Удивительно интересно прошли дни науки и техники в МШК. Здесь взлетали ракеты (не волнуйтесь, ничего не разбили), по коридорам гуляли Альберт Эйнштейн и сразу несколько десятков Стивов Джобсов… И дети, и приглашенные родители с удовольствием убедились, что учить и учиться можно не по привычным скучноватым лекалам, а в другом ключе — когда даже сложные предметы становятся захватывающе интересными, дарят чудесные эмоции и прочные знания.
ПО СТОПАМ СТИВА ДЖОБСА
Такое представить непросто: в один удивительный день на прошлой неделе в Международной школе Казани почти в каждом классе можно было встретить… «двойников» Стива Джобса. И каждый – в черной водолазке и джинсах, любимой одежде Стива. Море удовольствия получили ребята, входя в образ основателя знаменитой компании Apple! Но главное, конечно, отнюдь не в таком веселом переодевании…
«Дни науки и техники стали для нас ежегодной традицией, – рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель IT-отдела МШК, заместитель директора по информационным технологиям Мухаммед Загидуллин. – В программе – увлекательные технические конкурсы, мастер-классы, презентация необычных проектов, доклады «знаменитых ученых», роль которых играли наши ученики. Цель – показать, что наука к ним гораздо ближе, чем они, возможно, это представляли, дать в оригинальной форме новые знания. Мы в МШК стремимся обучать детей не по привычным лекалам, а по-другому, в яркой форме, через те же дни науки. Один из дней, к примеру, был посвящен основателю компании Apple. В Татарстане IT-направлению уделяется большое внимание, построен новый город Иннополис, республика взяла курс на создание своей Кремниевой долины. Наша школа хочет быть частью этого грандиозного проекта. Мы хоть и не являемся школой с IT- или инженерным уклоном, но за год показали серьезную динамику в развитии данного направления и связанных с ним компетенций у учащихся. Ведь в современном мире с технологиями сталкивается абсолютно каждый. Поэтому неделя науки и техники не только подводит академические итоги в виде проектов, но и демонстрирует многообразие научного и технологического прогресса. Основная задача – чтобы мы осознали то, что можем быть не только потребителями, но и теми, кто находится в авангарде этого прогресса».
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ КАЖДОГО
Гости дней науки, папы и мамы учеников, были в восторге от проектов, выполненных детьми. Многие родители даже не были в курсе, что, скажем, команды школьников 6–8-х классов разрабатывали игры для телефона на платформе Android. Их демонстрировали на большом экране, а юные разработчики гордо рассказывали, какой сценарий в игре, какая цель, почему именно такие персонажи. Каждый сценарий и алгоритм действий пользователя тщательно продуман и расписан, каждый отдельный персонаж предварительно прорисован. Здесь можно встретить и аркады, и музыкальные симуляторы, и головоломки с пазлами. У посетителей постарше складывалось впечатление, что они вернулись в эру приставок Dendy или Sega, хотя юным разработчикам эти слова вряд ли знакомы.
У старшеклассников проекты были технически сложнее – разработка приложений под платформу Android. Причем в основе каждого лежала – важно! – реальная проблема. Это является одним из основных требований к поставленной учебной задаче, и исследование порой занимает даже больше времени, чем само программирование. Так, одно из разработанных приложений позволяет на очень большой парковке легко найти свой автомобиль и по геолокации уверенно «проведет» к нему. «Чрезвычайно полезное приложение, где скачать?» – скажет вам любой автолюбитель.
Примечательно, что все приложения и игры, выставленные на мероприятии, создавались не на кружках отдельными особо увлеченными детьми, а разрабатывались… на уроках технологии (Design Technology). Такой урок входит в основную программу МШК и является обязательным предметом в средней школе. Оказалось, будущее наступило гораздо быстрее, чем ожидалось, и в школах информатику (Computer Science) теперь ведут не только на компьютерах, но и на смартфонах.
Не забывают создатели и о дальнейшей коммерциализации. Но это пока дело будущего – известно же, что продать свою разработку порой даже труднее, чем ее смастерить. Тем не менее первый шаг к возможным бизнес-проектам сделан – в рамках дней науки приглашенные IT-предприниматели рассказали старшеклассникам об авторских правах и патентах на разработки, об истории успешных татарстанских компаний, о том, с какими трудностями сталкиваются сегодня стартапы, как привлекать инвестиции в свой проект, как сделать, чтобы идею проекта не украли.
