. Небезупречный прокат произвольной программы в исполнении лидеров парного катания российской сборной Евгении Тарасовой и Владимира Морозова лишил нас бронзовой олимпийской медали
Фото: Harry How / Staff / Staff gettyimages.com

КОСМИЧЕСКИЕ НЕМЦЫ, БЛЕСТЯЩИЕ КАНАДЦЫ, ОШИБАВШИЕСЯ КИТАЙЦЫ

Микроскопическое отставание Евгении Тарасовой и Владимира Морозова от действующих чемпионов мира Суй Вэньцзинь и Хань Цуна в 0,71 балла, сам факт двух уверенных прокатов россиянами коротких программ в командном турнире и в личном первенстве могли вызывать у болельщиков российской сборной самые радужные надежды на олимпийский пьедестал, причем даже на самую высшую его ступень. Но «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», поскольку с нашими завышенными надеждами категорически не были согласны конкуренты. Прокат немцев Алены Савченко и Бруно Массо, вышедших на лед первыми из претендентов на золото, получился космическим. Арбитры оценили его в 159,31 балла, новый мировой рекорд в произвольной программе, и это уже могло служить тревожным звоночком для наших болельщиков. У Тарасовой и Морозова, объективно говоря, не такая сильная произвольная, чтобы можно было конкурировать с немцами. Даже исполнив ее так блестяще, как Евгения и Владимир сделали на недавнем чемпионате Европы, мы бы в итоге отставали от Савченко и Массо ровно на три балла в сумме.

Не менее сильным получился прокат у канадского дуэта Меган Дюамель и Эрика Редфорда. К ним были большие претензии в части оценок по итогам многих соревнований, в том числе и на Олимпиаде. По короткой программе судьи неоднократно «моргали», когда канадцы совершали ошибки, а им не снижали баллы, подчас даже наоборот.

– Если бы канадцам поставили их реальные баллы в короткой программе, то они выбыли бы из числа претендентов, – сетует Елена Тарасова, в прошлом заместитель директора казанской школы фигурного катания, однофамилица Евгении. – Судьи бессовестно тянули канадцев. На тех элементах, на которых они заслуживали минусы, им умудрились поставить плюсы, как на том же выбросе, где Дюамель при приземлении коснулась льда второй ногой.

.
Фото: Clive Mason / Staff / gettyimages.com

Но конкретно в олимпийской произвольной канадцы получили то, на что накатали. Это были вторые цифры дня, немного хуже, чем у Савченко и Массо, но там, напомним, был «космос». А канадцы на него не были способны, кроме того, надо помнить, что они оказались одним из двух дуэтов, который откатал на Олимпиаде четыре программы – по две в команднике и две в личных соревнованиях. И если вторая такая же пара – Алекса Шимека-Книрим и Крис Книрим из США – не выдержали напряжения, финишировав на крайне низком для себя 15-м месте, то возрастные Дюамель и Редфорд поставили восклицательный знак в своей карьере. По крайней мере, Меган уже анонсировала их уход из спорта, что может послужить хотя бы каким-то утешениеМ тем болельщикам, которые на протяжении последних лет вынуждены были наблюдать за медленными, подчас «грязными» прокатами двух одиночников, как их принято характеризовать.

Предпоследними на лед вышли китайцы Суй Вэньцзинь и Хань Цун и совершили серьезную ошибку. Партнерша упала, судьи не простили им это, как «привыкли» прощать Дюамель и Редфорд. Суй и Хань опустились на второе место по сумме, и именно китайцам действительно должно быть обидно за упущенное золото, поскольку безупречный прокат произвольной гарантировал им победу.

Прокат немцев Алёны Савченко и Бруно Массо, вышедших на лёд первыми из претендентов на «золото», получился космическим. Арбитры оценили его в 159.31 балла, новый мировой рекорд в произвольной программе Прокат немцев Алены Савченко и Бруно Массо, вышедших на лед первыми из претендентов на золото, получился космическим. Арбитры оценили его в 159,31 балла, новый мировой рекорд в произвольной программе Фото: Alexander Hassenstein / Staff / gettyimages.com

