Следующим после преподавателей и студентов экономического факультета Набережночелнинского института КФУ в списке подозреваемых во взяточничестве сотрудников стал 23-летний Умид ИсазадеФото: АКТИВПРОФ, kpfu.ru/chelny

СПОРТСМЕН И АКТИВИСТ

Следующим после преподавателей и студентов экономического факультета Набережночелнинского института КФУ в списке подозреваемых во взяточничестве сотрудников стал 23-летний Умид Исазаде — профорг юридического отделения института и заместитель заведующего отделением по социально-воспитательной работе. Накануне следственный отдел по городу Набережные Челны СУ СКР по РТ сообщил о расследовании, по которому уже возбуждено дело по ч. 3 ст. 290 УК РФ («Получение взятки должностным лицом за незаконные действия»). Максимальное наказание за подобное деяние — лишение свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом до 40-кратной суммы взятки. Сумма Исазаде пока вменяется небольшая — 30 тыс. рублей, собранных с нескольких студентов за положительные оценки на экзамене. Разработку следком провел при оперативном сопровождении ФСБ.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», Исазаде проработал на кафедре теории и истории государства и права два года, оставшись в вузе после его окончания, — по его профсоюзным и «социально-воспитательным» статусам видно, что молодой человек еще со студенческой скамьи решил двигаться по номенклатурной вузовской линии, став профсоюзным активистом. Он сам писал о себе в различных анкетах, что состоит в социально-правовой комиссии при профкоме студентов и аспирантов, проводит на отделении различные мероприятия, в которые вовлекает студентов всего института, и удостоен за это почетной грамоты от директора института Махмута Ганиева за активную помощь в воспитании молодежи и формирование нравственного развития личности. С юношества Исазаде занимался борьбой и брал призы на соревнованиях даже всероссийского уровня, во вредных привычках себе отказывал.

Исазаде писал о себе при анкетировании, что всегда готов прийти на помощь, что встретить его можно в профкоме, спортзале и соцсетях Исазаде писал о себе при анкетировании, что всегда готов прийти на помощь и что встретить его можно в профкоме, спортзале и соцсетях Фото: kpfu.ru

Пять лет назад, будучи тогда студентом НЧИ КФУ и уже профоргом юридического отделения, Исазаде писал о себе при анкетировании, что всегда готов прийти на помощь и что встретить его можно в профкоме, спортзале и соцсетях, в качестве личного девиза предлагал такую сентенцию: «Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Ковчег был сооружен любителем. Профессионалы построили „Титаник“».

С конца прошлого года, помимо работы в НЧИ КФУ, Исазаде зарегистрировался как индивидуальный предприниматель, ведущий бизнес по ремонту компьютеров и периферии. Сам подозреваемый на вопрос «БИЗНЕС Online» о его отношении к претензиям следователей заявил, что не признает их. «Это абсурд!» — коротко характеризовал ситуацию Исазаде, после чего положил трубку. Любопытно, что он оказался единственной персоной на кафедре теории и истории государства и права, информация о которой, кроме имени, удалена с официального сайта вуза. Непосредственный начальник Исазаде — завкафедрой Дмитрий Туманов — также отказался разговаривать с журналистами.

«Мы после каждой сессии проводим анонимный опрос студентов — спрашиваем, кто из преподавателей подвержен коррупционной составляющей» «Мы после каждой сессии проводим анонимный опрос студентов — спрашиваем, кто из преподавателей подвержен коррупционной составляющей» Фото: «БИЗНЕС Online»

ИСАЗАДЕ ПОПАЛ ПОД СЛЕДСТВИЕ ПО СИГНАЛУ ВУЗА

Ситуацию несколько прояснил директор института. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Ганиев рассказал, что подозреваемый сотрудник работал на кафедре ассистентом на 0,2 ставки — в основном вел у студентов практику. Его разработку следователи начали по сигналу руководства института.

«Мы после каждой сессии проводим анонимный опрос студентов — спрашиваем, кто из преподавателей подвержен коррупционной составляющей, — пояснил Ганиев. — На основании ответов ведем профилактическую работу, проводим собрания на кафедре, но, к сожалению, не все сотрудники реагируют. В таких случаях, по сложившейся системе, мы передаем материалы в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции челнинского УВД, а они уже передают материалы в следственный комитет. Так же было в случае с Умидом Исазаде — мы не хотим, чтобы наши студенты оставались безграмотными». По словам Ганиева, в подобных случаях сотрудник не подлежит немедленному увольнению, но освобождается от работы с сохранением зарплаты — до решения суда, разумеется.

