...

«УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ СО СТРАНАМИ ИСЛАМСКОГО МИРА ПОКА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЯМ»

Сегодня в буквальном смысле было не протолкнуться в бизнес-центре «Корстона» от наплыва иностранцев, говорящих преимущественно на арабском языке. Утром там был дан старт десятому, юбилейному международному экономическому саммиту «Россия – исламский мир: KazanSummit 2018», который в этом году, по словам организаторов, посещают рекордные 3 тыс. участников. Деловую часть саммита открывал деловой завтрак Сбербанка. Журналистов туда не пропустили, обеспечив им трансляцию происходящего в организованном пресс-центре. Организаторы предусмотрели почти все: десерты и бутерброды с кофе для журналистов и огромный телеэкран, но со звуковым сопровождением оказались проблемы, отчего журналисты были вынуждены довольствоваться лишь картинкой завтракающих первых лиц.

«Коллеги, садимся все либо на выход», — скомандовали через полчаса после завтрака сотрудники протокольной службы президента РТ в зале, где должно было начаться ключевое мероприятие саммита — пленарное заседание. Всем гостям, действительно, не хватило мест, отчего часть иностранных делегаций вынуждена была наблюдать за происходящим стоя. Но для тех, кто успел занять свои места, устроили небольшое световое шоу с задымлением, как на каком-нибудь рок-концерте. Публика, руководимая модератором англичанином Джонатаном Уилсоном, осталась весьма довольна.

Честь открыть KazanSummit выпала президенту РТ Рустаму Минниханову. Он вышел к трибуне и подозрительно молчал некоторое время, оглядывая зал. Оказалось, что ему не принесли папку с текстом выступления. В нем еще было и приветствие гостей от президента России Владимира Путина, которое татарстанский лидер с радостью озвучил после небольшой паузы. «В повестке дня вашей встречи — важные вопросы, касающиеся развития международного сотрудничества в финансовой, торговой, инвестиционной, инфраструктурной и других сферах.Предстоит обсудить различные аспекты экономической и научной технологической модернизации, пути борьбы с бедностью, а также преодоления гуманитарных последствий конфликтов и кризисов. Россия поддерживает усилия ваших стран, направленных на укрепление принципа справедливости, равенства и взаимной выгоды международных экономических отношений на недопущение недобросовестной конкуренции, диктата и применения незаконных санкций», — сказано было в обращении Путина в адрес ближневосточных гостей саммита.


Сам же Минниханов предпочел в своем приветствии не делать акценты на международные отношения, но особенно благодарил президента РФ, правительство РФ, парламент за постоянную поддержку в проведении KazanSummit, число участников которого за десятилетие выросло в 10 раз. Поблагодарил президент РТ и приехавших исламских партнеров Татарстана, с которыми республики объединяет куда больше, чем просто ислам. Группа стратегического видения «Россия – исламский мир», председателем которой является Минниханов, за довольно короткое время своего существования уже реализовала несколько совместных успешных проектов. Например, открыта Болгарская исламская академия, создан комитет по стандарту халяль, совместно со Сбербанком ведется работа по созданию международного центра исламских финансов. Центральная тема десятого, юбилейного саммита — халяльный образ жизни, что «является еще и знаком качества для инвестиций». «Наш форум охватывает такие сферы, как партнерские финансы в России, единые стандарты халяль, социальная ответственность бизнеса, исламские финансы, роль России на инвестиционной карте Ближнего Востока, новые возможности для экспорта на Восток, государственно-частное партнерство, исламское образование, халяльный туризм», — озвучил Минниханов повестку форума в этом году.

Затронул он и проблемные вопросы, которые планируется обсудить на саммите. Президент РТ с горечью отметил, что «уровень экономического сотрудничества российских регионов со странами исламского мира пока не соответствует имеющимся возможностям». По его словам, восточные крупные инвесторы предпочитают «заходить» пока только в федеральные проекты, но не в региональные. «На наш взгляд, сегодня исламский мир недостаточно эффективно использует экономический потенциал и ресурсы. Сырьевая привязка остается сферой, которая создает нестабильность из-за колебаний на нефтегазовом рынке, — делился своим мнением Минниханов. — Лучшее вложение средств — это наука и технологии». Он призывал исламских партнеров отказаться от протекционизма и перейти к кооперации, открытому партнерству. В завершение своего выступления президент РТ пожелал участникам успеха в поисках новых деловых контактов.

Этого же пожелал и министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем послании, которое зачитал спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замминистра иностранных дел  Михаил Богданов.

