Оставляя надежду местным безналоговым зонам на инвестиции, турки все же в первую очередь интересовались татарстанскими автопроизводствами — очевидно, с целью собственных поставок Фото: Олег Спиридонов

«АЛАБУГА», НИЖНЕКАМСК ИЛИ ЧЕЛНЫ?

Делегация турецкой ассоциации экспортеров автомобильной промышленности Улудаг (OİB) в составе 23 человек накануне ознакомилась с тремя льготными площадками Татарстана: ОЭЗ «Алабуга» и двумя ТОСЭРами — «Нижнекамск» и «Набережные Челны». Оставляя надежду местным безналоговым зонам на инвестиции, турки все же в первую очередь интересовались татарстанскими автопроизводствами — очевидно, с целью собственных поставок. Так, в «Алабуге» они посмотрели не столько площадки турецких резидентов, сколько завод Ford-Sollers, а в Челнах визит растянулся на два дня — сегодня делегация отправится с деловой экскурсией на КАМАЗ. Как заявил «БИЗНЕС Online» по итогам вчерашних встреч представитель делегации, пока никаких конкретных инвестиционных планов вроде совместного или собственного производства под крылом наиболее приглянувшейся из трех зон у турецких производителей нет. По возвращении домой делегаты доведут предложенные им параметры до членов ассоциации, а там уж видно будет. На сегодняшний день в союз входит 4,7 тыс. компаний турецкого автопрома.

Презентацию нижнекамского ТОСЭРа турецким автопроизводителям провел замруководителя исполкома по инвестиционному развитию Радмир Беляев Фото: пресс-служба Нижнекамского муниципального района

OİB основана в 1991 году, работу в России начала в 2009-м. Интерес к Татарстану ассоциация тоже проявляла давно. В 2012 году, например, турки принимали у себя делегацию крупнейших татарстанских компаний автомобилестроения и автокомпонентов, в том числе КАМАЗ и Ford-Sollers, а уже в январе 2013-го аналогичный татарстано-турецкий деловой форум состоялся в автограде на базе КАМАЗа. В прошлом году объем экспорта продукции предприятий – членов OİB составил $25,6 млрд при общем объеме турецкого автопрома в $28,5 миллиарда. Однако локализация идет ни шатко ни валко — в Челнах работает пока две турецкие профильные компании. «Тирсан Кардан» уже 7 лет выпускает карданные валы для коммерческих автомобилей, правда, летом прошлого года компания подписала с КАМАЗом протокол о намерении создать СП «Тирсан-Кама» в КИП «Мастер». Производитель спецтехники «Колуман Рус» открылся в автограде за 150 млн рублей в 2016 году, год спустя организовав офис продаж в Москве. В «Алабуге» закрепились Trakya Cam (автомобильное стекло) и Coskunoz Alabuga (штамповка кузовных деталей) — последняя компания, кстати, тоже входит в OİB. В Нижнекамске турок нет — они только приезжают на стройку ТАИФа.

Презентацию нижнекамского ТОСЭРа турецким автопроизводителям провел замруководителя исполкома по инвестиционному развитию Радмир Беляев. Основными плюсами своей территории он обозначил географию — центр кластера «Иннокам» — и, конечно, местные промпредприятия.

Стоимостью земли Беляев козырнул: «Безвозмездно. Земля предоставляется со всей инфраструктурой бесплатно и без торгов»
Фото: Олег Спиридонов

«45 процентов синтетических каучуков производится в Нижнекамске. Каждая третья грузовая автомобильная шина производится у нас. Каждый третий грузовой автомобиль — в Набережных Челнах, которые тоже относятся к камскому кластеру, — не забыл Беляев и конкурентов по льготам, добавив, что до автограда всего 35 километров. — Я сам живу в Набережных Челнах, работаю в Нижнекамске и каждый день езжу туда и обратно безо всяких проблем».

«ПО-ТАТАРСКИ ГОВОРЮ, ПО-ТУРЕЦКИ — НЕТ, НО РАЗБЕРЕМСЯ»

Беляев пояснил, что город в первую очередь заинтересован в компаниях-инвесторах, которые займутся обработкой продукции, производимой в Нижнекамске, — в основном каучука и пластика. Спикер упомянул и проект ТАИФа «Этилен-600», который, по словам чиновника, будет реализован в ближайшие пять лет. Еще одним плюсом он назвал энергетику. «Самая мощная ТЭЦ находится в Нижнекамске», — заверил замруководителя исполкома по инвестиционному развитию.

