Сергей Костин (справа): «Торговлю запасными частями ведем и сейчас. Но основным становится все-таки производство. Торговля сейчас не дает такой маржи, что раньше» Сергей Костин (справа): «Торговлю запасными частями ведем и сейчас, но основным становится все-таки производство. Торговля сейчас не дает такой маржи, что раньше»

«МЫ ГОТОВЫ ВЗЯТЬ ВАС ЗА РУКУ, ПРИЙТИ В МИНИСТЕРСТВО И ЗАЯВКУ ЗАЩИТИТЬ»

Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев накануне совершил объезд трех предприятий, которые участвовали в прошлом году в республиканской программе «Лизинг-грант». Всего в программе значилось три компании. Однако на «Тиссан» журналистов почему-то не пригласили. После него градоначальник отправился в ООО «Комбат». Как мэру рассказал гендиректор фирмы Сергей Костин (кстати, он является сыном бывшего гендиректора КАМАЗа Ивана Костина прим. ред.), бизнес начинался, как у многих в Челнах, с продажи камазовских запчастей. В 2006 году был построен первый производственный корпус. 

«Наше предприятие оказывает услуги по механообработке, — пояснил Магдееву Костин. — Основные наши потребители — это КАМАЗ и „Камминз Кама“. В прошлом году объем отгруженной продукции составил порядка 96 миллионов рублей. В 2016-м было 53 миллиона, то есть нарастили почти в два раза. Торговлю запасными частями ведем и сейчас — в качестве и дилеров, и дистрибьюторов. Но основным становится все-таки производство. Торговля сейчас не дает такой маржи, что раньше».

Магдеев осмотрел цех, образцы готовой продукции, поговорил с рабочими. Особое внимание, конечно, уделил оборудованию, приобретенному в лизинг. Это два обрабатывающих центра. По словам Костина, на них по программе «Лизинг-грант» «Комбат» получил 3 млн рублей. Защита заявки в минэкономики РТ прошла без особых проблем. Вообще, эта компания регулярно участвует в конкурсе «Лизинг-грант». Как пояснил ее руководитель, сейчас на предприятии более 20 единиц оборудования, практически все приобретено в лизинг. «Мы реально увидели, как на конкретном производстве работает программа „Лизинг-грант“, — высказал свое мнение от увиденного Магдеев. — Всего в прошлом году в городе в ней участвовало 34 компании, которые получили господдержку на 61 миллион. Это ответ на вопрос, есть эта самая поддержка или нет. Факты — вещь упрямая, против них не попрешь. Мы воочию решили посмотреть, что это за оборудование, работает ли. Работает, семь дней в неделю в три смены. Заказы есть, зарплата у людей есть — 40 тысяч. У кого-то больше, у кого-то меньше, в зависимости от квалификации, объема выпущенной продукции».

«Мы воочию решили посмотреть, что это за оборудование, работает ли? Работает, семь дней в неделю в три смены. Заказы есть, зарплата у людей есть — 40 тысяч» «Мы воочию решили посмотреть, что это за оборудование, работает ли. Работает, семь дней в неделю в три смены. Заказы есть, зарплата у людей есть — 40 тысяч»

Костин тем временем рассказал мэру о перспективах компании. «Комбат» намерен расширяться, для чего рядом уже построен второй производственный корпус. «Мы очень расстроены прошедшей информацией о том, что на этот год программа „Лизинг-грант“ приостановлена, — посетовал предприниматель. — Очень жаль, мы планировали еще в ней поучаствовать. Собираемся брать еще один обрабатывающий центр — за 9 миллионов рублей — под камазовскую программу „Тибет“ — это освоение выпуска нового двигателя. Нужно и другое оборудование, и „Лизинг-грант“ был бы кстати». Магдеев обратился к сопровождавшей его Наталье Кропотовой, замруководителя челнинского исполкома. «У компании есть возможность дополнительно получить заказы. Почему мы должны ограничиваться поддержкой 2017 года? Нам нужно активно работать и убедить министерство экономики, чтобы и дальше программа действовала. Работающее же предприятие, с хорошей историей, у него есть перспективы». А Костину он настоятельно посоветовал готовить все-таки очередную заявку на «Лизинг-грант» и пообещал всемерное содействие: «Мы готовы взять вас за руку — в прямом и переносном смысле, прийти вместе с вами в министерство экономики и эту заявку защитить. Только вы должны все обязательства перед ведомством выполнить». Позже Гузель Гилязова, начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Челнов, пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», с чем связаны опасения Костина не попасть в «Лизинг-грант» в этом году. «Мы надеемся, что программа будет, — сказала она. — Анонсировали, что она заработает с начала года. Но пока ее нет, возможно, именно с этим связаны опасения предпринимателей. Но программа на этот год заявлена».