«Однако пока самая главная задача наших школьных проектов – вырастить ответственное поколение, обратить внимание учащихся на многие существующие сегодня проблемы – это экология, проблема ограниченности ресурсов, социальные проблемы… Научить детей не закрывать на все это глаза, а пытаться найти решения с помощью современных технологий; воспитать осознание того, что даже будучи подростком можно написать программу, которая может сделать чью-то жизнь лучше, удобнее, комфортнее, – говорит Мухаммед Фаридович. – Такие проекты легко ломают стереотипы. Дети видят, что программирование может быть увлекательным, а главное – посильным для них. При этом столь нестандартные проекты, программирование через прикладные вещи, с задачей решить конкретную проблему, с прицелом на полезность знаний в будущем, делает обучение эффективным и ценным для наших учеников».
STEAM-КОНЦЕПЦИЯ* В ДЕЙСТВИИ
Отличные проекты выполнили дети на платформах Arduino и Lego, например разработали солнечную панель, которая отслеживает движение солнца и выбирает оптимальный угол, чтобы получать больше энергии. Автор решил на месяц установить такую панель в атриуме (сказочное и с большим количеством солнечного света место в МШК, которое обожают и дети, и взрослые), чтобы провести все нужные расчеты. Еще один проект – «умные очки» с использованием технологии Bluetooth. По мнению создателя, они позволяют тем, кто работает на высоте, например электрикам-монтажникам, у которых заняты руки, видеть все произведенные замеры c Bluetooth-мультиметра прямо перед глазами, на очках, вне зависимости от погодных условий, времени суток и других внешних обстоятельств. Изображение через зеркало и линзу попадает на рефлектор, что и дает картинку в виде эффекта дополненной реальности.
С непередаваемым удовольствием дети участвовали в «боях роботов». Ученики 6–8-х классов собрались в атриуме, поделились на команды, получили стартовый набор – у всех одинаковый! – и 60 минут на то, чтобы усовершенствовать своего робота. Им разрешалось менять программный код, конструкцию и механизмы робота – естественно, в рамках правил. А потом на полигоне – это такой большой стол с отверстием в середине – разразилась «война роботов»: один пытался спихнуть второго, противника, в яму. Надо было видеть, с каким азартом «робототехники» болели за своих питомцев!..
В днях науки участвовал специалист по учебно-методической работе STEAM-центра Университета Иннополис Роман Соловьев. Он подчеркнул, что соревнования в VEX, EDR (образовательная робототехника) – новое направление, очень интересное и перспективное.
Во время дней науки школьники мастерили модели ракет и с восторгом запускали их в атриуме. При этом как бы между прочим узнавали много полезного о ракетостроении.
Еще дети с удовольствием изображали знаменитых ученых, опять же переодеваясь в одежды соответствующей эпохи (кто-то даже приладил на лицо бороду). И дальше вели рассказ от имени ученого: «Я, Альберт Эйнштейн…», – сообщая «о себе» и «своей» науке интереснейшие и очень полезные факты. А какими веселыми – и тоже полезными, конечно – были монологи от имени… различных веществ про их физические свойства.
Увлек школьников и мастер-класс профессионального фотографа, который рассказал, как можно отлично обработать фотографии на смартфонах, без всякого там Photoshop...
Такие «уроки» не забудешь, полученная информация запомнится накрепко. Что и означает – учить по-другому…
Самим школьникам очень понравились дни науки. Десятиклассница Алия Закирова убедилась, что при программировании ничуть не отставала от мальчиков, а иногда даже обгоняла их. Десятиклассник Глеб Петров и девятиклассник Анушервон Саидов в восторге от сражений роботов и запуска ракет. Десятиклассница Оливия Херинг с удовольствием участвовала в создании «робота Франкенштейна», а еще сыграла роль Лизы Мейтнер, австрийского физика и радиохимика.
«Мы не преподаем что-то другое, не изобретаем велосипед, – говорит Мухаммед Загидуллин. – Эйнштейна, Павлова и других великих деятелей науки, наверное, изучают во всех школах. Роботы и программирование есть тоже у большинства – по крайней мере, в Казани. Вопрос в том, КАК ИМЕННО это все преподавать. Как сделать это интересным не только для одного-двух, а для всех детей в классе, независимо от успеваемости, увлеченности этими предметами и способностей? Как сделать так, чтобы то, что дети учат в школе, пригодилось за пределами этой школы? Вот что движет нами, когда мы думаем над образовательными аспектами. Вот та особенность, которая делает нас Международной школой Казани».
Приглашаем учащихся 5–9-х классов в Международную школу Казани на День открытых дверей 12 мая с 10:00 до 15:00.
Адрес: г. Казань, ул. Мавлютова, д.5
Телефон для регистрации: 8 843 204 12 82
Сайт: iskazan.com
12+
*STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Math) – набирающий популярность тренд в мировом образовании, когда информационные технологии рассматриваются как межпредметный интегратор.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.