«Татспиртпром» намерен занять треть республиканского рынка пива, причем уже в первый год продаж. Эксперты полагают, что подвинуть конкурентов, конечно, можно, но не ранее чем через полтора года и при условии нетривиальных усилий. Готов ли на это ТСП, что может привлечь в казанском пиве удмуртов и пермяков и какой брендовой линейки ждать от татарстанских пивоваров, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».
НА КРЫЛЬЯХ RED BULL AIR RACE
Для раскрутки своего пива «Татспиртпром» намерен активно эксплуатировать спортивную тему. Например, компания уже во второй раз станет партнером международных соревнований по авиаслалому, которые пройдут в Казани 25 и 26 августа. «В дни проведения Red Bull Air Race на площадке одного из ресторанов на Кремлевской набережной будет организована специальная локация – White Kremlin Lounge, также проведем очень много тематических активностей», — рассказал «БИЗНЕС Online» первый заместитель генерального директора АО «Татспиртпром» (ТСП) Ринэль Нуретдинов. Напомним, что вдохновителем проведения «воздушных гонок» в Казани стал генеральный директор ТСП Ирек Миннахметов. Переговоры с Red Bull велись три года и прошлым летом соревнования, наконец, состоялись, а компания выступила в роли основного партнера.
Удачный повод для вывода пива на рынок связывают и со стартующим в июне в Казани чемпионатом мира по футболу. «У ФИФА есть свои партнерские пивные бренды, но они будут только на стадионе, а футбол будет и за его пределами, — говорит Миннахметов. — Мы, конечно, попытаемся максимально зайти на полки во время соревнований, хотя понимаем, что для этого очень мало времени». Но, по его словам, на стороне ТСП — благоприятный информационный фон. «Люди ждут качественное казанское пиво», — уверен гендиректор. Напомним, пивная философия «Татспиртпрома» базируется на завоевании не российского, а в первую очередь татарстанского рынка. В свое время бренды «Красного Востока» пользовались большой популярностью, теперь же казанского пива нет. «Между тем опыт показывает, что местные бренды всегда находят своего потребителя», — констатирует Миннахметов.
Продукция ныне достраивающегося в Чистополе пивзавода «Белый Кремль» должна появиться на прилавках уже этим летом. Напомним, в мае 2017 года ТСП заключил с немецкой фирмой Krones контракт (30 млн евро, в ценах того времени — примерно 2 млрд рублей) на поставку оборудования. Общая стоимость завода — около 5 миллиардов. Мощность — 10 млн дал с возможностью расширения производства. В каком-то смысле для Krones татарстанский проект станет визитной карточкой, поскольку в России еще нет завода, который сделала бы «под ключ» эта компания.
В первый год продаж ТСП намерен занять треть пивного рынка РТ — уже проведены переговоры с местными сетями, затем в планах выйти на рынок соседних регионов. Не исключают в компании и возможность выхода на общероссийский рынок и сотрудничества с федеральными торговыми сетями, но только после «завоевания» местных покупателей.
СЕМЬ БРЕНДОВ ТАТАРСКОГО ПИВА — ОТ «КАМЫ» ДО «СТАРОЙ КАЗАНИ»
Сам завод в Чистополе и флагманский бренд пива назвали «Белый Кремль». «Мы долго искали название, которое бы ассоциировалось не только с Татарстаном, но и было бы понятным любому, — говорит о процессе выбора названия гендиректор ТСП. — Белые кремли есть и в Астрахани, и в Тобольске, и в других городах. Кроме того, не просто так и Москву когда-то называли белокаменной».
В пивной линейке ТСП — 7 брендов. Флагманский — «Белый Кремль» — классический светлый фильтрованный лагер, также будет вариант пшеничного, живого и безалкогольного пива. Кстати, именно на сегмент безалкогольного пива советует обратить внимание Союз российских пивоваров (СРП). В 2017 году продажа такого пива выросла на 9,4%. Этот сегмент составляет всего 1,4% от общей продажи пива, тем не менее он сейчас самый перспективный в пивоваренном бизнесе, считают в пресс-службе СРП. «Основные причины роста популярности безалкогольного пива, безусловно, вызваны серьезными инвестициями пивоваренных компаний в высокотехнологичное оборудование, бренд-маркетинг и торговый маркетинг, — отмечают в СРП. — При этом развитие безалкогольных пивных брендов полностью отвечает задачам государства по снижению злоупотребления алкоголем».
Следующий бренд — светлое и темное пиво «Старая Казань». Чисто местное пиво, сваренное по особой рецептуре, пиво для ценителей. Под этим брендом, возможно, будут выходить и необычные сорта, например с медовым или имбирным вкусом. «Этот бренд будет продвигаться только в Татарстане, — говорят в „Татспиртпроме“. — При помощи него мы хотим рассказать нашим потребителям историю о том, что пиво в наших краях начали варить давно. Когда-то здесь были такие заводы, как „Восточная Бавария“ Оскара Петцольда, предприятие купца Ивана Александрова, и, конечно, „Красный Восток“».
