Итоговое совещание местного департамента надзора в сфере образования обернулось тихой сенсацией. Министр образования РТ Рафис Бурганов дал понять, что вопрос с изучением татарского языка не закрыт — в нынешнем формате школы работают до конца года, а там предстоит «разбираться до конца». Также корреспондент «БИЗНЕС Online» услышала, как замглавы федерального Рособрнадзора обличал школы во лжи и педагогической запущенности, и выяснила, о чем был «секретный» доклад прокурора Олега Даминова.
Рафис Бурганов (второй слева) дал понять, что вопрос с изучением татарского языка не закрыт — в нынешнем формате школы работают до конца года, а там предстоит «разбираться до конца»
«НАДО СПОКОЙНО РАЗОБРАТЬСЯ ДО КОНЦА»
Накануне в Казани прошло первое итоговое совещание департамента надзора в сфере и контроля в сфере образования под руководством нового министра образования Татарстана Рафиса Бурганова. Самой интригующей частью стал пресс-подход, на котором Бурганов представил своего московского гостя — замруководителя Рособрнадзора РФ Анзора Музаева, который специально приехал на совещание по просьбе республики.
Всех журналистов, разумеется, интересовал вопрос преподавания родного языка в школах. «Громко сказано, что Татарстан гремел на всю страну. У нас много национальных республик, где в том или иной степени были выявлены разного типа нарушения», — заметил Музаев. По его словам, контрольно-надзорный орган подавляющее большинство регионов уже проверил, и все замечания уже получили. Какого-то определенного решения по этому по поводу до сих пор не выработано. «Готовится ряд мероприятий, в том числе больших федеральных семинаров и форумов, где эти проблемы будут обсуждаться. И там мы, действительно, определим нормальный вектор развития двуязычных регионов [...], чтобы каждый ребенок мог получать образование и на родном языке, и на русском языке. Мы сейчас только в начале этого пути», — заявил представитель Рособрнадзора.
Бурганов, как ни пыталась пресс-служба уберечь своего руководителя от этого вопроса, все-таки нарушил обет молчания. Он тоже дал понять, что вопрос окончательно не закрыт: в этом учебном году изучение татарского языка будет идти в соответствии со ФГОС, а дальше все еще возможные какие-то корректировки. «Этот вопрос будет рассматриваться совместно. Будут найдены нормальные варианты решения. Я бы не называл [решения] компромиссными, потому что какой в одном государстве может быть компромисс? Это нормальное рабочее решение проблем, которое жизнь каждый день нам будет подбрасывать, — подчеркнул Бурганов. — Сегодня это язык, завтра это математика, послезавтра это химия — к примеру говорю. Я бы не стал эту лодку раскачивать. Это рабочий процесс, в котором, как наш президент республики говорит, виноваты и лошадь, и телега. Поэтому надо спокойно разобраться до конца».
Прозвучавшие заявления выглядят хоть и туманно, но довольно-таки неожиданно. До сих пор считалось, что на сессии Госсовета РТ прокурор РТ Илдус Нафиков поставил точку в вопросе: татарский язык во всех ипостасях изучать можно, но только с письменного согласия родителей — и никак иначе. Но какие-то переговоры, оказывается, тихо-тихо, но идут уже при новом министре.
«ВАМ КИНО КРУТИТЬ ИЛИ ТОЛЬКО СВЕТ ВЫКЛЮЧИТЬ?»
За столом президиума во время коллегии, помимо Бурганова и Музаева, также сидел председатель комитета по делам национальности Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, от которого, впрочем, так и не прозвучало ни слова. Министр образования РТ явно был в приподнятом настроении. Он обратил внимание, что это его первое совещание подобного масштаба (коллегия самого образовательного ведомства обычно проходит в августе). Первой взяла слово руководитель департамента надзора в сфере и контроля в сфере образования Гульнара Габдрахманова. Перед этим она попросила показать собравшимся подготовленный фильм. «Вам кино крутить или только свет выключить?» — несколько рискованно шутил Бурганов, цитируя журнал «Чаян». На экране закадровый голос привел несколько интересных цифр: департамент провел в 2017 году почти 2,5 тыс. проверок, по результатам которых выдано свыше 2 тыс. предписаний и выписано штрафов на сумму свыше 1 млн рублей. За год в департамент поступило 1,3 тыс. обращений от бдительных граждан. Чуть позже Габдрахманова добавила, что за последние три года департамент рассмотрел около 3 тыс. обращений, количество которых особенно выросло в 2017 году более чем на 50%. Основная часть жалоб касалась незаконного сбора денег и принуждения к благотворительности, а также длинная очередь в детские сады. В 2018 году проверят 844 образовательных учреждения в 10 районах Татарстана.
Сама Габдрахманова свой доклад вела в официозном стиле. Она говорила, что принципиальная позиция департамента — комплексность проведения проверок, что помогает выявить проблемы в муниципальном районе, а не только в отдельном учреждении, а также привлечение экспертов при проведении всех видов контроля, в том числе из других регионов. Руководитель департамента предложила проверять именно те районы, которые по итогам рейтингования министерством вошли в красную зону. К слову, федеральный центр уже рекомендовал в проверку 2018 года включить 66 образовательных учреждений, которые показали плохие результаты по итогам всероссийской проверочной работы (ВПР).
Среди основных нарушений в подведомственных минобразования РТ организаций Габдрахманова выделила отсутствие лицензии на ведение образовательной деятельности, нарушения при проведении ГИА, порядка приема, отсутствие безопасных условий для воспитания ребенка, нарушение в оказании платных услуг, несоответствие образовательного ценза у педагога. Она напомнила, что контрольная деятельность должна представлять собой единое образовательное пространство, что пора переходить в новую систему электронного документооборота, и в конце поздравила всех дам с наступающим 8 Марта.
