Альфинур Галиакберова: «В педагогическом образовательном пространстве всегда существовала и будет существовать здоровая конкуренция. Мы как классический педагогический вуз на этом рынке держим уверенное первенство» Альфинур Галиакберова: «В педагогическом образовательном пространстве всегда существовала здоровая конкуренция. Мы на этом рынке держим уверенное первенство»

«ТРОЕЧНИКИ В НАШ ВУЗ ПРИ ВСЕМ ЖЕЛАНИИ НЕ МОГУТ ПОСТУПИТЬ»

— Альфинур Азатовна, вы недавно встали у руля Набережночелнинского государственного педуниверситета, а в городе уже родилась масса слухов. И первый из них в соцсетях — о том, что в НГПУ намечаются сокращения.

— Сразу вам скажу, что это не так. Речь идет о сокращении тех структур, которые мы переводим на аутсорсинг. И эти люди в основном относятся к вспомогательному персоналу. Что касается профессорско-преподавательского состава, то преподавателей, не имеющих ученой степени, мы переводим в проектные группы и привлекаем для работы в институте дополнительного профессионального образования и переподготовки.

— Честно говоря, первая мысль была о том, что намечается некое слияние с КФУ. О присоединении к нему тоже часто говорят.

— В этом вопросе я буду категорична! НГПУ на сегодняшний день самостоятельный федеральный вуз, причем классический педагогический университет. Минобрнауки заинтересовано в развитии педагогических классических университетов. Такая точка зрения недавно была озвучена министерством образования и науки РФ. Так что педагогические вузы будут только укрепляться и развиваться.

Более того, на сегодняшний день остро стоит вопрос комплектации школ учителями-предметниками. Дефицит педагогов только по школам города Набережные Челны составляет порядка 286 человек. Аналогичная ситуация наблюдается и в районах республики. Школы остро нуждаются в учителях математики, физики, химии, начальных классов, русского языка и литературы. Кроме того, и у российских регионов есть заинтересованность в наших выпускниках, например у Пермского края, Пензенской, Ульяновской областей. Так что потребность в педагогических кадрах будет всегда, и она будет только нарастать.

«НГПУ на сегодняшний день самостоятельный федеральный вуз, причем классический педагогический университет» «НГПУ на сегодняшний день самостоятельный федеральный вуз, причем классический педагогический университет»

— Каков профессорско-преподавательский состав вуза на сегодняшний день?

— Защищенность профессорско-преподавательского состава в вузе составляет около 80 процентов. Все действующие образовательные программы на сегодняшний день обеспечены высококвалифицированными специалистами. Есть планы открытия новых магистерских программ на двух факультетах — искусства и дизайна, физической культуры и спорта.

— Есть ли у вас серьезный конкурент среди других вузов?

— В педагогическом образовательном пространстве всегда существовала и будет существовать здоровая конкуренция. Мы как классический педагогический вуз на этом рынке держим уверенное первенство. У нас с другими вузами сложились хорошие партнерские взаимоотношения. Наши выпускники востребованы, и мы получаем хорошие отзывы о них.

— В прошлом году на августовской конференции говорили, что в челнинские вузы поступают только троечники. Вы с этим согласны?

— Не согласна. Есть определенные требования нашего учредителя по вступительным баллам к ЕГЭ, ниже которых мы не можем опускаться. Например, в прошлом году средний балл ЕГЭ по нашему вузу составил 73. Так что троечники в наш вуз при всем желании не могут поступить. Нас радует и то, что родители, выпускники школ приходят к пониманию, что нужен не просто диплом, а знания, умения и определенные компетенции, иначе ты неконкурентоспособен.

«В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной» «В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной»

«НЕЛЬЗЯ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ГОРОДУ И КАМАЗУ СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС»

— Какое наследство вам оставила бывший ректор Файруза Зуфаровна Мустафина? Я имею в виду и хозяйственную деятельность, и образовательную. Какую оценку можете дать?

— Оценка хорошая. Коллектив очень подготовленный и доброжелательный. Царит дружелюбная, можно сказать, семейная обстановка. Первые несколько недель я встречалась с коллективом, с каждым человеком поговорила лично, вплоть до каждой технички. Встретилась с активом студентов, ознакомилась с хозяйством вуза. Для меня важно было понять общее состояние вуза. Могу сказать, что у нас обучаются воспитанные и креативные студенты — их у нас более 4 тысяч. В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной.

— НГПУ стал университетом недавно — всего три года прошло. Он оправдывает свое название?

— Не буду лукавить — уровень университета должен быть намного выше, чем он есть на сегодняшний день. И мы знаем, что нужно сделать, чтобы его поднять. Во главу угла должна быть поставлена образовательная и научная деятельность. На сегодняшний день начали разрабатывать перспективные, востребованные образовательными организациями и предприятиями города проекты. Мы для себя поставили достаточно высокую планку, и приложим все силы, чтобы его достигнуть.