Как пояснил руководитель компании, сейчас на предприятии более 20 единиц оборудования. И практически все приобретено в лизинг Как пояснил руководитель компании, сейчас на предприятии более 20 единиц оборудования, практически все приобретено в лизинг

Магдеев также поинтересовался, как «Комбат» взаимодействует с КАМАЗом — все ли открыто и прозрачно, не завышены ли требования автогиганта. Услышав ответ в стиле «все замечательно», прокомментировал: «А то разговоры ходят, что тяжело на КАМАЗ [в качестве партнера] попасть... Нужно то, говорят, нужно се, невыполнимые условия... Оказывается, можно. Оказывается, все выполнимо. Замечательно же, что эта наша малая компания под названием „Комбат“ под камазовскую программу „Тибет“ поставляет комплектующие. Когда мы говорим, что КАМАЗ дает работу малому бизнесу, это как раз из этой серии».

Еще одна фирма, которую посетил Магдеев, образовалась только в марте прошлого года. Об этом мэру рассказал директор ООО «Промавтогрупп» Виктор Соловьев. Тем не менее компания сразу заявилась на «Лизинг-грант» и получила 1 млн рублей. С участием этих средств был приобретен и обрабатывающий центр стоимостью 4,2 миллиона. Занимается фирма опять же механообработкой. Основными потребителями ООО являются ЕлАЗ и российско-казахстанское СП «КАМАЗ-Инжиниринг». Поскольку фирма еще молодая, заказчиками она пока еще только обрастает. Однако уже сейчас есть необходимость в приобретении дополнительного оборудования. Оборотных средств, понятное дело, не хватает. «Надо участвовать в тендерах, программах, которые есть, — дал наставление мэр. — Не стесняйтесь, оформляйте заявки. Вы один раз уже прошли. Наверное, было непросто. Нужно было все доказать, показать. Результат сегодня есть. Мы готовы вам помочь: правильно заявку оформить, ходатайствовать перед министерством экономики. Реально работающее производство, не „купи-продай“. Хотя „купи-продай“ мы тоже уважаем, но производство — это совсем другое направление, мы всегда готовы его поддержать». Соловьев ответил: «Обязательно будем заявляться, только надо сначала отчитаться за уже приобретенное оборудование». «Это тоже правильно, — отреагировал мэр. — Должен же быть в коня корм. Но у вас уже есть своя история успеха. Вы должны показать министерству экономики, что первый транш потрачен успешно, эффективно работает».

Виктор Соловьев: «Обязательно будем заявляться, только надо сначала отчитаться за уже приобретенное оборудование» Виктор Соловьев: «Обязательно будем заявляться, только надо сначала отчитаться за уже приобретенное оборудование»

ЧЕЛНЫ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ПРОГРАММЫ ПОЛУЧИЛИ 169 МЛН ПО «ЛИЗИНГ-ГРАНТУ»

С 2010 года по программе «Лизинг-грант» в Татарстане получили поддержку 2 880 малых предпринимателей на общую сумму 3,5 млрд рублей, что позволило создать около 300 тыс. новых рабочих мест. По Челнам же статистика выглядит следующим образом: в 2013 году из 45 заявившихся гранты получили 36 предпринимателей на сумму 43 млн рублей. В 2014 году из 65 заявок от челнинского бизнеса одобрили 29 на сумму 35 млн рублей. Далее грянул кризис, который, разумеется, сказался и на цифрах: в 2015 году челнинские предприниматели подали всего 15 заявок, из которых 7 прошли согласование на сумму 13 миллионов. В 2016 году 13 владельцев бизнесов оформили гранты на сумму 17 млн рублей. Итого за пять лет программы поддержку получили 119 человек на сумму 169 миллионов.

С 2010 года по программе «Лизинг-грант» в Татарстане получили поддержку 2880 малых предпринимателей на общую сумму 3,5 млрд рублей, что позволило создать около 300 тыс. новых рабочих мест С 2010 года по программе «Лизинг-грант» в Татарстане получили поддержку 2 880 малых предпринимателей на общую сумму 3,5 млрд рублей, что позволило создать около 300 тыс. новых рабочих мест

Представитель центра поддержки предпринимательства РТ в автограде Данил Петров, предоставивший «БИЗНЕС Online» статистику по программе, считает, что интерес к «Лизинг-гранту» в Челнах не падает, просто меняется размер выделенных из федерального и республиканского бюджетов средств, что и отражается на общей картине. «В 2017 году мы вот через фонд моногородов деньги получили, — объяснил Петров. — Но потребность 200 миллионов освоить по Челнам точно есть — очень большой спрос. Но сейчас политика государства такая — переходим от субсидий к дешевым кредитам, которые предоставляют и фонд поддержки предпринимательства, и корпорация МСП, и федеральные министерства. Я уверен: все бы с удовольствием эти субсидии получали, но не у всех есть хорошие проекты, а республика и город на комиссиях отбирают наиболее интересные с точки зрения налоговых отчислений и создания рабочих мест».