«Эта трибуна предназначена для более высоких людей, не таких низких, как я», — скромно вышел с ответным словом к трибуне генсек организации исламского сотрудничества Юсеф Усаймин. Первым делом он поблагодарил руководство Татарстана за гостеприимство, а после сразу перешел к делу. Господин Усаймин сообщил, что торговое сотрудничество стран ОИС с Россией постоянно растет — с $34,6 млрд в 2014 году до $42,5 млрд в 2016 году. Теплые дружеские отношения России с исламскими странами вдохнули новую жизнь в развитие исламского банкинга, объемы которого сегодня составляют $1,6 триллиона. Усаймин заверил, что ОИС и впредь будет идти на сближение с компаниями из Татарстана и России. Вот бы только упростить процедуру получения виз между государствами...

....

«ЭТО НЕ ОЧЕНЬ-ТО ЛЕГКО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ЛОНДОНИСТАНА...»

«Так, теперь можете расслабиться», — скомандовал модератор гостям, переходя к сессии вопросов. На секунду показалось, что и эта часть была тщательно отрепетирована участниками обсуждения. Ведущий спросил у замминистра экономического развития РФ Ильи Торосова о том, какие он видит перспективы развития сотрудничества стран ОИС с Россией. Тот достал из кармана стопочку листочков, с которых начал монотонным голосом зачитывать краткую справку об экономических интересах России на Ближнем Востоке. По словам Торосова, сегодня ключевые сферы взаимодействия России со странами ОИС — это энергетика, машиностроение, сельское хозяйство, а также высокие технологии. И после этого начал зачитывать списки стран, где каким-либо образом замешан российский капитал. Отдельно разве что он остановился на объемах поставок на Ближний Восток сельскохозяйственной продукции и возможностях наращивания экспорта халяльной продукции Татарстана, Башкортостана и Северного Кавказа.

Говоря о партнерском банкинге, Торосов заметил, что финансовые операции по стандартам исламского банкинга в России стали проводить с 2017 года. «Сбербанк осуществил первую сделку, финансируя татарстанскую лизинговую компанию, а ЦБ зарегистрировал первый выпуск сукук», — напомнил спикер. «В феврале 2018 года Госдума приняла к рассмотрению законопроект, разрешающий выпуск исламских облигаций. Нам предстоит проделать еще большую работу по внедрению исламских финансов с учетом мирового опыта», — отметил Торосов.

После этого модератор Уилсон передал эстафету вице-премьеру Казахстана Эрболату Досаеву. Его попросили рассказать о развитии в Астане международного финансового центра в целях обмена опытом. Но Досаев предпочел лишь тезисно рассказать в течение нескольких минут о преимуществах особых экономических зон в Казахстане и об «уникальном наборе для исламских инвестиций». Однако в чем заключается этот набор, осталось неясно: Досаев стал лишь рекламировать экономические форумы, которые пройдут в Астане этим летом.

Зато глава Внешэкономбанка Сергей Горьков подробно рассказал о деятельности банка на Ближнем Востоке. По его словам, ВЭБ уже давно вышел за пределы традиционных направлений, технологий и сейчас активно развивает новые технологии и подходы, например блокчейн. И это приводит к трансформации отношений исламских партнеров с банком, который все чаще представляется как инвестиционный. Горьков заверил участников саммита, что ВЭБ всегда готов оказать поддержку для новых проектов сотрудничества, включая и исламские финансы.

«Следующий мой вопрос будет адресован Георгию Каламанову. Извиняюсь, возможно, я ударение не так поставил... Прошу простить. Мне непросто произнести также „Внешэкономбанк“. Это не очень-то легко для человека из Лондонистана...» — ведущий пытался хоть как-то разрядить серьезную деловую атмосферу. У замминистра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова модератор поинтересовался, как можно увеличить экспорт России в страны ОИС. Тот рассказал, что между РФ и исламскими странами ежегодный товарооборот составляет порядка 75 млрд, из которых экспорт — 58 млрд, остальное — импорт. По его словам, основными точками роста для увеличения товарооборота являются новые направления: фармацевтика, машиностроение, поставки авиатехники, «о чем постоянно беседуют с исламскими странами». После этого Каламанов заговорил о Татарстане, который весьма активен в торговых отношениях с Турцией. «Коллеги всегда готовы поддержать экспорт российской продукции за рубеж, а также поддержать коллег по вложениям в Российскую Федерацию», — подчеркнул Каламанов.

После его короткого тезисного выступления модератор пленарного заседания предложил всем в зале принять участие в выборе «самой значимой вещи в экосистеме халяль». Варианты ответов были следующие: туризм, мода, косметика, здравоохранение, корпоративная социальная ответственность. Большинство проголосовало за туризм как за самую важную вещь в халяль.

....