В добавок к концепции «казанского пива» весной компания откроет два музея пивоварения — в магазине-музее «Арыш Мае» на улице Салимжанова и на заводе «Белый Кремль» в Чистополе. У посетителей музеев будет возможность ознакомиться с историей пивоварения Казани, попробовать пиво и, конечно, купить его. А главной фишкой музея в Чистополе станет возможность увидеть производство хмельного напитка «вживую». «Будем возить экскурсионные группы из Казани, хотя Чистополь — сам по себе туристический город, он включен в сеть круизных маршрутов по Волге, и туристам обязательно будут предложены экскурсии на наш завод», — говорит Миннахметов.
Также на заводе будут варить пиво под маркой CZ — чешский хмельной напиток в светлом и темном вариантах. Оно позиционируется как современный напиток с динамичным дизайном упаковки и с возможными экспериментами в сторону более сладкого вкуса. «Жигулевское» — хмельной напиток по советским ГОСТам. «Кама» — крепкое пиво, которое, как считают в компании, благодаря названию с легкостью зайдет в Удмуртию и Пермь.
Особое место в линейке пивных брендов ТСП занимает продукция лицензиара König Ludwig International GmbH & CO (KLI). В сентябре «Татспиртпром» в присутствии президента Татарстана Рустама Минниханова подписал с немецкими пивоварами, которыми руководит принц Луитпольд Баварский, 10-летний контракт. Баварцы предоставляют «Татспиртпрому» право на использование интеллектуальной собственности, включая производство и реализацию в России своих пивных брендов.
«Пиво от одного из мировых лидеров не может быть неуспешным, — уверен Миннахметов. — Это знаменитая компания, которая варит пиво более 750 лет». Баварское королевское пиво будет представлено брендами премиум-класса: это светлый фильтрованный и нефильтрованный лагер Kaltenberg, а также темное и пшеничное нефильтрованное König Ludwig. «Наши партнеры будут участвовать на всех этапах производства — от выбора сырья до проверки конечной продукции. Их требования — 98% соответствия вкуса, любое отклонение от рецепта будет выбраковываться», — обращает внимание глава компании.
«ТАТСПИРТПРОМ СМОЖЕТ ЗАНЯТЬ ТРЕТЬ ТАТАРСТАНСКОГО РЫНКА ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА-ДВА ГОДА»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам и игрокам рынка порассуждать на тему пивных перспектив «Татспиртпрома» на российском рынке.
Руслан Якушев — директор ОАО «Булгарпиво»:
— Конечно, какую-то долю рынка «Татспиртпром» все равно заберет, но сказать, насколько сильным игроком он будет, пока не могу: надо смотреть на качество оборудования и на самих пивоваров — это один из залогов вкусного пива.
Михаил Смирнов — главный редактор портала «Алкоголь.ру»:
— Сегодня в первую очередь у производителей, заходящих на рынок, стоит вопрос в умении сэкономить, организовать доставку и хранение, ведь в торговых сетях пиво зачастую держат в тепле, на солнце, и, естественно, качество падает. Новая компания на пивном рынке сможет вырасти за счет рекламы и операций с удешевлением сырья (вместо солода использовать технологию переработки несоложеного зерна — прим. ред.). Невысокий ценовой сегмент — 45–55 рублей с легкостью выдавит конкурентов.
Понятно, что захватить рынок и стать главным брендом России татарстанцы не смогут: не хватит ни объемов производства, ни системы доставки. Но шансы на треть регионального рынка у них есть.
Алексей Коренев — аналитик ГК «Финам»:
— Определенные преимущества у региональных производителей есть. Причем небольшие компании часто наиболее сильно представлены в формате разливного пива. Таким образом, вопрос развития компании упирается в структуру спроса. Любители дорогого брендового пива будут отдавать предпочтение крупным производителям, зачастую — с мировым именем (который как раз есть в линейке «Татспиртпрома»). Любители совсем свежего или живого, но при этом относительно доступного по цене пива, с большим удовольствием купят продукцию местных некрупных производителей.
Евгений Осипов — директор казанского филиала АО «Пивоварня Москва-Эфес»:
— Определенно, «Татспиртпром» имеет сильные позиции в регионе и в России, но — в совершенно другом сегменте. У нас сильный и конкурентный портфель брендов, и я уверен, что мы способны эффективно конкурировать с ТСП на местном рынке.
Строить прогнозы — неблагодарное дело, но то, что в категории «пиво» работать будет сложно, это точно. Многое зависит от портфеля брендов и рыночной стратегии «Татспиртпрома». При существенных инвестициях в рынок, в продвижение продукции и развитие продаж планы по занятию трети татарстанского рынка пива вполне достижимы через полтора-два года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.