Очередной «колумбайн» едва не устроил 17-летний ученик коррекционного класса местной общеобразовательной школы №1СтерлитамакаФото: Вадим Брайдов/ТАСС

«ДУМАЛ, СЕЙЧАС МЕНЯ КТО-НИБУДЬ ОСТАНОВИТ. А ХРЕН ТАМ»

Как гром среди ясного неба сегодня утром пришли тревожные известия из башкирского Стерлитамака. Очередной «колумбайн» едва не устроил 17-летний ученик коррекционного класса местной общеобразовательной школы №1. Как сообщает пресс-служба СУ СКР по Башкортостану, рано утром вооруженный канцелярским ножом и бутылкой бензина подросток пришел в школу, зашел в кабинет информатики и напал на сверстников. Одной своей однокласснице он порезал ножом руку, нанес ножевое ранение учительнице, после чего разлил бензин по кабинету и поджег его, а в завершение полоснул себя по горлу ножом. «Пожарная сигнализация сработала, ученица одного из классов на этаже, испугавшись, выпрыгнула со второго этажа», — сказано в сообщении местного следкома. Пострадавших от пожара нет, сам нападавший подросток, раненая учительница и две девочки госпитализированы. Следком возбудил два уголовных дела — по ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство двух и более лиц»), а также по ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность») в отношении должностных лиц. На месте работают руководство и следственно-оперативная группа СУ СКР по Башкортостану. Они проводят неотложные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, изымают документацию по профилактике агрессивного поведения школьника.

Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выехал в школу, сообщает ТАСС. Получить оперативный комментарий нашему корреспонденту у пресс-службы руководителя региона не удалось — сотрудники аппарата также выехали в Стерлитамак.

Старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ СКР по Республике Башкортостан Светлана Абрамова сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что осмотр места происшествия еще не завершен, работает следственная группа. Следователям предстоит опросить одноклассников и других учеников школы. При этом Абрамова не смогла припомнить подобных инцидентов в башкирских школах. «Не было такого, чтобы на учителей и учеников кто-то нападал», — заключила она.

«Какой-то пацан с ножом бегал по школе. У нас учительница держит дверь. Они пырнули девку, и она выбросилась со второго этажа. Сейчас у нас просто горит школа», — рассказывает одна из очевидцев случившегося, снявшая происходящее на видео. Кадры мигом облетели соцсети. «Слышал „помогите“, „спасите“. Потом прихожу к кабинету информатики и вижу учительницу, стоящую всю в крови. Потом вышел из кабинета, там было все в дыму. Он побежал на меня, а учительница отвлекала его. Он побежал за ней», — описывает события другой очевидец в соцсетях.

По данным Telegram-канала Mash, нападавшим является ученик 9-го класса Тимур, а его жертвы — 29-летняя учительница информатики Екатерина Першина, которая в прошлом году была признана учителем года, а также две ученицы. На Тимура ранее неоднократно жаловались в органы профилактики преступлений несовершеннолетних из-за агрессивного поведения. По предварительной версии, таким незамысловатым способом школьник мстил своим обидчикам за издевательства. По некоторым данным, ученик коррекционного класса имел особенности в развитии, отчего он действительно неоднократно становился жертвой насмешек сверстников. После осмотра места преступления была найдена повязка с нацисткой символикой, которую нападавший принес с собой.

Mash также выложил его переписку с одним из друзей. Из нее следует, что Тимур начал планировать нападение на школу около года назад и примерно за месяц до случившегося предупреждал о своих намерениях. «Чем занимаешься, анимешник?» — спрашивал знакомый школьника, а тот отвечал: «Готовлюсь к уничтожению людей. <...> Скоро поножовщина. Думал, сейчас меня кто-нибудь остановит. А хрен там». «Они этого заслуживают! Да-да, можешь считать меня последователем Эрика и Дилана, так и есть. Я познал всю суть этого мира. Мир — дерьмо. Я считаю себя Богом. У меня расстройство личности, но родители с этим не хотят разобраться...» — переписывался нападавший со своими друзьями, которым рассказывал, что собирался убить человек «штук 30».

Эрик Харрис и Дилан Клиболд, на которых, по-видимому, намекал Тимур, — два ученика американской школы «Колумбайн» (штат Колорадо), которые 20 апреля 1999 года с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств ранили 23 человек и убили 13. После нападения на сверстников старшеклассники застрелились. 