— Что это за проекты — раскройте их?

— Всех секретов не могу пока раскрыть. Но один из них, например, связан с созданием в городе системы непрерывного образования: детский сад — школа — колледж — вуз — предприятие. Начиная с первого класса с детьми будем работать с точки зрения воспитания у них любви к городу, КАМАЗу, своей школе, семье. Для нас это важно — они наше будущее — абитуриенты, жители города и кадры для КАМАЗа. В этом проекте заинтересованы исполнительный комитет города и сам КАМАЗ. Осталось презентовать проекты мэру города Наилю Гамбаровичу Магдееву и руководству КАМАЗа.

—  На сколько лет рассчитан этот проект?

— На долгие годы. Нельзя привить любовь к городу и КАМАЗу сегодня и сейчас.

— Тема любви к КАМАЗу и городу — очень животрепещущая. В соцсетях, с которыми по долгу службы постоянно приходится работать, и даже в комментариях к публикациям нашего издания зачастую особой любви ни к городу, ни к КАМАЗу не наблюдается. Много пессимистических высказываний о их перспективах. 

— Соцсети, конечно же, не отражают всей картины. По студентам я вижу, что любовь к городу есть. Наши выпускники с большим желанием остаются работать в образовательных организациях города, создают семьи и воспитывают детей.

«Не буду лукавить — уровень университета должен быть намного выше, чем он есть на сегодняшний день. И мы знаем, что нужно сделать, чтобы его поднять» «Не буду лукавить — уровень университета должен быть намного выше, чем он есть на сегодняшний день. И мы знаем, что нужно сделать, чтобы его поднять»

— Каков процент студентов у вас из Челнов, а какой из села?

— Городских студентов порядка 30 процентов. В основном, конечно, идут из районов республики. Есть поступающие из отдаленных регионов России, например из Краснодарского края, Тюменской области, Республики Башкортостан. Обучаются и иностранные студенты — из Туркменистана 240 человек. География достаточно широка.

— Что же их так прельщает в НГПУ?

— У нас есть уникальные программы по подготовке педагогических кадров. Из шести факультетов самым многочисленным и востребованным является психолого-педагогический факультет. И кроме того, у нас нет ни одного студента, который бы не был трудоустроен. Способствует спросу и то, что зарплата у учителей растет. По указу Владимира Путина зарплата педагогов школы выдерживается на уровне средней по экономике. На сегодняшний день профессия учителя в республике престижна и востребована.

— Но тем не менее дефицит есть в 200 человек, вы сказали.

— Потому что среди учителей большой процент пенсионного возраста. Кроме того, растет число учащихся школ, особенно в начальном звене, все это требует увеличения педагогических кадров.

— Сколько бюджетных мест в НГПУ будет в этом году?

— По сравнению с прошлым годом у нас наблюдается рост бюджетных мест. Надеемся, что и дальше будет только увеличение.

«Наши выпускники с большим желанием остаются работать в образовательных организациях города, создают семьи и воспитывают детей» «Наши выпускники с большим желанием остаются работать в образовательных организациях города, создают семьи и воспитывают детей»

— Чем вообще будет отличаться приемная кампания в этом году для университета?

— Она будет отличаться интенсивностью, потому что нам необходимо привлекать абитуриентов на вновь открывающиеся направления подготовки. Планируем увеличить прием в магистратуру и аспирантуру. Желающие заниматься исследованиями в области педагогики, психологии есть. И это нас обнадеживает.

«СИТУАЦИЯ С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ НА СТУДЕНТОВ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛА»

— Вы упомянули про институт повышения квалификации, который входит в структуру вуза. Как давно он существует при НГПУ?

— Уже давно. В этом институте многие педагоги города Набережные Челны и районов республики прошли переподготовку и повышение квалификации и неоднократно. Кстати, о качестве этих курсов говорит и то, что к нам на переподготовку приезжают даже из других регионов — из Башкортостана, Кировской области и других. В институт мы часто приглашаем ведущих специалистов из образовательных центров Казани, Москвы, Санкт-Петербурга.

«Мы сейчас ставку делаем на двухпрофильное обучение. Помимо профиля «татарский язык и литература» мы даем параллельно либо русский язык, либо иностранный язык, либо начальное образование» «Мы сейчас ставку делаем на двухпрофильное обучение. Помимо профиля «татарский язык и литература» мы даем параллельно либо русский язык, либо иностранный язык, либо начальное образование»

— В этом же институте проходят переподготовку учителя татарского языка, которые оказались невостребованными из-за известных всем событий?

— Да. Сейчас они проходят переподготовку по различным педагогическим профилям.

— Эта ситуация с татарским языком повлияла ли как-то на желание студентов, абитуриентов перейти с татарских отделений на русские или наоборот? Тем более если учесть, что большинство студентов в вузе — из районов, где сильны национальные традиции.

