. С раннего утра у дома на Горького, 10 не было ни одной привычной машины — их эвакуировали в ожидании высоких гостей

К МУЗЕЮ ГОРЬКОГО ПРИСОЕДИНИЛИ ШАЛЯПИНА

Сегодня утром своих первых высоких гостей со всем торжеством принимал преобразившийся казанский литературно-мемориальный музей Максима Горького. В середине прошлого месяца стало известно, что музей великого писателя объединят под одной крышей с музеем не менее великого оперного певца Федора Шаляпина. Музея в честь последнего еще никогда не было в родной для Шаляпина Казани. Едва ли не первым посетителем теперь уже в объединенном  музее Горького и Шаляпина по традиции стал президент Татарстана Рустам Минниханов.

С раннего утра у дома на Горького, 10, что расположен по соседству со стадионом «Динамо», театром Тинчурина и татарстанским реготделением партии «Единая Россия», не было ни одной привычной машины. С небольшой парковки, что давненько образовалась на пересечении улиц Горького и Галактионова, эвакуировали в ожидании высоких гостей все автомобили, а рядом дежурство несли трое сотрудников Госавтоинспекции, охранявшие все подъезды к историческому дому. На входе корреспондента «БИЗНЕС Online» встретили уже обновленные информационные таблички, сообщающие, что теперь в этом здании расположен именно музей Горького и Шаляпина, без приставки «литературно-мемориальный». Теперь эта формулировка кажется неуместной для дома, к которому, по сути, Шаляпин имеет косвенное отношение, несмотря на то, что экспозиция в честь оперного баса присутствовала все это время в музее Горького еще с 1968 года.

Внутри журналистов встретила привычная для всех визитов руководства республики подготовительная суматоха. Директор музея Марианна Гаврилова спешно под бдительным взглядом президентских «протокольщиков» раздавала последние указания, где, что и как должно стоять. На первом этаже музея шли последние приготовления. Даже пригласили детей из 3-й художественной школы города, которые что-то усердно изображали на холстах прямо на проходной музея.

Постепенно к этой суматохе невольно стали подключаться и другие гости, среди которых корреспондент нашей газеты заметил министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина, мэра Казани Ильсура Метшина, руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова, министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина, а также верных помощниц президента РТ Олесю Балтусову и Лейлу Фазлееву, которую не так давно повысили до вице-премьера. Не был замечен министр образования и науки РТ Рафис Бурганов, который был в списке гостей, зато на встречу с Миннихановым пригласили всех ярких представителей творческой интеллигенции города и республики.

. Во время всей экскурсии по залам Минниханов предпочитал задумчиво слушать своих экскурсоводов, лишь изредка нарушая повествование короткими фразами

«ОН РЯДОМ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ ВРОДЕ РОДИЛСЯ?»

Прибыв на место точно по расписанию (благо музей расположился в шаговой доступности от Дома правительства РТ) президент Татарстана деловито, снимая на ходу верхнюю одежду, проследовал на осмотр выставки, посвященной Горькому. Сопровождала всю правительственную делегацию лично Гаврилова, которая останавливала взоры гостей на экспонатах своими краткими рассказами о них. «Около 700 экспонатов выставлено на экспозицию. Вообще, наша экспозиция насчитывает 40 тысяч экспонатов — это горьковская коллекция, и около 4 тысяч экспонатов — это коллекция Шаляпина, из которых только 100 предметов — это личные вещи Федора Ивановича, которые были переданы Ириной Федоровной Шаляпиной, дочерью артиста от первого брака. 2237 мемориальных предметов и личных вещей передано из дома Пешковых», — рассказала директор музея несколько позже корреспонденту «БИЗНЕС Online». 

Во время всей экскурсии по залам Горького Минниханов предпочитал задумчиво слушать своих экскурсоводов, лишь изредка нарушая повествование о жизни писателя короткими фразами. «Незаконная жена?» — переспрашивал Рустам Нургалиевич, остановившись у стенда, посвященного Марии Андреевой,  гражданской жене Пешкова. «Модный был», — комментировал президент РТ «домашний» наряд писателя, выставленный в одном из залов, в то время как ему рассказывали о связях Горького с татарскими писателями и поэтами.


