20 февраля 1898 года, 120 лет назад, родился Порфирий Иванов. «БИЗНЕС Online» рассказывает о некоторых подробностях его замысловатого жизненного пути — от сельского воришки, карточного шулера, мошенника, члена ВКП(б), активного коллективизатора на селе, разрушителя церквей до создателя и лидера одной из культовых тоталитарных сект в СССР, обещавшей своим адептам бессмертие.
В КАЗАНСКОЙ ПСИХБОЛЬНИЦЕ, В СПИСКЕ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Эта больница была основана 1 июля 1869 года, за долгие годы своего существования она сменила несколько названий, оставив за собой только свои постоянные местоположение и «профиль». Рустем Хамитов, ее главный врач, сообщил, что до 1951 года она была «единственной в СССР <...> психиатрической больницей специального (тюремного) типа». Сегодня федеральное казенное учреждение «Казанская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением», или ФКУ «Казанская ПБСТИН» минздрава России, – одна из восьми в стране психиатрических больниц федерального подчинения, «осуществляющих принудительное лечение особо опасных психически больных лиц, совершивших общественно опасные деяния», – говорится на ее официальном сайте. Такой она была и при царе, и при государственном деятеле Лаврентии Берии, и при министре внутренних дел СССР Николае Щёлокове. Сегодня в этот стационар на 1020 коек принимаются только лица, к которым решением суда применена мера в виде принудительного лечения.
Из известных пациентов больницы можно назвать польского политика Яна Пилсудского, госпитализированного в 1941 году сугубо по политическим мотивам и не страдавшим психическими расстройствами; первого президента Эстонии Константина Пятса, помещенного сюда в том же 1941 году после вхождения Эстонии в состав СССР; знаменитого советского авиаконструктора Андрея Туполева, обвиненного в 1937 году во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации, которая якобы передавала чертежи отечественных самолетов иностранной разведке; российского политического деятеля, диссидента, журналистку Валерию Новодворскую, которая находилась здесь с июня 1970 по февраль 1972 года с диагнозом «вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности». Около 20 лет в стенах больницы в одиночной палате провел младший лейтенант Советской Армии Виктор Ильин, который 22 января 1969 года стрелял в автомобильный кортеж у ворот московского Кремля с целью убить генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, но попал в машину, в которой ехали космонавты.
В 1965–1967 годах пациентом казанской психиатрической больницы был и Порфирий Корнеевич Иванов, создатель оздоровительной, духовной системы и движения «ивановцев», биография и деяния которого до сих пор вызывают неоднозначную реакцию как в профессиональной врачебной среде, так и среди прочих его почитателей и недоброжелателей.
«СЧИТАЛСЯ ПЕРВЫМ ВОРОМ НА ДЕРЕВНЕ»
«Порфирия Иванова трудно назвать святым (его сторонники с этим, конечно, не согласятся)», – считает издание «Русская семерка». В селе, где он жил в молодости, Иванов считался первым вором на деревне. «Порфирий Иванов (также известен как „Паршек“ и „Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли“) родился 120 лет назад, 20 февраля 1898 года, в селе Ореховка на Луганщине (Украина) в многодетной семье шахтера», – сообщает о нем ok.ru. В семье было 9 детей, Порфирий был старшим из 5 сыновей. Закончил 4 класса церковно-приходской школы (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году). С 12 лет начал батрачить, с 15 лет работал на шахте. В 1917 году был призван в армию, но не воевал из-за перемирия в Первой мировой войне и был демобилизован в 1918 году.
Революцию принял со всем рвением, участвовал в коллективизации, разрушал церкви, играл на крупные суммы в карты. В 1928 он уже был кандидатом в члены ВКП(б), учился в партийной школе, но в 1930 был арестован за мошенничество, попал в лагерь, где активно сотрудничал с администрацией и вышел по УДО через 11 месяцев. В это время его терзала только одна мысль. Он думал о том, как «попасть вожаком в историю». После «прозрения», которое случилось с ним, по основной версии, во время болезни, он понял как.
25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, он пришел к мысли, что причина всех болезней и смерти – в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, «умираемой» жизни. Надо научиться жить независимо, за счет естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом 50-летнего личного эксперимента и резкого поворота в жизни Иванова. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и спустя около двух лет стал носить круглый год только одни длинные трусы. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи.
