Данир Сабиров Данир Сабиров

«НАЛИЧИЕ КОНКУРЕНЦИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО САМИХ НОМЕРОВ»

— Данир, как начался путь на татарскую эстраду? В качестве певца, танцора или сразу же решили стать пародистом?

— Я закончил эстрадное отделение Института культуры у профессора Салавата Фатхетдинова и получил диплом артиста эстрады, а профессиональный артист эстрады должен уметь петь, танцевать, делать пародии и владеть разговорным жанром. Я стараюсь все это развивать в себе. Когда учился, уже пробовал себя в роли ведущего, работал в коллективах известных татарских артистов в качестве ведущего концертов.

Мне нравится пробовать себя во всем: петь, читать серьезное, юморное, танцевать. Я не претендую на роль певца, но во все, что делаю, вкладываю свою душу и сердце, стараюсь доводить до профессионального уровня: это и аранжировки песен, и работа с хореографами во время постановок танцев, и работы над пародиями.

— Расскажи, пожалуйста, как рождается юмореска. Сами их пишете или это труд других авторов?

— Свою первую пародию я написал сам — она называется «Пионеры». Думаю, народ ее помнит, потому что часто просит исполнить. Удачным получилось продолжение под названием «Евровидение» — его я тоже сам написал. Также с основными моментами концерта мне помогает мой педагог по сценической речи Ильсеяр Ильдусовна Шигапова, очень удачные номера мне придумала моя тетя — мамина сестра Миляуша Гараева, удачные пародии пишет мне мой друг Сирень Байрамов.

— Есть ли конкуренция среди татарских пародистов, ведь на российской эстраде их очень много?

— Сейчас все кому не лень стараются пародировать, особенно молодежь, но профессиональных, удачно делающих пародии, очень мало пока. Будем надеяться, что этот жанр начнет у нас развиваться, ведь наличие конкуренции положительно влияет на качество самих номеров.

«Салават абый прежде всего мой педагог, мы с ним не только коллеги, я многому у него учусь. С большим уважением всегда делаю на него пародии» «Салават абый прежде всего мой педагог, мы с ним не только коллеги, я многому у него учусь. С большим уважением всегда делаю на него пародии» 

«САЛАВАТ АБЫЙ ГОВОРИТ МНЕ: «ЕСЛИ НУЖНА ПОМОЩЬ, ЗВОНИ, ПООБЩАЕМСЯ, РЕШИМ»

— Как татарские мастера эстрады реагируют на пародии? Читал, что известный ведущий Рашит Сабиров даже обиделся, когда вы сделали на него пародию.

— Да, он обиделся, хотя я стараюсь подходить к пародиям довольно тактично и этично, не задевая человека лично. Я думаю, подобные обиды у нас возникают из-за неразвитости данного жанра. Мы просто не привыкли к нему и воспринимаем враждебно. На самом деле пародия на артиста говорит о его популярности, так как пародировать можно только узнаваемого народом артиста. Весь смысл пародии в этом — показать узнаваемого человека удачно и убедительно. На российской эстраде пародия очень хорошо развита, она там часто бывает жесткой, но никто не обижается, потому что это всего лишь концертный номер, эстрадный жанр.

— Вы с Айдаром Галимовым выступаете — кажется, что ему даже нравится быть объектом пародии...

— Айдар абый очень лояльный человек, он всегда воспринимает пародии на себя с юмором. Понимает, что это эстрадный номер, не более того. В прошлом году я делал свой первый небольшой юбилейный концерт в честь 30-летия. Мне доставила огромное удовольствие работа с Айдаром абыем над совместным номером. Мы вместе спели его песню.


Скажи, как принимает пародии на себя Салават? Ведь он частый герой ваших многих номеров.

— Салават абый прежде всего мой педагог, мы с ним не только коллеги, я многому у него учусь. С большим уважением всегда делаю на него пародии. Сам он большой юморист, хорошо относится к юмору о себе. У него прекрасный юмор, никогда, как говорится, за словами в карман не полезет, рассмешить его сложно. И если мои пародии получаются удачно, то я очень рад.

Сделал пародийный номер в прошлом сезоне — «Любой байрам». Якобы Салават открывает праздничное агентство. Народ его хорошо принял, Салават абый — тоже. И в этом году мы сделали его продолжение — тоже удачно получилось.

