Рентабелен ли объект стоимостью 5 млрд. рублей при такой загрузке, Сетевая компания, как обслуживающая организация, пояснить не смогла — комментариев от эксплуатанта редакции не удалось дождаться Рентабелен ли объект стоимостью 5 млрд рублей при такой загрузке, Сетевая компания как обслуживающая организация пояснить не смогла — комментариев от эксплуатанта редакции не удалось дождаться Фото: tatarstan.ru

«ЩЕЛОКОВ-500» ПОСТРОИЛИ, А ЗАГРУЗКА ПОКА ВСЕГО 16 ПРОЦЕНТОВ...»

На одну шестую часть от своей мощности загружена сегодня резидентами подстанция «Щелоков-500» в «Алабуге», с помпой и задорого открытая три года назад. Рентабелен ли объект стоимостью 5 млрд рублей при такой загрузке, Сетевая компания как обслуживающая организация пояснить не смогла — комментариев от эксплуатанта редакции не удалось дождаться. Однако на невостребованность мощного инвестиционного проекта еще в марте на энергетическом саммите в Казани обратил внимание президент РТ Рустам Минниханов. «Вот мы „Щелоков-500“ построили, а загрузка пока всего 16 процентов. Они же сделали инвестиции. А то, что мы планировали, пока не реализовано! Это же не на Сетевой компании, это мы техническое задание дали!» — негодовал тогда Минниханов. 

Как уточнил «БИЗНЕС Online» начальник отдела PR ОЭЗ «Алабуга» Михаил Миронов, ситуация не изменилась. Если на старте проекта резидентам было предложено дополнительно 250 МВт электроэнергии, то реальная потребность в рабочем режиме не превышает 40 МВт.

«Задачами АО „ОЭЗ ППТ „Алабуга“ являются обеспечение комфортных условий для действующих резидентов особой экономической зоны и повышение инвестиционной привлекательности площадки, — прокомментировал Миронов. — Инвестиции в строительство подстанции „Щелоков-500“ служили выполнению этих задач. Среднесуточная потребляемая „Алабугой“ мощность составляет 30–40 МВт, в пиковые дни она доходила до 70 МВт. Наличие значительного запаса доступной электрической мощности является важным конкурентным преимуществом ОЭЗ „Алабуга“, позволяющим реализовывать на нашей площадке масштабные инвестиционные проекты».

Особым достижением стало внедрение системы телеуправления оборудованием — подобный проект был реализован на объектах такого класса впервые в России Особым достижением стало внедрение системы телеуправления оборудованием — подобный проект был реализован на объектах такого класса впервые в России Фото: tatarstan.ru

Как напомнил Миронов, резиденты «Алабуги» получают электричество с двух магистральных подстанций — кроме «Щелоков-500», у них есть «Тойма-2». Ток напряжением 110 кВ поступает на единую распределительную подстанцию «Алабуги», откуда электроэнергия раздается резидентам по потребности. Появление в 2015 году второй независимой подстанции обеспечило потребителям первую категорию надежности электроснабжения, и как минимум один раз это факт уже сыграл свою роль. В январе короткое замыкание на «Тойме-2» обесточило Елабугу целиком, от светофоров до заводов, но в «Алабуге» работа не остановилась — питание производств было оперативно переключено на «Щелоков-500». Согласно данным PR-службы, приоритет «Щелокова-500» соблюдается и в штатном режиме, поскольку качество энергии с этой подстанции выше, чем с «Тоймы-2». Отметим, что качество не влияет на тариф и вопрос конкурентной цены между поставками с «Тоймы-2» и со «Щелоков-500» не стоит перед резидентами. Ток они покупают не напрямую, а на розничном рынке по договорам с «Татэнергосбытом».

Кроме того, в «Алабуге» есть и свои производители электроэнергии — это турецкие компании «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» и «Хаят Кимья». Они имеют собственные газотурбинные установки: сжигая газ, заводы получают необходимое им тепло. Электричество выходит из турбин побочным продуктом и, кроме собственного потребления, продается на рынок. Когда турецкие турбины останавливаются, к примеру, на плановое обслуживание, тогда «Щелоков-500» и получает пиковую нагрузку до 70 МВт от резидентов.

«В ближайшей перспективе потребление энергии „Алабугой“ с подстанции „Щелоков-500“ будет увеличиваться в связи с вводом в строй новых заводов — крупных потребителей, в частности, заводов „Гемонт“, „Протелюкс“. Это позволит повысить загрузку мощностей и будет способствовать росту доходов управляющей компании ОЭЗ», — обнадежил Миронов. «Гемонт», по его словам, заявляет приличную энергоемкость — до 50 МВт, «Протелюкс» же сможет покупать порядка 30 МВт.