«ЧАСТО ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ НЕЧЕСТНО СВЯЗЫВАЮТ С ТЕРРОРИЗМОМ, ЧТО ПРИВОДИТ К ИСЛАМОФОБИИ»

После этого снова с легкой руки модератора гендиректор Исламского банка Дубая Аднан Чилван попытался объяснить, почему так важны исламские финансы и что за ними стоит. Он рассказал, что сегодня исламские финансы создают колоссальные возможности для привлечения инвестиций, особенно в неисламских странах. По его словам, такой позитивный опыт уже есть, например в  Великобритании, ЮАР, Гонконге, 60% инвестиций которых пришли с Ближнего Востока. Почему так плохо инвестируют в Россию? По мнению главы Исламского банка Дубая, потому что недостаточно здраво оценивают такой ближневосточный инструмент. «Если Россия хочет привлекать инвестиции с Ближнего Востока, то им надо взглянуть на альтернативы исламского банкинга. Тогда поток с Ближнего Востока  возрастет. Это уже продемонстрировано такими странами, как Великобритания, Люксембург, и так далее. Исламские финансы будут служить катализатором привлечения инвестиций в Россию», — заверил господин Чилван. А возможностей и проектов в России, в которые можно вложить, по его словам, предостаточно, особенно если говорить об образовании, здравоохранении и туризме.

Особое место Чилван отвел и Татарстану, который сегодня имеет «бесконечные возможности». По его мнению, республика развивается по пути ОАЭ, правда с 30-летней задержкой в развитии. Но похожего много. «Я чувствую, что исламские финансы могут стать тут катализатором для привлечения инвестиций с Ближнего Востока, — вторил как мантру глава Исламского банка Дубая. — С нетерпением хочу увидеть, как Татарстан станет светочем исламских финансов».

«„Лондонистан“ — это был негативный термин. Люди были обеспокоены тем, как мусульманский мир влияет на Лондон, инвестиции, — продолжил дискуссию модератор Уилсон. — Но я этот термин использую в позитивном смысле. В Лондоне халяль есть, новые здания строят  при помощи Катара, Саудовской Аравии... Почему я об этом говорю? Дело в том, что в Великобритании некоторые говорят, что исламским финансам надо улучшить облик. Очень часто исламские финансы нечестно связывают с терроризмом, что приводит к исламофобиии и страху. Может, стоит переименовать их в халяль-финансы?» И тут всем предложили снова принять участие в открытом голосовании. Большинство ответили на этот вопрос, что нет, не стоит переименовывать термин.

Президент Исламского банка развития Замир Икбаль был рад увидеть результаты голосования. По его словам, надо не название менять, а просто объяснить всем, что такое исламские финансы, которые часто путают с религиозной составляющей. А это, по словам Икбаля, более этичный подход к использованию денег вообще. Еще очень важная мысль, которую высказал глава Исламского банка развития, это то, что исламские финансы не могут насаждаться извне, база для них должна создаваться внутри страны с помощью зрелых финансовых инструментов.

Минтимер Шаймиев Минтимер Шаймиев / Фото: president.tatarstan.ru

«ЧТОБЫ ИМЕТЬ ДЕЛА С АРАБСКИМ МИРОМ, НАДО ИМЕТЬ ОГРОМНОЕ ТЕРПЕНИЕ»

Тут слово дали госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву, который вместе со всеми спикерами разместился в президиуме пленарного заседания, но до сих пор сохранял молчание. По его словам, тема исламских финансов и отношений в целом с мусульманским миром должна продвигаться через действия взаимного общения и обогащения. Он воспользовался случаем и поблагодарил представителей стран ОИС за гостеприимство, которое когда-то оказали и Татарстану. «Иногда  говорят: чтобы иметь дела с арабским миром, надо иметь огромное терпение, — отметил первый президент РТ. — Россия работу с исламским миром доверила Минниханову. Мы должны быть достойны такого доверия». Он поблагодарил гостей и призвал всех через совместные труд и терпение стремиться к взаимопониманию и успеху.

Тем временем пленарное заседание мерно подходило к концу. Модератор вновь попросил зал достать свои пульты и проголосовать в следующем опросе — «с какой целью вы принимаете участие в саммите?» Оказалось, что большинство приехало в Казань, чтобы вдохновиться новыми идеями и позаимствовать у республики какой-то опыт. Ради чак-чака в Казань приехал каждый десятый участник.

«Мне кажется, мы все эти 10 лет искали такого модератора», — отшучивался Минниханов, явно довольный нестандартным подходом ведущего. В завершение пленарного заседания президент РТ еще раз напомнил, что у республики есть партнеры, которые всегда помогут разобраться в любой теме. «Все, что мы делаем, делаем во благо. Не только для религии. Мы делаем, чтобы все жили в мире и согласии. Вопрос — переименовать или нет? Зачем переименовывать, надо просто объяснить, какие преимущества  у халяльного образа жизни», — отметил Минниханов, напомнив, что 1,2 млрд мусульман в мире — «это огромный рынок». В любом случае эта тема, по словам президента РТ, будет еще не раз подниматься, в том числе на заседания группы «Россия – исламский мир». Финальным же аккордом пленарки стало подписание Талией Минуллиной с дубайским центром развития исламских финансов соглашения о взаимопонимании.