— Никак не повлияло. Мы сейчас ставку делаем на двухпрофильное обучение. Помимо профиля «татарский язык и литература» мы даем параллельно либо русский язык, либо иностранный язык, либо начальное образование. Эти профили очень востребованы. Здесь есть над чем работать, и мы будем стараться спрос на учителей родного языка поддерживать.

«ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ЛЮБОГО ВУЗА»

— Немного неожиданный, может быть, вопрос. Появилась информация о том, что одним из первых ваших действий на должности и. о. ректора стало то, что в вузе установили видеонаблюдение. Это делается для безопасности или в рамках борьбы с коррупцией?

— В нашем вузе уже до моего назначения было установлено видеонаблюдение, и это требование правоохранительных органов. В каждом учреждении с массовым пребыванием людей должны быть установлены видеокамеры. А внутри вуза никаких камер нет — мне не интересно смотреть за тем, что там происходит.

«В целях профилактики мы проводим разъяснительную работу среди студентов и преподавателей. У нас есть определенные наработки в части профилактики коррупции» «В целях профилактики мы проводим разъяснительную работу среди студентов и преподавателей. У нас есть определенные наработки в части профилактики коррупции»

— Неужели совсем не интересно? Вот сейчас идет следствие по делу о взятках в челнинском филиале КФУ. Даже студентов задержали. Или вы думаете, что взяточничество не искоренить?

— Я думаю, это характерно не только для КФУ, но и для любого вуза. Есть определенные риски, и люди, которые этим занимаются, или студенты сами провоцируют. В целях профилактики мы проводим разъяснительную работу среди студентов и преподавателей. У нас есть определенные наработки в части профилактики коррупции. Думаю, люди понимают, что рисковать не стоит, тем более на примере последних громких дел. Сейчас преподавателям вузов заработную плату подняли. Мы у себя ввели элементы поощрения научной-педагогической деятельности, чтобы человек понимал, что своим умом можно гораздо больше зарабатывать.

— Один раз НГПУ уже попал в список неэффективных — по критериям доходов на одного сотрудника и по нормативам площадей. А в прошлом году Рособрнадзор лишил аккредитации по направлению «экономика и управление». Есть ли риски вновь попасть в эти списки неблагонадежных? И, вообще, считаете ли вы эти списки объективными?

— В списке шесть критериев, по которым оценивается деятельность вуза, и наши показатели на хорошем уровне. Что касается аккредитации, это было связано с рядом организационных моментов. По направлению подготовки «экономика и управление» мы завершали обучение, понимая, что это не профильное направление для нашего вуза. Но мы урок из этого извлекли — составили рабочую группу, дорожную карту по подготовке к следующей аккредитации в 2020 году. Сейчас все делается для того, чтобы достойно подойти к этому времени.

— Буквально на днях внесли законопроект в Госдуму об обязательной отработке целевиков. Поддерживаете ли вы такое законотворчество?

— Государством затрачиваются большие денежные и материальные средства на подготовку целевика. Выпускник должен отработать в течение пяти лет, и у гражданина должна быть ответственность перед государством.

«Мы будем развивать образовательную, проектную деятельность, поднимем научную деятельность на более высокий уровень. И еще один аспект — мы будем расширять международное сотрудничество» «Мы будем развивать образовательную, проектную деятельность, поднимем научную деятельность на более высокий уровень. И еще один аспект — мы будем расширять международное сотрудничество»

— А сколько стоит один ваш студент?

— От 30 до 137 тысяч рублей в год — в зависимости от направления подготовки и формы обучения. На демпинг мы права не имеем. Нашим учредителем установлена жесткая ценовая политика, и мы не вправе ее менять.

— Есть какая-то общая стратегия — к каким итогам вуз должен прийти через 5–10 лет?

— Стратегия есть. Мы будем развивать образовательную, проектную деятельность, поднимем научную деятельность на более высокий уровень. И еще один аспект — мы будем расширять международное сотрудничество. Будем продолжать активный образовательный обмен с Францией, Германией, Италией. В феврале прошла встреча студентов-стажеров из университета города Реймса. Они прошли педагогическую практику в Челнах, изучали особенности образовательного процесса в детских садах и школах. Наши студенты также пройдут стажировку во Франции. И этот обмен мы будем наращивать.

Кроме того, мы нацелены на формирование попечительского совета вуза, заинтересованные люди есть. 28 мая состоится первое заседание совета. Дата выбрана не случайно — 28 мая НГПУ исполняется 28 лет. Пока готовим необходимые нормативные документы. Утвержден бренд нашего вуза. Глобального изменения он не претерпел.

Есть еще одно стремление — открытие диссертационного совета. Это наше будущее, к которому мы стремимся, потенциал и возможности для этого у нас есть.