В марте НЧИ КФУ уже засветился в аналогичном деле: тогда во взятках заподозрили двух сотрудниц экономического факультета — Ольгу Габдулхакову и Людмилу Галиакберову В марте НЧИ КФУ уже засветился в аналогичном деле: тогда во взятках заподозрили двух сотрудниц экономического факультета — Ольгу Габдулхакову и Людмилу Галиакберову Фото: kpfu.ru

Напомним, в марте НЧИ КФУ уже засветился в аналогичном деле: тогда во взятках заподозрили двух сотрудниц экономического факультета — доцента кафедры производственного менеджмента 53-летнюю Ольгу Габдулхакову и методиста 49-летнюю Людмилу Галиакберову. Им вменялись взятки на общую сумму около 200 тыс. рублей за экзамены. Уже на следующий день Галиакберова была заключена под стражу, а Габдулхакова и трое студентов-взяткодателей были отправлены под домашний арест. Следователи тогда начали с обысков у старост групп, потому что деньги были получены преподавателями организованно — их собирал староста.

Следствие по первому делу еще не окончено — эпизоды дела существенно прибавили в числе, выросло и количество фигурантов. Как сообщил сегодня «БИЗНЕС Online» заместитель руководителя СО по городу Набережные Челны СУ СКР по РТ Ильдар Шакиров, в общей сложности по материалам дел о взятках в НЧИ КФУ проходят уже 11 сотрудников вуза и 10 студентов, а общая сумма подношений превышает 500 тыс. рублей, причем разработка продолжается. Действия студентов квалифицируются по ст. 291 УК РФ («Дача взятки»).

В ноябре 2016 года был вынесен приговор заведующему кафедрой физики НЧИ КФУ Фариту Сарваровову В ноябре 2016 года был вынесен приговор заведующему кафедрой физики НЧИ КФУ Фариту Сарваровову Фото: kpfu.ru

Не лишним будет напомнить, что и мартовское дело о взятках не было первым для структур Казанского университета. В ноябре 2016 года был вынесен приговор заведующему кафедрой физики НЧИ КФУ Фариту Сарваровову — тоже за мзду, в размере 30 тыс. рублей. Началось дело с единичного эпизода на 2,5 тыс. за зачет по физике, но со временем следователи нашли 11 первокурсников, отстегивавших Сарварову. Суд обязал его выплатить 250 тыс. рублей штрафа в доход государства.

В июле 2017 года к 3 годам и 1 месяцу лишения свободы условно был приговорен доцент кафедры экономики предприятий и организаций Геннадий Карнач. Он был задержан с поличным, когда брал с заочников 32 тыс. рублей за экзамен по дисциплине «Управление рисками».

В общей сложности по материалам дел о взятках в НЧИ КФУ проходят уже 11 сотрудников вуза и 10 студентов, а общая сумма подношений превышает 500 тыс. рублей, причем разработка продолжается В общей сложности по материалам дел о взятках в НЧИ КФУ проходят уже 11 сотрудников вуза и 10 студентов, а общая сумма подношений превышает 500 тыс. рублей, причем разработка продолжается Фото: «БИЗНЕС Online»

В январе этого года Елабужский горсуд приговорил декана местного института КФУ Линара Ахметова к трем годам лишения свободы условно. Декан хотел получить с некой студентки, попавшейся на подделке подписи под квалификационной работой, шлифмашинку Makita за 11 тыс. рублей, обещая замять инцидент.

Любопытно, что два из перечисленных случаев — мартовский с 11 преподавателями и прошлогодний с Карначем — касаются деятельности одной и той же кафедры экономического факультета. О кафедре экономики предприятий и организаций «БИЗНЕС Online» писал осенью прошлого года и по другому поводу: тогда в газету обратились профессора Эльмира Алпатова и Наталья Ермакова, которые стали судиться с университетом из-за незаконного увольнения. Профессора обвиняли как в своем увольнении, так и в организационных проблемах кафедры назначенную в 2016 году заведующую Ирину Ваславскую, которая, по их словам, заняла место только благодаря ее возможностям принести в вуз хоздоговоры с группой компаний «Начало», соучредителем структур которой является муж педагога Илья Ваславский. Этот эпизод интересен на фоне другого факта: в ходе следственных действий с преподавателями экономического факультета Ваславская покинула вуз, подав заявление об увольнении по собственному желанию. Профессора Алпатова и Ермакова, кстати, продолжают тяжбу за восстановление в должностях, но пока безуспешно — в ближайшее время они намерены подавать кассационную жалобу.