Особой гордостью, на которую обратили внимание лидера республики, стала воссозданная пекарня, где Горький работал с 1886 по 1887 год подручным пекаря и где он получил свои первые «казанские университеты». В темном подвальном помещении, куда отвели Минниханова, стоял сладкий запах свежеиспеченного хлеба. О чем шла во время экскурсии речь, неизвестно: журналистов не пустили, мол, помещение слишком маленькое для всех. Но, как позже поделилась директор музея с нашим корреспондентом, главное впечатление от экспозиции Минниханов получил именно там.

Если музейная коллекция Горького насчитывает 40 тысяч экспонатов, то в коллекции Шаляпина всего 4 тысячи

Уже на втором этаже гостей ждала другая экспозиция, стоявшая особняком и посвященная оперному басу. Там Минниханова первым делом поблагодарили, видимо, за волевое решение наконец-то выделить пусть хоть не отдельное  место, но строчку в названии уже существующего музея Шаляпину. «Он рядом с пенсионным фондом вроде родился?» — спрашивал Минниханов музейщиков, по всей видимости, зная о доме на Пушкина, 10. Президенту РТ рассказали, что дом, где родился Шаляпин, в Казани не сохранился. А тот, который он имел в виду, — это дом Лисицына, где долгая время жила семья певца. Не раз возникали разговоры, почему бы не выделить именно этот дом для мемориального музея Шаляпина, но строение сегодня находится в плачевном состоянии. Какова судьба этого здания, не один год огороженного забором и строительными лесами, никто из присутствующих так и не смог прокомментировать.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» показалось, что выставка по большей части состояла из различных фотографий из личного архива певца, но это было лишь первое впечатление. В глаза бросался шаляпинский рояль — гордость музея, по словам Гавриловой. Музыкальный инструмент сегодня не действует, но, как пояснили сопровождавшие, его легко можно отреставрировать — например, в казанской консерватории этим занимаются.

Проходка по экспозиции Шаляпина, показалась несколько меньшей по времени, что никак не относится к отведенным площадям для увековечивания памяти оперного певца. Завершив с осмотром выставки, Минниханов отправился в библиотеку при музее, где его для встречи уже ожидали представители творческой интеллигенции.

Творческий бомонд города и республики, приглашенный на встречу с президентом РТ, был весьма внушителен

«МЕД ТОЛЬКО МНЕ И САФАРОВУ ДАЛИ»

Творческий бомонд города и республики, ожидавший президента, был весьма внушителен. В него вошли председатели союза писателей РТ Данил Салихов, союза композиторов РТ — Рашид Калимуллин, союза кинематографистов — Ильдар Ягафаров, союза художников — Ильнур Сиразиев, ректор Казанской государственной консерватории им. Жиганова Рубин Абдуллин, глава «ТатарКино» Миляуша Айтуганова, художественный руководитель театра им. Качалова Александр Славутский, редактор журнала «Идель» Альбина Абсалямова, писатель-прозаик Рустем Галиуллин, писатель Ольга Иванова, руководитель департамента образования и культуры центра информационных технологий Тимур Хакимов, директор дома актера им. Салимжанова Эльмира Фатхуллина и многие другие, включая приглашенных гостей из Москвы.

«Думаю, что это интересно для детей, как это все происходило», — рассказывал о своих впечатлениях от выставки за чашечкой чая Минниханов. Он сразу же передал слово министру культуры РТ. «Отрадно, что решение о переименовании музея Горького в музей Горького и Шаляпина принято именно к 150-летию Горького и 145-летию Шаляпина. Уверен, что это будет не только смена вывески, но и концептуальная перезагрузка музея с учетом богатого музейного комплекса, связанного с именами великих деятелей культуры Российской Федерации, России», — заявил сразу же Сибагатуллин. Он несколько раз поблагодарил руководство республики за чуткое внимание к проблемам и заботам музейщиков, не забыв при этом одновременно немного отчитаться о проделанной работе, рассказывая о музеях-заповедниках в Болгаре, Свияжске и Казанском кремле как объектах культурного наследия ЮНЕСКО.

«Мед только мне и Сафарову дали», — оборвал докладчика президент. Действительно, чай и сладости к нему были поданы, а вот чашечки с медом успели положить только Сафарову и Минниханову, отчего последний не растерялся и «угостил», а точнее, пододвинул мед к творческой элите, чем несколько разрядил обстановку. Правда, через несколько секунд в комнатку уже всем принесли мед. Но доклад Сибагатуллина был уже прерван. «Не надо читать. То, что ты прочел, у меня тоже написано», — командовал Минниханов, хватая папку со стола. Министр культуры покорно передал слово директору Национального музея РТ Гульчачак Назиповой.

