Система под названием «Республика Татарстан» работает на топливе под названием «исполнение поручений президента», считает экс-глава центра поддержки предпринимателей РТ Артем Наумов. Указывая, что в Татарстане создана одна из самых эффективных региональных моделей управления, автор «БИЗНЕС Online» находит в ней очевидные недостатки. О том, почему в республике не чувствуется синергии от сильных команд, а министерство экономики стало очередным «министерством статистики», — в нашем материале.
Артем Наумов: «Многие считают, что причиной моего ухода с поста руководителя ЦПП были личностные конфликты. Это далеко не так. На самом деле все началось гораздо раньше» / Фото предоставлено Артемом Наумовым
«КОНЕЧНО, ЛЮБОЙ ИЗ НАС, РОССИЯН, ЗНАЕТ ТОЧНО, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ»
Последние перестановки в татарстанском правительстве, спровоцированные переходом Артема Здунова на высокий и ответственный пост в Дагестане, вновь возродили дискуссию о том, чем и как занимают наши министерства и ведомства и насколько эта деятельность эффективна. В частности, этим вопросом в любом случае придется заниматься преемнику Здунова в республиканском министерстве экономики Фариду Абдулганиеву, для которого нынешняя должность – это совершенно новый опыт. Вот и мне, как человеку, знакомому с происходящим изнутри, хотелось бы порассуждать на эту тему и предложить конкретные рекомендации, которые могли бы сделать министерство экономики РТ более результативным – разумеется, в рамках существующих правил игры.
Конечно, любой из нас, россиян, знает точно, что нужно сделать, чтобы мы стали жить лучше, как победить коррупцию и как сделать так, чтобы наша сборная по футболу наконец-то начала хоть что-то выигрывать. Хотя нет, с последним я погорячился... Мы рассказываем наши победоносные стратегии женам, друзьям, бывает даже, подчиненные попадают под горячую руку и вынуждены вежливо кивать и поддакивать, периодически выдавливая из себя восхищенные вздохи.
Когда в 2013 году меня пригласили возглавить центр поддержки предпринимательства Республики Татарстан, я был полон идей, вдохновлен предстоящей работой, еще не понимая, с чем мне придется столкнуться в реальности. Забегая вперед, скажу, что в поисках «правильной» модели работы государственного органа я решился войти в ту же воду дважды и поработал в Москве – в АО «Корпорация развития МСП». Единственный вывод, который я сделал после нескольких месяцев работы в федеральной «НЕчиновничьей» структуре (95% сотрудников которой были бывшими чиновниками), звучал примерно так: «А Татарстан-то как, оказывается, далеко ушел!»
Затем был период (в общем, он продолжается и сейчас), когда ко мне стали обращаться ЛПР в региональных правительствах других субъектов РФ. Мы советовались и советуемся до сих пор на тему развития малого и среднего бизнеса, а с некоторыми – и всей региональной экономики в целом. Ни в коей мере не хочу завышать свою роль или степень влияния на процесс. Думаю, что таких «советников» у этих людей не один десяток. Но тем не менее приходится решать ребусы и головоломки из разряда «смешались в кучу кони, люди», когда в регионе нельзя просто так взять и, например, внедрить какую-то успешную программу с ходу. Потому что оказывается, что инфраструктуры нет вообще, национальные нюансы, объем средств из федерального бюджета для региона просто смешной и так далее.
Но потихоньку стало понятно, что, несмотря на все «разности», есть определенные системные вещи и точки, которые присущи всем – и федералам в том числе. Как мне кажется, какие-то из них получилось уловить. Есть очевидные сложности, которые не дадут взойти на государственной почве ни одной толковой идее.
ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА – ОСНОВНОЙ ДРАЙВ И ЛЕЙТМОТИВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Начнем для примера с Татарстана. Повторюсь, без преувеличения у нас действительно выстроена одна из самых (кроме Москвы, на мой взгляд) эффективных систем управления. Ни один регион по эффективности не стоит пока с нами рядом. И даже федералы – ни минэкономразвития РФ, ни минпромторг РФ. «Это здорово!» — скажет кто-то из вас. А вторая половина тут же ответит: «Понятно, сейчас начнется обливание елеем нашего президента и так далее».