ТАРАСОВА И МОРОЗОВ ПРОИГРАЛИ БРОНЗУ, А НЕ ЗОЛОТО

Тем не менее даже ошибка китайцев не гарантировала Тарасовой и Морозову то, что они обойдут их в итоге. Поскольку даже виртуальное сложение двух сильнейших прокатов россиян в сезоне давало в сумме всего лишь 232,90, что уступало цифрам, выставленным арбитрами в отношении фигуристов Китая и Германии. Увы, россияне выдали наиболее слабый прокат из всех конкурентов на медали, и в итоге вместо олимпийских наград полились слезы Евгении. Хотя было непонятно, с чего так убиваться? Упущена бронза? Да. Не смогли выдать три подряд блестящих проката в сезоне? Так их не было и ранее. Между тем Тарасовой и Морозову пришлось вытаскивать Россию со дна турнирной таблицы в командном турнире. Они выдержали психологическое давление, с которым не могли справиться немцы в короткой программе командного турнира, канадцы в короткой программе личного старта, оценки которых потом пришлось подтягивать судьям. А ведь это были опытнейшие участники олимпийских стартов, у одних пять олимпийских стартов за плечами, у других – три. А Тарасова и Морозов были дебютантами. А если еще вспомнить ту истерию, которая предшествовала подготовке российских спортсменов к Олимпиаде...

– Когда я увидела на трибунах Томаса Баха, который потом награждал триумфаторов командного турнира, то у меня появилось понимание, почему в нашей команде без объяснения причин не допустили до Олимпиады Ксению Столбову, из-за чего не стартовала пара Столбовой и Федора Климова, – размышляла Елена Тарасова. – Ведь президент МОК Бах – немец! Вот он и убирал конкурентов, просчитав, что остальные российские парники молодые, дебютанты Олимпиад, а Столбова с Климовым уже и олимпийские чемпионы в команде, и вице-чемпионы в личном турнире, пара с огромным опытом.

Суй Вэньцзинь и Хань Цун опустились на второе место по сумме, и именно китайцам действительно должно быть обидно за упущенное «золото», поскольку безупречный прокат произвольной гарантировал им победу Суй Вэньцзинь и Хань Цун опустились на второе место по сумме, и именно китайцам действительно должно быть обидно за упущенное золото, поскольку безупречный прокат произвольной гарантировал им победу Фото: Jamie Squire / Staff / gettyimages.com

КОГДА ЭТО ЕВГЕНИЯ И ВЛАДИМИР СТАЛИ ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДОЙ РОССИЙСКОГО ПАРНОГО КАТАНИЯ?

Вот в чем, в опыте (причем не только олимпийском), уступали Тарасова и Морозов своим конкурентам по старту в Пхёнчхане. Надо вспомнить, что они вышли на авансцену только в прошлом сезоне. Каким был их предолимпийский цикл? На предолимпийском чемпионате России они финишировали только на восьмом месте. В 2015 году лидерами российского парного катания считались ветераны Юко Кавагути и Александр Смирнов, выигравшие чемпионат Европы. В 2016 году «Европу» выиграли Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Чемпионат России 2017 года выиграли Столбова с Климовым – достаточно молодые, но уже обладающие опытом участия на Олимпиаде. Все это время Тарасова и Морозов пребывали на втором плане. В том числе и в группе наставника Нины Мозер, где сейчас сконцентрирована практически вся основа сборной страны в парном катании. При этом самой Нине Михайловне следует сказать огромное спасибо за то, что она семь лет назад работала не только над «настоящим» российского парного катания, создавая пару Волосожар – Траньков, но и думала над будущим, ставя Евгению в пару с Егором Чудиным.

– Я объясню вам это стратегически верное решение Нины Михайловны, – говорит Евгений Безменов, в прошлом директор казанской школы фигурного катания. – Когда Мозер поставила Женю в пару с Чудиным, я сам был в шоке, он гораздо старше Тарасовой, я не видел перспектив у дуэта. Мозер мне пояснила, что если сразу поставит в дуэт двух малоопытных тогда фигуристов, то запорет дуэт. А работа с Чудиным помогла Тарасовой освоиться в парном катании, почувствовать его нюансы и буквально через год нашла Жене другого партнера – Володю Морозова. Нина Михайловна – прирожденный менеджер, стратег, человек, способный видеть сквозь время.

Сложно даже представить каких усилий стоило дебютантам парного катания Тарасовой и Морозову вхождение в нынешний квартет лидеров современного мирового парного катания Сложно даже представить, каких усилий стоило дебютантам парного катания Тарасовой и Морозову вхождение в нынешний квартет лидеров современного мирового парного катания Фото: Jamie Squire / Staff / gettyimages.com