ОН ХОТЕЛ ИДТИ К СТАЛИНУ И ПРОСИТЬ ТОГО ЗАКЛЮЧИТЬ МИР С ГЕРМАНИЕЙ
Главной целью жизни «по Иванову» является достижение человеком бессмертия. Учитель обещал людям то, чего хочет каждый человек, – крепкое здоровье. Это было корнем его системы. Порфирий Иванов считал: для избавления от болезни мало вылечиться, надо сменить свою жизнь. Ведь болезнь – это наказание, и если не исправиться, недуг обязательно вернется. Первое правило Порфирия – купаться утром и вечером. Второе – нужно найти бедного человека и помочь ему. Далее – не пить, не курить, обязательно здороваться с людьми. Если кто-нибудь отказывался выполнять эти советы, Иванов его просто не принимал. Он требовал беспрекословного подчинения – такой же веры, какая была у него самого. Например, в 1974 году заболела его жена Ульяна Городовиченко, получив тяжелую травму: во время укладки сена упала с высокого сеновала. Порфирий был непреклонен: она должна была попросить его о панацее, как и все, но так и не смогла назвать своего мужа Учителем. Ульяна не оправилась от болезни и в том же году умерла...
В 1935 году Иванов был задержан сотрудниками милиции на центральном базаре Ростова, где занимался пропагандой своего учения. Он был доставлен в буйное отделение ростовской психиатрической больницы, где был признан психически больным с записью в медицинской карте диагноза «шизофрения», врачебно-трудовая экспертная комиссия города Ростова вынесла решение об определении Иванова инвалидом первой группы. По этой причине в годы Великой Отечественной войны он не призывался в армию.
Во время фашистской оккупации он, по его же воспоминаниям, продолжал разгуливать по улице в одних трусах. Немцы дивились и решили его испытать: обливали водой, возили раздетого на мотоцикле, закапывали в снег. Так рассказывал сам Иванов. Документально подтверждается только особое расположение к нему Паулюса (Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс (1890–1957), немецкий военачальник, с 1943 года – генерал-фельдмаршал, командующий 6-й армией гитлеровцев, окруженной и капитулировавшей под Сталинградом, один из авторов плана нападения Германии на СССР во время Второй мировой войны, известного в истории как план «Барбаросса» – прим. ред.). Он выдал Иванову гербовую бумагу, где было написано, чтобы Порфирия не трогали, потому что он «представляет интерес для науки». В боях за освобождение Ростова погиб старший из двоих сыновей Иванова – Андрей.
Сам же Иванов-отец утверждал, что заслуга победы над фашизмом принадлежит именно ему. Он писал: «Моя мысль лазила у Гитлера в голове, заглазно пробуждала в нем то, что нужно было для победы над фашистской Германией. Фашистские начальники – политики хитрые, спрашивали у меня: „Кто победит?“ Я отвечал: „Сталин“». Непонятно, как Иванов «помогал фронту», так как известно, что в 1943 году он хотел идти к Сталину и просить его заключить мир с Германией.
ПРОШЕЛ ВСЕ СОВЕТСКИЕ «ПСИХУШКИ» ТЮРЕМНОГО ТИПА
13 февраля 1951 года Иванова арестовали в Москве по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР («Антисоветская агитация»). 14 апреля 1951 года Особым совещанием при МГБ СССР он был направлен на принудительное лечение в соединении с изоляцией. Содержался во всех трех существовавших в то время специальных психиатрических больницах тюремного типа МВД СССР – в Ленинграде (Ленинградская специальная психиатрическая больница тюремного типа), Чистополе и Казани (Казанская тюремная психиатрическая больница НКВД СССР) примерно по году или более в каждой. Перед высылкой в Ленинградскую СПБ содержался в Таганской тюрьме. Иванов был освобожден 29 ноября 1954 года.
23 мая 1964 года Иванова арестовали в Бобринецком районе Кировоградской области (Украина), было возбуждено уголовное дело по ст. 143 ч. 2 УК Украинской ССР («Мошенничество»). 1 сентября 1964 года он был отправлен на экспертизу в Москву в Институт судебной психиатрии им. Сербского, где его признали невменяемым. 12 ноября 1964 года дело, заведенное на Иванова по ст. 143 ч. 2 УК УССР, было прекращено. Через Бутырскую тюрьму Москвы он был направлен на принудительное лечение в Казанскую спецбольницу МВД, где содержался с 13 февраля 1965 по 4 мая 1967 года.
И до, и после этих лет условия жизни и лечения в ней не отличались особой гуманностью. К 1950-м годам в больнице содержались люди, отсидевшие здесь уже по 15–20 лет. Разрешалось без ограничений получать посылки, письма, денежные переводы до 100 рублей в месяц (по курсу 1953 года), разрешались свидания. Передачи воспрещались. Питание было плохое, и те из заключенных, кто не получал посылок, голодали. Медикаментозное воздействие в 1950-х годах в больнице почти не применялось, получила распространение только „сонотерапия“: заключенные в течение некоторого времени (от 1 до 7–8 дней) получали большие дозы снотворных препаратов и не спали лишь во время приема пищи и оправки. Большинство врачей являлись офицерами, санитары набирались из уголовников.