Успокою всех. По порядку. Это здорово только в рамках соревновательного процесса между регионами. И да, елея не будет. Наши органы власти живут в своей вселенной. У них свое понимание эффективности, свои соперники по лиге. В целом система, выстроенная в Татарстане, эффективна и приносит результат только благодаря капитану команды. Пока капитан пашет, все работает. Если он устанет или его сменит другой капитан с управленческим потенциалом гораздо ниже, то вся команда автоматически подстроится под этот уровень – легко подстроится под низкий и практически не сможет под более высокий. Итак, приготовьтесь к инсайду.
Как работает управленческая система под брендом «Республика Татарстан»? Заранее снижаю градус «саспенса». Вряд ли скажу читателям что-то новое или поведаю о том, о чем они интуитивно сами не догадывались. Есть президент. Он единолично – и, надо отметить, очень быстро – принимает решения. У президента есть аппарат. И есть правительство. Если честно, я не понимаю особой разницы по реальному функционалу между ними. Все они в конце концов имеют главную «заточку» – решать поручения Президента. Сразу оговорюсь, что пишу здесь «Президент» специально с большой буквы, поскольку выстроить лучшую систему по скорости принятий решений и их воплощений в России действительно дорогого стоит. И это дань уважения Рустаму Нургалиевичу Минниханову. Заранее прошу прощения у оппозиционеров. Я, в общем, не особо верю в то, что другие люди смогут сделать все гораздо лучше. Почему? Ответ будет ниже, и он состоит из одного слова, которое в полной мере могут осознать только люди, работавшие в государственных органах власти.
Так вот, вернемся к поручениям президента. Это в целом основной драйв и лейтмотив республиканской экономики (плавно перехожу к экономическому блоку, поскольку не работал в минобре, минкульте и прочих структурах, но предполагаю, что с организационной точки зрения у них примерно та же картинка). Президент очень много встречается, у него много переговоров, соответственно, много поручений. В этом смысле все очень логично. В идеале каждая встреча президента должна заканчиваться результатом. Это уже стало неким культом, итогом. Все, кто идут на встречу с президентом, понимают, что все должно закончиться поручением. И если тема очень важная для президента, он может взять его исполнение на особый контроль. Чувствуете? Пока все гладко. Да в целом и правильно.
А вот дальше начинаются нюансы. Начнем с того, что поручений не просто много, а очень много. Второй момент. Помимо поручений есть еще и работа «обычная», так сказать. Отработать обращения граждан, межведомственные запросы, требования федеральных органов власти. Помню, когда мы каждую неделю проводили аппаратное совещание в министерстве экономики Татарстана при Мидхате Рафкатовиче Шагиахметове, там был такой пунктик – сколько документов вошло в министерство и сколько вышло. Скажу вам, он всегда измерялся в тысячах. Тысячи запросов, тысячи ответов на эти запросы. Ладно бы еще они были однородные, а там над некоторыми реально приходилось поломать голову. Но самое обидное было то, что это все не приносило ровным счетом никакого результата. На втором году работы в ЦПП, работы с министерством экономики стало понятно, что я начинаю терять цель. Я уже на автопилоте шел на работу, мы писали ответы, выполняли (или нет) поручения президента. Просто в какой-то момент ты начинаешь задавать вопрос: а зачем все это? Поверьте, каждый, кто работает на государство, задает этот вопрос. Рано или поздно. Поскольку у нас все-таки была экономическая направленность работы, то некие якоря мы находили. Например, «для того, чтобы привлечь как можно больше денег в республику». Хороший, кстати, мотиватор. Но и тут есть нюансы.
«БÓЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕ ЖИВУТ «ВЗАЙМЫ», РАДИ БУДУЩЕГО»
Так вот, возвращаясь к загадке выше. Что стоит выше всех, президента в том числе? И не только президента республики. Мой ответ – Система. Именно так, с большой буквы. То, что я написал выше, – это Система. Она живет сама по себе. Она живая и активно сопротивляется всему, что может ей навредить. Кто-то подумает, что, например, президент, если по-настоящему захочет, сможет все изменить. А то, что я пишу, – чушь полная. Президент – тоже человек, друзья мои. Он, как и мы с вами, может в полной мере повлиять только на себя и немного на ближайшее окружение. Другой момент, что, во-первых, не он ее создавал. Ему ее передали такой, какая она есть. Надо отметить (опять же, сравнивая с другими регионами), ее работу он только улучшил. Во-вторых, сама система завязана на таких мощных факторах, как статус и доступ к материальным благам. Соответственно, все кто играет по правилам, – имеют эти блага, а те, кто нет, – вылетают. Без исключений.
