23 февраля татарская общественность отметила 140 лет со дня рождения человека, который был вынужден покинуть родину по политическим мотивам. Накануне юбилея «БИЗНЕС Online» побывал на родине Гаяза Исхаки, где расположен единственный в мире музей, посвященный самому известному деятелю татарского национального движения, писателю, публицисту, имя которого вернулось на родину лишь через 40 лет после смерти.
На въезде в село вас встретит огромная надпись «ЯҮШИРМӘ», написанная по-татарски
РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ ИСХАКИ И ДВУХ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Деревня, где родился Гаяз Исхаки, расположена в более чем ста километрах от столицы Татарстана. Что бы в нее попасть с трассы Алексеевское — Чистополь, нужно свернуть направо по направлению, указанному на дорожном знаке «Яүширмә/Кутлушкино», и через несколько минут на въезде в село вас встретит огромная надпись «ЯҮШИРМӘ», написанная по-татарски. Таково историческое название теперь уже административного центра Кутлушкинского сельского поселения, но во всех официальных документах его принято обозначать как Кутлушкино.
Считается, что такое наименование связано с именем одного из первых переселенцев Кутлу Мухаммада, которого здесь все звали Кутлуш-бабай. По другой версии, деревня была заложена суфийским аксакалом Кутлу шейхом. Первое упоминание села датируется XVII веком: тогда, согласно переписи, в Яуширме проживали около 200 человек. В 1895 году уже насчитывались 1426 человек при 235 дворах. Основным занятием населения было сельское хозяйство. В конце XIX века в селе находилось три мечети, две круподерки, семь ветряных и одна водяная мельница и одна мелочная лавка. В настоящее время, судя по официальным данным, население составляет 641 житель. Если в советские годы, как и везде, колхоз был опорой села, то теперь единственное «головное» предприятие здесь — ООО «Кутлушкино», которое принадлежит агрокомпании «Хузангаевское», аффилированной с известным мясокомбинатом «Звениговский», что находится в Марий Эл.
В день приезда корреспондентов «БИЗНЕС Online» улицы Кутлушкино были пусты, на пути следования нам попались лишь три человека, один из них — мужчина, который с большим трудом смог объяснить, где находится музей легендарного земляка. Мы поинтересовались, как живется сельчанам при новых хозяевах: абзый не стал жаловаться, но посетовал, что часть зарплаты дают колбасой, а это не очень красиво, ведь она изготовлена из свинины, а мясо этого животного запрещено к употреблению у мусульман. При подъезде к музею повстречались и две бабушки. Автор данной статьи попытался разговорить пожилых дам на предмет знаний судьбы и творчества Исхаки, но получил ответ: мол, знать ничего не знаем, мы здесь не родились.
А ведь именно здесь 23 февраля 1878 года в семье местного муллы Гиляжетдина хазрата и Камарии абыстай родился будущий писатель, журналист, общественный деятель Мухаммадгаяз Исхаков, ставший впоследствии исторической фигурой всемирного масштаба. Любопытно, что Кутлушкино — еще и родина двух героев Советского Союза Габделахата Валиева и Гали Шамсутдинова. Кроме того, здесь родилась литературовед Флера Тарханова, ее брат — экс-министр культуры РТ Ильдус Тарханов, экс-депутат Госсовета РТ Сурия Усманова, летчик-испытатель Гали Нургалиев...
Исхаки — глыба всемирного масштаба, юбилейная дата которого, к удивлению многих, почему-то отмечается не так широко, как хотелось бы
«ВИДИМО, МЫ НЕ СОЗРЕЛИ ДО ОСМЫСЛЕНИЯ ЕГО НАСЛЕДИЯ»
В чем же заслуга деятеля татарского национального движения, писателя и публициста? По мнению исследователя творчества Исхаки, профессора кафедры татарской литературы КФУ Хатипа Миннегулова, это одна и центральных фигур «татарского ренессанса», который пришелся на конец XIX – начало XX веков. «Да, были такие личности, как Ризаэтдин Фахретдин, Габдулла Тукай, другие, но, думаю, что такого, как Гаяз Исхаки, сыгравшего главную роль в духовной жизни татар, пожалуй, не было. Это был боец; еще учась в медресе, он был известен как спорщик, кроме того, имел глубокие знания. Тукай его воспринимал как предводителя всех татар. Исхаки интересовался историей, в своих произведениях во главу угла ставил судьбу народа, ставил вопросы: куда идем, что надо делать, почему мы отстаем? Даже его первые произведения „Радости познания“, „Ике йөз елдан соң инкыйраз“ („Вымирание татар через двести лет“) воспринимались как большое событие для татарского мира», — рассказал Миннегулов «БИЗНЕС Online».
