«ШУТЯТ НА ЭТУ ТЕМУ НЕОБРАЗОВАННЫЕ ЛЮДИ»

Третий вброс «повседневного расизма», как назвал весной 2016 года пиар-приемы набережночелнинской фабрики мороженого «Славица» английский Times, вызвал реакцию на этот раз в местной еврейской автономии. Если британская газета обиделась на «Славицу» за эскимо «Обамка», то председатель еврейской национальной культурной автономии Набережных Челнов и гендиректор ООО «ТКФ Кама-Тракс» Леонид Штейнберг пригрозил «креативным» мороженщикам судом, если они не уничтожат продукцию под названием «Бедный еврей».

Хрустящий рожок с двухслойным мороженым — шоколадным и черносливовым — появился в киосках «Славицы» несколько дней назад и уже вызвал бурную дискуссию в соцсетях. «Ох, и ведь попадется какой-нибудь дотошный еврей и подаст на них в суд — будут разборчивее в выборе названий», — прокомментировала маркетинговый ход одна из пользователей и, как показали дальнейшие события, оказалась права. Накануне Штейнберг заявил в СМИ, что еврейская община официально адресует фабрике требование о немедленном прекращении производства нового мороженого и изъятии его из киосков.

«Я попросил своих коллег, чтобы мне привезли образец этого мороженого. Я его завтра увижу и спрошу у производителя: „Вы что, приехали в Набережные Челны, чтобы разваливать у нас толерантность?“ О чем они думают вообще? Да где они вообще видели бедных евреев?» Штейнберг отметил и изображение на обертке мороженого — кроме оскорбительной надписи оно содержит изображение израильского флага. По мнению председателя общины, такой элемент должен был согласовываться с посольством Израиля.

Леонид Штейнберг пригрозил «креативным» мороженщикам судом, если они не уничтожат продукцию под названием «Бедный еврей» Леонид Штейнберг пригрозил «креативным» мороженщикам судом, если они не уничтожат продукцию под названием «Бедный еврей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, обращения Штейнберга в суд может и не понадобиться — за него это готова сделать прокуратура Челнов, если обнаружит в словосочетании «бедный еврей» нарушение законодательства. Какого именно — прокуратура пока не уточняет, сделав заявление «БИЗНЕС Online» лишь о том, что соответствующая проверка начата.

Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», словосочетание «бедный еврей» действительно оказалось не только для Штейнберга, но и для других представителей нации совсем не смешным.

На риторический вопрос Штейнберга «Где они видели бедного еврея?» нам ответил другой известный в Татарстане представитель еврейской общины — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер. «Эта „идея“ родом из знаменитого еврейского анекдота. Сидят два нищих, один держит табличку с надписью „Подайте бедному арабу“, другой — „Подайте бедному еврею“. Прохожие подают только „арабу“. Наконец один сердобольный прохожий останавливается и говорит „еврею“: „На что ты надеешься, кто ж поверит, что еврей может быть бедным?“ Тогда „еврей“ и говорит условному „арабу“: „Изя, ты видишь? Они еще будут учить нас гешефту!“ Вот откуда берется название — мол, повсюду и любыми способами еврей стремится обмануть. Дурь это человеческая и разжигание межнациональных страстей. Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так. Хотят быть оригинальными, а выглядят идиотами. В „Бахетле“ пекут торт „Мудрый еврей“ — я его дарю, когда иду в гости. Бедный же еврей несет в себе совсем другой посыл. Чтобы понимать его, нужно, как я или как Штейнберг, родиться и вырасти евреями в послевоенной Украине, где в одном дворе жили мои родители и полицай, который успел 10 лет отсидеть за расстрелы евреев. Люди многого не знают о холокосте, о черте оседлости и государственном антисемитизме Советского Союза. Шутят на эту тему необразованные люди, а молодым не хватает лекций о том, куда заводит разделение по национальному признаку и что такое настоящий фашизм».

Яков Геллер: «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так. Хотят быть оригинальными, а выглядят идиотами» Яков Геллер: «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так. Хотят быть оригинальными, а выглядят идиотами» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НУЖНО ЭТО ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАТЬ И ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПОДАВАТЬ В СУД НА НИХ...»

«Славица» отказалась комментировать «БИЗНЕС Online» ситуацию, хотя можно не сомневаться, что ажиотаж вокруг очередного пиар-хода маркетологи фабрики прогнозировали и определенно рассчитывали на него. Эпатаж публики, замешанный на этнической и расовой тематике, стал для «Славицы» инструментом бесплатной рекламы. После первого скандала с «Обамкой», напомним, фабрика свернула продажи в Челнах, однако партия готового мороженого разошлась на родине собственников — в Красноярске, а полтора года спустя «Славица» зарегистрировала права на товарный знак. Следующий эксперимент — мороженое «Хохол», оформленное в желто-голубых тонах украинского флага, не вызвал столь оживленного отклика в России, однако тоже был отмечен СМИ.