Существуют различные оценки количества смертности пациентов больницы. Согласно письму ее главврача, с 1935 по 1991 год в ней побывали порядка 10 тыс. больных, из которых подавляющее большинство было осуждено за совершение тяжких преступлений против личности. Количество осужденных по политическим статьям, по его оценкам, составляет не более 8–10%, а количество умерших – около 400 человек. Но, как сообщил в интервью «БИЗНЕС Online» член-корреспондент Академии военно-исторических наук Михаил Черепанов, один из главных создателей республиканской Книги памяти, на 2004 год в списке умерших пациентов больницы было 1802 фамилии. В записях самого Иванова пока не были установлены какие-либо особые, яркие заметки о годах, проведенных им в стенах казанской больницы. Но несложно предположить, что выжить в тех условиях ему помогли невероятная крепость как тела, так и духа. Действительно, что ему была какая-то советская «психушка» после экспериментов гитлеровцев!
После казанской эпопеи Иванов был переведен в Новоровенецкую психиатрическую больницу Ростовской области. По решению Красносулинского суда окончательно был освобожден весной 1968 года. В 1971 году на хуторе Верхний Кондрючий (Луганская область Украинской ССР) его учениками был построен так называемый Дом Учителя, где Порфирий жил и принимал людей с 1976 года. По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года Иванов был реабилитирован в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
ПРОТЕСТ? ПОДВИГ? БОЛЕЗНЬ?
12 лет своей жизни Иванов провел в психиатрических клиниках Москвы, Ленинграда, Одессы, Казани, Ростова. «Ивановцы» убеждены, что такая «героическая» биография говорит в пользу Учителя, но анализ дневниковых текстов Иванова и анализ его поведения показывают очевидную клиническую картину шизофрении. Иванов оставил после себя более 200 тетрадей. Они выявляют спутанность мышления, скачки идей, частую повторяемость элементов речи. В 1936 году Иванов поехал в Москву участвовать в съезде Советов, хотел предложить свой вариант Конституции от имени умалишенных и заключенных. В начале 1960-х уверял, что принимал деятельное участие в полете Гагарина, а также был на Луне, когда туда высаживались американцы. По словам Иванова, в 1979–1983 годах он исполнял Миссию Бога-Духа Святого, претерпевал все, что происходило в мире, и предотвратил этим Третью мировую войну.
«Ивановство» соответствует всем признакам тоталитарной секты. В ней есть Учитель, мнение которого принимается всеми участниками сообщества как абсолютная истина. У «ивановцев» отсутствует критическое мышление к своей деятельности, они используют навязчивую пропаганду для привлечения новых адептов. Жизнь в общине подразумевает социальную локализацию, уход из семьи, отказ от привычного распорядка дня, отказ от материальных благ в пользу секты (тем не менее в 1960-е годы Порфирий Иванов купил себе новую «Волгу» – прим. ред.).
В 1992 году в одной из школ Луганской области «ивановцы» начали свой эксперимент над детьми. На протяжении четырех лет они заставляли младшеклассников «добровольно-принудительно» обливаться водой, поставили в классах высокие парты, за которыми нужно было стоять, проводили уроки пропаганды, на которых рассказывали детям про учение Иванова. Итогом этой деятельности стало резкое ухудшение здоровья детей, сколиоз, ослабление зрения...
Незадолго до своей смерти Иванов собрал своих приближенных на священном для них Чувилкином бугре, где пытались принять роды одной из «ивановок». Учитель уверял, что рожденный ребенок будет аутотрофным, то есть бессмертным. Младенца собирались отлучить от матери и кормить не молоком, а своей биоэнергией. «Ивановцы» верили, что новорожденный откроет собой эру бессмертных людей, а после смерти Иванова его душа перейдет в ребенка. В ритуал вмешалась милиция. Роженица была отправлена в роддом, где благополучно родился ребенок... девочка. «Ивановцы» же до сих пор верят, что родился мальчик, но был подменен, впрочем, по их мнению, он спасся и тайно растет и еще скажет человечеству свое слово.
Иванов, чьей главной жизненной идеей было достижение бессмертия, скончался 10 апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрючий в возрасте 85 лет. По мнению авторов документального фильма Первого канала «Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», нельзя точно сказать, что стало причиной смерти, поскольку вскрытие не проводилось. Они отмечают, что к врачам Иванов не обращался принципиально. В то же время в своих последних дневниках он жаловался на сильные боли в ноге. По предположению авторов фильма, возможно, ногу поразила гангрена от переохлаждения или это были последствия содержания в психиатрических больницах.
Умирал он долго и мучительно, но старался и виду не показывать. Завещал после смерти на протяжении трех дней обливать его тело холодной водой. На похоронах никто не плакал: он запретил себя оплакивать. «Ивановцы», конечно, не посмели ослушаться Учителя. На могиле Иванова нет ни памятника, ни креста – просто холмик, огороженный живой изгородью. Его последователи верят, что Иванов до сих пор жив.
Подготовил Михаил Бирин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.