Не откроем секрета, если скажем, что именно «Инкыйраз» — наиболее обсуждаемое произведение Исхаки среди татарской интеллигенции. Кто-то считает его пророческим: дескать, в опубликованной в 1904 году книге есть четкое предсказание исчезновения татарской нации, а стало быть, жить татарам осталось лишь 86 лет — буквально несколько поколений. Драматург Ркаил Зайдулла не согласен с таким пессимистическим прогнозом: «„Инкыйраз“ — одно из первых его произведений. Написано Гаязом Исхаки в 26-летнем возрасте, а смысл его в том, что татары должны влиться в европейскую цивилизацию, иначе они исчезнут. Но ведь после этого его мировоззрение меняется. Исхаки становится социалистом, потом с возрастом встает на национальную платформу...»
Тем не менее наши собеседники отмечают прежде всего заслуги нашего героя на ниве литературы. «Гаяз Исхаки в первую очередь — большой писатель, драматург, его произведения оказали большое влияние на других писателей. Это человек, выпустивший в начале XX века восьмитомник, таких тогда не было. Тукай воспринимал его как вожатого, великого. Исхаки выпускал газеты, в которых пропагандировал свободу народа, равенство всех национальностей, поднимал политические вопросы», — напоминает профессор Миннегулов. «Исхаки — сильный прозаик, а вот как драматурга я его не до конца принимаю», — рассказывает «БИЗНЕС Online» лауреат Тукаевской премии Зайдулла, который перевел на татарский главное произведение жизни Гаяза эфенди «Идель-Урал», написанное на русском языке в Европе и опубликованное впоследствии на французском и английском языках. «Там он рассказывает о путях выживания татар, которое возможно только при обретении независимости и тюркского единения», — говорит современный драматург.
Исхаки, кроме всего прочего, — лидер татарской эмиграции; человек, встречавшийся с Папой Римским, дискутировавший с Керенским. В общем, глыба всемирного масштаба, юбилейная дата которого, к удивлению многих, почему-то отмечается не так широко, как хотелось бы. «По логике, его 140-летие должны были широко освещать — к сожалению, этого нет. Видимо, мы не созрели до осмысления его наследия», — с грустью замечает Миннегулов.
Самого дома, где родился Исхаки, не сохранилось, поэтому музей было решено открыть в доме купца первой гильдии Сайфетдина, к нему был сделан бревенчатый пристрой, где и расположены основные экспонаты
ЕСТЬ ЛИ В МУЗЕЕ ПОДЛИННИКИ И НЕ ЗАКРОЕТСЯ ЛИ ОН
Но вернемся в Кутлушкино/Яуширму. Музей-усадьба расположена в центре села. Самого дома, где родился лидер татарского национального движения, не сохранилось, поэтому объект было решено открыть в доме купца первой гильдии Сайфетдина, к нему был сделан бревенчатый пристрой, где и расположены основные экспонаты. Очаг культуры был открыт в 1999 году, на церемонии присутствовал тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Почему выбрали этот дом? Как говорит заведующая музеем Расима Ибрагимова, связь с Исхаки есть: «Местный богач Сайфетдин бай был женат на сестре Гаяза Фаридабану, ей было 18 лет, ему 54, через 2 года купец умирает, а вдова выходит замуж за другого человека — революционера».
Посетителей музея Исхаки встречает лавка Сайфетдин бая, стилизованная под конец XIX столетия, далее — вход в дом. По словам научного сотрудника музея-усадьбы Голисы Яруллиной, оригинальных вещей Исхаки не так много: есть, например, его маленькое зеркальце, которое было прислано из Турции. Кроме того, имеются вещи родителей — четки Гиляжетдина хазрата и тарелка Камарии абыстай, щипцы для сахара семьи Исхаковых, калфак Фаридабану, платье еще одной сестры Гайнельмарзии, дочери которой Сююмбике Шариповой в мае исполняется 98 лет, она проживает в Ташкенте. Хранится здесь также и запись голоса писателя, привезенная из Германии директором Института татарской энциклопедии Искандером Гилязовым. К слову, обстановка музея была воссоздана со слов племянницы Исхаки. На стеллажах хранятся письма Гаяза дочери Сагадат Чагатай, брату Хасану Исхакову, книги Исхаки, изданные как до, так и после революции, в том числе и в период эмиграции.