Только есть одна маленькая хитрость. Просто находиться в системе и не принимать ее, не делать того, что в ней принято, не получится. И второй момент. Блага всегда обещаются – но потом. То есть ты поработай на 20 тысяч года четыре, а потом ты станешь, допустим начальником и будет у тебя 50 тысяч. Бо́льшая часть людей в системе (министерство экономики ли это или любой другой орган) живут «взаймы», ради будущего. И это понимают прекрасно все участники этой игры, на сознательном или бессознательном уровне. Поэтому каждый ищет для себя какое-то объяснение, логично показывающее ему его правоту. Правоту в том, что он здесь и сейчас в своей бесценной жизни выполняет такую вот работу, принадлежит такой вот системе.
Теперь, когда ты обосновал себе «правильность» нахождения в этой системе, нужно понять законы, по которым она работает. Для чего? Минимум – чтобы не вылететь, максимум – достичь верхушки этой пирамиды. Так вот как работает это у нас. Еще раз возвращаюсь к началу. Система под названием «Республика Татарстан» работает на топливе, которое называется «исполнение поручений президента». Многие, кто меня знают, считают, что причиной моего ухода с поста руководителя ЦПП были личностные конфликты с Артемом Алексеевичем Здуновым. Это далеко не так. На самом деле все началось гораздо раньше. Все глубже, чем кажется на первый взгляд. И началось все с поручений.
«И ВОТ ЗДЕСЬ Я, СЧИТАЮ, СОВЕРШИЛ РОКОВУЮ ОШИБКУ»
Первые полгода работы я чувствовал себя просто прекрасно. Почему? Очень просто: меня позвали решить проблему (кто помнит, тот поймет). И пока я ее решал, я был как бы защищен верхами этой системы от всего, чтобы сбило бы мою сосредоточенность в решении их проблемы. Тяжелую длань системы я почувствовал уже после того, как проблема была решена и из разряда угрозы перешла в обычное мирное русло работы. Меня и мою структуру (а это в целом было почти всегда 52 человека) стали все активней привлекать к решению проблем, которые создавали поручения президента. Как тогда, так и сейчас (я уверен) ни времени, а частенько ни квалификации людей в министерстве экономики РТ не хватало для своевременного решения поручений президента.
И вот здесь я, считаю, совершил роковую ошибку. С одной стороны, я все-таки соотносил себя с министерством экономики, с другой – действительно какое-то свободное время у нас появилось. Поэтому я со своими ребятами тоже включился в игру «выполняем поручения». У меня была хорошая команда, хоть и молодая. Какую-то текучку я перераспределил, своих юристов и экономистов подключил на помощь в разгребании завалов, которые тогда были в министерстве. И как будто все наладилось. А я строил планы. Как мы создадим систему государственной поддержки, какие еще инструменты включим. Вместе с Рустемом Рафкатовичем Сибгатуллиным и его замом Сергеем Георгиевичем Болотаевым мы планировали новые методы поддержки, обсуждали, как можно сделать так, чтобы сделать программы максимально доступными для предпринимателей. Обсуждения кипели, мы спорили, иногда даже ругались, потом приходили к консенсусу. Отличное времечко! Было сумасшедшее чувство драйва. Искренняя благодарность со стороны предпринимателей, когда в последние дни приема документов на гранты мы вместе сидели до 12 ночи, помогали им переделывать заявки, так как было много формальных и сутевых ошибок, перешивали заявки прямо на подоконнике. Старались сделать так, чтобы максимальное число участников попало на конкурс.