Как в Челнах, так и в Нижнекамске принимающая сторона обратила внимание на трудовые ресурсы для потенциальных инвесторов. У нефтехимиков средний возраст жителей — 35 лет, доля трудоспособного населения — 59%. Радмир Ильдарович добавил, что Нижнекамск — это город рабочих специальностей, где у 51% населения есть среднее профессиональное техническое образование, а высшее — лишь у 20%.

По мнению Шерифэ Эрен, главный плюс Нижнекамска — в сложившейся индустриальной культуре Фото: Олег Спиридонов

Гости оживились, когда речь зашла о льготах. Беляева завалили вопросами о стоимости земли и строительства, о размерах участков. «Налог на прибыль сокращается с 20 процентов до 5, за землю и имущество платить не надо в течение 10 лет. Страховые взносы за каждого сотрудника вместо 30 процентов — 7,6. Чтобы получить эти льготы на 10 лет, вам всего лишь нужно инвестировать в первый год 2,5 миллиона рублей и создать 15 рабочих мест», — разложил по полочкам замруководителя исполкома по инвестиционному развитию. Напомнил он и о том, что в соседних Челнах инвестиций требуется намного больше — 50 млн рублей. Впрочем, если уж речь идет о вложениях первого года, необходимо поправить — в автограде эта цифра равна 5 миллионам.

В промпарке «Нижнекамск» осталось три свободных участка — их и предлагают турецким промышленникам. Однако помимо промпарка, по словам чиновника, есть еще как минимум 10 площадок наподобие частного промпарка «Пионер», переоборудованного из кирпичного завода. Есть еще промпарк «Камские Поляны», но Беляев сразу дал понять, что туда не приглашают — на этой площадке ждут сельхозпроизводителей, так как район все же считается экологически чистым и свободным от промышленной нагрузки.

На вопрос о размерах участков, которые Нижнекамск может выделить, Радмир Ильдарович ответил, что размеры наделов варьируются от половины до двух гектаров. Для крупных инвесторов можно рассмотреть вариант на 4 гектара. Стоимостью земли Беляев козырнул: «Безвозмездно. Земля предоставляется со всей инфраструктурой бесплатно и без торгов». Спикер даже предложил подрядчика на стройку — компанию, занятую строительством в челнинском промпарке «Развитие». Цена квадрата в этом случае составит 20–25 тыс. рублей. Радмир Ильдарович, напомним, плотно работал с «Развитием», когда еще курировал малый бизнес в челнинской администрации.

Оговорили стороны и сроки. Если инвестор заходит в Нижнекамск, то в 2018 году он должен начать строительство, а к 2020-му — запустить производствоФото: Олег Спиридонов

Оговорили стороны и сроки. Если инвестор заходит в Нижнекамск, то в 2018 году он должен начать строительство, а к 2020-му — запустить производство. «После строительства объекта по российскому законодательству вы забираете его в собственность. Если дела не пойдут, поможем продать», — успокоил Беляев. В брошюрах о ТОСЭРе, розданных гостям, указаны его личные контакты. «Телефоны мои, не моих сотрудников. Звоните. По-татарски говорю, по-турецки — нет, но разберемся», — предложил чиновник.

Теперь турецкая сторона ждет от исполкома список местных компаний. «Мы, конечно, очень хорошо понимаем, что для реализации проектов нам необходимо быть в тесном сотрудничестве с местными предприятиями, — резюмировала член правления OİB Шерифэ Эрен. — Чтобы понять, в каком направлении двигаться, мы должны изучить эти секторы и то, в каком направлении они работают. Нас здесь 16 предприятий, и у всех представителей есть собственные интересы».

По мнению Эрен, главный плюс Нижнекамска — в сложившейся индустриальной культуре. «Прекрасно, что здесь есть уже готовые для развития предприятий пространства, готовые площади. Это очень хорошие условия. В данном регионе прекрасная индустриальная база для развития таких проектов», — добавила глава делегации.

«В ОЭЗ ЛЬГОТ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НЕТ»

Набережные Челны не случайно оказались последними в маршруте турецкой делегации — визиту в автоград турки уделили два дня, чтобы посетить КАМАЗ. В администрации их встретили мэр Наиль Магдеев и замруководителя исполкома по вопросам развития ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев. Мэр представил город и градообразующее предприятие, расставив акценты на уходе от монозависимости.

«В определенной мере нам удалось уйти от полной зависимости от КАМАЗа, развить пищевую и перерабатывающую промышленность, выпуск бытовой техники, стройматериалов. Мы успешно развиваем малый и средний бизнес». Магдеев отметил, что в свое время на КАМАЗе работали 100 тыс. человек (это было 25 лет назад, до пожара на заводе двигателей), а теперь — около 40 тыс., что должно указывать на диверсификацию местной промышленности. По словам мэра, сегодня в МСБ города заняты 56 тыс. человек.