НИЖНЕКАМСК И БРАЛ БЫ БОЛЬШЕ, ДА НЕ ДОВОЗЯТ

Напомним, что «Алабуга» выступила основным соинвестором проекта Сетевой компании, вложив в него 3 млрд рублей. Сетевая из собственных средств потратила 1 млрд рублей и еще миллиард инвестировала в проект «Татнефть» с расчетом на подпитку своих нижнекамских активов. Сегодня «Алабуга» отбивает со своих инвестиций по 52 копейки за 1 кВт/ч — такова наценка ОЭЗ в тарифе за транспортировку электроэнергии по своей территории.

Если говорить о востребованности подстанции как таковой, а не только резидентами «Алабуги», то картина получается ровно та же самая — из 1500 МВт имеющихся «Щелоков-500» раздает порядка 250 МВт, то есть 16,7%. К тому объему, который покупает ОЭЗ, можно добавить «Аммоний» — как сообщил «БИЗНЕС Online» главный энергетик менделеевского завода Айрат Зарипов, «Аммоний», согласно параметрам техприсоединения, забирает со «Щелокова-500» 28 МВт.

С «Татнефтью» ситуация не достаточно ясна — в компании, поучаствовавшей миллиардом, объем потребления электричества со «Щелоков-500» решили оставить в секрете. Однако известно, что ТАНЕКО тоже входит в состав основных потребителей подстанции. С одной стороны, потребность в этом объекте Сетевой компании у «Татнефти» могла сократиться после открытия в сентябре 2016 года еще одного объекта — подстанции «Бегишево» на 220 кВ, тоже стоившей 5 млрд рублей. Проект «Бегишево» как раз был нацелен на обслуживание нефтехимических производств Нижнекамского энергорайона. С другой стороны, «Татнефть» протянула на ТАНЕКО ЛЭП на 110 кВ за свой счет — такая линия может передавать до 100 МВт электричества. Когда комплекс «ТАНЕКО» строился, «Татнефть» рассматривала вариант строительства собственной ТЭЦ, однако остановилась на ЛЭП и покупке энергии на рынке. Любопытно, что после строительства и передачи линии ТАНЕКО — «Щелоков-500» на обслуживание Сетевой компании ТАНЕКО теперь еще и платит ей за эксплуатацию этой ЛЭП.

Стоит также отметить, что Нижнекамский энергорайон, несмотря на две новые подстанции, по-прежнему остается дефицитным из-за недостатка линий электропередачи. По словам местных энергетиков, предприятия района могли бы покупать у Сетевой больше электричества, будь в их распоряжении дополнительные ЛЭП, чтобы ее передавать, в том числе со «Щелокова-500». Видимо, Сетевая компания ждет, когда нефтехимики опять проведут линии за свой счет, чтобы потом платить за их использование?

Более того, на энергию подстанции изначально претендует и Казань, не говоря уж о ее стратегическом значении для Камского промышленного узла — «Алабуги», Нижнекамска (в частности, для ТАИФ-НК), Набережных Челнов, Менделеевска. Об этом президент говорил еще на торжественном открытии «Щелокова-500» летом 2015 года. «Объект очень серьезный, — отмечал тогда Минниханов. — Он позволит в три раза нарастить объемы промышленной продукции в республике: если сейчас это 700 миллиардов рублей, то в будущем должно быть 2 триллиона».

«В ближайшей перспективе потребление энергии «Алабугой» с подстанции «Щелоков-500» будет увеличиваться в связи с вводом в строй новых заводов — крупных потребителей, в частности, заводов «Гемонт», «Протелюкс» «В ближайшей перспективе потребление энергии «Алабугой» с подстанции «Щелоков-500» будет увеличиваться в связи с вводом в строй новых заводов — крупных потребителей, в частности, заводов «Гемонт», «Протелюкс» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СТОЛП

Фактически строительство подстанции началось еще в 1980 году под названием «Кама-500» для нужд строящегося Елабужского тракторного завода, но проект был заморожен. В середине 2000-х к нему вернулись, но в активную фазу строительства он вошел только в апреле 2012 года, причем не без моральной поддержки федерального правительства.

Дело в том, что подстанция призвана не просто снабжать электричеством округу, она включена в «Северный транзит» единой энергетической системы России, обеспечивая надежность перетока электроэнергии и мощности по сечению Центр — Урал. В этой связи особым достижением стало внедрение летом 2016 года системы телеуправления оборудованием — подобный проект был реализован на объектах такого класса впервые в России. Система позволила дистанционно управлять всеми выключателями «Щелокова-500» из Самары, где располагается «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Средней Волги» — филиал АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Подразумевается, что за счет телеуправления повышается надежность глобальной национальной электросети.

