С большого концерта в Кремлевском дворце стартовал в минувшие выходные первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере» С большого концерта в Кремлевском дворце стартовал в минувшие выходные первый всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере»

«РАЗНИЦА В ПРОИЗНОШЕНИИ ТРЕХ БУКВ ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ РАЗНЫЕ НАРОДЫ»

Первый всероссийский фестиваль «Дуслык күпере», что открылся большим концертом на сцене столичного Кремлевского дворца в минувшие выходные, с самого начала сопровождали две интриги. Первая: будут петь артисты под фонограмму или живьем? Вторая: встретятся ли на сцене главы Татарстана и Башкортостана, объединить народы которых и призван этот фестиваль? «Официально они редко встречаются. Может, песня их сможет объединить?» — вопрошали на пресс-конференции, посвященной фестивалю, журналисты. Чуда не случилось — ни в первом, ни во втором случае. И Рустам Минниханов, и Рустэм Хамитов поприветствовали гостей фестиваля, но через руководителей своих представительств в Москве — Равиля Ахметшина и Ришата Халикова. Причем и публика это заметила, а кого-то это даже покоробило: если приветственные слова президента Татарстана прозвучали на татарском языке, то главы Башкортостана — на русском. Что касается исполнения песен артистами, то использование фонограммы было обусловлено тем, что в зале шли телевизионные съемки и требовался качественный звук.

В общем, фестиваль «Дуслык купере» прошел в добрых традициях татарской и башкирской эстрады. Впрочем, не все артисты были согласны с такой позицией организаторов фестиваля. Больше всего сопротивлялась исполнению своей песни под фонограмму народная артистка Татарстана Хамдуна Тимергалиева  как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», ее пришлось уговаривать дольше всех. Ранее, буквально за несколько часов до концерта, в беседе с корреспондентом нашей газеты она говорила: «Наша профессия — это служить народу. И мы должны следовать этому принципу. Наш народ — трудолюбивый народ, и на концерт они приходят, чтобы отдохнуть, поэтому мы не имеем права их обманывать». К слову, во время репетиций Тимергалиева разгуливала по залам Кремлевского дворца в толстовке с логотипом своего блога «Хамднюша»

Во время репетиций Хамдуна Тимергалиева разгуливала по залам Кремлевского дворца в толстовке с логотипом своего блога «Хамднюша» Во время репетиций Хамдуна Тимергалиева разгуливала по залам Кремлевского дворца в толстовке с логотипом своего блога «Хамднюша»

Что касается самого фестиваля, то, по словам народной артистки Татарстана и модного блогера, это долгожданное событие. «Еще в 1976 года татарские и башкирские артисты давали общие концерты в Москве, Казани, Уфе. Но времена изменились и концерты эти тоже прекратились. Это первая встреча татарских и башкирских артистов. Наши народы истомились в ожидании такого концерта. Татар и башкир не только песня, но и кровь объединяет! Я сама родилась и выросла в Башкортостане, живу в Татарстане. Для меня нет разницы — Татарстан или Башкортостан, для меня обе республики близки. Мы — родные народы. Разница в произношении трех букв еще не значит то, что мы разные народы. Два родных народа настолько переплелись — татары и башкиры влюбляются друг в друга, женятся, создают семьи», — отметила она.

К слову, в свое время в Башкортостане проводился фестиваль «Дуслык моңы» («Музыка дружбы»), в середине 1990-х участник нынешнего фестиваля, известный оперный тенор, обладатель «Золотой маски», заслуженный артист Татарстана Ильгам Валиев завоевал гран-при. Сам Валиев так вспоминал об этом в беседе с «БИЗНЕС Online»: «Это был конкурс, и молодые исполнители должны были исполнить одну башкирскую и одну татарскую народную песню, одну песню башкирского и одну — татарского композитора. А здесь никто ни с кем не соревнуется, этот фестиваль для нас — праздник. Мы — татарские и башкирские артисты — поем на одной сцене. Раньше, в советские времена, я был маленьким, но помню — татарские и башкирские композиторы, татарские и башкирские поэты собирались на территории Татарстана или Башкортостана, проводили праздники. А таких больших фестивалей не было. Важно также и то, что фестиваль этот начинается не в Уфе и не в Казани, а в Москве — в легендарном Кремлевском зале».

На этом фестивале Валиев, татарин, родившийся в Башкортостане, исполнял песню на башкирском языке. В целом, хотя фестиваль и призван объединить представителей татарской и башкирской эстрады, последних здесь пока меньшинство. Редкое исключение — заслуженная артистка Татарстана, башкирка по национальности, Айгуль Сагинбаева. «Раньше такие попытки были, но не в таком большом масштабе. Мы же одной крови, у нас одна религия, это очень нужный „мост“. Татары и башкиры должны быть едины», — говорит в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» на чистом татарском Сагинбаева.