Тот факт, что пиаром «Лизинг-гранта» сейчас занимается лично мэр, может объясняться частично тем, что на последней отчетной сессии в автограде из уст президента РТ Рустама Минниханова в адрес Магдеева прозвучала критика относительно поддержки МСБ Челнов. Напомним, доля малого и среднего бизнеса в 30% в валовом территориальном продукте его не впечатлила. «30 процентов — это очень мало, — отметил тогда Минниханов. — Вы должны в этом направлении активно работать с учетом того, что у вас есть предприятия, которые являются базисом для того, чтобы МСБ появлялся».

Фарид Башаров: «При отсутствии оборотных средств „Лизинг-грант“ — это очень хорошая форма поддержки. Но много всяких шарлатанов в этом деле» Фарид Башаров: «При отсутствии оборотных средств „Лизинг-грант“ — это очень хорошая форма поддержки. Но много всяких шарлатанов в этом деле»

Вторую же причину озвучил в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор ТПП Челнов Фарид Башаров — некоторая легкомысленность малого бизнеса по отношению к своим бизнес-планам. «Мы в прошлом году очень хорошо прошли через эту программу, очень многие достойные компании в нее попали, — рассказал Башаров. — Были, конечно, и плохо подготовившиеся. Наверное не каждый предприниматель, почуяв в себе силы в бизнесе, представляет опасности, которые его поджидают. Они к этим вещам немножко легковесно подходят». Что касается низкой активности бизнеса в деле выбивания грантов, с этим Башаров категорически не согласился. «У нас был избыток заявок, а дали-то копейки, хотя вроде цифра и звучит грандиозно — до 3 миллионов давали. Но были компании, которые в эту программу не попали. Как раз трехмиллионников срезали — просто денег было мало. Но, когда Нижнекамск и Чистополь не смогли реализовать свои заявки, данные квоты отдали при втором распределении нам. При отсутствии оборотных средств „Лизинг-грант“ — это очень хорошая форма поддержки. Но много всяких шарлатанов в этом деле. Не бывает такого, что котлеты появились, а мухи не завелись. А тех, кто реально эту котлету может съесть, надо готовить, помогать им», — резюмировал глава ТПП.

В каком-то смысле тур Магдеева по компаниям-получателям субсидий по «Лизинг-гранту» выглядит как невольный ход по реабилитации этой программы, если учесть, что информационный фон вокруг нее в Татарстана сложился неоднозначный В каком-то смысле тур Магдеева по компаниям – получателям субсидий «Лизинг-гранта» выглядит как невольный ход по реабилитации этой программы, если учесть, что информационный фон вокруг нее в Татарстане сложился неоднозначный

В каком-то смысле тур Магдеева по компаниям – получателям субсидий «Лизинг-гранта» выглядит как невольный ход по реабилитации этой программы, если учесть, что информационный фон вокруг нее в Татарстане сложился неоднозначный. Здесь следует упомянуть и о расследовании дела, которое на этой неделе вышло на финишную прямую. Напомним, его фигурантом в октябре 2016 года стал экс-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин. Первым по данному делу оперативниками УБЭПиК был задержан бывший руководитель комитета по информационным технологиям ассоциации МСБ РТ Тимур Аюпов, дальше — супруга главы ассоциации Марина Халиуллина, которая сегодня также находится под домашним арестом. Сам Халиуллин был задержан 12 апреля прошлого года. Его арест год назад вызвал большой общественный резонанс — несколько сотен предпринимателей подписали открытое письмо в его поддержку, которое, видимо, смягчило пыл силовой машины: Халиуллин был отпущен под домашний арест.

С самого первого дня задержания Хайдар Хайруллович категорически не признает свою причастность к хищениям, подчеркивая, что он виноват лишь в том, что доверился не тем людям. Несмотря на это, ему уже предъявлено в окончательной редакции обвинение в совершении серии мошенничеств и покушений на мошенничество, а также в отмывании денежных средств и подделке документов — всего 54 эпизода, которые уместились в шесть десятков томов. Сумма ущерба достигла 21 млн рублей. В настоящий момент уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения.