Резидент челнинского ТОСЭРа «Кама Кристалл Технолоджи», которому месяц назад прогнозировали банкротства, накануне открыл свои двери журналистам, чтобы показать: сворачивается сапфировая тема, но не сам завод. У производства особо чистого оксида алюминия, которое выходит на первый план, интересные перспективы: рентабельность на уровне 15%, монополия в России и возможное партнерство с промышленным гигантом. Неактуальные станки за два с лишним миллиарда, похоже, поедут в Китай.
Активная фаза проекта для корпораций Samsung и LG продлит эксплуатацию челнинских ростовых установок до 13 июня. Неминуемое сокращение штата со 128 до 22 человек состоится в эти же сроки
САПФИРОВЫЕ ЛИНИИ ГОТОВЯТСЯ К ПОЛНОМУ ДЕМОНТАЖУ
История производства синтетических сапфиров в Набережных Челнах подходит к своему финалу. Вчера компания «Кама Кристалл Технолоджи» (ККТ) пригласила журналистов на завод, чтобы показать, на что она собирается жить дальше: как и предполагал «БИЗНЕС Online», сапфировые линии в ближайшем будущем будут демонтированы, а их место займет оборудование для синтеза более прибыльного особо чистого оксида алюминия (Al2O3) — сырья для выращивания тех же монокристаллов, но в первую очередь безальтернативного компонента для производства катализатора, нужного нефтехимикам и нефтепереработчикам.
Свернуть производство сапфиров прямо сейчас компании не позволяют только обязательства перед якорным потребителем Hansol Technics из Южной Кореи. По плану активная фаза проекта корейского поставщика сапфировых подложек для корпораций Samsung и LG продлит эксплуатацию челнинских ростовых установок до 13 июня, затем поставки будут остановлены. Неминуемое сокращение штата со 128 до 22 человек состоится в эти же сроки. К настоящему времени сокращаемые сотрудники ККТ прошли уже через три ярмарки вакансий: кроме КАМАЗа, который обещал трудоустроить всех желающих, работу им предложили сельскохозяйственные структуры основного бенефициара ККТ Ильшата Фардиева — «Агросила» и «Челны-Бройлер». Напомним, что формально с Фардиевым можно связать только 19,9% завода, принадлежащие ЗАО «МЭКТ», которым управляет глава АО «Агросила» Светлана Барсукова. Остальные 80,1% ККТ записаны на Равшана и Азата Сагитовых, последний из которых является директором в фардиевском ООО «Мегаполис», а также владеет 24,9% «Челны-Бройлера».
Как рассказал и. о. гендиректора «Кама Кристалл Технолоджи» Родион Заворотченко, 90% оборудования для новых линий уже изготовлено, к октябрю его поставки предполагается завершить
Итак, про сапфиры можно забыть, с середины июня речь пойдет только об Al2O3. Как рассказал вчера и. о. гендиректора «Кама Кристалл Технолоджи» Родион Заворотченко, 90% оборудования для новых линий уже изготовлено, к октябрю его поставки предполагается завершить. Компания определилась с объемами будущего производства: будет смонтировано четыре линии, способных вместе производить в год 72 т продукта чистотой не менее 99,996%. На данный момент актуальный проект профинансирован на 165 млн рублей, из которых 102 млн рублей еще в 2016 году выдал фонд развития промышленности (ФРП) в качестве льготного кредита под 5% годовых, остальное — собственные средства компании. Если два года назад заявленный проект оценивался целиком в 244,4 млн рублей, то сейчас его стоимость должна вырасти, поскольку направление из сопутствующего стало основным и масштаб его вырос. Однако окончательная сумма инвестиций в линии оксида алюминия пока не определена, поскольку у ККТ есть определенные виды на участие в проекте новых инвесторов. По прогнозу компании, новое направление даст рентабельность на уровне 15%.
Главный вопрос для ККТ на сегодня — что делать с ростовыми установками для сапфиров. Станки являются главным активом ККТ — стоимость каждого равна 15,9 млн рублей, и таких станков в Челнах уже стоит 130 штук
СТАНКИ НА ДВА С ЛИШНИМ МИЛЛИАРДА ПРИГОДИЛИСЬ БЫ КИТАЙЦАМ
Пожалуй, главный вопрос для ККТ на сегодня — что делать с ростовыми установками для сапфиров. Станки производства питерской компании «Апекс» являются главным активом «Камы Кристалл Технолоджи» — стоимость каждого равна 15,9 млн рублей, и таких станков в Челнах уже стоит 130 штук. 30 из них не стали даже распаковывать, так как они заказывались под несостоявшуюся третью очередь сапфирового проекта. Еще 20 станков «Апекс-300» не дошли до челнинцев, так как их до сих пор нечем оплатить, но так или иначе поставка должна состояться — по информации компании, в течение 2019–2020 годов. Отказаться от заказа никак нельзя: во-первых, ростовые установки изготовлены по техзаданию ККТ, и искать на них нового покупателя питерцы не обязаны. Они ждут расчета — как заявляли «БИЗНЕС Online» в «Апексе», к челнинскому заказчику питерцы относятся лояльно и готовы рассмотреть условия мирового соглашения, однако арбитражный иск на 320 млн рублей на всякий случай подали. Во-вторых, все технологическое оборудование завода, включая неоплаченное, остается в залоге у главного инвестора проекта — Внешэкономбанка.
Если китайцы захотят выращивать 80-килограммовые кристаллы за 10–11 дней, а не за 16 суток сапфиры меньшего объема, вопрос со станками ККТ будет закрыт
Напомним, сапфировый проект «Камы Кристалл Технолоджи» стартовал в 2010 году, всего в него вложено 5,2 млрд рублей, из которых собственные инвестиции составили 2,07 млрд рублей. Летом 2014 года было подписано соглашение о предоставлении кредитной линии от ВЭБа, согласно которому банк готов был вложить в третью и четвертую очереди сапфирового производства, а также в организацию линий особо чистого оксида алюминия 4,55 млрд рублей под 11,2% годовых. Однако на фоне валютного кризиса 2015 года лимит финансирования сократился до 2,96 млрд рублей, из которых к настоящему времени получено 2,56 миллиарда. Еще 102 млн рублей, повторим, компания получила от ФРП. Своих средств вложено 2,07 млрд рублей. Поступление остатка в сумме 400 млн рублей по линии ВЭБа должно было обсуждаться в середине мая, однако кредитный комитет Внешэкономбанка пока не рассмотрел скорректированную инвестпрограмму ККТ, хотя из собственных источников «БИЗНЕС Online» выяснил, что принципиально банк готов продолжить финансирование — теперь уже не сапфирового производства, а сырьевого. На грядущем заседании кредитного комитета, таким образом, решится и вопрос дальнейших расчетов с «Апексом», и судьба ростовых установок, которые, получается, с 13 июня будут стоять мертвым грузом стоимостью 2,07 млрд рублей. Если только ВЭБ не разрешит их, например, продать, но кто купит тигли для выращивания кристаллов?
«БИЗНЕС Online» отправил запрос Внешэконобанку на этот счет, но официального ответа мы пока не дождались. Тем не менее в «Кама Кристалл Технолоджи» нам подтвердили, что ВЭБ вполне может санкционировать реализацию залогового оборудования. Однако в России станки действительно покупать некому, поскольку с середины июня в стране останется только один производитель синтетических сапфиров — ставропольский завод «Монокристалл», который все же сумел нащупать за долгие годы свою нишу на рынке. Как и ККТ, «Монокристалл» использует исключительно оборудование собственной разработки, имея для этого свою производственную площадку. Поскольку чужие станки ставропольцам не нужны, наиболее перспективным рынком сбыта называется Китай. Именно китайские заводы, растиражированные к 2011 году на волне дефицита сапфировых подложек для телевизионных светодиодов, обесценили продукт и обрушили мировой отраслевой рынок, в результате чего челнинское производство утратило рентабельность. Однако китайцы взяли рынок числом, но производительность их оборудования существенно уступает челнинским разработкам. Если китайцы захотят выращивать 80-килограммовые кристаллы за 10–11 дней, а не за 16 суток сапфиры меньшего объема, вопрос со станками ККТ будет закрыт.
«Алюминиевое» направление сразу показало прибыльность: российские производители катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии на сегодня почти целиком зависят от импорта Al2O3
«РУСАЛ» МОЖЕТ СТАТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПАРТНЕРОМ ККТ
На сегодня особо чистый оксид алюминия — уже не новое направление бизнеса ККТ как с концептуальной, так и с практической стороны. В середине 2017 года компания запустила под собственным патентом пилотную «алюминиевую» линию, полностью обеспечив себя сырьем. На тот момент направление рассматривалось как диверсификационное, а не основное. В сентябре того же года была введена в эксплуатацию вторая сапфировая очередь стоимостью 1,4 млрд рублей. Тогда корейцы и стали стратегическим покупателем — они в 6 раз увеличили закупки четырехдюймовых сапфировых цилиндров, и еще в 10 раз выросли их аппетиты в этом году (мощности ККТ даже не позволяют закрыть весь объем), однако рентабельность производства так кардинально сократилась в результате затоваривания мирового рынка, что рост продаж уже не мог спасти закредитованный проект — он так и не сумел выйти из инвестиционного периода на прибыль. 2017 год компания закончила с убытком 309,6 млн рублей, а строительство и оснастка двух последних цехов были остановлены.
Теперь оборудование для оксида алюминия должно заместить сапфировые станки первой линии: 50 установок для выращивания монокристаллов массой 30 и 60 килограммов. Эта линия уже остановлена, на второй пока еще выращиваются сапфиры массой 80 килограммов. За первый квартал вторая и основная линия дала 338 кристаллов при полной и круглосуточной загрузке.
Наиболее любопытная перспектива «алюминиевого» проекта ККТ — это возможное участие в нем «РусАла»
«Алюминиевое» направление сразу показало прибыльность, которая обесценила усилия ККТ на сапфировом рынке: российские производители катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии на сегодня почти целиком зависят от импорта Al2O3. Отечественным продуктом заинтересовалась НК «Роснефть» — сейчас он тестируется на предприятиях госкорпорации. В планах компании и поставки на ставропольский «Монокристалл». Ставропольцы готовы закупать в Челнах половину необходимого им сырья, порядка 600 т оксида алюминия в год, и первая заявка от них уже поступила. Она пока остается единственным запросом на поставки Al2O3.
Наиболее же любопытная перспектива «алюминиевого» проекта ККТ — это возможное участие в нем «РусАла». Объединенная компания уже год выступает поставщиком для ККТ, однако, по информации собственных источников «БИЗНЕС Online», сотрудничество может пойти дальше, вплоть до финансового участия российского монополиста в челнинском проекте. По данным наших собеседников, «РусАл» весьма заинтересован в производстве особо чистого оксида алюминия, и переговоры о распределении инвестиционной нагрузки уже ведутся. Это как минимум объясняет, почему «Кама Кристалл Технолоджи» так и не определилась с окончательной суммой вложений: если сейчас речь идет о четырех линиях, то участие промышленного гиганта способно масштабировать проект до непредсказуемых объемов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.