Общаясь со своим приятелем, подросток сообщал, что планирует в последний раз отпраздновать день рождения и начать стрельбу — 25–26 мая. Для этого он якобы уже купил «травмат». Однако что-то пошло не так в его планах — и инцидент случился 18 апреля. 

«ОНА ПРОСТО КРИЧАЛА. НИКАКИХ СЛОВ»

На предполагаемой странице подростка в соцсети «ВКонтакте», которая ведется от лица Августа Кошмарова, нет его фотографий, а единственный пост — видео, смонтированное из видеокадров о трагедии в «Колумбайне». Пост был размещен сегодня в 6:27, а сам Тимур, когда верстался этот материал, был онлайн — впрочем, возможно это были следователи. 

Пользователь также добавил фото текста на английском языке и его перевод (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.): «Я полон ненависти. Я *** как сильно ненавижу себя. Я так близок к нервному срыву. я схожу с ума». На другой фотографии размещен текст «Я сходил с ума!!! Ненависть, злоба, месть, отвращение, презрение, тревога, тошнота, отчаяние обида — все это переполняло меня. Я хотел убивать! И я убивал. Я убивал людские души. Влюблял в себя. А потом выкидывал. Прочь от меня. Прочь». На других снимках был темный силуэт на фоне залитых кровью пола и стен, коллаж из фото с ножами в руках, высокими черными ботинками и заляпанной кровью ванной. Из 335 видеозаписей, добавленных Тимуром, многие также относятся к резне в школе «Колумбайн». 

«Сказал, что из Стерлитамака, ему 16, он в 9-м, после этого мы прекратили общение, это было дней 9–10 назад. Увлекался движением „Колумбайн“. Сказал, что ему жить осталось немного, но я не придала этому значения. Это все, что я знаю», — рассказала нашему корреспонденту девушка, которая числится в друзьях у Августа Кошмарова. Всего у этого пользователя трое друзей. 

Как рассказала нашему корреспонденту одна из учениц школы №1 Стерлитамака, инцидент произошел в самом начале учебного дня. Школьники услышали крик учительницы из соседнего кабинета на первом уроке. «Она просто кричала. Никаких слов», — вспоминает собеседница нашего издания. По ее словам, в коррекционном классе учились как отстающие в учебе, так и подростки «с заторможенным развитием». Лично с Тимуром ученица не знакома.

«По нему не было видно, что он что-то подобное замышляет», — добавляет школьница, отмечая, что не может прокомментировать информацию о якобы издевательствах одноклассников над подростком. Сегодня занятия в школе отменены.

В татарстанских Telegram-каналах распространилась информация о том, что после инцидента в Стерлитамаке в школах республики будут усилены меры безопасности, якобы уже сегодня «будет дано указание руководству общеобразовательных учреждений сильнее присматриваться к учащимся, особенно тем, кто находится на учете или имеет проблемы с поведением», а при необходимости их будут досматривать. Кроме того, из сообщения следует, что классным руководителям и завучам по воспитательной работе придется организовать мониторинг за поведением детей в соцсетях. «У нас было письмо до этого, связанное с событиями в Кемерове и другими подобными случаями. Это было еще перед каникулами. По конкретно тому событию в Башкортостане письма пока не было. Но мы сейчас рассматриваем этот вопрос тоже», — прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» данную информацию замминистра образования и науки РТ Андрей Поминов.


ОТ БУРЯТИИ ДО КАЛУГИ: КАК РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ «ЗАПОЛЫХАЛИ» НАСИЛИЕМ

Отсчет серии громких нападений в российских школах начался в этом году 15 января с поножовщины в школе №127 Мотовилихинского района Перми: два подростка несколько раз ударили ножом преподавателя и нанесли ножевые ранения 14 ученикам 4 «Б» класса, а затем спустились в вестибюль школы, где попытались убить друг друга.

Спустя два дня инцидент повторился в Челябинской области: в одной из школ Сосновского района во время конфликта между учащимися 9-го класса один из подростков ударил ножом другого. Однако апогеем нападений стало происшествие в военном поселке Сосновый Бор города Улан-Удэ: 19 января около 8:30 в кабинет русского языка и литературы школы №5 ворвался подросток. Нападавший бросил в класс, где проходил урок, бутылку с зажигательной смесью, а затем несколько раз ударил топором по голове учительницу Ирину Раменскую и стал нападать на учеников. 7 подростков получили ранения.

После описанных событий председатель следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, выступая на совещании в Санкт-Петербурге, заявил, что нападения в школах Перми и Бурятии стали следствием халатности при обеспечении безопасности в учебных заведениях. «В ходе следствия по таким делам следует добиваться реального устранения причин и условий совершения преступлений в отношении детей и привлечения к ответственности за допущенные нарушения», — отметил председатель СК.