На этом фестивале Ильгам Валиев – татарин, родившийся в Башкортостане, исполнял песню на башкирском языке На этом фестивале Ильгам Валиев, татарин, родившийся в Башкортостане, исполнял песню на башкирском языке

«МЫ НЕ ВЫХОДИМ НА МИТИНГИ СО СВОИМИ ЛОЗУНГАМИ, МЫ ВЫХОДИМ СО СВОИМ ЯЗЫКОМ НА СЦЕНУ КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА»

«Раньше был проект „Уфа — Казань — Москва“ — концерт татарских исполнителей, выходцев из Башкортостана», — говорит народный артист Татарстана и Башкортостана, депутат Курултая РБ (парламента Башкортостана) Айдар Галимов, а также добавляет, что этот фестиваль весьма своевременный, «поскольку сейчас идут разные процессы, давление на родные языки». «Хотелось бы, чтобы этот фестиваль стал определенным ответом на эти процессы. Мы не выходим на улицы, на митинги с лозунгами, мы выходим со своим языком, со своим искусством на сцену Кремлевского дворца. Это тоже своего рода площадка, своего рода борьба. Этим фестивалем мы хотим показать, что идем вместе, решаем свои проблемы вместе – показать народу, показать стране, в центре Москвы!» — сказал известный певец нашему корреспонденту.

Родной язык сохранять нужно в том числе и с помощью песни, считает артист и парламентарий. «Всеми способами! Только добровольно не бывает, таким образом язык сохранить невозможно, это падение вниз. Я, как депутат, говорю, что, к сожалению, Курултай Башкортостана не смог высказать свою позицию по этому вопросу, не принял никаких заявлений и решений. Это получается критика самого себя, Курултая, но, может быть, позже он еще скажет свое слово. Пока мы похвалиться не можем», — отметил он. «Башкортларым, татарларым — башкиры мои, татары, вместе, вперед! Когда мы вместе, мы сильны. Только если мы будем вместе, у нас есть будущее. Давайте будем поддержкой друг другу, давайте ценить друг друга!» — обратился Галимов позже к зрителям со сцены Кремлевского дворца. 

Ринат Абдулхаликов: «Татары и башкиры на одной сцене? Тем лучше» Ринат Абдулхаликов: «Татары и башкиры на одной сцене? Тем лучше»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с некоторыми из гостей фестиваля в зрительном зале. Так, советник полномочного представителя Республики Башкортостан при президенте РФ Халиков рассказал, что ходит практически на все татарские концерты, которые проходят в Москве. «Я сам как раз из этого формата: по четным дням я — татарин, по нечетным — башкир, — смеясь, говорит он. — Родился я в Чекмагушевском районе Башкортостана, мама — татарка, папа записан башкиром, но на самом деле — татарин». Заместитель председателя казахстанского конгресса татар и башкир Ринат Абдулхаликов и вовсе специально приехал на концерт. «Татары и башкиры на одной сцене? Тем лучше», — отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Два больших региона, объединившись, показывают своих самых талантливых людей здесь, в Москве. Поддержку в подготовке концерта оказали главы обоих регионов», — отметил полпред Татарстана в Москве Ахметшин. «Я бы назвал это не мостом дружбы, а мостом родства („туганлык купере“). Потому что мы настолько близкие народы, для меня что Ренат Ибрагимов, что Фидан Гафаров — одинаково близки. Когда татары и башкиры собираются вместе, я никогда не думаю, что этот татарин, а тот — башкир, мы очень близкие народы», — добавляет писатель, экс-председатель НКАТ Москвы Ринат Мухаммадиев. А бизнесмен и основатель молодежного клуба Москвы «Штаб» Рустем Ямалеев рассказал, что они впервые в Москве планируют провести ифтар, на который соберут студентов из татар и башкир за одним столом. К слову, несколько дней назад в самом «Штабе» прошла встреча башкирских и татарских студентов.  

Ильдар Гильмутдинов (справа) поприветствовал публику на татарском и башкирском языках Ильдар Гильмутдинов (справа) поприветствовал публику на татарском и башкирском языках

«СИЛЬНЕЙШИЕ РЕСПУБЛИКИ РОССИИ»

Что касается самого концерта, то он начался с небольшим опозданием. После того как занавес Кремлевского дворца раскрылся, на экране начали мелькать слова на татарском и башкирском языках, обозначающие искусство, дружбу. Каждое из них отличалось друг от друга написанием одной или двух букв, и лишь непереводимое на русский язык слово «моң», которое поставило точку в череде этих слов, обратило на себя внимание тем, что и по-татарски, и по-башкирски пишется и звучит одинаково. После коротких приветственных речей на сцену поднялся еще и председатель комитета по делам национальностей Госдумы Ильдар Гильмутдинов, который поприветствовал публику на татарском и башкирском языках, а также призвал публику показать Москве, всей стране, как татары и башкиры могут и дружить, и петь, и танцевать, и вместе работать, начался четырехчасовой музыкальный марафон.

