В 13-й раз накануне на Ново-Татарском кладбище Казани прошел день памяти наставников, придуманный организаторами с целью объединения национальной интеллигенции и мусульманских деятелей В 13-й раз накануне на Ново-Татарском кладбище Казани прошел день памяти наставников, придуманный организаторами с целью объединения национальной интеллигенции и мусульманских деятелей Фото: Альфред Мухаметрахимов

«ОБЩЕСТВО ПОДОБНО ПТИЦЕ, ОДНО КРЫЛО У КОТОРОЙ — РОДНОЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, А ДРУГОЕ — РЕЛИГИЯ»

День памяти «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел» («Цени наставника, когда он жив, не забывай его могилу после кончины») проводился накануне в столице Татарстана уже в 13-й раз. Цифра эта у кого-то, как известн,о вызывает мистический страх, но не у мусульманина, поскольку верующий человек должен быть далек от предрассудков. И вот вновь 2 мая в 9 утра возле главных ворот Ново-Татарского кладбища собрались известные религиозные деятели и представители татарской интеллигенции.

Кстати, многие годы завсегдатаем таких встреч бы легендарный певец Ильхам Шакиров, но вот уже несколько лет соловей татарской эстрады по причине плохого самочувствия не может принять участия в дне поминовения наставников. Зато его коллега, народный артист РТ Мингол Галеев, пришел на Ново-Татарское кладбище, а в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС  Online» вспомнил последние строки самого знаменитого стихотворения Габдуллы Тукая: «О язык мой! Как сердечно я молился в первый раз: Помоги, — шептал, — помилуй мать с отцом, помилуй нас». Великого татарского поэта, 132-й день рождения которого отмечался неделю назад, вспоминал и  депутат госсовета РТ Разиль Валеев: «А смерть придет ко мне — я громко запою, и даже Азраил услышит песнь мою. Пусть в землю я сойду, — спою в последний раз: „Я ухожу, друзья! Я оставляю вас“».

Они ушли и теперь мы их вспоминаем, мы же остались и должны их помнить, говорил Валеев одному из организаторов мероприятия, руководителю Казанского отделения ВКТ Фариду Мифтахову, который вместе с директором Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия Ильясом Зиганшиным стоял у истоков дня памяти наставников. В 2005 году они решили объединить через такое мероприятие татар. «Наша задача — объединить интеллигенцию и религиозных деятелей. На „Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел“ приглашаем журналистов, артистов, композиторов, вместе с имамами, муфтиями молимся об упокое душ. Происходит единение общества, ведь оно подобно птице, одно крыло у которой — родной язык, культура, а другое — религия. В такой гармонии есть будущее», — философски заключает Мифтахов в беседе с нашим корреспондентом.


«МОЛОДЕЖЬ ПРИВЫКЛА ДЕЛАТЬ ПО-СВОЕМУ, А ПОТОМ ОКАЗЫВАЛОСЬ, ЧТО БАБАЙ БЫЛ ПРАВ»

Одна из первых могил, которая встречает посетителей Ново-Татарского кладбища, — это  могила известного историка Миркасыма Усманова. За упокой его души помолился первый заместитель муфтия Татарстана Рустем Валиуллин. Всего здесь покоятся более 50 выявленных наставников, но, как сказал директор КВММ имени 1000-летия принятия ислама Зиганшин, в этом году было решено остановиться возле шести могил, а особое внимание уделить памяти Ахмадхади Максуди — известного татарского языковеда, педагога, исламоведа и родного брата Садри Максуди. «Большинство собравшихся здесь мусульман, в том числе теперь самих ставших учеными, начальные знания по исламу получили из книг Максуди. Вплоть до 90-х годов прошлого века и начала XXI столетия именно по книгам Максуди мы осваивали арабскую графику, первые правила чтения Корана, арабский язык. Надо сказать, его, написанные понятным и сейчас языком произведения, не потеряли свою актуальность», — объяснил «БИЗНЕС Online» Зиганшин. «Катехизис татарских мусульман» — именно так называют книгу «Гыйбадате исламия» знаменитый школьный учебник по исламу и исламскому богослужению, составленный Ахмадхади Максуди. Возле его могилы собравшимся вновь напомнили о роли выдающегося деятеля. Руководитель направления дагвата ДУМ РТ Нияз Сабиров рассказал, что в ближайшее время должен увидеть свет фильм о Максуди, а среди детей пройдет конкурс на знание трудов исламоведа. 