«В 2001 году на заседании коллегии минкультуры РТ я выступала с докладом о проблемах Национального музея и рассказала, что у нас такие и такие требуют ремонта. Вы сказали: „Все приведем в порядок!“ Вот сейчас, слава богу, три музея работают, музейно-образовательный центр. И вот этот музей Горького — это один из самых крупных музеев Татарстана», — докладывала Назипова.

Она попросила Минниханова рассмотреть подготовленный проект постоянной экспозиции, посвященной истории Татарстана и в честь празднования 100-летия ТАССР.  «Давайте сделаем в столице Татарстана постоянную экспозицию, посвященную нашей истории. Если [выделят] 15 миллионов рублей в год, то за три года мы успеем отстроить шикарную экспозицию. Она будет такой хорошей! У нас дизайн-проект уже есть, — просила глава Нацмузея РТ, докладывая, что уже и все экспертизы и согласования пройдены. — То есть готовы мы все полностью. Только вот сейчас нужно на музеефикацию. Это было бы центральным событием в истории республики, если вы поддержите».

«Сейчас так счастливо совпало, что именно в день рождения музея мы говорим о том, что это музей Горького и Шаляпина»

— Для республики или для вас? — спросил неожиданно президент РТ.

— И для нас тоже! Дело в том, что в каждом регионе есть своей отдельный краеведческий музей. Татарстан заслуживает замечательного своего музея!

В ответном слове Минниханов обратил внимание на такое качество музеев, как полезность, посетовав, что в последнее время музеями интересуются все меньше. «Мы понимаем, что мы должны быть полезными музеями. Сейчас даже такой термин есть — „полезный музей“. Мы все это понимаем. Мы стараемся, чтобы музеи не только хранили наследие, но и воспитывали», — отметила Назипова. Следом президент РТ призвал равняться всегда на зарубежные аналоги музеев, «у которых постоянно очереди». «Во время больших акций у нас тоже большие очереди выстраиваются. В „Ночь музеев“ четыре кассы работают, очереди постоянно», — вторила в ответ глава нацмузея РТ.

— А разве «Ночь музеев» не бесплатна? — удивился Минниханов.

— День в музее — бесплатно, а в ночь вынуждены особые меры безопасности применять, поэтому... Мы пытались бесплатно работать, но вообще в музеи забивается такое большое количество народу, что даже пройти по залу невозможно.

— Тем не менее. Это огромный потенциал. Я думаю, что можно не только экспозицией, а другими вещами привлекать, повышать интерес. Вообще, надо посмотреть, полностью сделать аудит всех музеев, как они работают. Если эффективности нет, то передать школам. Пусть школы занимаются, — неожиданно заявил Минниханов. — Вы должны работать по самым современным требованиям и деньги зарабатывать. Надо пригласить хороших специалистов, сделать аудит, где и какие резервы, — посмотреть, куда послать людей, которые бы могли привнести нам много интересного. А так — у нас большая история. А люди придумывают себе истории какие-то, пытаются как-то завлечь. У нас же история большая, у нас и фонд музейный огромный. Подумать надо.

Далее слово передали Салихову:

— Уважаемый президент Рустам Нургалиевич, руководители, дорогие, друзья. Я рад приветствовать вас от имени творческой интеллигенции Татарстана в этом замечательном музее имени Максима Горького...

 — И Шаляпина! — заботливо добавил Минниханов, но глава союза писателей не услышал и так себя и не подправил. Вместе с тем всех журналистов попросили удалиться из зала — следующая часть встречи с творческой интеллигенцией проходила в закрытом режиме еще минут 15.

После этого вся делегация спустилась со второго этажа и проследовала в подвал, где расположилось кафе «Трактир у Горького». Там Минниханов вместе с местным пекарем Прохором принял участие в приготовлении хлебных лепешек, пока остальные участники делегации поедали хлеб и плюшки за углом. Президент РТ старательно пытался вылепить из теста птичку, но, по словам пекаря, получилось нечто похожее на ангела. Печь получившуюся лепешку не стали, а угостили всех уже готовой выпечкой.