль Горнышева рассказала, что управление архитектуры попросило театр поменять конструктив на здании, но пока это сделать невозможно, поскольку имеется подсветка, сложный короб, и на его замену пока нет средств. Однако сами информационные стенды были приведены в единый дизайнерский стиль. До недавнего времени они были разные, и надписи находились в разных местах.
«То есть замечания главного архитектора о приведении к единому стандарту, определенной цветовой гаме были учтены. Некоторые предложенные УАиГ варианты по второму этажу вообще не выполнимы. Тогда эти афиши вообще не видно было бы. Зрителям изменения нравятся, сотрудники тоже утверждали новый подход к наружной информации, его утверждали всем коллективом», — говорит собеседница.
По словам Горнышевой, информирование о спектаклях должно быть внятным, понятным и читабельным для зрителей. Она посетовала на то, что в городе нет бесплатных рекламных мест, где бы можно было размещать информацию о представлениях. ТЮЗ — государственное бюджетное учреждение, и единственное, чем они располагают, — это фасад здания. Размещаться на коммерческой основе невозможно, поскольку театр такими деньгами не располагает.
Информационные стенды ТЮЗа были приведены в единый стиль. До недавнего времени они были разные, и надписи находились в разных местах
«Реклама рекламе рознь, это тоже нужно понимать. Одно дело, когда приезжают сомнительные организации и представляют масштабную рекламу спектакля „Призрак оперы“, который по факту таковым не является, а есть бюджетное учреждение, которое тоже должно иметь возможность оповещать о самом главном продукте, какой выпускает театр. И, конечно, хотелось, чтобы к нам относились с пониманием, подход к коммерческой рекламе и к нашему информированию должен быть разным. Что нам, ростовые фигуры или костюмированных людей выводить на улицу и таким образом зазывать в театр?» — задает она риторический вопрос.
По словам Горнышевой, у театра было желание повесить экран на фасаде здания, похожий на тот, что висит на входе у Качаловского театра. Там бы шла реклама спектаклей, и в том числе его можно было бы использовать для рекламы партнеров и спонсоров. Но в управлении архитектуры ответили категорическим «нет». «В экране были заинтересованы наши партнеры, и тогда бы и наши дела поправились. Мы же не из коммерческих соображений ставим спектакли, не исходим из того, что лучше продается. Мы прекрасно понимаем, что постановки должны воспитывать вкус у детей и молодежи на лучших образцах русской и зарубежной классики. У театра есть своя миссия, театру 85 лет. Его открывали, потому что он нужен. Вокруг много рекламной пестроты, и нам нужно, чтобы в рекламной пестроте информацию о спектаклях тоже заметили», — считает Горнышева.
Айгуль Горнышева рассказала, что управление архитектуры попросило театр поменять конструктив на здании, но пока это сделать невозможно, поскольку имеется подсветка, сложный короб и на его замену пока нет средств
Директор театра не согласна с тем, что афиши портят архитектуру зданий, если они выполнены в едином стиле. По ее словам, театр должен отличаться от других зданий, а на здании с 1940 года постоянно висят афиши. По ее словам, если запрещать информирование на зданиях театров, то в таком случае нужны бесплатные тумбы или места на билбордах.
Заместитель директора театра им. Тинчурина Марсель Шакиров говорит, что проблем с управлением архитектуры у них нет и никаких предложений со стороны ведомства по поводу размещения конструкций с афишами к ним не поступало. Театр самостоятельно привел их в единый дизайнерский стиль, поскольку и эстетически это выглядит привлекательнее.
Наконец, и от пресс-службы театра им. Камала был получен лаконичный ответ: «Руководство театра находится в постоянном взаимодействии с управлением архитектуры и градостроительства Казани». «При возникновении вопросов мы совместно с управлением их оперативно решаем», — сообщили в учреждении.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 181
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.