Посетили мусульмане также могилу Гарифуллы Гайнуллина, последнего ишана Казани, то есть руководителя суфийского тариката, участника Сталинградской битвы, прожившего длинную и непростую жизнь. Его лично знал нынешний муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир Саматов, мать которого приходила к Гарифулле бабаю с вопросом: стоит ли женить сына? «Я тогда пришел со службы в армии, он сказал маме, что я вскоре женюсь, так оно и произошло. Это при том, что у меня тогда даже невесты не было. Он хорошо владел „өшкерү“, то есть молитвенными заговариваниями. К нему приходили спросить совет: мол, если я так сделаю, будет ли это хорошо? Допустим, он отвечал, что нет. Но молодежь привыкла делать по-своему, а потом оказывалось, что бабай был прав. Он не предсказывал судьбу, зато точно говорил, будет ли намеченное дело успешным. Он знал, с какими намерениями пришли; знал, какие органы болят у человека. К сожалению, сейчас таких людей уже нет», — констатировал в разговоре с «БИЗНЕС Online» Саматов.

Габдулхак Саматов был первым казыем (шариатским судьей) обновленного в 1998 году ДУМ РТ. Его могила была последней в пешем обходе, своего наставника там вспоминал нынешний казый республики Джалиль Фазлыев Габдулхак Саматов был первым казыем (шариатским судьей) обновленного в 1998 году ДУМ РТ. Его могила была последней в пешем обходе, своего наставника там вспоминал нынешний казый республики Джалиль Фазлыев Фото: Альфред Мухаметрахимов

«АЛИМ МИРОВОГО УРОВНЯ»

Отец Саматова Габдулхак Саматов был первым казыем (шариатским судьей) обновленного в 1998 году ДУМ РТ. Его могила была последней в пешем обходе, своего наставника там вспоминал нынешний казый республики Джалиль Фазлыев. Помянули и первого шариатского учителя верховного муфтия России Талгата Таджуддина Ахмадзаки Сафиуллина, а посвященные ему «Сафиуллинские чтения» пройдут сегодня на родине имама в Нурлатском районе.

А муфтий Татарстана лично обратился с мольбой к Всевышнему возле места последнего упокоения Шигабутдина Марджани, 200-летие которого отмечается в этом году. По словам Камиля Самигуллина, татарский богослов в числе прочего предупреждал людей, чтобы они не выносили ошибочно решения о хараме/халяле, то есть запретности/дозволенности, чего-либо. «У нас в ханафитском мазхабе есть такое правило: решение о том, что это харам, выносится только в случае, если про это четко сказано в Коране или Сунне-мутаватир (хадис-мутаватир в исламе — это наиболее надежные хадисы, переданные столь большим числом человек, — прим. ред.)», — начал лидер мусульман Татарстана. И привел пример с сигаретой: «Например, можно ли сказать про курение, что это харам? Нет, потому что в Коране этому нет подтверждения. Максимум, что мы можем сказать, — макрух тахрим (макрух тахрим в исламе — недозволенные действия, запретность которых не была установлена посредством явных, абсолютных доказательств, — прим. ред.). Был такой муфтий четырех мазхабов Али Хайдар Ахисхави, он говорил: если дадите мне все золото мира, я не скажу, что курение харам, но если даже дадите все золото мира, никогда не буду курить». То же самое, по словам Камиля хазрата, относится и к музыке. «Сказать, что музыка — харам, нельзя, доказательства этому лишь косвенные. Мы можем сказать, что я ее не слушаю, не люблю, но не харам», — на такие мысли навела Самигуллина встреча с Марджани в день памяти наставников. «Мы порой считаем, что большие ученые живут за границей. Между тем наш Шигабутдин хазрат Марджани — алим мирового уровня. Его труды и сейчас изучают в арабском мире, даже в Южной Африке. Необходимо возродить свое духовное наследие», — сказал глава ДУМ РТ о самом великом татарском мыслителе.

После обхода Ново-Татарского кладбища гости направились в здание Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама на трапезу. Это тоже одна из традиций «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел». Завершить день ушедших наставников коллективным намазом, совершив вместе полуденную молитву, — это также одна из норм, которой в этом году исполнилось 13 лет.