. Стройку КНС «Заречная» стремится остановить владелец ближайшего к ней офиса – на Кожевенной, 10
Фото: metshin.ru

«ВОДА» ПРОТИВ «ВОДЫ»: НЕБОЛЬШАЯ КАЗАНСКАЯ ФИРМА ВСТАВЛЯЕТ ПАЛКИ В КАНАЛИЗАЦИОННУЮ «СТРОЙКУ ВЕКА»

Многомиллиардный проект строительства канализационной насосной станции (КНС) «Заречная» у речного техникума пытается остановить ООО «Фирма „Аква“». Перечень требований к МУП «Водоканал», рассматриваемый в татарстанском арбитраже, весьма боевой. Среди них, к примеру, – прекратить строительство КНС «Заречная» с напорными коллекторами, ведущееся, по мнению заявителей, с нарушением градостроительных правил; обязать демонтировать уже начатое строительство как создающее «угрозу для безопасности, жизни и здоровья людей, а также угрозу разрушения и дальнейшей деформации эксплуатируемыми нами здания и земельного участка».

В первую очередь владельца фирмы тревожит судьба трехэтажного офисного здания по ул. Кожевенной, 10 (1918 года постройки, общая площадь здания – 328 кв. м, участка под ним – почти 600 кв. метров). Для сохранения своей собственности истцы требуют либо соорудить подпорную стену, либо забить шпунты для защиты участка и постройки от воздействий строительства, а заодно заделать уже появившиеся трещины как в доме, так и в грунте. 

Истцами выступают ИП Фирхат Гафаров и ООО «Фирма „Аква“» (учредитель – тот же Гафаров, директор – очевидно, его сын, Тимур Гафаров).  Баланс компании – 7,3 млн рублей на конец 2016 года. На тот же период чистая выручка  составила 12,7 млн рублей. В общем, получается противостояние: «вода» против «Водоканала». 

Строительство новой КНС обусловлено тем, что единственная в заречной части города КНС «Верхняя» на грани аварийного состояния

ПРОЕКТ ЦЕНОЙ В 6,8 МЛРД РУБЛЕЙ: «ОТПЕРЕТЬ» ЗАРЕЧЬЕ И УСТРАНИТЬ УГРОЗУ ДУРНОПАХНУЩИХ АВАРИЙ

Напомним, что строительство новой КНС обусловлено тем, что единственная в заречной части города КНС «Верхняя» на грани аварийного состояния. Станция построена 40 лет назад и сейчас едва справляется с возросшим канализационным потоком. Она рассчитана на перекачку 12,5 тыс. кубометров стоков в час из Кировского, Авиастроительного, Московского, Ново-Савиновского районов и поселка Дербышки. Но потребности города ежегодно растут, станция работает в перегруз. Из-за отсутствия канализования во всех этих районах фактически заперто нормальное строительство. При этом половина Казани живет под страхом дурнопахнущей аварии: если лопнет коллектор или что-то случится с КНС «Верхняя», то свыше полумиллиона человек надолго останутся без канализации. «Водоканал» наконец взялся взломать эти запоры: с появлением КНС «Заречье» город обретет возможность строительства 6,5 млн. кв. м жилья (приблизительно 120 тыс. квартир) в ближайшие 5–8 лет.

Так что это фактически «стройка века». 26 февраля на деловом понедельнике в казанском исполкоме директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров рассказал, что с ноября 2016 года на объекте выполнили устройство основания и вертикальных ограждающих конструкций подземной части насосной станции. Построено 5 новых камер из 7 запланированных, три тоннеля диаметром 2 метра протяженностью 300 метров. Ведется прокладка наружных сетей электроснабжения общей протяженностью кабельных линий 7 километров. «На сегодняшний день основные работы по строительству подземной части станции приостановлены из-за изменения уровня грунтовых вод», — сказал Егоров. По его словам, у будущей КНС ведется бурение 15 водопонижающих скважин (12 рабочих, 3 резервных) общей производительностью 1 тыс. куб. м в сутки. Все работы по водопонижению намерены завершить к маю этого года, после чего продолжится строительство дна «стакана» насосной станции.


«Это не влияет на проведение других работ на площадке, которые ведутся непрерывно», – сказал Егоров. Стоимость первого этапа строительства КНС – 1,2 млрд рублей, завершить его планируют в первом квартале 2019 года. Большую часть средств из проектных 6,8 млрд рублей проглотит второй этап – две 10-километровые «нитки» подземного коллектора диаметром 1,4 метра.