Имя Исхаки вплоть до перестройки было забыто, поэтому даже в самой Яуширме нет людей, которые бы о нем знали. «Даже аксакалы деревни ничего не слышали о его существовании, лишь в 90-е годы были живы еще бабушки, которые говорили, что знали сестер Исхаки, но о нем о самом даже и не знали», — говорит Яруллина. К сожалению, в последние годы угасает интерес к выдающемуся татарскому деятелю. Если в год открытия музея и последующее десятилетие его посещали порядка 5 тыс. человек в год, то сейчас в пять раз меньше, хотя входной билет стоит всего 100 рублей, детский — 70 рублей. Одна из причин непопулярности музея в том, что сюда сложно привезти людей, говорит заведующая музеем Исхаки: «Недавно приезжала экскурсия из школы, их привезла учительница Гульназ апа, она пожаловалась, что детей очень трудно привезти, три дня только пришлось согласовывать документы для того, чтобы учеников доставить на автобусе, — столько препятствий ставится». Да и сам объект нуждается в обновлении, ремонт здесь не делался с момента открытия. Однако, на взгляд корреспондента «БИЗНЕС Online», положение не такое удручающее, как было описано в ряде СМИ и некоторых выступлениях татарских деятелей культуры. В частности, слухи о том, что музей-усадьба вскоре закроется и переедет в райцентр Чистополь, Ибрагимова и Яруллина категорически опровергают. Недавно приезжали представители министерства культуры, составляли смету на ремонт. «На сегодняшний день смета лежит на столе у президента, ему осталось только ее подписать», — уверяет заведующая Ибрагимова: в следующем году как-никак юбилей единственного в мире музея Исхаки — 20-летие.
ГУЛЬТАН УРАЛЛЫ: «ГАЯЗА ИСХАКИ ЗДЕСЬ ХОРОШО ЗНАЮТ, КАЖДЫЙ ГОД В ДЕНЬ ЕГО РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ МЫ ПРИХОДИМ НА МОГИЛУ»
В музее хранится земля с могилы Исхаки, который был похоронен на Стамбульском кладбище Эдернекапы. Писатель и публицист скончался 22 июля 1954 года, предположительно, от рака желудка. В юбилейный год в татарском мире началась дискуссия о необходимости перезахоронения останков на родине. Так, Зайдулла в «Фейсбуке» приводит в пример деятелей русской эмиграции: «У нас есть еще великие личности, которые захоронены вдалеке от родины, за рубежом. Посмотрите, через сколько лет вернули в Москву и перезахоронили останки великих россиян — философа Ивана Ильина и генерала Антона Деникина. Сказали, что это было последним желанием обоих. Они ушли в иной мир с твердой верой в то, что рано или поздно советская власть рухнет и их тела будут преданы родной земле». Исхаки же в завещании написал буквально следующее: «Где бы я ни умер, похороните меня по канонам ислама на мусульманском кладбище. Если моя страна освободится от засилья чужеземцев, останки мои перевезите в Казань и предайте земле на мусульманском кладбище, по возможности рядом с могилами Шигабутдина Марджани, Габделькаюма Насыри, Хади Максуди, Габдуллы Тукая». Но это время еще не подошло, считает автор резонансного поста в соцсетях. «В завещании Исхаки написано, чтобы похоронить его на родине только после того, как она станет свободной, обретет независимость. Там он спокойно лежит, за его могилой ухаживает фонд дочери Саадет Чагатай», — сказал «БИЗНЕС Online» Зайдулла. Такого же мнения и Миннегулов: «По моему мнению, пусть лучше его прах останется в Турции, я там был на кладбище. Сейчас в России положение нестабильное, положение нашего народа в стране находится на вторых, третьих ролях. Даже могилу может ожидать незавидная судьба. Раз он нашел последний приют в Турции, там ему будет спокойнее».
В Турции ему действительно спокойнее: за могилой ухаживают, самого поминают. Это подтвердила и председатель общества культуры и взаимопомощи поволжских и уральских татар «Идель-Урал» в Стамбуле Гультан Ураллы: «Гаяза Исхаки здесь хорошо знают, каждый год в день его рождения и смерти мы приходим на могилу, молимся там. Есть фонд, созданный его дочерью Саадет Чагатай, который увековечивает память Исхаки. На прошлой неделе мы его помянули и Шигабутдина Марджани. Гаяза Исхаки здесь хорошо знают, потому что в годы, когда формировалась Турецкая Республика, у ее истоков стояли такие татары, как Акчура, Исхаки, Максуди, Валиди. Ататюрк их очень хорошо знал — это известные у нас личности». Да чего скрывать — на отчизну они, по сути, не вернулись и по сей день.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 148
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.