— Вы с ним поддерживаете связь?

— Да, я с ним регулярно общаюсь, Салават абый говорит мне: «Если нужна помощь, звони, пообщаемся, решим». Мы можем просто посидеть за чашкой чая, сходить вместе в театр имени Камала. Он очень гостеприимный человек, любит и умеет давать дельные советы. С ним всегда интересно пообщаться на любые темы.

Особая любовь у меня с его женой Ляйсан Расимовной. Мне даже легче порой ей позвонить, чем Салавату абыю, потому он всегда занят, а у нее для меня всегда найдется время.


«ЕСЛИ КОМУ-ТО ЧТО-ТО НЕ НРАВИТСЯ, МОЖНО И НЕ СМОТРЕТЬ»

— Перед тем как пародировать кого-то, изучается ли его голос, манеры, особенности поведения?

— Да, конечно, изучаю. Иногда получается сразу, иногда на это уходит время. Например, я долго наблюдал за Жавитом Шакировым — у меня была пародия на передачу «Башваткыч», которую он вел на телеканале «ТНВ». Я целыми днями смотрел эту передачу. Когда на Дмитрия Нагиева делал пародию, также долго наблюдал за ним.

— Татарских юмористов подчас ругают за то, что шутки ниже пояса. Как вы к этому относитесь?

— Я думаю, что здесь все зависит от умения артиста хорошо преподнести, обходя неловкие моменты. На российской эстраде тоже разное есть. Comedy Club,  «Кривое зеркало» Петросяна, «Уральские пельмени» — это совершенно другой формат, у Максим Галкина — свой стиль и манера. Например, он сделал номер про туалет: там настолько тонкий юмор, он смог тему туалета этично, культурно и смешно показать. И это совсем не воспринимается как нечто постыдное. Главное в нашем деле — уметь преподнести.

— То есть вы считаете, что все жанры юмора имеют право на жизнь?

— Да, у нашего народа есть такое качество — сначала смеяться, а потом говорить, что это было ниже пояса. Если кому-то что-то не нравится, можно и не смотреть. Каждый сам выбирает свое. Я стараюсь такие темы не затрагивать.

— Кстати, что касается Галкина, он очень любит пародировать сильных мира сего, а вот у татарских артистов этого почти нет.

— В пародировании руководителей у нас преуспел артист Камаловского театра Эмиль Талипов, мне кажется, его хорошо принимают.


— А у вас нет желания изобразить Рустама Минниханова, например?

— У меня такого желания нет, в политику не лезу, больше артистов показываю.

— Когда со сцены пародируют Владимира Путина, он в зале смеется. А как, интересно, наши руководители относятся к пародиям на себя?

— Мне кажется, Рустам Минниханов с пониманием относится, юмор он любит. Меня больше его брат, Рифкат Нургалиевич, зовет, я несколько раз проводил юбилеи по его приглашению. Он все время просит показать новый номер, который еще не видел президент. Помню, Рустам Нургалиевич очень хорошо принял мой номер — песню со степом. После номера подошел, похлопал меня по плечу и сказал: «Молодец. Хорошо получается!»

— Какие у вас отношения с коллегами?

— Я близко общаюсь с Фирзаром Муртазиным, Филюсом Кагировым, Жавитом Шакировым, Лилией Хайруллиной, музыкантом Маратом Мухиным. Мы дружим семьями, часто проводим вместе свободное время.


«МЫ ПРОСТО ЗАПОЛНИЛИ ЗАЯВКУ НА САЙТЕ ПЕРВОГО КАНАЛА»

— Не считаете ли вы, что сейчас интерес к юмору остывает?..

— Нет, не считаю. Напротив, сейчас артистов стало больше, юмористов в том числе. Кто ходил на концерты, тот и сейчас ходит. Без юмора ни один концерт не обходится, певцы тоже стараются шутить.

— Изображать женщин, кстати, юмористу-пародисту не трудно?

— Тех, кто удачно получается, нетрудно (смеется). Альфию Азгамову изображаю, Хамдуну Тимергалиеву, Альфию Авзалову, Зульфию Шакирову. Хамдуну апу легко изображать — она яркая, харизматичная. Как-то делал номер «Теремок», всех артистов представлял животными: себя, например, бараном, а она там была в образе верблюда. Я слышал, что Хамдуна апа немного на меня обиделась за это.

