Станет ли надежда российского автопрома первой промышленной госкомпанией на рынках, оперирующих криптовалютой? Именно такое предложение сделало КАМАЗу правительство Венесуэлы, имея в виду закупки запчастей и аккумуляторов за национальную криптовалюту El Petro. Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились в оценках: одна сторона считает, что КАМАЗу предлагают «нечто», но не деньги, другая видит в ситуации потенциальный прорыв для мировой торговли, который, так или иначе, однажды случится.
За последние лет 10 КАМАЗ поставил на сборку в Венесуэлу немногим меньше 3 тыс. грузовиков
«ВЕНЕСУЭЛА — ИНТЕРЕСНЫЙ ПАРТНЕР, НО...»
Камазовские запчасти за криптовалюту — о таких перспективах торговли Камского автозавода с Венесуэлой заявил сегодня ТАСС со ссылкой на слова министра внешней торговли и иностранных инвестиций Венесуэлы Хосе Вьельма Мора. В понедельник в Каракасе открылось заседание двусторонней межправительственной комиссии на министерском уровне, по итогам второго дня которой и прозвучало заявление министра. В качестве расчетной криптовалюты южноамериканская республика предлагает свою национальную «петро», желая получать от КАМАЗа кроме запчастей аккумуляторы и покрышки, а также выражая готовность организовать сборочное производство — опять же за петро. Речь на комиссии шла и об отмене таможенных пошлин в торговом обороте двух государств.
Несмотря на обсуждение темы криптовалютных расчетов в рамках межправительственного заседания, официального предложения КАМАЗу со стороны южноамериканского партнера пока не поступало. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. По его словам, КАМАЗ пока не может оценить идею правительства Венесуэлы, поскольку содержание ее не оговаривались.
«Если предложение от Венесуэлы поступит, мы примем решение в зависимости от условий, — дал ответ Афанасьев — Мы работаем с Венесуэлой исключительно на коммерческой основе и для нас эта страна — интересный партнер». По его словам, сборка «КАМАЗов» в Венесуэле организована уже давно, занимается ею частный предприниматель со своими площадями на контрактной основе.
По словам Афанасьева, за последние лет 10 завод поставил на сборку в Венесуэлу немногим меньше 3 тыс. грузовиков. Стратегический интерес заключается в том, что локализация в этой республике может использоваться для торговли с другими латиноамериканскими странами. На данный момент, по словам спикера, других сборочных производств в Латинской Америке у КАМАЗа нет. Венесуэла, таким образом, остается главным форпостом татарстанских автомобилестроителей к югу от США и на всем южноамериканском материке. «О стабильной динамике продаж в этом регионе говорить сложно, потому что рынки таких стран очень цикличны. Крупные сделки здесь чередуются с длительными паузами. Но в любом случае для нас это выгодная торговля», — отмечает Афанасьев.
«ВЕНЕСУЭЛА ПЫТАЕТСЯ ВСУЧИТЬ КАМАЗУ НЕЧТО, ЧТО СЧИТАЕТ ДЕНЬГАМИ»
В целом за 2016 год, согласно официальному годовому отчету КАМАЗа, продажи в Латинской Америке составили всего 25 единиц автотехники, или 0,4% от общего объема экспорта — это если не считать кубинский контракт, который дал еще 16,5%. Куба, напомним, подписала контракт на покупку 2,4 тыс. автомобилей и прицепов, из которых 1024 автомобиля и 252 прицепа пошли в зачет 2016 года.
Конкретно в Венесуэле у КАМАЗа располагается один дилерский центр из четырех южноамериканских: еще один организован в Эквадоре и два — на Кубе. В принципе, у Венесуэлы есть все для того, чтобы стать главным форпостом автогианта на материке в случае экспансии в латиноамериканский регион.
По мнению ведущего аналитика НИЦ «Неокономика» Александра Виноградова, сделки за криптовалюту, тем более национальную, могут иметь смысл для КАМАЗа только в границах самой Венесуэлы — если КАМАЗ, к примеру, продает за эту валюту запчасти и оплачивает ею контрактную сборку. В противном случае перед продавцом встает вопрос конвертируемости предложенной валюты.
«КАМАЗ хочет получать за свои поставки некую ликвидную единицу, а кому он продаст петро? — удивляется Виноградов. — Сможет КАМАЗ выплатить криптовалютой зарплату? Оплатить электроэнергию, расплатиться с поставщиками? Думаю, нет. Если КАМАЗ встанет перед выбором — получить оплату одним петро, который стоит, условно говоря, 5 тысяч долларов или 2 тысячами настоящих долларов, тогда это может иметь смысл, потому что тут 5 тысяч против 2. Есть ведь сопутствующие вопросы — издержки и механизм конвертации, объемы поставок, ликвидность самого рынка конвертации... Если же речь идет непонятно о чем с непонятной ликвидностью, то это бессмысленно и вредно для КАМАЗа. Они говорят, что курс национальной криптовалюты привязан к котировкам добываемой в Венесуэле нефти — и что, надо надеяться, что цена на нефть будет расти? Вряд ли это случится. Венесуэла пытается всучить КАМАЗу нечто, что считает деньгами, но я не думаю, что для КАМАЗа это деньги, которые можно использовать без каких-то непонятных ограничений. Даже при выгодном курсе конвертационные издержки могут оказаться огромными».
«ЭТО БЫЛ БЫ НАСТОЯЩИЙ ПРОРЫВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ И ПРИЗНАНИИ КРИПТОВАЛЮТ...»
Финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Виктор Разинков, напротив, обеими руками поддерживает инициативу Венесуэлы, но акценты расставляет в первую очередь на идеологической составляющей.
«Активность торговых отношений Венесуэлы с КАМАЗом в принципе не столь высока, как прежде, — отметил Разинков. — Кроме того, по моей информации, на КАМАЗе планов торговать за криптовалюту с Венесуэлой пока не строят даже на уровне досужих разговоров. В реальность подобных отношений сегодня слабо верится, однако я бы такую концепцию всецело поддержал, это был бы настоящий прорыв в международной торговле и в признании криптовалют. Я считаю, что фиатные деньги должны со временем отмереть и мир должен перейти на криптовалюту».
По словам Разинкова, национальная привязка петро — всего лишь условность, так как любая криптовалюта является мировой по умолчанию. «Доступность криптовалют равнозначна для всех по всему миру. Конвертация на сегодняшний день тоже проходит без проблем — для этого существует много криптовалютных бирж, в банках есть обычные обменники. Сегодня криптовалюты имеют очень активное хождение по миру. Понятно, что среди них есть лидеры, но ведь любая национальная криптовалюта имеет курс конвертации к фиатным деньгам. Процесс конвертации, конечно, имеет издержки, есть комиссия, не без этого, однако он очень прост. В целом я вижу только плюсы в таком формате торговли, и если он будет принят на уровне КАМАЗа, значит, его примет и государство».
Напомним, в Госдуму РФ законопроект «О цифровых финансовых активах» уже внесен на рассмотрение, и разработан он был по поручению президента РФ Владимира Путина. В настоящее время проект обсуждается — у него много противников, апеллирующих к открытию новых возможностей для пособничества терроризму и отмывания денег. «Однако процесс запущен, его не остановить, — добавляет к дискуссиям вокруг законопроекта Разинков. — Рано или поздно все государства волей или неволей признают криптовалюты».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.