Согласно базе данных «Контур.Фокус», контракт на строительство КНС «Заречная» выиграло ООО «ВТС», предложив выполнить работы за 1,25 млрд рублей. Заказчиком выступил «Водоканал». Всего ВТС выиграло 14 госконтрактов на общую сумму в 1,7 млрд рублей, то есть строительство «Заречной» для них самый крупный объем, превышающий все остальные работы по заказу государства. Среди других побед строительство очистных сооружений на выпусках сточных вод в пруд Адмиралтейский в Казани за 100 млн рублей (неподалеку от КНС), завершение строительства и ввод в эксплуатацию сетей канализации для жилого поселка «Ореховка-2» Зеленодольского района РТ за 136 млн рублей и прочее. Кто стоит за компанией? 60% уставного капитала компании принадлежит Ильнару Хафизову, оставшиеся 40% – Рафису Сибгатуллину (он же является гендиректором). У учредителей есть и иные компании, но более-менее известных среди них встретить не удалось. На конец 2016 года баланс составил 274 млн рублей, выручка – 279 млн рублей, чистая прибыль – 125 тыс. рублей. «БИЗНЕС Online» обратился в ВТС за комментарием, однако в компании ответили, что свою позицию уже официально высказывали в суде.

Строительство КНС ведется в довольно людном месте – с одной страны большая дамба на ул. Несмелова, по которой проходит шоссе и трамвайные пути. С другой – здание речного техникума со знаменитым «Метеором» Строительство КНС ведется в довольно людном месте – с одной стороны большая дамба на ул. Несмелова, по которой проходит шоссе и трамвайные пути, с другой – здание речного техникума со знаменитым «Метеором» Фото: Рустам Ахметгареев

АВГУСТОВСКОЕ ЧП: ВОДА ЗАТОПИЛА СТАКАН КНС ВМЕСТЕ С ЭКСКАВАТОРОМ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» на месте убедился, что строительство КНС ведется в довольно людном месте – с одной стороны большая дамба на ул. Несмелова, по которой проходит шоссе и трамвайные пути, с другой – здание речного техникума со знаменитым «Метеором», покоящимся на постаменте. По соседству – снегоплавильный пункт «Водоканала», куда вереницей едут самосвалы, груженые грязными кусками льда и снега с казанских дорог. На самой территории КНС тоже идет движение: техника и люди ведут наземные работы. Дом, за который ведут борьбу бизнесмены, находится фактически в том самом квартале, где идет строительство, а через улочку шириной примерно 15 метров – 9-этажный дом.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор ООО «Фирма „Аква“» Тимур Гафаров, их небольшой семейный бизнес существует с 1993 года. Здание на Кожевенной сначала арендовали у муниципалитета, позднее приобрели в собственность. Деятельность начинали с производства фильтров для воды, постепенно перешли и на инжиниринг, в том числе и сами строили небольшие канализационные насосные станции (далее КНС). Однако на такие большие проекты, как тот, что у них за окном, они не претендуют – нет соответствующих производственных мощностей. Многолетний опыт позволяет усомниться в методах, которыми подрядчик ведет строительство.

По словам Гафарова, в конце прошлого века на этом месте уже велась работа по строительству КНС. Под круглый «стакан» станции был вырыт котлован, по периметру укрепленный железобетонной стенкой (сейчас она частично разрушена в ходе нового строительства). Кроме того, перед речным техникумом была сделана массивная подпорная стенка. Сейчас уже неизвестно, почему была заморожена та стройка, отмечает Гафаров. По его версии, причина – в высоком уровне грунтовых вод. «Местность, находящаяся в примерном месте впадения старого русла Казанки в Волгу, очень водонасыщена и близка по свойствам к болоту», – предполагает он. Чтобы грунтовые воды не затопляли котлован, ее надо постоянно откачивать. Вероятно, из-за этих трудностей объект был заброшен, порос деревцами, а на месте котлована появилось небольшое озеро с утками.

Тимур Гафаров Тимур Гафаров утверждает, что подрядчик фактически игнорирует то, как влияет строительство на соседние объекты Фото: Рустам Ахметгареев

Впрочем, не исключено, что причина другая, ведь не мешает же болотистый грунт работе КНС «Верхняя», что по соседству? Возможно, в позднесоветские годы банально не было денег, а это место под станцию выбрали как раз из-за того, что оно очень низкое – почти на уровне Казанки, и канализационные стоки могут сходиться в эту точку практически самотеком. 

В 2016 году началось новое строительство. В «Акве» понимали, что идет реализация важного социального проекта, и надеялись, что неудобства будут временными. Но, как утверждает Гафаров, подрядчик фактически игнорирует то, как влияет строительство на соседние объекты. Ни о каких подпорных стенках, защищающих соседние объекты, как в прежние времена, речи не шло. Так, в месте, где кончается старая подпорная стенка у речного техникума, стал образовываться обвал в сторону дороги. Проблема решалась просто: строители передвигали забор по периметру обвала. Сейчас ограждение уже сдвинуто до дороги и образует необычный полукруг.

Но главное – в процессе нового строительства непосредственно по самому офисному зданию пошли небольшие трещины, из-за сильной вибрации и шума его покинули арендаторы, утверждает Гафаров. И, наконец, разыгралась настоящая драма. Вечером 28 августа 2017 года на строительной площадке КНС произошла какая-то авария. В результате часть земельного участка обрушилась на территорию стройки, в заполнившемся водой котловане затонул экскаватор. Как предполагает Гафаров, насосы на площадке не справились с откачкой грунтовых вод. Вода, подмыв грунт, обрушила его, при этом заполнив строящуюся чашу КНС. Представители «Водоканала» после аварии порекомендовали покинуть здание, пообещав решить сложившуюся проблему. Однако решения все нет, а обращения в «Водоканал» закончились ответами в том смысле, что зданию вашему уж 100 лет, так что трещины – следствие давней эксплуатации. 

В месте, где кончается старая подпорная стенка у Речного техникума, стал образовываться обвал в сторону дороги В месте, где кончается старая подпорная стенка у речного техникума, стал образовываться обвал в сторону дороги Фото: Рустам Ахметгареев

Тогда-то терпение ООО «Фирма „Аква“» закончилось, и оно обратилось в арбитраж с целью защиты своей собственности. Учитывая отсутствие подпорных стенок, случившуюся аварию с затонувшим экскаватором, просевший в прошлом году асфальт по ул. Несмелова, компания сомневается в компетентности строителей, ведущих одну из самых масштабных инженерных строек Казани, и требует прекратить строительство до окончания судебных разбирательств и устранения всех нарушений. Более того, она выражает опасения, что «последствия для города могут быть и более глобальными, если строительство продолжится тем же способом». «Если бы обвал произошел не в сторону офисного здания, а в сторону старой действующей КНС, то могла бы произойти экологическая катастрофа – поступающие стоки после обрушения инфраструктуры затопили бы все близлежащие окрестности, а по самым пессимистическим оценкам, могли даже дойти до русла реки Волги и попасть в зону водозаборных сооружений Казани», – нагнетает краски Гафаров. Ведь остановить взбесившийся поток того, что спускают в канализацию полмиллиона человек, быстро точно не получится.

«Аква» заказала экспертное обследование. Выводы экспертов неутешительны: если строительство продолжится, то сползание пластов грунта в сторону котлована стройки в весенний период может привести к обрушению здания на ул. Кожевенной, 10. Для предотвращения этого необходимо на границе участка со зданием выполнить или подпорную стенку, или шпунтовое ограждение. Кроме того, необходимо устранить повреждения как в грунте, так и в самом здании, говорится в заключении. 

Так как дело перешло в судебную плоскость, есть необходимость проведения судебной экспертизы. Суд направил запросы в предложенные сторонами экспертные организации. Одна из них, предложенная МУП «Водоканал» и находящаяся в Санкт-Петербурге, оценила проведение экспертизы в 2 млн рублей, а остальные посчитали, что работы обойдутся в 300–400 тыс. рублей.  И, если суд выберет именно экспертов из Питера, ООО «Фирма „Аква“» будет вынуждено платить за работу организации из города на Неве, а так как таких денег у компании нет, по мнению Гафарова, это фактически лишит ее возможности судебной защиты. Также директор добавляет, что буквально рядом с их зданием – жилой дом, речной техникум... А это сотни людей, предупреждает он. 

. Выводы экспертов неутешительны: если строительство продолжится, то сползание пластов грунта в сторону котлована в весенний период может привести к обрушению здания
Фото: Рустам Ахметгареев

«СВЕРХНОРМАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ ЗДАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ»

В МУП «Водоканал» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» подтвердили проблему грунтовых вод. «На  сегодняшний день основные работы по строительству подземной части станции приостановлены из-за резкого непрогнозируемого смещения грунтовых вод», – говорится ответе компании. При этом в течение трех месяцев с целью определения особенностей гидродинамического режима и фильтрационных свойств всех водоносных горизонтов на площадке строительства проводились дополнительные гидрогеологические исследования. На основании результатов сейчас выполнены расчеты и разработаны изменения технологических схем производства работ.

Что же до прилегающих к стройплощадке объектов, то перед началом работ по строительству подземной части КНС «Заречная» была созвана комиссия в составе представителей администрации Кировского и Московского районов, проектной организации, технического надзора, заказчика и подрядной организации. Были обследованы дома № 10 по ул. Кожевенной, №7 по ул. Несмелова и многоквартирного жилого дома №2 по ул. Широкой, попадающих в зону вероятного влияния строительства.

«С начала производства работ по устройству КНС „Заречная“ подрядной организацией ведется высокоточный геодезический мониторинг окружающей застройки и близлежащих зданий. Согласно отчетам по геодезическому мониторингу, сверхнормативного движения конструкций здания в пространстве не наблюдается», – подчеркивают в «Водоканале». Иначе говоря, все трещины, которые есть в доме на Кожевенной, были раньше и стройка КНС тут ни при чем. При этом в целях сохранения целостности здания по ул. Кожевенной,10 в августе 2017 года подрядчиком выполнены работы по обваловке и усилению откоса вблизи данного здания. Укрепление откоса проводилось, согласен владелец «Аквы», но он считает, что просто завалить его попутным грунтом явно недостаточно. Бизнесмен указывает, что ограждение от строительной площадки нужно проектировать  в соответствии с возможной разрушительной нагрузкой в случае аварии на КНС «Заречная».

. Жилой многоэтажный дом от проблемного особняка отделяет лишь узкая улица Фото: Рустам Ахметгареев

«ЖЕЛАНИЕ БИЗНЕСА ВЫЖАТЬ МАКСИМУМ ИЗ СИТУАЦИИ ПОНЯТНО, НО...»

Есть и еще один взгляд на конфликт. Как полагает источник «БИЗНЕС Online», близкий к стороне «Водоканала», владелец «Аквы» просто-напросто мечтает продать свое здание. Попытки продажи объекта, по словам собеседника редакции, были, раз за разом цена объекта снижалась, а покупатели так и не нашлись. Поэтому как вариант — предложить дом самому «Водоканалу», чтобы МУП просто выкупил его. Для этого и нужны суды, заявления об ущербе, трещинах и т. п., предполагает собеседник.  

Причем «Водоканал» на всякий случай уже делал экспертную оценку объекта, и в неформальных разговорах предлагал какую-то сумму владельцу «Аквы». Но тот заявил ценник раза в четыре выше, да еще и гораздо дороже рыночной цены, так что официальную оферту МУП так и не сделал. Сам бизнесмен, впрочем, отрицает, что ему делали такие предложения (до начала строительства КНС недвижимость приносила доход, поэтому оценку здания «Аква» не проводила). А есть ли смысл выкупать здание для нужд будущей КНС? Дело в том, что проект строительства «Заречной» предусматривает возведение административно-бытового корпуса, и вместо строительства АБК проектировщики могли рассмотреть перестройку дома на Кожевенной, 10, хотя никто не горит большим желанием идти на это. Понятно, что приспособленный столетний дом – совсем не то, что новое здание спецпостройки! Но вариант обсуждался, говорят собеседники «БИЗНЕС Online». 

Вместе с тем позиция «Аквы» в разговоре с компанией проста: «Вы никуда не денетесь, мой объект рядом с площадкой строительства, все равно будете платить». Так что предстоят битвы в судах, якобы дал понять «Водоканалу» владелец дома. 

Замерить трещины непосредственно в самом доме на Кожевенной, 10 не получится: специалистов не пускают на объект Замерить трещины непосредственно в самом доме на Кожевенной, 10 не получится: специалистов не пускают на объект Фото: Рустам Ахметгареев

Замерить трещины непосредственно в самом доме на Кожевенной, 10 не получится: специалистов не пускают на объект. «Отказы подтверждаются документально», – говорит источник. Так что зафиксировать «маячками» трещины, чтобы понять динамику, есть ли угроза или подвижки в пределах нормативов, не удается, а методы дистанционного контроля подтверждают, что объект никуда не «повело». У «Аквы» версия противоположная: якобы компания приглашала к осмотру здания «Водоканал», в том числе телеграммами (их копии есть в редакции). В октябре был осмотр здания, где присутствовали 7–8 представителей МУПа, но подписывать акт осмотра они, не объясняя причин, отказались, утверждает владелец «Аквы». 

Сейчас, помимо геодезического мониторинга, подрядчик под контролем экспертов из Санкт-Петербурга следит также за состоянием грунтов. Для этого, по словам нашего источника, пробурены специальные скважины и ведется мониторинг пластов грунта. Дистанционными методами эксперты продолжают контролировать и состояние дома на Кожевенной, 10. Это нужно не только для суда, но и входит в предусмотренные проектом работы по оценке влияния строительства на соседние здания, включая жилой дом и речной техникум. 

«Исходя из всего этого – завышенная цена, отказ от мониторинга, – мы можем лишь предположить, что сейчас собственник пытается сделать все, чтобы продать здание максимально дорого, – резюмировал собеседник. – Желание предпринимателя выручить максимум из сложившейся ситуации вполне понятно. Но важность КНС для города, думаю, объяснять не надо».