В феврале нападения в школах продолжились: ученик 7-го класса перед первым уроком атаковал с кухонным ножом в руках своего одноклассника в школе №1 города Спас-Деменск Калужской области. В момент инцидента учительница вышла за журналом. Пострадавший подросток, получивший несколько ранений, смог оттолкнуть нападавшего и убежать, а зачинщик драки покинул класс через окно на третьем этаже, после чего попал в больницу с подозрением на перелом позвоночника. Раненый подросток и его одноклассники уверяют, что между учениками не было ссоры. Следователи выяснили, что нападавший был замкнут, ни с кем не общался, одноклассники старались с ним не контактировать.

Эстафету мальчиков с ножами подхватили девочки с пневматикой: 21 марта 13-летняя ученица школы №15 из города Шадринска (Курганская область) на уроке географии открыла стрельбу из пневматического оружия по своим одноклассникам. Сообщается, что пистолет ее подруга взяла у своего отца, пронесла его в школу мимо охранника и передала однокласснице. Когда учительница вышла из кабинета, девочка заперла кабинет изнутри и начала стрелять по одноклассникам-мальчикам. От выстрелов пострадали 7 учеников.

«НЕУЖЕЛИ ЛЮДИ НЕ ЗНАЛИ, ЧЕМ ЭТОТ НАПАДАВШИЙ ЗАНИМАЕТСЯ? ЗНАЛИ!»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали о том, что подталкивает подростков к подобным выходкам и можно ли остановить их формальным путем.

Яков Турбовской — председатель совета директоров школ России, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук:

— У любого явления есть множество причин. В данном случае есть одна главная — у нас отсутствует воспитание как цель бытия государства. Оно перестало обращать внимание на воспитание. Телевидение развращает, убивает. Для ребенка картинка и реальность — это одно и то же. У нас же и девочки стали убивать друг друга, не только мальчики. Идет убийство нравственности в бытие детей. Государство ушло от процесса воспитания, оно рассматривает свою функцию только как контролирующую, проверяющую и наказывающую, а воспитание состоит не из того, что нельзя делать, а из того, что нужно делать. На этот вопрос нет ответа! Воспитание — это положительная прививка качеств, целей, задач. Не запрещать надо, а учить тому, что надо делать! Мы не можем вытеснить этого негатива. Кто сегодня герой нашего времени? Чем нынешний милиционер отличается от бандита? По картинкам они также убивают, также махинациями занимаются и вступают в отношения с теми же преступниками. Милиционер сегодня на экране ничем не отличается от бандита.

Кроме того, поставили в беззащитное положение семью. Каким семья должна сегодня видеть ребенка? Бизнесменом? А пожилые люди не знают, кто это такие. У них другие ценности. Семья оказалась беззащитна в процессе воспитания. При советской власти огромное внимание уделялось процессу воспитания родителей. Вот она родила в 17 лет — и какая она мама? Ее же надо этому научить. Воспитание исчезло с экранов, из книг, передач. Надо целенаправленно заниматься воспитанием родителей. Сегодня мы живем в другом мире, и родители не знают, каким надо видеть своего ребенка, чему он должен быть научен. На основании прошлых традиций сегодня жить нельзя. Надо научить семью жить в этом самом мире. У нас же полностью отсутствует дифференцированное понимание воспитания в Башкирии, Татарии, Ивановской области. Данной дифференциации как политики воспитания тоже не существует — и это вторая причина.

Третья причина в том, что школу назвали сферой услуг. Что такое услуга? Это парикмахер. Слово отражает понимание, что это такое. Если учитель — это услуга, то я как ребенок к нему и отношусь соответствующе — как к нянечке, дворнику. Я же ребенок, я не понимаю такие тонкости в словах! При советской власти учитель стоял на высоте!

Мы совершенно ушли из детской среды. Мы не понимаем, что нельзя воспитывать ребенка словами учителя. Среда воспитывает, коллектив. Сегодня в детском мире нет коллективного воспитания, а в групповом оно только и процветает. Община формирует детей, и они процветают, учителя ничего не могут сделать, потому что для них воспитание коллектива — ненужное дело. Неужели люди не знали, чем этот нападавший занимается? Знали! Формальным контролем ничего нельзя сделать. Мы не учим учителя воспитывать, учим сдавать экзамены. Заменили диагностирование, то есть попытку узнать, мониторингом — там убили столько, там ранено столько, давайте накажем! Ну мы и накажем, а что толку? Это неправильно — считать, что страх перед грядущим наказанием обязательно воспитывает. Человек способен на самоубийство, что террористы активно доказывают. Наказание ничего не меняет. Оно создает видимость. Поэтому если мы хотим, чтобы таких вещей не было, то нам надо системно на государственном уровне решать эти проблемы. Если государство будет уходить от проблемы воспитания, то оно сведет свою функцию только наказанию, ничего не будет.