Гульнара Габдрахманова рассказала, что за последние три года департамент рассмотрел около 3 тыс. обращений. Основная часть жалоб касалась незаконного сбора денег и принуждения к благотворительности
«В ЭТОЙ ЛЖИ КРОЕТСЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ»
Следующий выступающий, начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко, говорил четко и без остановки, в отличие от Габдрахмановой, апеллируя интересными историями из жизни современной школы. Для начала он повторил постулат, услышанный от своей коллеги из татарстанского департамента о том, что сегодня по всей стране стоит задача выстроить единое пространство контрольной деятельности, и, видимо, дальше попытался объяснить, что именно это значит, приводя различные примеры.
Так, по его словам, необходимо проанализировать информацию в системе образования по итоговой аттестации 9-х и 11-х классов, результаты проверочных работ и результаты проверок Рособрнадзора и впоследствии по анализу этой информации сформировать три зоны (красную, желтую и зеленую),а затем, исходя из тех организаций, которые попали в группу риска, составить план проверок на следующий год.
В 2018-м Рособрнадзор, по словам Семченко, предоставил регионам список школ, объективность проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) в которых вызывает, мягко говоря, вопросы. «У нас есть школы — а таких школ сотни в стране, — в которых ни педагоги, ни завучи, ни директора, ни начальники отделов образования не стесняются показывать 100-процентные пятерки для всех участников ВПР по всем предметам», — недоумевал московский гость. При этом, как он заметил, такие школы высокими результатами на ЕГЭ не отличаются.
Евгений Семченко посчитал, что Габдрахманова слишком «демократично» подходит к проверкам образовательных учреждений
«Каждый из вас профессионал и понимает, что это обманом поставленная оценка, — признал Семченко. — В этой лжи кроется проблема педагогической запущенности, когда все участники образовательного процесса абсолютно уверены в своей успешности. А по факту этого нет. Зачем делать домашние задания, ходить на уроки, дополнительные занятия и все остальное, если и так все хорошо?»
Для чего же педагоги и директора «рисуют» пятерки? Причина вполне банальная — учреждения или их руководители опасаются всевозможных негативных последствий. «Зачастую наш брат чиновник принимает самое простое и неправильное решение, когда наказывает всех невиновных, награждая непричастных», — обратил внимание представитель Рособрнадзора. Именно поэтому контрольно-надзорный орган наложил мораторий на вопрос санкций. «Этого категорически нельзя делать. Наоборот, те школы, которые продемонстрировали объективные, пусть и низкие результаты на оценочных процедурах, надо наградить, поощрить и организовать полную методическую помощь», — призвал «братьев-чиновников» Семченко.
Сегодня, впрочем, по его словам, нагрузка на образовательные учреждения начиная с 2018 года снизилась — уменьшилось количество проверок с 30% до 20% от общего количества образовательных учреждений в регионе. «Но мы жестко настаиваем на проведении комплексных проверок. Это наши методические рекомендации, которые являются обязательными для исполнения», — твердо заявил московский гость, не став пояснять, что же такое те самые «комплексные» проверки.
Все же полетел камень в огород татарстанского департамента. Семченко посчитал, что Габдрахманова слишком «демократично» подходит к проверкам образовательных учреждений, но это происходит прежде всего из-за ее патриотизма к родным татарстанским школам, колледжам и детсадам, и призвал делать это немного строже.
Предупредив коллег о переходе на систему электронного документооборота, Семченко начал рассказывать о школах, у которых как раз таки были необъективные результаты ВПР. Тем не менее когда до конца совещания оставалось еще около часа, пресс-служба департамента обрнадзора РТ прямо по ходу речи высокого московского гостя... выгнала всех журналистов из зала. Позже Семченко пришлось терпеливо рассказывать, что в оставшейся части своего доклада он приводил примеры необъективного проведения проверочных работ. Также он поднимал вопросы о несправедливой раздаче медалей в школах: мол, дети получают «золото» или «серебро», а сами сдают ЕГЭ на низкие баллы. Впрочем, Татарстан в этой категории никак не выделяется, подчеркнул федеральный гость, показатель по «недобросовестным» медалистам «ни больше, ни меньше, чем у других регионов».
По самой острой теме — преподавание языков — Олег Даминов высказался довольно кратко и сухо
О ЧЕМ ГОВОРИЛ ПРОКУРОР В «СЕКРЕТНОМ ДОКЛАДЕ»?
Пресс-служба никак не объяснила причины своего недипломатичного поведения. Однако догадаться легко: следующим в программе значилось выступление заместителя прокурора РТ Олега Даминова на тему «Взаимодействие органов прокуратуры с органами образования в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних». Опросив несколько участников совещания, нам удалось выяснить некоторые детали его доклада. По самой острой теме — преподавание языков — он высказался довольно кратко и сухо: повторил цифры о количестве проверок и выявленных нарушений и подвел итог — приняты меры прокурорского реагирования. Было сказано также о «единичных» случаях нарушений в детсадах, но здесь прокуратура пока что проверок не проводит, ограничиваясь внушениями.
Еще одна горячая тема — препоны, которые создают школы детям при переходе в 10-й класс. Проблема обострилась еще при Энгеле Фаттахове, который взял курс на сокращение выпускных классов — мотивировалось это в том числе необходимостью наполнять ссузы и ПТУ. Особо в этой связи была выделена школа №10 Нижнекамска. За поборы с родителей прокурор покритиковал казанские школы №19 и №124, а случай в кадетском корпусе Нижнекамска и вовсе оказался из ряда вон — заведено уголовное дело. Также Даминов рассуждал о проблемах детей-сирот, а под конец призвал задуматься о безопасности, чтобы не повторять трагедии, подобной той, что случилась в Перми.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 383
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.