И вот, потихоньку работая с Системой, я не заметил, что только я один и остался ею не поглощенным. Поздно, в общем, спохватился, друзья. Практически весь ЦПП мне «принадлежал» только во время конкурсов, а в остальное время он помогал сотрудникам министерства экономики отрабатывать поручения президента. Поняв это, я начал пытаться восстановить «статус-кво». Но, как понял уже через несколько месяцев, было поздно. Через какое-то время ЦПП фактически стал придатком департамента министерства экономики РТ по малому бизнесу. Так что никаких там личностных конфликтов не было. Были попытки с моей стороны забрать «свое», а со стороны министерства – борьба, чтобы не отдать «свое». В какой-то момент мне стало понятно, что я опоздал. В этой борьбе не было плохих и хороших, умных и тупых. Это было просто частью жизни этой системы. Когда кого-то засасывают зыбучие пески, это значит лишь одно – он вовремя их не увидел. Сами пески при этом не являются злом. Такова их природа.
«ВАЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧТО НОВЫЙ МИНИСТР – ЭТО ЧЕЛОВЕК СИСТЕМЫ, ЕЕ ПРОДУКТ»
Так вот. Поручения. Поскольку элементы системы (министерства экономики в данном примере) работают на их исполнение и, более того, они ими загружены достаточно сильно, то возникает очень неприятный двойной эффект. Во-первых, вместо реального исполнения, так, как его задумывал Президент, возникают отписки. И во-вторых (что еще более страшно), элемент системы перестает что-либо генерировать. Способность на стратегическое планирование, инициативность, трансформируется в нечто очень понятное и характерное для системы – ожидание нового поручения. В этом смысле очевидно, почему то же министерство экономики по факту является еще одним «министерством статистики». Как, впрочем, и минпромторг, и, скорее всего, остальные министерства. Невозможно возглавить в реальности то, чего не понимаешь. А понять... Понять нет времени. Надо отрабатывать поручения.
В этом смысле ни капли не удивляет назначение нового министра экономики. Люди рассматривают личности, сравнивают, чем хорош или плох Сибгатуллин, Таркаева, Нагуманов и остальные потенциальные министры экономики. Но президент, все-таки являясь частью системы, причем ее штурманом на данный момент, обладает пониманием и «зрением» самой системы. И в этом смысле важно только то, что новый министр – это человек системы, ее продукт. Неважно, кто лучше или хуже. В перечень задач, который стоит перед министерством экономики, нет пункта «начать влиять на экономику республики». То же самое и с остальными министерствами. Это палка о двух концах. С одной стороны, президент имеет хорошо управляемую и сильно зависимую от него структуру. С другой стороны, в этой команде только один нападающий, все остальные даже не смотрят в сторону ворот – задача только дать пас. То есть синергии от сильных команд, которые есть в каждом сильном и постоянно развивающемся бизнесе, нет и не будет.
Можно ли это исправить? Можно. Только надо действовать хитро, осторожно. Нельзя лезть напролом, устраивать революции, кидаться из крайности в крайность. В следующих частях я избегу длинного предисловия, характерного для любого вводного блока, и мы смоделируем ситуацию, как будто у нас есть задача превратить «министерство статистики» в министерство экономики. И начнем описывать конкретные процессы. Зачем я это делаю? Может быть, кто-то ими воспользуется. Я буду только рад.
Артем Наумов
Артем Наумов родился 2 марта 1981 года.
Окончил экономический факультет КПФУ (КГУ) и Академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
2002–2003 — ОАО «Банк Казанский», специалист кредитного отдела.
2004–2007 — ИП Наумов А.Ю., оптово-розничная торговля автозапчастями.
2007–2012 — татарстанское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», исполнительный директор.
2012–2016 — татарстанское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», сопредседатель.
2011–2013 — ООО «Вовремя.ру», директор делового интернет-издания.
2013–2014 — ГБУ «Центр поддержки предпринимательства Республики Татарстан», директор.
2014–2016 — ИП Наумов А.Ю., консультирование органов государственной власти по вопросам развития МСП.
2016–2017 — АО «Корпорация развития МСП», советник.
С 2016 по настоящее время — татарстанское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», член совета;
Руководитель комитета по оценке эффективности программистской поддержки МСП.
С 2017 по настоящее время — частный венчурный фонд «Сопрано капитал», управляющий партнер, www.soprano.vc.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 94
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.