«Сильнейшие республики России — Татарстан и Башкортостан на одной сцене. Татары и башкиры, давайте петь вместе, пусть услышит весь мир!» — поприветствовал зрителей народный артист РСФСР и Татарстана Ренат Ибрагимов. «Пусть мост дружбы, выстроенный нами сегодня, никогда не разрушится», — пожелал еще один народный артист РСФСР, Татарстана и Башкортостана Фидан Гафаров. Далее, сменяя друг друга, на сцену поднимались артисты татарской и башкирской эстрады, большой процент которых составили татарские артисты — уроженцы Башкортостана: уже упоминавшиеся нами Айдар Галимов, Хамдуна Тимергалиева, Фидан Гафаров, Ильгам Валиев, а также Ильдар Халиков, Анвар НургалиевГульназ Асаева, Айсылу Габдинова, Лилиана Ирназарова. Многие из них имеют звания — заслуженный или народный — обеих республик. Вообще, в этот день на сцене перемешалось все — башкирский ансамбль танца имени татарина Файзи Гаскарова, татары Галимов, Валиев и Асаева, спевшие песни на башкирском языке, башкирская этно-рок группа, спевшая про татарского генерала Минигали Шаймуратова... Вспомнили и Рашита Вагапова — татарского исполнителя, основоположника татарской эстрады, которого в 1951 году пригласили быть солистом Башкирского государственного театра.

Фестиваль, после турне по 11 российским городам, завершится 18 апреля в Казани Фестиваль после турне по 11 российским городам завершится 18 апреля в Казани

«Он татарин, но вырос в Башкортостане», — опрометчиво предложил угадать следующего исполнителя, учитывая то, что добрая половина татарской эстрады — это уроженцы Башкортостана, один из ведущих вечера Максим Шарафутдинов. «Как обычно!» — послышалось тут же из зала. «Заслуженный артист Татарстана и Башкортостана...»  «Салават! Салават!» — все громче и громче стало раздаваться из зала. Реже звучало: «Айдар Галимов!» «Абсолютно верно», — не стал отходить от сценария ведущий и объявил «лучшего тенора современности» Ильгама Валиева. После исполнения публика приветствовали артиста выкриками «Браво!», а когда Валиев затянул «О соле мио», сидящий рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и вовсе удивился: «Ничего себе!»


Завершал же концерт еще один исполнитель, который своим творчеством объединил Татарстан и Башкортостан, — Радик Юльякшин, более известный под псевдонимом Элвин Грей. Спев песню Салавата «Уфтанма», Грей вдруг попросил выключить музыку и обратился к зрителям: «Друзья, я не представляю, если бы я сидел четыре часа на одном месте, — не знаю, что бы у меня там случилось бы, просто не представляю. Давайте на следующей песне все встанем: есть у вас голос, нет голоса, руки, ноги, что хотите, поднимайте, и просто Москва сегодня отрывается по полной!» — анонсировал свою следующую песню «Красивая, хороший» Грей. К слову, спел он ее один, хотя Гузель Уразова, в дуэте с которой он исполнял эту песню ранее, стояла в это время за кулисами, ожидая финального выхода участников фестиваля на сцену. Сам фестиваль, после турне по 11 российским городам, завершится 18 апреля в Казани.

А сам дебютный концерт все же не обошелся без накладок. Вместо анонсированной Гульназ Сафаровой ведущим вечера от татарской стороны стал актер Камаловского театра Ришат Ахмадуллин, компанию которому составили ведущий Первого канала Максим Шарафутдинов и Фирдат Галиев из Уфы. Сама Сафарова, хоть и была заявлена в качестве ведущей, подчеркнула, что выступает здесь в качестве сценариста, не ведущей. Не было на концерте и Алсу, заявленной ранее в афише, а «специальных гостей: звезд российской эстрады», также заявленных в афише, представлял, видимо, Ринат Сафин со своей песней «Я татарин с русскою душой». Некоторых смутило и использование фонограммы, тем более афиша Кремлевского дворца гласила: «Проект допускает только „живой“ звук и вокал — особое внимание обращено на отсутствие записанной на студиях фонограммы». Несмотря на это, огромный зал на шесть тысяч человек был заполнен практически полностью.