— Ваша дочь Марьям участвовала в передаче Первого канала «Лучше всех». Отец помогал или все было справедливо?

— Мы просто заполнили заявку на сайте Первого канала. Наша дочь занимается с 3,5 лет художественной гимнастикой, и мы отправили видео с ее выступлением. Они нам сами позвонили и пригласили на кастинг. Мы поехали в Москву за свой счет, выступили на кастинге, нам сказали, что результаты будут позже. Через два дня нам перезвонили, сказали, что она прошла, пригласили на передачу. Поездку на передачу уже они оплатили: перелет, гостиницу, дорожные расходы. Марьям очень понравилось, ей сейчас 8 лет.

— Хотите ли вы, чтобы Марьям стала, как папа, артисткой?

— Моя мечта, чтобы она в гимнастике преуспела не только в России, но и на международном уровне. Хочу, чтобы хорошо училась, не была спортсменкой без мозгов. Сейчас дочка занимается художественной гимнастикой в СДЮСШОР «Приволжанка» под руководством тренеров — мастеров спорта России Левицкой Анастасии Витальевны, Салтеевой Дарьи Александровны.

— Насколько серьезно она занимается гимнастикой и когда успевает учиться в школе?

— Гимнастикой занимается 6 дней в неделю по 3 часа минимум. Учеба в школе ей дается легко, так как с 3,5 лет мы ходили в развивающую школу. Спасибо нашим педагогам, особенно классному руководителю Ахмадиевой Гульназ Наилевне. Она с пониманием и терпением относится к нашим пропускам.

Честно говоря, в нашей семье воспитанием и обучением детей больше занимаются моя жена Миляуша и моя теща. Поэтому я им за это очень благодарен!   

«Я очень критичный к себе человек и больше критикую себя сам, нежели зрители» «Я очень критичный к себе человек и больше критикую себя сам, нежели зрители»

«Я ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮ, — ЭТИМ ЗАНИМАЕТСЯ ЖЕНА»

— А татарский юмор отличается от русского?

— Да, отличается, ведь есть свои национальные особенности. У каждого народа есть свой юмор, в переводе это звучит не так смешно, как в оригинале.

— В прошлом году вспыхнула тема сохранения родного языка, артисты тоже ее поддержали. А в вашей семье дети говорят по-татарски?

— Стараемся говорить по-татарски. Марьям хорошо разговаривает, а младшая дочь Дания по-русски общается, хотя и ругаем за это.

— Кто ваш зритель — молодежь, люди среднего поколения, старики?

— Ходят все, но основная масса – это люди среднего возраста.  

— Есть ли общение со зрителями, критикуют ли они вас?

— Я принимаю любую критику зрителей, работаю для них, мнение каждого мне интересно. Хочу заметить, что я очень критичный к себе человек и больше критикую себя сам, нежели зрители.

— Какие планы на будущее? Нет ли желания стать наставником для молодых артистов?

— Мы собираемся снять клип, готовим новую программу на седьмой творческий сезон. Очень много идей и планов, но не хочется говорить о них заранее. Пусть это будет сюрпризом для зрителей. Что касается наставничества, я пока увлечен сценой и о преподавании не думаю. Может быть, в будущем, когда накоплю опыт.

— Вас приглашают на банкеты, корпоративы? Нравится там выступать?

— В последнее время я перестал ходить на банкеты — надоело. Последний раз летом участвовал. Раньше на свадьбах нравилось выступать, сейчас перегорело что-то.

— Но это ведь хороший заработок — на одних концертах можно ли прожить?

— Не жалуюсь, мне хватает, я даже не знаю, сколько зарабатываю, — этим занимается жена.

— На улице и в магазинах узнают?

— Как-то подошла в магазине молодая симпатичная девушка (я обрадовался) и говорит: давайте сфотографируемся, моя бабушка вас очень любит (смеется).

Когда идешь куда-то по делам, не очень хочется с кем-либо фотографироваться. Но приятно, когда приходишь, например, в банк или в больницу, а там узнают и пропускают без очереди.