Стоит уточнить, что в непризнанной Донецкой народной республике на сегодняшний день вряд ли возможны санкции за некорректные торговые марки: в феврале этого года выпуск тортов под названием «Бедный еврей» запустила Славянская кондитерская фабрика. Отметим, что эту новость директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский комментировал в ироничном ключе.

Не одобряют очередную выходку «Славицы» и профессионалы маркетинга. Доцент кафедры графического дизайна Камского института искусств и дизайна, член международной ассоциации «Союз дизайнеров» Игорь Козлов называет пиар-ход темой для дебатов на кухне.

«Эпатаж — нехороший инструмент для получения прибыли, — считает Козлов. — Я не думаю, что для товара это принесет какие-то дивиденды, что он получит дополнительную коммерческую привлекательность. Название мороженого на грани фола. Расчет такой: пройдет — хорошо, не пройдет — хотя бы поговорят о нас. Но это на кухне можно что угодно говорить. Возможно, я лично не люблю какую-то нацию, но это не значит, что я об этом должен говорить громко и публично. Я абсолютно солидарен с представителями еврейского народа. В данном случае, если им все удастся, я буду только аплодировать — если они захотят, если будут последовательны, то, конечно, добьются прекращения выпуска данной продукции. Есть вещи, которые дороги человеку, — род, семейственность, национальность, религия, идеология, и никому не дано права это порицать. Будь моя воля, я бы наказал так, чтобы не только запретили подобное мороженое, но еще и по балде дали этим креативщикам, которых я такими не считаю. Есть закон, наказание за преследование и издевательство по национальному признаку еще никто не отменял. Нужно просто это переквалифицировать и дополнительно подавать на них в суд. Я уверен, что у этого названия есть два автора — тот самый дурацкий неумный креативщик и его руководство. Они должны солидарно нести ответственность».

КАК «СЛАВИЦА» УГОЩАЛА МИННИХАНОВА И КОГОГИНА

«Славица» пришла в Челны весной 2016 года, открыв здесь производственный филиал на площади 1,3 тыс. кв. метров. Основным собственником фабрики и зарегистрированной в автограде торговой компании является красноярец Олег Моисеев (46,5% и 80% соответственно), однако в Челнах базой для развития сети стали ресурсы местного производителя мороженого Марселя Шайдуллина — совладельца бренда «Два брата». Шайдуллин вошел в капитал обеих компаний с 20%.

О размещении киосков красноярцы договорились с властями города еще летом 2015-го, а в 2016-м буквально за пару месяцев после старта они поставили в городе свыше 40 киосков, вызвав тем самым возмущение местных предпринимателей, тщившихся получить землю под свои торговые объекты. Впрочем, мобильный бизнес «Славицы» имел очевидное и объективное преимущество перед предприятиями, рассчитывающими на капитальные строения, — киоски. 25 из них бесплатно расположились на муниципальных землях и являются сезонными нестационарными объектами, их безвозмездное размещение по согласованию с муниципалитетом законом не возбранялось. Охватив город, мороженщики вскоре заявили о расширении производства и об экспансии в Нижнекамск, Елабугу и Казань. Затем продукцию фабрики оценил на Спасской ярмарке в Елабуге президент РТ Рустам Минниханов, еще через несколько месяцев он повторил публичную дегустацию в Челнах и предложил попробовать мороженое чете Когогиных, после чего открытые претензии к варягам прекратились.

Продукцию фабрики оценил на Спасской ярмарке Рустам Минниханов, еще через несколько месяцев он повторил публичную дегустацию в Челнах, после чего открытые претензии к варягам прекратились Продукцию фабрики оценил на Спасской ярмарке Рустам Минниханов, еще через несколько месяцев он повторил публичную дегустацию в Челнах, после чего открытые претензии к варягам прекратились Фото: president.tatarstan.ru

Стоит отметить также, что «Славица» не за красивые обертки согласовала у Наиля Магдеева 25 бесплатных киосков (к настоящему времени, кстати, нестационарные объекты уже размещаются через конкурс). Фабрика перед заездом в Челны стала одним из главных спонсоров муниципальных благотворительных фондов, отчет о финансовой деятельности которых публиковался исполкомом. «Славица» в первый же год отдала на неформальные нужды города 5 млн рублей, поэтому совершенно бесплатными их удобные локации тоже не назовешь. Тем не менее УФАС по РТ в судебном порядке требовало демонтажа 25 киосков, указывая на то, что они поставлены вне конкурса и на участки могли найтись другие претенденты. Арбитражный суд республики тогда удовлетворил исковое заявление, однако фабрика добилась отмены решения в апелляционной инстанции. Все эти факты указывают на определенное мастерство руководства фабрики в игре на грани фола — посмотрим, к чему приведет новый вызов, принятый еврейской общиной автограда.