Гости ограничились лаконичным резюме, состоящим в основном из благодарностей за уделенное время Фото: Олег Спиридонов

Градоначальник также отметил в числе факторов, способных привлечь турок, сосуществование в Челнах около 80 национальностей и народностей, а также двух основных конфессий — мусульманской и православной. Межнациональные браки, высокая рождаемость, средний возраст 37 лет — демократичность городской культуры должна убедить потенциальных инвесторов в том, что и они не станут здесь чужими.

К презентации ТОСЭРа, таким образом, перешли под конец. В этой части Магдеев лишь отметил, что челнинские льготы привлекли уже немало иностранных инвесторов, и четко обозначил приоритеты города. «Наш интерес понятен — это новые рабочие места, доходы в бюджет и высокий уровень занятости. По итогам прошлого года у нас самый низкий за 17 лет уровень безработицы. Это благодаря льготам, которые нам дала страна», — сказал мэр и передал слово главному специалисту по ТОСЭРу.

Тимергалиев начал с того, что статус резидента доступен любой компании, размещенной в черте города. Он дал общую статистику по Челнам с акцентами на логистике и человеческом капитале: в радиусе тысячи километров живет половина населения России, что открывает простор для продаж; благодаря аэропорту, железной дороге и реке грузоперевозки не проблема, в том числе за рубеж; в агломерации проживают свыше 1,1 млн. человек; «сырьевые» Нижнекамск, Елабуга и Менделеевск помогут локализовать производство; ежегодно в автограде выпускаются 2,5 тыс. молодых специалистов. На налоговых льготах замруководителя исполкома по вопросам развития ТОСЭРа останавливаться не стал, поскольку они отражены в раздаточных брошюрах, заострил внимание только на страховых взносах (7,6% вместо 30%) — в пику ОЭЗ, где таких поблажек нет. Магдеев после презентации еще раз особо подчеркнул, как сделали и в Нижнекамске, пороговые требования: всего $830 тыс., 20 рабочих мест — и вы резидент.

Тимергалиев преподнес главный челнинский промпарк во всей красе: и один из крупнейших в Европе (1,3 млн. кв. м), и аренда дешевле $2 за метр, и построен по европейским стандартамФото: «БИЗНЕС Online»

«ТУРЕЦКИЙ БИЗНЕС МЫ ПОНИМАЕМ...»

Угадал Тимергалиев с таким козырем, как КИП «Мастер», — глава делегации Эрен еще в Нижнекамске отметила, что для турок важны площадки браунфилд, а спикер преподнес главный челнинский промпарк во всей красе: и один из крупнейших в Европе (1,3 млн. кв. м), и аренда дешевле $2 за метр, и построен по европейским стандартам.

«Часто выходит так, что мировые бренды берут площадку в одном из наших промышленных парков, а потом, со временем, строят свой, — немножко приукрасил ситуацию замруководителя исполкома по вопросам развития ТОСЭРа словом „часто“. — Нам это особенно приятно, потому что они связывают с городом свои стратегические бизнес-планы. Пример такого партнерства — Haier. Эта китайская компания, хочу напомнить, выкупила долю в американском концерне General Electric. У нас они за полтора года выпустили 250 тысяч холодильников, а в следующем году выйдут на проектную мощность 500 тысяч в год. В апреле они начнут строить свой промышленный парк и завод на 500 тысяч стиральных машин». Тимергалиев также добавил, что площадь промпарка Haier распланировал под 12 заводов. Напомним, в ближайших планах компании после завода стиральных машин уже стоит третий завод бытовой техники и два распределительных центра — все это на территории промпарка.

В ближайших планах компании после завода стиральных машин уже стоит третий завод бытовой техники и два распределительных центра — все это на территории промпаркаФото: «БИЗНЕС Online»

«Я еще хочу напомнить, что у нас в городе Hayat построил жилой комплекс Sunrise City — наши турецкие партнеры нашли Челны интересными и для строительства социальных объектов. Я и сам работал с турецкой компанией Kastamonu пять лет назад, когда был министром лесного хозяйства республики. Поэтому турецкий бизнес мы понимаем, у нас теплые отношения с нашими братьями в Турции», — уверил Магдеев.

Гости и в Челнах ограничились лаконичным резюме, состоящим в основном из благодарностей за уделенное время. Эрен подтвердила, что представители турецких компаний из разных уголков ее страны заинтересованы в дружеских и родственных отношениях, впечатлены городом и его возможностями и рассчитывают на укрепление партнерских отношений.