Вот так и создавался дуэт Тарасовой и Морозова, который стал единым только шесть лет назад, в 2012-м. В том году, когда Савченко стала второй на чемпионате мира с Робином Шолковы. Тогда Дюамель с Редфордом финишировали третьим. А близкие по возрасту к нашим спортсменам Суй Вэньцзин и Хань Цун к тому году были уже трехкратными чемпионами мира среди юниоров. Сложно даже представить, каких усилий стоило дебютантам парного катания Тарасовой и Морозову вхождение в нынешний квартет лидеров современного мирового парного катания. И когда великий тренер Татьяна Тарасова в своем телевизионном комментарии называет Евгению и Владимира «сырыми для побед на олимпийском турнире», то она на 100 процентов права. Практически невозможно за шесть лет подготовить чемпионов с нуля, в то время когда другие идут к этому титулу десятилетиями, а та же Савченко потратила на исполнение олимпийской мечты 16 лет, дебютировав на Олимпиаде еще в 2002 году, когда Евгения Тарасова заканчивала первый класс. Практически невозможно подготовить чемпионов, когда три из четырех лет олимпийского цикла тебя считают вторым, а то и третьим дуэтом страны. Потратьте толику своего внимания и перечтите материалы нашей газеты, посвященные предолимпийским прогнозам Пхёнчхана. Там значилось второе место командного турнира и безмедальное выступление в личке, поскольку было понимание всех названных и неназванных проблем, которые пришлось преодолевать нашим Рыжикам только для того, чтобы стать первыми в России. Поэтому ребятам надо сказать спасибо за то, что они заложили фундамент олимпийского серебра в командном турнире, и выразить благодарность за то, что они хотя бы подарили надежду в личных стартах.

. В последний раз Тарасова прилюдно плакала, будучи 11-летней, в 2005 году
Фото: Jamie Squire / Staff / gettyimages.com

В ОЖИДАНИИ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО

Казанское утро после проката произвольной программы началось с посещения семейства Тарасовых в поселке Дербышки. Бабушка, мама, старшая сестра Валерия встречали группы журналистов, общались с руководством ЦСП и министерства спорта Татарстана. Это было необходимо и для того, чтобы показать болельщикам, что Тарасова – местная спортсменка, плоть от плоти воспитанница нашей школы фигурного катания, в воспитании которой Казань вложила много сил, а теперь она отвечает сторицей, завоевывая медали самых крупных международных соревнований. Увы, ради этого приходится мириться с тем, что Евгения почти не бывает в родном доме, даже со своими родными и близкими видится по большим праздникам, поскольку ее дом, как и у всякого профессионального спортсмена высокого класса, это база олимпийской сборной страны и гостиницы тех городов, куда она приезжает соревноваться. Семейство Тарасовых старалось всячески не показывать своего огорчения от утренних новостей из Пхенчхана, и это сто раз правильно, поскольку вердикт завершившимся для Евгении и Владимира соревнованиям вынес очень верно первый заместитель министра спорта РТ Халил Шайхутдинов.

– Это их первая Олимпиада, – заметил Шайхутдинов. – Они и так уже многого достигли, но пока они все равно в начале своего пути. Уже скоро чемпионат мира...

Да, скоро чемпионат мира. И да, они только в начале спортивного пути. Хотя ребята уже стали звездами европейского фигурного катания, выиграв два последних чемпионата Старого Света. Что касается «мира», то Тарасова и Морозов побеждали на самом высшем уровне в финале Гран-при 2016-го, у них есть третье место чемпионате мира 2017 года. Сейчас, после Олимпиады, «поляна» мирового парного катания значительно расчистится, поскольку уйдут Дюамель – Редфорд, на сходе немцы, исполнившие мечту своей жизни, объявила об уходе из спорта Столбова. Главными конкурентами Тарасовой и Морозова остаются только переломанные прошлыми травмами Суй Вэньцзин и Хань Цун, но в этом отношении соперники стоят друг друга, если знать обо всех былых повреждениях россиян. В плюс им можно записать, что Евгения и Владимир – пара не только на ледовой площадке, но и в жизни, и никаких расставаний и распадов дуэта, как это часто случается в фигурном катании, здесь не предвидится.

А вот чего стоит ждать, так это нового олимпийского цикла. Это стало очевидно, когда стойкая и бесстрашная Евгения расплакалась в кисс энд край – уголке слез и поцелуев. В последний раз она прилюдно плакала, будучи 11-летней, в 2005 году, о чем вспоминала в интервью нашей газете.

– Тогда на чемпионат мира в Москве поехали много моих подруг по тренировочной группе, а я не смогла, – говорила Евгения. – И, когда они делились своими впечатлениями, мне, честно скажу, было завидно, что они своими глазами посмотрели чемпионат мира, который я видела только по телевизору. И тогда Геннадий Сергеевич (однофамилец Геннадий Тарасов – один из главных детских тренеров в жизни Евгенииприм. ред.) сказал: «Не плачь, Женька, ты когда-нибудь сама станешь участницей чемпионата мира».

Давайте загадаем, чтобы нынешние слезы Тарасовой «удобрили почву», которая поможет осуществить ее мечту – стать олимпийской чемпионкой. Мечте, о которой она когда-то написала в своем детском дневнике.