Надо ли менять отношение к системе безопасности в школах? Это глупый вопрос... Кто же будет возражать против этого? Нельзя обеспечить безопасность, не обеспечив нравственность, не подкрепляя духовностью и реальными действиями. Если вы сторожа поставите охранять что-то, то это не значит, что вас не будут обворовывать. Давайте пожарных больше сделаем? Будут приезжать вовремя, но пожары будут продолжаться. Контроль не меняет сути. Он может что-то предохранить, но надо заниматься воспитанием положительных вещей. Макаренко говорил, что не надо говорить ребенку, что не надо делать, а следует говорить то, что надо делать! Что такое безопасность? Это значит научить человека вести себя в социуме в соответствии с требованиями самого социума. Не сторож является гарантией соответствующего вашего поведения, а сформированная честность. Надо культуру социально бытия воспитывать! Не нужно от детей прятать спички! Надо научить их ими пользоваться! Не нужно прятать иголку и ножницы! Надо научить их пользоваться этими вещами. Конечно, нужно ставить сторожа. Но эта мера не гарантирует ничего. Мы думаем, что формальное решение проблемы контролем и проверкой что-то обеспечит. Ничего не обеспечивает! Безопасность — это значит без опасности, а не предотвращение опасности. Даже кошка учит своего котенка, как правильно себя вести, а мы этому не учим. Надо научить детей вести себя безопасно!

Римма Федяева  психолог, доцент КНИТУ-КХТИ: 

— В этом возрасте основанием подобного поведения, как правило, выступают три причины: желание самоутвердиться через подростковую агрессию, крик о помощи (обратите на меня внимание!) и пробел в воспитании (нехватка любви, доброты, понимания). Нормально учиться он не смог, его перевели в коррекционный класс, с коммуникацией со сверстниками тоже могли быть проблемы. Что подростку остается делать? Он решил таким образом обратить внимание всего мира на себя: дескать, посмотрите на меня, я тоже на что-то способен, даже на то, на что не способны мои сверстники, я тоже могу всех удивить. Это мольба о помощи, хотя жестокая и непоправимая, к сожалению.

Причиной может быть и подростковая агрессия. Период с 14 по 18 лет самый опасный. Это взросление, это заявление о себе, это неприятие коллектива, подросток способен на пограничные поступки. Как правило, это характерно для подростков, которые воспитывались в неблагоприятных семьях. В криминологии проводили такое исследование, в результате которого было выявлено, что 62 процента подростков, которые совершают преступления, из неблагополучных семей. Таких, где не было любви, не было внимания к его развитию, где низкая самооценка. И скорее всего, мальчик может принадлежать именно к этой группе. То есть недосмотрели в семье.

Другой момент — общение учителей, окружающих взрослых часто оставляет желать лучшего. Навык общения с подростками — это не только пример вашей жизни, но и умение определить риск развития в подростке агрессивных качеств. Не унижать, а уметь видеть в каждом ребенке личность, стараться общаться с ним на равных, видеть его внутренний мир, видеть его проблему. В школе этому не уделяется достаточного внимания, сегодня учителей грузят написанием планов, бумаг, отчетов. Сегодня школа больше ориентирована на знания, на внешнюю дисциплину, а не развитие личности. В Европе этому уделяется огромное внимание: подростков постоянно тестируют, проверяют его психологическое состояние. У нас же подобной профилактикой занимаются только после очередной трагедии, делается это не систематически.

На Западе меньше внимания уделяется математике, там больше учат скакать на лошадях, уметь налаживать отношения, видеть проблемы окружающего мира, уметь сравнивать, уметь делать анализ отношений.

Казалось бы, в школах в плане безопасности делается много, но это не предупреждает подобных трагедий. Есть специализированные тесты, которые определяют уровень агрессии у подростков, по ним видно уровень конфликтности, мстительности, упрямства. Потом на основании этих тестов с детьми могут работать психологи, педагоги и в первую очередь родители. Мне кажется, что профилактика может быть эффективной мерой предотвратить такие трагедии.