В пределах республики на подстанцию также возложили функцию главной опоры глобального энергетического кольца республики: «Щелоков» — «Центральная» — «Кутлу-Букаш» — «Бегишево» — «Щелоков». Необходимость поднять надежность электроснабжения в Татарстане остро встала перед руководством республики в период подготовки к Универсиаде-2013 — было понятно, что к главному событию года с елабужской подстанцией не успеть, но раз имиджевый проект Казани оставит после себя инфраструктуру под международные курултаи, значит, потребность еще возникнет.

Летом 2012 года в то время премьер-министр РТ Ильдар Халиков на совещании, посвященном будущему объекту, торопил соинвесторов, министров и энергетиков с началом стройки, предвкушая новые мощности для потребителей к концу 2013 года. К концу 2016-го подстанцию должны были связать с казанской «Центральной», чтобы и столице подкинуть 400 МВт. Работы начались весной 2016-го, но к лету 2017-го года еще не были завершены, хотя их актуальность только выросла в преддверии чемпионата мира по футболу. Сейчас линия протяженностью 230 км, должно быть, достроена силами постоянного строителя Фардиева — «КЭР Холдинга», который выступил генподрядчиком и на самой подстанции, но о передаче 400 МВт в Казань почему-то не слышно.

Проект сменил свои названия дважды, превратившись сначала из «Камы-500» в «Елабугу-500», а потом увековечив имя своего первого проектировщика и строителя Юрия Щелокова Проект сменил свое название дважды, превратившись сначала из «Камы-500» в «Елабугу-500», а потом увековечив имя своего первого проектировщика и строителя Юрия Щелокова Фото: стоп-кадр видео с сайта tatarstan.ru

ПЕЧАЛЬНЫЙ ИТОГ МНОГОЛЕТНИХ СПИЧЕЙ

Чтобы не путаться в названиях, поясним, что за минувшие годы проект сменил их дважды, превратившись сначала из «Камы-500» в «Елабугу-500», а потом, в мае 2014 года, увековечив имя своего первого проектировщика и строителя, при жизни — технического руководителя энергосистемы Татарстана Юрия Щелокова. В активную фазу стройка вошла весной 2012 года. К лету на площадке трудились порядка 270 рабочих и 75 единиц спецтехники. Еженедельно к ним приезжали Фардиев и топ-менеджеры Сетевой компании. К концу 2013 года подстанция была реконструирована, и завершение основных работ тогда в один голос называлось одним из важнейших событий года в экономике Татарстана. «Елабуга-500», как она именовалась на тот момент, стала третьей по счету среди самых мощных в республике подстанций на 500 кВ (две другие располагаются в Киндерях и Бугульме) и самым крупным электросетевым объектом — она разместилась на 24 гектарах.

Сетевая компания декларировала в связи с проектом самый высокий уровень оснастки и оборудования в Поволжье, использовала самые современные компоновочные решения. Кроме основного оборудования подстанцию упаковали всевозможными порталами и молниеотводами, прожекторными мачтами. Предметом отдельной гордости стало использование исключительно отечественного оборудования. Его собирали не только в Татарстане, но и по всей России — везли из Екатеринбурга, Чебоксар, Питера, Великих Лук.

Новак (второй слева на переднем плане) тогда оценивал ввод подстанции, равных которой в России единицы, как свидетельство развития экономики и промышленности региона Новак (второй слева на переднем плане) тогда оценивал ввод подстанции, равных которой в России единицы, как свидетельство развития экономики и промышленности региона Фото: tatarstan.ru

После запуска в эксплуатацию на объекте ввели производственную систему «Энергия», и по мере работы подстанции Сетевая хвасталась сотнями внедренных кайдзен-предложений. В основном они касались всяческой иллюминации — цветовой визуализации пульта управления, цветовых схем, чтобы не заблудиться между шкафами автотрансформаторов, сигнальных лампочек на аварийной системе... На объекте даже завели специальный учебный класс с макетом подстанции, чтобы легче рождались новые идеи.

На открытие важного для энергосистемы страны объекта прибыли лично министр энергетики РФ Александр Новак и полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Новак тогда оценивал ввод подстанции, равных которой в России единицы, как свидетельство развития экономики и промышленности региона. Помпезная церемония сопровождалась раздачей грамот и медалей: Новак и Минниханов награждали подрядчиков и работников Фардиева, а сам он вешал памятные юбилейные медали от Сетевой компании на поставщиков оборудования.

В настоящее время Сетевая ведет и другие масштабные проекты на мощнейших подстанциях Татарстана — примерно под уровень «Щелокова» реконструируются «Киндери-500» и «Бугульма-500». Нет сомнений, что оно того стоит, однако с учетом нынешней загрузки «Щелокова-500» складывается впечатление, что все это делается как бы про запас — Новаку, наверное, удобно отчитываться о модернизации энергосистемы на федеральном уровне, вот только 5-миллиардные инвестиции татарстанских предприятий лежат в трансформаторах гиганта мертвым грузом и очередным символом несоответствия амбиций и суровой реальности.